Тема урока литературы 9 класс: «Подруга дней моих суровых» (няня Арина Родионовна)




Скачать 65.17 Kb.
Название Тема урока литературы 9 класс: «Подруга дней моих суровых» (няня Арина Родионовна)
Дата публикации 17.10.2014
Размер 65.17 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Специализированная школа №62

Лукаш С.С.

Тема урока литературы 9 класс: «Подруга дней моих суровых» (няня Арина Родионовна)

«Да будет же ей , этой няне . и от лица русского

общества вечная благодарная память»

И.С. Аксаков

Тип урока: нестандартный урок усвоения новых знаний

Жанр урока : урок-портрет

Форма урока: бинарный (зарубежная литература. Музыка. Изо. География)

Цели урока

Дидактическая: дать представление о няне поэта, сыгравшей роль в становлении поэта, совершенствовать навыки анализа поэтического произведения. Обобщить знания о Яковлевой –Матвеевой Арине Родионовне

Развивающая: развитие логического мышления, речевой культуры, развитие коммуникативной компетенции (работа в группах. Под руководством учителя. Говорение в монологе. Диалоге)

Воспитательная: воспитывать уважение к старшему поколению, ответственность за своих близких, интерес к памятным местам Пушкина

Оборудование: портрет Арины Родионовны. Слайд-шоу «друг или раба своих господ» аудио -чтение. «Колыбельная», «Русские народные песни». Репродукция Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском»

Предварительная подготовка к уроку,

1 группа « Я исповедуюсь в любви» (няня в творчестве Пушкина)

2 группа « История жизни Яковлевой»

3 группа «Вечера в Михайловском»

4 группа «Отношение друзей Пушкина к няне»

5гр экскурсоводы « Памяти няни»

Оформление столов: скатерти , свечи, перо в чернильнице. Портрет Пушкина. Томики стихов

Ход урока

Учитель: сегодня мы будем говорить о женщине, которая собрала о себе почтительные и восторженные отклики и Пушкина, и его Современников. Это Арина Родионовна Яковлева. Звучит народная песня.

1группа чтецы « Я исповедаюсь в любви»( «Няне», отрывок «Зимнее утро»

2гр «Биографы»

Няня Пушкина Арина Родионовна Яковлева родилась 10апреля 1758года в деревне Суйда (ныне с Воскресенское). А точнее –в полуверсте от Суйды, в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии. Родители ее были крепостными, имели семерых детей. Арина было ее домашнее имя. А подлинное –Ирина. Как крепостная крестьянка фамилии не имела. Сам Пушкин ее ни разу не называл по имени. А в письмах писал «няня». Ребенком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка Федора Апраксина. В 1759году Суйду с людьми купил прадед Пушкина- А.П.Ганнибал. В 1781году Арина вышла замуж за крестьянина Ф.Матвеева. Жили они бедно, в хозяйстве не было даже скотины. Понятно, почему она попросилась в няни. В 1792году она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, а в 1795 году за безупречную службу ей подарена отдельная изба. 20 декабря 1797г у М.Ганнибал родилась внучка Ольга, после ее рождения ее взяли в семью Пушкиных. Арина был кормилицей сестры поэта, няней Пушкина и его брата.

Звучит «Колыбельная песня». Колыбельная песня…Она входит в нашу жизнь с рождения. Поют нам ее наши мамочки и бабушки. Маленькому светловолосому Пушкину колыбельную пела няня ( на экране домик няни и ее фотография.) Маленькая избушка рядом с господским домом привлекает особое внимание всех пришедших поклониться Арине Родионовне.

Мария Ганнибал подарила, то ли хотела подарить вольную няне. Но Арина отказалась. От рождения и до смерти она оставалась крепостной.

Учитель: какие определения связаны со словом няня? (слово группам за столиками)

-милая, добрая, заботливая, ласковая

-правильно. Их все можно отнести к няне Пушкина

-Какой вы ее представляете? ( спикеры групп защищают свои рисунки)

Демонстрируется портрет Арины Родионовны. Вглядитесь в ее лицо «это .была старушка чрезвычайно степенная. Лицом полная. Вся седая, страстно любящая своего питомца. Отъезд любимца в Царское село стал черным днем для Арины. Скучал без нее и Саша. Ей, своей голубушке, посвящал он свои стихи.

3 группа «информаторы»- «в Михайловском»

С сердцем . взволнованным и несчастною любовью и тревогами последних дней. Пушкин приехал в тихую деревню. Но она встретила его крупными неприятностями: отец согласился наблюдать за поведением сына, на этой почве разыгралось крупное столкновение. Никогда между отцом и сыном не было никаких связей. Но до этого времени они не переходили за пределы холодного равнодушия: теперь они столкнулись Арина Родионовна скрашивала горькие дни заточения «Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки… своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».

4 группа « Друзья Пушкина о няне»

Арина Родионовна любила друзей Пушкина.

11 января Пущин приехал в Михайловское. Он описывает встречу с няней: «Прибежавшая старушка застала нас в объятиях друг друга- один почти голый, другой- весь забрызганный снегом.

Воспоминания Пущина : не знаю. за кого она приняла меня, только ничего не спрашивая, принялась обнимать. Я догадался, что это его добрая няня, столько им воспетая

Светлой, доброй. Чуткой. Любящей осталась няня в памяти друзей Пушкина. Русская крестьянка с щедрым сердцем, переполненным любовью к Пушкину и его друзьям. Она была для поэта и матерью, и подругой , и музой. Как материнское молоко впитал он ее образ. Ее голос. Ее песни. Сказки. Навеки запечатлел свою мамушку в стихотворении «Няне»

5 группа «экскурсоводы»

Поэт бережно хранил записки от старой няни: « любезный мой друг. Александр Сергеевич. Я получила письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна - вы у меня беспрестанно в сердце и на уме. Только когда засну, забуду вас. Приезжай, мой ангел, к нам , в Михайловское. Всех лошадей на дорогу выставлю. Я вас буду ожидать и молить Бога, чтобы дал нам свидеться. Прощай, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила - поживи, дружочек, хорошенько, -самому слюбиться. Я , слава Богу, здорова. Целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна.»

Каким чудесным ответом на письмо служит стихотворение «Няне»

Учитель: попробуйте выразить настроение стихотворения с помощью красок-цветов

-какими красками вы бы передали настроение стихотворения?

-Настроение можно передать мрачными красками. Только настроение последней строки более светлыми цветами.

-каким настроением пронизано стихотворение7

-грустное, печальное. Тоскливое

-Какие чувства владели поэтом, когда он писал стихотворение?

-чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки. Нежность. забота. признательность за дружеское участие в ссылке

* этими чувствами поэт наделяет лирического героя стихотворения (лирический герой-это личность. Чьи мысли чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок к автору, но нельзя его отождествлять эти понятия)

Жанр стихотворения -послание. В лирическом произведении и жанр. И композиция. И ритмика. И изобразительно-выразительные средства- все способствует выражению настроения

-рассмотрим. Как выражается настроение в этом стихотворении

- Первые 2 строки-обращение лирического героя к няне. Читая это стихотворение. Мы рисуем в своем воображении ряд картин.

Представьте. Что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение. Создать слайды.

-сколько слайдов получится7

Одна в глуши лесов сосновых

Давно. Давно ты ждешь меня

-строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах,

И медлят поминутно спицы в твоих

Наморщенных руках

-представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль

Глядишь в забытыи вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечастно грудь

Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль

То чудится тебе…

Возможно няне видится ее воспитанник. Ее любимец. Спешащий к ней



Таким образом , мы разделили стихотворение на части. То есть определили композицию:

1часть –обращение лирического героя к няне

2часть- забытый домик в глуши сосновых лесов

3часть лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания. Она горюет. Подходит к воротам, вслушиваться. Не звенит ли колокольчик

4часть в душе е беспокойство о воспитаннике. Горестные предчувствия

- Как можно оживить чувства няни?

Слуховое воображение : звон колокольчика, скрип саней, топот копыт

Чувственное воображение7 свежий промерзший воздух

Визуальное? Вьющиеся волосы. Измятый лист бумаги, перо

Экскурсоводы «Последние годы жизни няни»

Пушкин последний раз видел няню в Михайловском

14 сентября 1827г за 9 месяцев до ее смерти . Арина Родионовна скончалась 70 лет от роду 29 июля в Петербурге, в доме Ольги Пушкиной )Павлищевой).На похороны Пушкин не поехал. Хоронил няню муж Ольги, оставив могилу безымянной. На кладбищах к могилам крепостных не проявляли должного внимания. Оставленная без присмотра могила няни вскоре оказалась затерянной. В 1940 году в результате кропотливых поисков в архивах узнали. Что отпевали няню во Владимирской церкви. Также выяснилось, что погребена она на Смоленском кладбище. Колокола.

 

 

Итог. Учитель: Слово Пушкина о няне бессмертно! Проходят столетия, а Арина Родионовна всегда с нами; она- наша первая тропиночка к Пушкину. В послании «Няне» всего двенадцать строк, а я бы назвала ее одной- хвалебной песнью всем няням. Мамам , бабушкам. В ней- любовь к тем, кто дал нам жизнь, вынянчил нас.

Звучит романс из музыки к «Метели». Проецируется репродукция памятника О. Комова «Пушкин с няней» в Пскове.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Няня в жизни Пушкина». «Я хочу рассказать вам о самом близком человеке…»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока литературы 9 класс: «Подруга дней моих суровых» (няня Арина Родионовна) icon Презентация (тема урока, годы жизни Арины Родионовны, фотографии...
...
Тема урока литературы 9 класс: «Подруга дней моих суровых» (няня Арина Родионовна) icon Исследовательская работа по литературе Автор: Суровцев Иван 7 «А» класс мкоу «Лицей №1»
Арина Родионовна играла великую роль в жизни Пушкина. О няне Пушкина мы знаем уже с детства. Всю душу отдала Арина Родионовна первенцу...
Тема урока литературы 9 класс: «Подруга дней моих суровых» (няня Арина Родионовна) icon Я сказками волшебными согрет
Была у них дома и няня, крепостная крестьянка Арина. Она любила маленького Сашу как родного сына. Няня знала множество сказок и прекрасно...
Тема урока литературы 9 класс: «Подруга дней моих суровых» (няня Арина Родионовна) icon Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского
Тема урока литературы 9 класс: «Подруга дней моих суровых» (няня Арина Родионовна) icon Урок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»....
Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в художественном мире баллады
Тема урока литературы 9 класс: «Подруга дней моих суровых» (няня Арина Родионовна) icon Урок литературы 9 класс Тема: «Я вас любил…»
Оформление урока: презентация «Адресаты лирики А. С. Пушкина», распечатка стихотворений, фонограмма романса «Я помню чудное мгновенье»,...
Тема урока литературы 9 класс: «Подруга дней моих суровых» (няня Арина Родионовна) icon Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского...
Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе
Тема урока литературы 9 класс: «Подруга дней моих суровых» (няня Арина Родионовна) icon Урока Тема урока
Роль лите­ратуры в духовной жизни человека. Нацио­нальная самобытность русской литературы
Тема урока литературы 9 класс: «Подруга дней моих суровых» (няня Арина Родионовна) icon Пояснительная записка Номинация: основная школа (5-8 классы). Тема...
Тема урока: А. С. Пушкин «Слово о поэте» изучается по программе. Автор Коровина В. Я. 7 класс. 1 час
Тема урока литературы 9 класс: «Подруга дней моих суровых» (няня Арина Родионовна) icon Урока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции