Пояснительная записка статус документа




Скачать 233.18 Kb.
Название Пояснительная записка статус документа
Дата публикации 16.10.2014
Размер 233.18 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2005 г.) и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2005г.).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой, зарубежной литературой.

Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Задача курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

В программу включено изучение зарубежной литературы, представленной произведениями писателей и поэтов разных стран мира. Через чтение произведений, беседы, рассказы об авторах, познакомить учащихся с лучшими произведениями зарубежной литературы.

Задачи курса:

- воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;

- формировать личность ученика как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций зарубежья;

- помочь учащимся войти в мир зарубежной национальной культуры.
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры, анализировать и прогнозировать.

В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: творческие работы в форме презентаций, задания на установление соответствия, ответы на вопросы и т.д.

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Внутри первого концентра – три возрастные группы (5-6 классы, 7-8 классы, 9 класс).

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках (домашнее чтение), их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- изложение с элементами сочинения;

- устные и письменные сочинения-характеристики героев;

- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

- развитие художественной фантазии у детей;

- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

ВВЕДЕНИЕ

1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

3

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

4

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII века.

2

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Х1Х века.

29

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ века.

24

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

7

Итого:

70



Раздел III. Перечень контрольных видов работы.


№п/п

Дата

Факт.

Тема контроля

1







Сочинение «Нравственный облик человека в древнерусской литературе».

2







Написание сочинения.

3







Сочинение «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя«Тарас Бульба».

4







Написание сочинения.

5







Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

6







Написание сочинения.


Раздел IV. Произведения для заучивания наизусть.
1 четверть.

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

А. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

2 четверть.

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И. С. Тургенев. Русский язык.

Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

3 четверть.

В. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

4 четверть.

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся

(К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...”, Е. М. Винокуров. Москвичи).

С.А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).

А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...».
Раздел V. Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.
Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.

  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  3. Особенности композиции изученного произведения.

  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

  5. Различать эпические и лирические произведения.

  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.

  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.

  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.

  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.


Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2007.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 7 класс. М. Просвещение. 2005

Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение, 2008

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС

2 часа в неделю, 70 часов в год.




ТЕМА РАЗДЕЛА

Количество часов

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ

1

ВВЕДЕНИЕ

1

Знать об изображении человека как важнейшей идейно-нравственной проблеме литературы. Уметь пересказывать статью учебника.

2

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

3

Знать тексты произведений; жанровые особенности; основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; знать отличие пословиц от поговорок.

3

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

4

Знать тексты произведений; жанровые особенности; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение.

4

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII века.

2

Знать тексты произведения; жанровые особенности. Уметь выразительно читать; выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение.

5

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Х1Х века.

29


Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях В.Г.Белинского; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; создавать конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.


6

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ века.

24


Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.

7

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

7



Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.

9

Итого:

70





КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 7 КЛАСС



Дата

Факт.



ТЕМА РАЗДЕЛА, УРОКА

1 четверть







1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 3ч.







пк

2

Предания как поэтическая автобиография народа.

Былина как жанр устного народного творчества.Чтение «Вольга и Микула Селянинович».







3

Киевский цикл былин. Чтение «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Наизусть







4

Малые жанры фольклора. Анализ пословиц и поговорок.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 4ч.







5

Отрывки из летописи «Повесть временных лет». Из «Поучения» Владимира Мономаха. Техника чтения







6

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.







Р/р 7

Сочинение «Нравственный облик человека в древнерусской литературе».







Р/р 8

Написание сочинения

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII века. 2ч.







9

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Чтение оды «На день восшествия на всероссийский престол…» Наизусть







10

Понятие о жанре оды.

Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку», «Признание». Анализ.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Х1Х века. 29ч.







11

А.С.Пушкин.. Интерес Пушкина к истории России. Анализ отрывка из «Полтавы».







12

«Медный всадник»(отрывок) Выражение чувства любви к Родине..







13

Анализ «Песни о вещем Олеге».







14

А.С.Пушкин. «Борис Годунов». (Сцена в Чудовом монастыре.) Образ летописца Пимена.







15

«Станционный смотритель»-произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.







16

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Характеристика героя.







17

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…» - поэма об историческом прошлом России.







18

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Наизусть

2 четверть







19

Лермонтов. Чтение стихотворений. Проблема гармонии человека и природы. Наизусть







пк 20

Создание творческих работ по творчеству Пушкина и Лермонтова.







21

Н.В.Гоголь. История создания повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья в Запорожской Сечи.







22

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.







23

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.







Р/р 24

Сочинение «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба».







Р/р 25

Написание сочинения







26

И.С.Тургенев. Художественные особенности рассказа «Бежин луг» (из «Записок охотника»).







27

Мир и человек в стихотворениях в прозе Тургенева «Русский язык», «Два богача», «Близнецы». Наизусть







28

Н.А.Некрасов. Историческая основа поэмы «Русские женщины».







29

«Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Анализ.







30

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик …».Знакомство с сатирической сказкой.







31

Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Понятие о гротеске.







пк 32

Создание презентаций «Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина».







33

Л.Н.Толстой. Глава из повести «Детство» - «Классы». Детство как открытие мира.

3 четверть







34

«Наталья Савишна» - духовный рост, нравственное становление героя.







35

Стихотворения о родной природе «Край ты мой, родимый край…»Анализ. Наизусть







36

А.П.Чехов Рассказ «Хамелеон» - живая картина нравов.







37

Средства создания комического в рассказе «Хамелеон».







38

Два лица России в рассказе «Злоумышленник».







39

Смех и слёзы в рассказах Чехова «Тоска», «Размазня».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ века. 24ч.







40

И.А.Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.







41

Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.







42

М.Горький . Повесть «Детство» , её автобиографический характер.







43

«Свинцовые мерзости» жизни, изображённые в повести. Дед Каширин и его сыновья.







44

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Бабушка, Цыганок, Хорошее Дело.







пк 45

Обучение анализу эпизода из повести «Детство». Работа с презентацией.







46

Портрет как средство характеристики героя. Изучение портретных зарисовок.







47

«Легенда о Данко». Подвиг во имя людей.







пк 48

Л.Андреев. Рассказ «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека. Работа с презентацией.







49

В.В.Маяковский.«Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче». Анализ.







50

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Наизусть







51

А. П. Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.







52

«В прекрасном и яростном мире».Труд как основа нравственности.







Р/р 53

Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

4 четверть







Р/р 54

Написание сочинения.







55

Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет дома…». Чтение и анализ стихов.







56

Интервью с участником Великой Отечественной войны. Трудности и радости грозных лет войны в стихах поэтов XXв.







57

Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа.







58

Е.И.Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя».







59

Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.







60

Стихи поэтов XX в. о Родине, родной природе. Восприятие окружающего мира.







61

А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…», «На дне моей жизни».Чтение наизусть и анализ.







62

Д.С.Лихачёв. Чтение глав из книги «Земля родная».







63

М.М.Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 7ч.







64

Роберт Бёрнс. «Честная бедность». Грустный и шутливый характер произведения.







65

Д.Байрон – «властитель дум» целого поколения. Героические мотивы в лирике Байрона.







66

Знакомство с японскими трёхстишиями (хокку).







67

Творческая работа «Иллюстрация к хокку»







68

О.Генри. «Дары волхвов». Знакомство с американской литературой.







69

Р.Д. Брэдбери. «Каникулы». Мечта о победе добра.







70

Итоговый урок «Талантливые писатели, талантливые читатели».







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка статус документа icon Пояснительная записка Статус документа
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Пояснительная записка статус документа icon Пояснительная записка Статус документа
...
Пояснительная записка статус документа icon Пояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов
Пояснительная записка статус документа icon Пояснительная записка. Статус документа
Охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной...
Пояснительная записка статус документа icon Пояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П....
Пояснительная записка статус документа icon Пояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка статус документа icon Пояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка статус документа icon Пояснительная записка Статус документа рабочая программа по физике...
...
Пояснительная записка статус документа icon Пояснительная записка Статус документа
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...
Пояснительная записка статус документа icon Пояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции