Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений




Скачать 1.21 Mb.
Название Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений
страница 1/10
Дата публикации 16.10.2014
Размер 1.21 Mb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
для 5—9 классов

общеобразовательных учреждений

Авторы-составители:

Г.С. Меркин

С.А. Зинин

Москва

«Русское слово»
Пояснительная записка
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по литературе (2010) особое внимание уделено необходимости формирования ценностных ориентиров, художественного вкуса, творческих способностей; развития у учащихся «эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера». Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.

Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом. В связи с этим вопрос о содержательном элементе (что читать) в значительной степени предопределен Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и Примерной программой по литературе — регламентирующими документами Министерства образования и науки РФ.

В этой ситуации более существенным становится вопрос о том, как изучать литературу в 5—9 классах. Сегодня определились три направления в изучении литературы в школе: концентрическое на хронологической основе, жанрово-родовое и тематическое. Считаем, что эти направления совершенно равноправны по отношению друг к другу.

Мы предлагаем для реализации задач литературного образования в 5—9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Наш выбор обусловлен тем обстоятельством, что для многих школьников 9 класс является выпускным и они должны получить представление об историко-литературном процессе, в том числе и на основе постижения системных понятий и категорий. Прежде всего это само понятие «литературный процесс» и его структурообразующие содержательные элементы: литературное направление, стиль писателя, стиль эпохи, народность, историзм, традиции, новаторство и др.

Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:

«1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературе для 5–9 классов общеобразовательных учреждений основана на применении «системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:

– формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; <�…>

– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

– построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».

В содержание новых программ для 9 класса входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины ХХ века включительно. Это и многие другие обстоятельства выделяют проблему 9 класса как одну из самых актуальных. Решить ее в течение одного учебного года только в 9 классе для любой школы (а для школ периферийных — прежде всего) затруднительно.

Решение проблемы представляется нам оптимально возможным при таком варианте, когда, начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы ХХ века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе. Сказанное совершенно не означает постоянное обращение только к одним и тем же именам. Вводя с 5 класса произведения определенных эстетических периодов и систем, учитель имеет возможность уже в 7 классе впервые поставить вопрос о литературном направлении (классицизм), в 8 классе говорить о сентиментализме, чтобы в 9 классе сосредоточиться на романтизме и реализме.

Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.
Список авторов, изучаемых в 5—9 классах

Русская литература


Автор

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

В.К. Тредиаковский

+

-

-

-

+

А.П. Сумароков

+

-

-

-

+

М.В. Ломоносов

+

+

+

-

+

Г.Р. Державин

-

-

+

+

+

А.Н. Радищев

-

-

-

-

+

Д.И. Фонвизин

-

-

+

-

+

Н.М. Карамзин

-

-

-

+

+

И.А. Крылов

+

-

-

-

-

В.А. Жуковский

-

+

-

+

+

Н.М. Языков

-

-

-

-

+

К.Н. Батюшков

-

-

-

-

+

Е.А. Баратынский

+

-

-

-

+

А.А. Дельвиг

-

-

-

-

+

К.Ф. Рылеев

-

-

-

+

+

А.С. Грибоедов

-

-

-

-

+

А.С. Пушкин

+

+

+

+

+

М.Ю. Лермонтов

+

+

+

+

+

Н.В. Гоголь

+

+

+

+

+

И.С. Тургенев

+

+

+

+

+

И.А. Гончаров

-

-

-

-

+

Н.А. Некрасов

+

+

+

+

+

А.К. Толстой

-

-

+

-

-

А.Н. Майков

-

-

+

-

-

М.Е. Салтыков-Щедрин

-

-

+

-

+

Л.Н. Толстой

+

+

+

+

+

А.А. Фет

+

-

+

+

+

Ф.И. Тютчев

+

-

+

-

+

А.Н. Островский

-

-

-

+

+

Ф.М. Достоевский

-

-

-

-

+

Н.С. Лесков

-

-

+

-

+

И.С. Никитин

-

-

+

-

-

И.З. Суриков

+

-

-

-

-

В.Г. Короленко

-

+

-

-

-

А.П. Чехов

+

+

+

-

+

И.А. Бунин

+

+

+

-

+

А.И. Куприн

+

+

+

-

-

М. Горький

-

-

+

+

+

А.С. Грин

-

-

+

-

-

Л.Н. Андреев

+

-

-

-

-

И.С. Шмелев

-

-

+

-

-

А.А. Блок

+

-

-

-

+

И. Северянин

-

-

+

-

-

В.В. Маяковский

-

-

+

+

+

С.А. Есенин

+

+

+

-

+

М.И. Цветаева

-

-

+

-

-

А.А. Ахматова

-

+

+

-

+

М.М. Зощенко

-

-

-

+

-

Н.А. Тэффи

-

-

-

+

-

А.Н. Толстой

-

-

-

-

+

А.П. Платонов

+

-

-

-

+

М.А. Булгаков

-

-

-

-

+

Б.Л. Пастернак

-

-

-

-

+

М.А. Шолохов

-

-

-

-

+

П.П. Бажов

+

-

-

-

-

М.М. Пришвин

-

+

+

-

-

К.Г. Паустовский

-

-

+

-

-

Н.А. Заболоцкий

-

-

+

+

-

А.Т. Твардовский

-

-

+

+

-

А.И. Фатьянов

-

-

+

-

-

М.В. Исаковский

-

+

-

+

-

Я.В. Смеляков

-

-

+

-

-

С.С. Орлов

-

+

-

-

-

К.М. Симонов

-

+

-

-

-

Д.С. Самойлов

-

+

-

-

-

М. Джалиль

-

-

+

-

-

Н.П. Майоров

-

-

+

-

-

Б.А. Богатков

-

-

+

-

-

В.Н. Лобода

-

-

+

-

-

Г. Тукай

-

-

+

-

-

М. Карим

-

-

+

-

-

К.Ш. Кулиев

-

-

+

-

-

А.А. Вознесенский

-

-

+

-

-

Н.М. Рубцов

+

+

+

-

+

Р.Г. Гамзатов

+

+

+

-

-

В.П. Астафьев

+

+

-

+

+

Б.Л. Васильев

-

-

+

-

-

В.М. Шукшин

-

-

+

-

-

В.Г. Распутин

+

-

-

+

+

В.И. Белов

+

-

-

-

+

А.И. Солженицын

-

-

-

-

+

В.Ф. Боков

+

-

-

-

-

С.В. Михалков

+

-

-

-

-

А.Д. Дементьев

-

-

+

-

-

Е.И. Носов

+

-

-

-

-

Н.Н. Носов

+

-

-

-

-

А.Я. Яшин

-

-

+

-

-
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений icon Рабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для...
Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов под редакцией И. Н. Сухих. – М.,...
Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений icon Учебному плану для I-II классов общеобразовательных учреждений Республики Дагестан
Примерный учебный план для I-II классов дагестанских общеобразовательных учреждений разработан на основе федерального государственного...
Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений icon Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе примерной...
Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и авторской...
Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений icon Рабочая программа по литературе 9 класс
Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений icon Рабочая программа по литературе 8 класс
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений icon Примерная программа основного общего образования по литературе *Программа...
Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией А. Г. Кутузова / М., Дрофа, 2006 г
Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений icon Пояснительная записка данная программа составлена на основе Государственного...
Данная программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по литературе и программы...
Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений icon Пояснительная записка рабочая программа по литературе для обучающихся...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...
Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений icon Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального...
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений icon Рабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса создана...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции