Скачать 65.17 Kb.
|
Специализированная школа №62 Лукаш С.С. Тема урока литературы 9 класс: «Подруга дней моих суровых» (няня Арина Родионовна) «Да будет же ей , этой няне . и от лица русского общества вечная благодарная память» И.С. Аксаков Тип урока: нестандартный урок усвоения новых знаний Жанр урока : урок-портрет Форма урока: бинарный (зарубежная литература. Музыка. Изо. География) Цели урока Дидактическая: дать представление о няне поэта, сыгравшей роль в становлении поэта, совершенствовать навыки анализа поэтического произведения. Обобщить знания о Яковлевой –Матвеевой Арине Родионовне Развивающая: развитие логического мышления, речевой культуры, развитие коммуникативной компетенции (работа в группах. Под руководством учителя. Говорение в монологе. Диалоге) Воспитательная: воспитывать уважение к старшему поколению, ответственность за своих близких, интерес к памятным местам Пушкина Оборудование: портрет Арины Родионовны. Слайд-шоу «друг или раба своих господ» аудио -чтение. «Колыбельная», «Русские народные песни». Репродукция Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском» Предварительная подготовка к уроку, 1 группа « Я исповедуюсь в любви» (няня в творчестве Пушкина) 2 группа « История жизни Яковлевой» 3 группа «Вечера в Михайловском» 4 группа «Отношение друзей Пушкина к няне» 5гр экскурсоводы « Памяти няни» Оформление столов: скатерти , свечи, перо в чернильнице. Портрет Пушкина. Томики стихов Ход урока Учитель: сегодня мы будем говорить о женщине, которая собрала о себе почтительные и восторженные отклики и Пушкина, и его Современников. Это Арина Родионовна Яковлева. Звучит народная песня. 1группа чтецы « Я исповедаюсь в любви»( «Няне», отрывок «Зимнее утро» 2гр «Биографы» Няня Пушкина Арина Родионовна Яковлева родилась 10апреля 1758года в деревне Суйда (ныне с Воскресенское). А точнее –в полуверсте от Суйды, в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии. Родители ее были крепостными, имели семерых детей. Арина было ее домашнее имя. А подлинное –Ирина. Как крепостная крестьянка фамилии не имела. Сам Пушкин ее ни разу не называл по имени. А в письмах писал «няня». Ребенком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка Федора Апраксина. В 1759году Суйду с людьми купил прадед Пушкина- А.П.Ганнибал. В 1781году Арина вышла замуж за крестьянина Ф.Матвеева. Жили они бедно, в хозяйстве не было даже скотины. Понятно, почему она попросилась в няни. В 1792году она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, а в 1795 году за безупречную службу ей подарена отдельная изба. 20 декабря 1797г у М.Ганнибал родилась внучка Ольга, после ее рождения ее взяли в семью Пушкиных. Арина был кормилицей сестры поэта, няней Пушкина и его брата. Звучит «Колыбельная песня». Колыбельная песня…Она входит в нашу жизнь с рождения. Поют нам ее наши мамочки и бабушки. Маленькому светловолосому Пушкину колыбельную пела няня ( на экране домик няни и ее фотография.) Маленькая избушка рядом с господским домом привлекает особое внимание всех пришедших поклониться Арине Родионовне. Мария Ганнибал подарила, то ли хотела подарить вольную няне. Но Арина отказалась. От рождения и до смерти она оставалась крепостной. Учитель: какие определения связаны со словом няня? (слово группам за столиками) -милая, добрая, заботливая, ласковая -правильно. Их все можно отнести к няне Пушкина -Какой вы ее представляете? ( спикеры групп защищают свои рисунки) Демонстрируется портрет Арины Родионовны. Вглядитесь в ее лицо «это .была старушка чрезвычайно степенная. Лицом полная. Вся седая, страстно любящая своего питомца. Отъезд любимца в Царское село стал черным днем для Арины. Скучал без нее и Саша. Ей, своей голубушке, посвящал он свои стихи. 3 группа «информаторы»- «в Михайловском» С сердцем . взволнованным и несчастною любовью и тревогами последних дней. Пушкин приехал в тихую деревню. Но она встретила его крупными неприятностями: отец согласился наблюдать за поведением сына, на этой почве разыгралось крупное столкновение. Никогда между отцом и сыном не было никаких связей. Но до этого времени они не переходили за пределы холодного равнодушия: теперь они столкнулись Арина Родионовна скрашивала горькие дни заточения «Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки… своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». 4 группа « Друзья Пушкина о няне» Арина Родионовна любила друзей Пушкина. 11 января Пущин приехал в Михайловское. Он описывает встречу с няней: «Прибежавшая старушка застала нас в объятиях друг друга- один почти голый, другой- весь забрызганный снегом. Воспоминания Пущина : не знаю. за кого она приняла меня, только ничего не спрашивая, принялась обнимать. Я догадался, что это его добрая няня, столько им воспетая Светлой, доброй. Чуткой. Любящей осталась няня в памяти друзей Пушкина. Русская крестьянка с щедрым сердцем, переполненным любовью к Пушкину и его друзьям. Она была для поэта и матерью, и подругой , и музой. Как материнское молоко впитал он ее образ. Ее голос. Ее песни. Сказки. Навеки запечатлел свою мамушку в стихотворении «Няне» 5 группа «экскурсоводы» Поэт бережно хранил записки от старой няни: « любезный мой друг. Александр Сергеевич. Я получила письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна - вы у меня беспрестанно в сердце и на уме. Только когда засну, забуду вас. Приезжай, мой ангел, к нам , в Михайловское. Всех лошадей на дорогу выставлю. Я вас буду ожидать и молить Бога, чтобы дал нам свидеться. Прощай, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила - поживи, дружочек, хорошенько, -самому слюбиться. Я , слава Богу, здорова. Целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна.» Каким чудесным ответом на письмо служит стихотворение «Няне» Учитель: попробуйте выразить настроение стихотворения с помощью красок-цветов -какими красками вы бы передали настроение стихотворения? -Настроение можно передать мрачными красками. Только настроение последней строки более светлыми цветами. -каким настроением пронизано стихотворение7 -грустное, печальное. Тоскливое -Какие чувства владели поэтом, когда он писал стихотворение? -чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки. Нежность. забота. признательность за дружеское участие в ссылке * этими чувствами поэт наделяет лирического героя стихотворения (лирический герой-это личность. Чьи мысли чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок к автору, но нельзя его отождествлять эти понятия) Жанр стихотворения -послание. В лирическом произведении и жанр. И композиция. И ритмика. И изобразительно-выразительные средства- все способствует выражению настроения -рассмотрим. Как выражается настроение в этом стихотворении - Первые 2 строки-обращение лирического героя к няне. Читая это стихотворение. Мы рисуем в своем воображении ряд картин. Представьте. Что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение. Создать слайды. -сколько слайдов получится7
Таким образом , мы разделили стихотворение на части. То есть определили композицию: 1часть –обращение лирического героя к няне 2часть- забытый домик в глуши сосновых лесов 3часть лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания. Она горюет. Подходит к воротам, вслушиваться. Не звенит ли колокольчик 4часть в душе е беспокойство о воспитаннике. Горестные предчувствия - Как можно оживить чувства няни? Слуховое воображение : звон колокольчика, скрип саней, топот копыт Чувственное воображение7 свежий промерзший воздух Визуальное? Вьющиеся волосы. Измятый лист бумаги, перо Экскурсоводы «Последние годы жизни няни» Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827г за 9 месяцев до ее смерти . Арина Родионовна скончалась 70 лет от роду 29 июля в Петербурге, в доме Ольги Пушкиной )Павлищевой).На похороны Пушкин не поехал. Хоронил няню муж Ольги, оставив могилу безымянной. На кладбищах к могилам крепостных не проявляли должного внимания. Оставленная без присмотра могила няни вскоре оказалась затерянной. В 1940 году в результате кропотливых поисков в архивах узнали. Что отпевали няню во Владимирской церкви. Также выяснилось, что погребена она на Смоленском кладбище. Колокола. Итог. Учитель: Слово Пушкина о няне бессмертно! Проходят столетия, а Арина Родионовна всегда с нами; она- наша первая тропиночка к Пушкину. В послании «Няне» всего двенадцать строк, а я бы назвала ее одной- хвалебной песнью всем няням. Мамам , бабушкам. В ней- любовь к тем, кто дал нам жизнь, вынянчил нас. Звучит романс из музыки к «Метели». Проецируется репродукция памятника О. Комова «Пушкин с няней» в Пскове. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Няня в жизни Пушкина». «Я хочу рассказать вам о самом близком человеке…» |
Презентация (тема урока, годы жизни Арины Родионовны, фотографии... ... |
Исследовательская работа по литературе Автор: Суровцев Иван 7 «А» класс мкоу «Лицей №1» Арина Родионовна играла великую роль в жизни Пушкина. О няне Пушкина мы знаем уже с детства. Всю душу отдала Арина Родионовна первенцу... |
||
Я сказками волшебными согрет Была у них дома и няня, крепостная крестьянка Арина. Она любила маленького Сашу как родного сына. Няня знала множество сказок и прекрасно... |
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского |
||
Урок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».... Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в художественном мире баллады |
Урок литературы 9 класс Тема: «Я вас любил…» Оформление урока: презентация «Адресаты лирики А. С. Пушкина», распечатка стихотворений, фонограмма романса «Я помню чудное мгновенье»,... |
||
Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского... Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе |
Урока Тема урока Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы |
||
Пояснительная записка Номинация: основная школа (5-8 классы). Тема... Тема урока: А. С. Пушкин «Слово о поэте» изучается по программе. Автор Коровина В. Я. 7 класс. 1 час |
Урока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |