Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 8 классе это освоение различных жанров фольклора, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
В программу включено изучение зарубежной литературы, представленной произведениями писателей и поэтов разных стран мира. Через чтение произведений, беседы, рассказы об авторах, познакомить учащихся с лучшими произведениями зарубежной литературы.
Задачи курса:
- воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
- формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций зарубежья;
- помочь учащимся войти в мир зарубежной национальной культуры.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, анализа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание
|
Кол-во часов
|
ВВЕДЕНИЕ
|
1
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
|
2
|
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
3
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII века.
|
4
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Х1Х века.
|
34
|
ЛИТЕРАТУРА ХХ века.
|
24
|
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
2
|
Итого:
|
70
|
Раздел III. Перечень контрольных видов работы.
№п/п
|
Дата
|
Факт.
|
Тема контроля
|
1
|
|
|
Сочинение «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе 18в.»
|
2
|
|
|
Сочинение «Использование приёма контраста для создания образа героя» (По рассказу Л.Толстого «После бала»)
|
3
|
|
|
Сочинение «Авторское представление о счастье» (По материалам рассказов Чехова, Бунина, Горького).
|
Раздел IV. Произведения для заучивания наизусть
1 четверть. Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор).
А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).
2 четверть.
М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывок на выбор).
Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).
3 четверть.
Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).
4 четверть.
А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).
О Родине и родной природе (2—З стихотворения на выбор).
Раздел V. Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VIII класса.
Учащиеся должны знать:
Тексты художественного произведения.
Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.
Учащиеся должны уметь:
Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
Различать эпические, лирические и драматические произведения.
Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
Давать анализ отдельного эпизода.
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебники
|
Учебные пособия
|
Методические пособия
|
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.
|
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 8 класс. М. Просвещение. 2005
|
И.В. Золотарёва, Т.А. Крысова. Универсальное методическое пособие по литературе для 8 класса. Москва «ВАКО», 2006г.
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС
2 часа в неделю, 70 часов в год.
№
|
Тема
|
Количество часов
|
Знания, умения, навыки
|
1
|
ВВЕДЕНИЕ
|
1.
|
Знать понятие «художественный образ». Уметь пересказывать статью учебника.
|
2
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
|
2.
|
Знать тексты произведений; жанровые особенности; основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение.
|
3
|
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
3.
|
Знать тексты произведений; жанровые особенности; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение.
|
4
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII века.
|
4.
|
Знать текст произведения; жанровые особенности. Уметь выразительно читать; выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение.
|
5
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Х1Х века.
|
34
|
Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях В.Г.Белинского; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; создавать конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.
|
6
|
ЛИТЕРАТУРА ХХ века.
|
24
|
Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.
Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.
|
7
|
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
2
|
Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.
Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.
|
9
|
Итого:
|
70
|
|
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 8 КЛАСС.
ДАТА
|
Факт.
|
№п/п
|
ТЕМА РАЗДЕЛА, УРОКА
|
1 четверть
|
ВВЕДЕНИЕ 1ч.
|
|
|
1
|
Связь русской литературы и истории. Комментированное чтение.
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 2ч.
|
|
|
2
|
Изучение русских народных песен.
|
|
|
3
|
Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Чтение.
|
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 3ч.
|
|
|
пк 4
|
Житийная литература как особый жанр. Работа с презентацией.
|
|
|
5
|
Житие князя Александра Невского. Комментированное чтение.
|
|
|
6
|
«Суд Шемякин» - сатирическое произведение 17в. Анализ.
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII века 4ч.
|
|
|
7
|
Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь».
|
|
|
8
|
События повести «Наталья, боярская дочь» и характеры героев.
|
|
|
9
|
И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «обоз» и их историческая основа.
|
|
|
Рр 10
|
Обучение написанию сочинения «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе 18в.»
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Х1Х века 34ч.
|
|
|
11
|
К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей.
|
|
|
12
|
Анализ думы К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака».
|
|
|
13
|
А.С.Пушкин. Рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка».
|
|
|
14
|
Формирование характера Петра Гринёва. Разбор 1 и 2 гл.
|
|
|
15
|
Проблема чести , достоинства, нравственного выбора в повести. Разбор 3-5 гл.
|
|
|
16
|
Падение Белогорской крепости. Разбор 6,7 гл.
|
|
|
17
|
Изображение народной войны и её вождя. Разбор 8-12 гл.
|
|
|
пк 18
|
Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений». Работа с презентацией.
|
2 четверть
|
|
|
19
|
Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.
|
|
|
20
|
Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.
|
|
|
Рр 21
|
Создание презентаций по повести «Капитанская дочка».
|
|
|
Рр 22
|
Защита презентаций.
|
|
|
23
|
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта.
|
|
|
24
|
Тюрьма в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Пленный рыцарь», «Сосед».
|
|
|
25
|
«Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.
|
|
|
пк 26
|
Образ Мцыри в поэме. Своеобразие поэмы «Мцыри». Работа с презентацией.
|
|
|
27
|
Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор».
|
|
|
28
|
Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»
|
|
|
29
|
Хлестаков и Хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестаков.
|
|
|
30
|
Чиновники на приёме у «Ревизора».Анализ 4 действия комедии.
|
|
|
31
|
Финал комедии, его идейно-композиционное значение.
|
|
|
32
|
И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася».
|
|
|
33
|
История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя.
|
3 четверть
|
|
|
34
|
Роль 16гл. в повести «Ася».
|
|
|
35
|
«Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.
|
|
|
36
|
М.Е.Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности.
|
|
|
37
|
«История одного города» как сатира на современные писателю порядки.
|
|
|
38
|
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «старый гений».
|
|
|
39
|
Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Сообщения.
|
|
|
пк 40
|
«После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа. Работа с презентацией.
|
|
|
41
|
Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее.
|
|
|
Рр 42
|
Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.
|
|
|
пк 43
|
А.П.Чехов. Слово о писателе. Работа с презентацией.
|
|
|
44
|
Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.
|
ЛИТЕРАТУРА ХХ века 24ч.
|
|
|
пк 45
|
И.А.Бунин. Слово о писателе. Работа с презентацией.
|
|
|
46
|
И.А.Бунин. «Кавказ». Тема любви в рассказе.
|
|
|
47
|
А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».
|
|
|
48
|
М.Горький. Слово о писателе. «Явление босяка» в творчестве писателя.
|
|
|
49
|
М.Горький «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье.
|
|
|
Рр 50
|
Подготовка к домашнему сочинению на материале рассказов Чехова, Бунина, Горького.
|
|
|
51
|
А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве.
|
|
|
52
|
А.А.Блок. «На поле Куликовом». Чтение.
|
|
|
53
|
Художественный анализ стихотворения «На поле Куликовом»
|
4 четверть
|
|
|
54
|
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему.
|
|
|
55
|
М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».
|
|
|
56
|
И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.
|
|
|
57
|
Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.
|
|
|
58
|
Сатира и юмор в рассказах Тэффи «Жизнь и воротник», М.Зощенко «История болезни».
|
|
|
59
|
А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин».
|
|
|
60
|
Идейно-художественное своеобразие поэмы «Василий Тёркин». Анализ гл. «Переправа».
|
|
|
пк 61
|
Героика и юмор в поэме. Характеристика Тёркина. Работа с презентацией.
|
|
|
62
|
А.Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение».
|
|
|
63
|
Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Урок-концерт.
|
|
|
64
|
В.П.Астафьев. Слово о писателе. Тема детства в его творчестве.
|
|
|
65
|
Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет».
|
|
|
66
|
Красота души бабушки, учителя, их односельчан.
|
|
|
67
|
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Чтение и анализ стихов.
|
|
|
68
|
Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. Чтение и анализ стихов.
|
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2ч.
|
|
|
69
|
У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Жанровые особенности трагедии.
|
|
|
70
|
В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. Обзор особенностей романа.
|
|