Пояснительная записка. Статус документа




Скачать 205.95 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Статус документа
Дата публикации16.10.2014
Размер205.95 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 8 классе это освоение различных жанров фольклора, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

В программу включено изучение зарубежной литературы, представленной произведениями писателей и поэтов разных стран мира. Через чтение произведений, беседы, рассказы об авторах, познакомить учащихся с лучшими произведениями зарубежной литературы.

Задачи курса:

- воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;

- формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций зарубежья;

- помочь учащимся войти в мир зарубежной национальной культуры.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, анализа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

ВВЕДЕНИЕ

1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

3

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII века.

4

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Х1Х века.

34

ЛИТЕРАТУРА ХХ века.

24

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

2

Итого:

70


Раздел III. Перечень контрольных видов работы.


№п/п

Дата

Факт.

Тема контроля

1







Сочинение «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе 18в.»

2







Сочинение «Использование приёма контраста для создания образа героя» (По рассказу Л.Толстого «После бала»)

3







Сочинение «Авторское представление о счастье» (По материалам рассказов Чехова, Бунина, Горького).


Раздел IV. Произведения для заучивания наизусть

1 четверть.
Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор).
А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).
2 четверть.

М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывок на выбор).
Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).
3 четверть.

Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).
4 четверть.

А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).
О Родине и родной природе (2—З стихотворения на выбор).

Раздел V. Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VIII класса.
Учащиеся должны знать:

  1. Тексты художественного произведения.

  2. Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

  3. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  4. Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

  5. Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

  2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

  3. Различать эпические, лирические и драматические произведения.

  4. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

  5. Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

  6. Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

  7. Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

  8. Давать анализ отдельного эпизода.

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.


Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 8 класс. М. Просвещение. 2005

И.В. Золотарёва, Т.А. Крысова. Универсальное методическое пособие по литературе для 8 класса. Москва «ВАКО», 2006г.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

2 часа в неделю, 70 часов в год.




Тема

Количество часов

Знания, умения, навыки

1

ВВЕДЕНИЕ

1.

Знать понятие «художественный образ». Уметь пересказывать статью учебника.

2

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2.

Знать тексты произведений; жанровые особенности; основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение.

3

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

3.

Знать тексты произведений; жанровые особенности; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение.

4

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII века.

4.

Знать текст произведения; жанровые особенности. Уметь выразительно читать; выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение.

5

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Х1Х века.

34


Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях В.Г.Белинского; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; создавать конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.


6


ЛИТЕРАТУРА ХХ века.

24



Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.

7

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

2



Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.

9

Итого:

70






КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 8 КЛАСС.


ДАТА

Факт.

п/п

ТЕМА РАЗДЕЛА, УРОКА

1 четверть

ВВЕДЕНИЕ 1ч.







1

Связь русской литературы и истории. Комментированное чтение.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 2ч.







2

Изучение русских народных песен.







3

Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Чтение.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 3ч.







пк 4

Житийная литература как особый жанр. Работа с презентацией.







5

Житие князя Александра Невского. Комментированное чтение.







6

«Суд Шемякин» - сатирическое произведение 17в. Анализ.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII века 4ч.







7

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь».







8

События повести «Наталья, боярская дочь» и характеры героев.







9

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «обоз» и их историческая основа.







Рр 10

Обучение написанию сочинения «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе 18в.»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Х1Х века 34ч.







11

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей.







12

Анализ думы К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака».







13

А.С.Пушкин. Рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка».







14

Формирование характера Петра Гринёва. Разбор 1 и 2 гл.







15

Проблема чести , достоинства, нравственного выбора в повести. Разбор 3-5 гл.







16

Падение Белогорской крепости. Разбор 6,7 гл.







17

Изображение народной войны и её вождя. Разбор 8-12 гл.







пк 18

Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений». Работа с презентацией.

2 четверть







19

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.







20

Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.







Рр 21

Создание презентаций по повести «Капитанская дочка».







Рр 22

Защита презентаций.







23

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта.







24

Тюрьма в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Пленный рыцарь», «Сосед».







25

«Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.







пк 26

Образ Мцыри в поэме. Своеобразие поэмы «Мцыри». Работа с презентацией.







27

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор».







28

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»







29

Хлестаков и Хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестаков.







30

Чиновники на приёме у «Ревизора».Анализ 4 действия комедии.







31

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.







32

И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася».







33

История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя.

3 четверть







34

Роль 16гл. в повести «Ася».







35

«Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.







36

М.Е.Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности.







37

«История одного города» как сатира на современные писателю порядки.







38

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «старый гений».







39

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Сообщения.







пк 40

«После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа. Работа с презентацией.







41

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее.







Рр 42

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.







пк 43

А.П.Чехов. Слово о писателе. Работа с презентацией.







44

Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

ЛИТЕРАТУРА ХХ века 24ч.







пк 45

И.А.Бунин. Слово о писателе. Работа с презентацией.







46

И.А.Бунин. «Кавказ». Тема любви в рассказе.







47

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».







48

М.Горький. Слово о писателе. «Явление босяка» в творчестве писателя.







49

М.Горький «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье.







Рр 50

Подготовка к домашнему сочинению на материале рассказов Чехова, Бунина, Горького.







51

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве.







52

А.А.Блок. «На поле Куликовом». Чтение.







53

Художественный анализ стихотворения «На поле Куликовом»

4 четверть







54

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему.







55

М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».







56

И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.







57

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.







58

Сатира и юмор в рассказах Тэффи «Жизнь и воротник», М.Зощенко «История болезни».







59

А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин».







60

Идейно-художественное своеобразие поэмы «Василий Тёркин». Анализ гл. «Переправа».







пк 61

Героика и юмор в поэме. Характеристика Тёркина. Работа с презентацией.







62

А.Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение».







63

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Урок-концерт.







64

В.П.Астафьев. Слово о писателе. Тема детства в его творчестве.







65

Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет».







66

Красота души бабушки, учителя, их односельчан.







67

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Чтение и анализ стихов.







68

Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. Чтение и анализ стихов.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2ч.







69

У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Жанровые особенности трагедии.







70

В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. Обзор особенностей романа.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
...

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной...

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П....

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по физике...
...

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции