Рабочая программа по литературе 5 класс




Скачать 0.55 Mb.
Название Рабочая программа по литературе 5 класс
страница 1/3
Дата публикации 16.10.2014
Размер 0.55 Mb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3





Рабочая программа по литературе
5 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с:


  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования(Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089)




  • Федеральным базисным учебным планом для основного общего образования(Приложение к приказу Минобразования от09.03.2004 №1312)




  • 1. Примерной авторской программой по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 класс: основной курс автор составитель: В.Я. Коровина, третье издание, Москва «Просвещение» 2008 г.




  • Региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Саратовской области № 1089 от 06.12.2004 г.


Кому адресована программа:
Тип учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вид школы: основная общеобразовательная школа(2 ступень)

Класс: 5

Автор-составитель:

Славкина Кристина Степановна

II категория, образование –неоконченное высшее, стаж-4 года, учитель русского языка и литературы


Общая характеристика предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единство формы и содержания, историзма, традиции новаторства, осмысления историко - культурных сведений, нравственно –эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко –культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.

Содержание школьного литературного образования включает два больших концентра ( 5 -9, 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы ( 5-6, 7-8 классы и 9 класс).

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но не достаточно владеет собственно техникой чтения, вторая – владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй – активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями.

В 10, 11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко – литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.
Основные цели и задачи курса.

Преподавание литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей.

  1. Развитие эмоционального восприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Способствовать обучению школьников умению выделять главную мысль текста,

  • Способствовать развитию творческого воображения школьников,

  • Способствовать развитию потребности у обучающихся в самостоятельном чтении художественных произведений,

  • Способствовать развитию устной и письменной речи школьников.

  1. Подвести школьников к пониманию того, что сопереживание, сочувствие, сострадание, соучастие, содействие – формы гуманистического отношения между людьми.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

  • Прививать любовь к книге как ценности культуры,

  • Воспитывать внимание, сосредоточенность, организованность,

  • Дать понятие нравственно-философских категорий добра и зла, жизни и смерти через приобщение к жанру сказки.

  1. Способствовать целостному восприятию и пониманию художественного произведения, вызывая соответствующий эмоционально-эстетический отклик ученика.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Учить пользоваться важнейшими формами пересказа,

  • Учить использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения.

  • Учить работать с доступным справочным материалом.

  • Учить использовать формы диалога при чтении и в процессе обсуждения художественного произведения.

  • Формировать представление о сюжете,

  • Дать начальное представление о герое, жанре, авторе.



Ключевые компетенции курса
- выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в произведениях;

- правильно, бегло и выразительно читать вслух текст (100-110 слов в минуту);

- находить в тексте изучаемого произведения сравнения;

- пересказывать устно и письменно, кратко, подробно, выборочно – эпизод (или несколько эпизодов) из эпического произведения;

- составлять устный рассказ о литературном герое;

- пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении литературы широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т. п.).

Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство); на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, широко вводят их в речь; при изучении географии — с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии — с вопросами мышления и речи; при занятиях музыкой — со звуком, тембром, интонацией.

Используя репродукции картин известных художников на уроках литературы, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства. Обучая детей писать сочинение по картине, учитель русского языка способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.
Место предмета в базисном плане

Источником составления тематического планирования уроков по литературе является:

  1. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения (Пр. №322.02.98).

  2. Обязательный минимум содержания основного общего (базового и среднего полного) образования по предмету литературы.

  3. Вариант авторской программы по литературе.

Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В. П. Полухина.
Программа под редакцией профессора Коровиной полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утверждён приказом Министерства образования РФ №1089 от 5.03.2004 г.) и Федеральному базисному учебному плану (утверждён приказом Минобразования России №1312 от 9.03.2004 г.).

Учебники этих авторов входят в федеральный перечень, утверждённый Министерством образования науки России от 21.10.2004. Его особенностью является вариативность планируемых результатов обучения, формулировок задания, содержания домашних заданий.

В планирование включены диагностика и коррекция занятий, реализующая идею конструирования учебных технологий.
Авторы программы избегают жёсткой регламентации, предоставляя право учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие – читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему.

По учебному плану в 5 классе предусмотрено 68 часов в год и 2 часа в неделю.

В авторской программе указан годовой объем учебного времени, а также распределение количества часов по темам.

Учитывая значимость материала для формирования навыков литературного языка, а также подготовленность учащихся и условие работы с данным классом, в указанное распределение внесены свои коррективы с учетом планирования уроков в методическом пособии уроки литературы в 5 классе О.А.Ереминой – учителя – методиста с большим стажем практической работы в школе.

Сроки реализации программы
Программа по литературе общим объемом 68 часов изучается в течение учебного года

I четверть – 18 час.

II четверть – 14 час.

III четверть – 22 час.

IV четверть – 14 час.
Используемые технологии:(формы и методы)

Формы организации обучения:

Фронтальные;

Индивидуальные;

Самостоятельная работа.

Методы обучения:

Словесные;

Наглядные
Практические.

Инструментарий для оценивания

  1. Устный ответ

  2. Сочинение

  3. Тесты

  4. Зачет


Предполагаемый результат
Требования к знаниям , умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 5 класса
Одно из основных направлений преподавания литературы — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усиление практической направленности обучения литературы в школе требует особого внимания к вопросам теории.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка.

Важнейшим результатом учебной деятельности является:

1)формирование навыков грамотного письма

2) прочное усвоение словаря-минимума, необходимого для грамотного человека;

3) совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществление этих видов в трех направлениях, составляющих единое целое:

а) овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения.

б) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

в) формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

г) формирование навыков выразительного чтения

д) приобщение учащихся к работе со справочной литературой.


Система оценки достижений учащихся.
Оценка устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов учитель руководствуется основными критериями в пределах программы данного класса:

1. знание текста и понимание идейно –художественного содержания изученного произведения.

2. умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. понимание роли художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания изученного произведения.

4. знание теоретико –литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений изучаемых в классе.

5. умение анализировать художественные произведения.

6. умение владеть монологической литературной речью, логичностью и последовательностью ответа, беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам: 5 класс 100-110 слов в минуту, считая это средней скорость в последующих классах.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно- эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико –литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно- эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико –литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, привлекать текст для аргументации своих выводов; свободное владение монологической литературной речью. Однако допускается одна –две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, который показывает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно- эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико –литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, привлекать текст для аргументации своих выводов; свободное владение монологической литературной речью. Однако допускается одна –две неточности в ответе. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

- глубоко и аргументировано, в соответствии с планом раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщение.

- стройное по композиции, логичное и последовательное возложение мыслей;

- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

- допускается незначительная неточность в содержании, один –два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, умение делать выводы и обобщение;

- логичное и последовательное в изложении содержания;

- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

- допускаются две- три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех –четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

- в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения о нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала, обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

- имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи;

- в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение которое:

- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений.

- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями.

- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:

- совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

- содержащее большее число ошибок чем это установлено для отметки два.

Содержание тем учебного курса
Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

* Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Из литературы XIX века Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафон-тен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Prin-ceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о

поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине "

Владимир Галактионович Короленко(краткий рассказ о писателе ( детство и начало литературной деятельности)

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «
ности). дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное). .

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин. «Помнюдолгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Амина до. «Города

и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Учебно-тематическое планирование по литературе
Класс ___5__

Учитель Славкина Кристина Степановна

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков ____, зачётов __2__, тестов ____ ч.;

Административных контрольных уроков _____ ч.

Планирование составлено на основе рабочей программы по литературе 5-11 классы В.Я. Коровина.

Учебник

Литература 5 класс часть 1, 2 Москва Просвещение 2009






Тема урока

Тип урока

Основные понятия

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Оборудование

Дата проведения



По плану

По факту

Введение

1

1

Введение

Изучение нового материала

Книга в жизни человека.

Знать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги




Словарная работа(форзац, титульный лист, выходные данные)

5.09




Устное народное творчество

2

1

Устное народное творчество.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Сказка как вид народной прозы.

Изучение нового материала

Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни.

Развивать навыки беглого выразительного чтения.

Фронтальный опрос

Словарная работа: (фольклор, фольклористика, жанр, малые жанры фольклора)

8.09




Русские народные сказки

3

1

Сказка как вид народной прозы «Царевна-лягушка».

Художествен –

ный мир сказки «Царевна– лягушка».

Изучение нового материала

Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

Иван-царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

Уметь пересказывать произведения и анализировать его.

Фронтальный опрос

Иллюстрации Т.Мавриной , Ю. Васнецова, И.Кузнецова (сопоставление с текстами сказок)

12.09




4

2

Сказка «Иван - крестьянский сын и

чудо - юдо».

Комбинированный

Волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

Уметь отвечать на вопросы.

Фронтальный опрос

Иллюстрации И.Билибина,В.Васнецова

15.09




5

3

Художественные особенности сказки. Образ главного героя.

Комбинированный

Пересказ сказки «Бой на калиновым мосту».

Уметь анализировать сказку

Фронтальный опрос

Иллюстрации И.Билибина,В.Васнецова

19.09




6

4


Сказки о животных «Журавль и цапля».

Бытовые сказки «Солдатская шинель».

Контроль знаний

Народное представление о справедливости.

Народные представления о добре и зле.

Чтение сказки по ролям.


Фронтальный опрос

Иллюстрации сказок

22.09




7

5

Развитие связной речи.

Сочинение «Мои любимые народные сказки».

Контроль знаний

Темы сочинений:

  1. Мой любимый герой русской народной сказки.

  2. Почему я люблю читать народные сказки?

Добро и зло в народных сказках.

Написание варианта сказки

Самостоятельная работа




26.09




Из древнерусской литературы

8

1

Древнерусская литература.

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Изучение нового материала

Возникновение древнерусской литературы.

Сюжеты русских летописей.

Герои литературного сказания. Фольклор и летописи.

Уметь составлять цитатный план.

Фронтальный опрос

Словарная работа: отрок, печенеги, отчина)

Репродукция картины А.Иванова «Подвиг молодого киевлянина»

29.09




Из литературы XVIII века

9

1

Литература XVIII века.

М.В.Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…».

Изучение нового материала

Стихотворение Ломоносова как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.

Развивать умения находить в тексте юмористические моменты, уметь выразительно читать.

Фронтальный опрос

Словарная работа: астроном, весьма, слыл, очаг.Имен Коперник, Птоломей.

Портрет В.М.Ломоносова

3.10




Из литературы XIX века. Русские басни

10

1

Литература XIX века.

Басня как литературный жанр. «Волк на псарне»

Изучение нового материала

Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века).

Развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль.

Фронтальный опрос

Иллюстрации басни

6.10




11

2

И.А.Крылов.

Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под дубом».

Изучение нового материала

Слово о баснописце.

Обличение человеческих пороков в баснях. Понятие об аллегории и морали.

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке.

Обучение выразительному чтению басни.

Развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль.

Фронтальный опрос

Портрет И.А.Крылова, иллюстрация А.Лаптева, словарная работа:ловчий, лицемер, лицемерить.

10.10




12

3

«Ворона и лисица»

Контроль знаний

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях.

Развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль.

Обучение выразительному чтению басни.

Чтение наизусть

Словарная работа: невежа, невежда. Иллюстрации художника Г.Куприянова, Е.Рачева.

13.10




13

4

Внеклассное чтение. Урок –концерт по басням Крылова.

Контроль знаний

Обобщить знания учащихся о Баснях Крылова.

Знать основные мотивы творчества Крылова(нравственно-социальная тема, патриотическая, тема искусства и таланта)

Фронтальный опрос




17.10




14

5

В.А.Жуковский


Сказка «Спящая царевна» как литературный жанр

Изучение нового материала

Слово о поэте.

Жуковский–сказочник. Сюжет и герои сказки «Спящая царевна». Черты литературной и народной сказки.

Развивать навыки беглого выразительного чтения.

Фронтальный опрос

Портрет В.А.Жуковского

Словарная работа(баллада, ратник, латник)

19.10




15

6

В.А.Жуковский

Баллада «Кубок».Благородсто и жестокось его героев

Изучение нового материала

Понятие о балладе.

Герои баллады. Нравственно – психологические проблемы баллады.

Познакомить с жанром баллады.

Понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям, уметь выразительно читать балладу

Анализ баллады

Словарная работа

24.10




16

7

А.С.Пушкин.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила».

Изучение нового материала

«Пролог» к поэме как собирательная картина народных сказок.

Развивать навыки беглого выразительного чтения.

Пополнить , уточнить знания о биографии писателя.

Чтение наизусть

Портрет А.С.Пушкина

26.10




17

8

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».Борьба добрых и злых сил.

Изучение нового материала

Истоки рождения сюжета сказки.

Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.

Развивать навыки выразительного чтения поэтического текста.

Фронтальный опрос

Словарная работа( инда, сочельник, ломлива, перст, полати)

Иллюстрации худ. Т.Мавриной, Т.Пашкова.

7.11




18

9

Развитие связной речи.Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа


Изучение нового материала

Стихи и проза. Стихотворная речь и её признаки. Ритм как структурная основа стиха. Рифма, строфа. Способы рифмовки

Знать определение понятий ритм, рифма(перекрестная, парная, опоясывающая), строфа;

Отличать речь прозаическую от стихотворной , аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснять ритмическую и смысловую роль рифмыв стихотворном произведении;

Уметь используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина , показать разницу между прозаической и стихотворной речью.

Самостоятельная работа

Подготовить сообщения:

  1. Рифма. Способы рифмовки.

  2. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.

10.11



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе 5 класс icon Рабочая программа по литературе 8 класс
Рабочая программа по литературе (8 класс) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по литературе 5 класс icon Рабочая программа по литературе 8 класс
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа по литературе 5 класс icon Рабочая программа по литературе 9 класс
Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа по литературе 5 класс icon Рабочая программа по литературе 5 класс
В данном пособии представлена рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику-хрестоматии: Коровина В. Я., Журавлёв В. П.,...
Рабочая программа по литературе 5 класс icon Рабочая программа по литературе 8 класс
Программа обеспечивает реализацию соответствующего минимума содержания образования. Рабочая программа по литературе для 8 класса...
Рабочая программа по литературе 5 класс icon Рабочая программа по литературе 11 класс Составитель Голикова И. В
Рабочая учебная программа по литературе составлена для 11 класса общеобразовательной школы на основе
Рабочая программа по литературе 5 класс icon Рабочая программа по литературе 9 класс базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе в 9 классе соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по литературе 5 класс icon Рабочая программа по литературе 8 класс базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе в 8 классе соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по литературе 5 класс icon Рабочая учебная программа по литературе 5 класс для базового уровня
Данная рабочая программа по литературе для 5 класса полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного...
Рабочая программа по литературе 5 класс icon Рабочая программа по литературе 11 класс
Рабочая программа по литературе составлена на основе соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции