Оглавление




Скачать 2.48 Mb.
Название Оглавление
страница 1/17
Дата публикации 16.10.2014
Размер 2.48 Mb.
Тип Рассказ
literature-edu.ru > Литература > Рассказ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Скрипкина В. А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5—8 классы: Метод. пособие. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 176 с.


ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора…………………………………………………………………………………………………2

5 класс

Тема 1. Малые фольклорные жанры………………………………………………………….2

Тема 2. Народная сказка……………………………………………………………………….4

Тема 3. Духовная литература………………………………………………………………….5

Тема 4. Литературные сказки………………………………………………………………….6

Тема 5. Эпические произведения. Рассказ………………………………………………….13

Тема 6. Эпические произведения. Повесть…………………………………………………15

Тема 7. Пейзаж в эпическом произведении…………………………………………………18

Тема 8. Басня…………………………………………………………………………………..20

Тема 9. Лирические произведения…………………………………………………………...22

Тема 10. Драма………………………………………………………………………………...25

6 класс

Тема 1. Мифы…………………………………………………………………………………27

Тема 2. Древнерусская литература………………………………………………………….29

Тема 3. Автор и рассказчик в эпическом произведении…………………………………...32

Тема 4. Сказ……………………………………………………………………………………34

Тема 5. Лирика………………………………………………………………………………...38

Тема 6. Баллада………………………………………………………………………………..42

Тема 7. Сказка-быль…………………………………………………………………………..46

Тема 8. Портрет в эпическом произведении………………………………………………...49

7 класс

Тема 1. Пословицы и поговорки …………………………………………………………….52

Тема 2. Былина ……………………………………………………………………………….54

Тема 3. Древнерусская литература ………………………………………………………….57

Тема 4. Литература ХVIII века. Ода ………………………………………………………..59

Тема 5. Поэма …………………………………………………………………………………65

Тема 6. Героическая повесть. Характер литературного героя…………………………….71

Тема 7. Сатира и юмор………………………………………………………………………..74

Тема 8. Лирика………………………………………………………………………………...76

Тема 9. Стихотворения в прозе………………………………………………………………78

Тема 10. Автобиографическая проза………………………………………………………...81

8 класс

Тема 1. Устное народное творчество………………………………………………………...84

Тема 2. Историческая повесть………………………………………………………………..87

Тема 3. Романтическая поэма………………………………………………………………...91

Тема 4. Комедия. Понятие о сюжете………………………………………………………...94

Тема 5. Повесть …………………………………………………………………………….....97

Тема 6. Композиция произведения. Прием контраста ……………………………………..99

Тема 7. Романтические произведения М. Горького . ……………………………………..102

Тема 8. Феерия ………………………………………………………………………………105

Тема 9. Поэма ………………………………………………………………………………..107

Зарубежная литература

5 класс ………………………………………………………………………………………..110

6 класс ………………………………………………………………………………………..113

7 класс ………………………………………………………………………………………..114

8 класс ………………………………………………………………………………………..116


От автора

Эта книга предназначена для работы в 5—8 классах средней общеобразовательной школы. Задания, вошедшие в нее, составлены с учетом действующей программы по литературе. Состоит пособие из пяти разделов: первые четыре составляют задания по русской литературе, пятый раздел — зарубежная литература. Каждая тема, изучаемая на уроках литературы, имеет два варианта заданий, причем второй вариант, как правило, несколько сложнее, чем первый. Все задания построены таким образом, чтобы можно было проверить и закрепить знания по теории литературы, текстов художественных произведений. Кроме того, каждый вариант содержит задания творческого характера. Сразу же после вопросов и заданий помещены ответы: они должны помочь ученикам и учителям проконтролировать правильность и точность выбора. В творческих заданиях иногда ответы предлагаются в качестве образца, если задание требует исключительной субъективности, оно ответом не сопровождается. Большинство решений задач творческого характера вариантно, т. е. предлагается примерный, возможный ответ на поставленный вопрос.

Последний раздел отличается от остальных, он составлен по принципу тестов. Ученикам достаточно правильно выбрать номер, развернутые ответы почти нигде не требуются.

Данное пособие может использоваться учениками и для самостоятельной работы. С его помощью можно проконтролировать уровень усвоения той или иной литературной темы, попробовать свои силы в выполнении нетрадиционных заданий.


Пятый класс
Тема 1
МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ

ЗАГАДКИ
I вариант
1. Отгадайте загадку (тема — «Природа»).

1) Не портной,

А всю жизнь с иголками ходит.

(Ежик)

2) На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках.

(Березы)

3) Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке

Кур посчитать.

(Лиса)

4) Не зверь, не птица,

Нос, как спица,

Летит — кричит,

Сядет — молчит.

Кто его убьет —

Свою кровь прольет.

(Комар)

5) Висит сито,

Не руками свито.

(Гнездо)

6) Кто над нами

Вверх ногами

Ходит — не страшится,

Упасть не боится?

(Муха)
2. Ответьте, что вам помогло отгадать загадку:

а) действие, совершаемое отгадываемым предметом (загадки № 4, 5 ,6);

б) признак данного предмета;

в) олицетворение (загадки № 1, 2, 3).
3. Придумайте или вспомните загадку о:

— солнце (Красная девушка по небу ходит);

— ветре (Без рук, без ног, а ворота отворяет);

— радуге (Крашеное коромысло через реку повисло);

— дожде (Шел долговяз, в сырой земле увяз);

— снеге (На дворе горой, а в избе водой);

— молнии (Летела стрела, упала в лебеду, ищу не найду).
II вариант
1. Отгадайте загадку (тема — «Природа»).

1) Два братца в воду глядятся —

Никогда не сойдутся.

(Берега)

2) Не вода, не суша —

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь.

(Болото)

3) Никто не пугает,

А она вся дрожит.

(Осина)

4) Серое сукно

Тянется в окно

(Сумерки)

5) У кого глаза на рогах,

А дом на спине?

(У улитки)

6) Не разбив горшочка,

Не съешь кашки.

(Орех)
2. Подумайте и ответьте, что вам помогло отгадать загадку:

а) действие, совершаемое предметом (загадки № 1, 2, 3, 6);

6) признак отгадываемого предмета (загадки № 4, 5).
3. Придумайте (можно в стихотворной форме) загадку о предмете домашнего обихода, например, о:

— замке;

— зонте;

— утюге;

— лампе;

— холодильнике;

— телевизоре.

Примечание. Задания по 1-й теме рассчитаны на 6 групп, поэтому их можно давать по рядам для экономии времени.


Тема 2
НАРОДНАЯ СКАЗКА
I вариант
1. Назовите сказку и определите, к какой группе сказок она относится.

Та тотчас подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась — всем на диво! Махнула правой рукой — стали леса и воды, махнула левой — стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала — ничего не стало.

(«Царевна-лягушка», волшебная)
2. Как называется эта композиционная часть сказки?

Стали жить да быть — на славу всем людям.

(Концовка)
3. С какими злыми силами борются герои волшебных сказок?

Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, леший, водяной, злая мачеха и т. д.
4. По приведенному отрывку определите, к какой группе сказок относится данная («Солдат и черт»), назовите еще несколько сказок этой же группы.
Стоял солдат на часах, и захотелось ему на родине побывать.

— Хоть бы, — говорит, — черт меня туда снес!

А он и тут как тут.

— Ты, — говорит, — меня звал?

— Звал.

— Изволь, — говорит, — давай в обмен душу!

— А как же я службу брошу, как с часов сойду?

— Да я за тебя постою.
Сказка бытовая, к этой же группе относятся «Каша из топора», «Как мужик гуся делил», «Семилетка», «Горе» и др.
5. Продолжите ряд постоянных эпитетов, встречающихся в сказках о животных: лиса — хитрая, медведь — неповоротливый, заяц — трусливый...
II вариант
1. Назовите сказку и определите, к какой группе сказок она относится.

Конь бежит, земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в правое ухо залез — оделся, выскочил в левое — молодцом сделался, вскочил на коня, поехал; портрет не достал только за два бревна. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал!

(«Сивка-бурка», волшебная)
2. Как называется эта композиционная часть сказки?

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у царя было три сына.

(Зачин)
3. Перечислите волшебные предметы из народных сказок.

Ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, меч-кладенец, молодильные яблоки, вода мертвая и живая, жар-птица, волшебное блюдечко и наливное яблочко и т. д.
4. По отрывку из сказки определите, к какой группе она относится, попробуйте в словах героев найти ее название. Какие особенности помогли вам определить вид сказки?
Старуха загнала скотину, пришла в избу и говорит:

— Загадаю я вам, служивые, загадку.

— Загадай, бабушка!

— Слушайте: в Печинске-Горшечинске, под Сковородинском, сидит Петухан Куриханыч.

— Эх, старая! Поздно хватилась: в Печинске-Горшечинске был Петухан Куриханыч, да переведен в Суму-Заплеченску, а теперь там Заплетай Расплетаич. Отгадай-ка вот, бабушка, на загадку.
Эта сказка — бытовая, называется она «Петухан Куриханыч». Отличительные признаки — обыкновенные герои — старуха, солдаты; обыденная обстановка, широко используется форма диалога; разговорная лексика — «служивые», «хватилась», «старая».
5. Придумайте сказку, где действующими лицами были бы звери или птицы.


Тема 3
ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
I вариант
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

1. Что называется Священным писанием? На какие части оно делится? Что значат названия этих частей?

Чтобы сохранить Слово Божие, знания о Боге, мире и человеке, составлены книги, которые называются Священным писанием, или Библией. Она состоит из двух частей — Ветхого и Нового Заветов. Завет — значит наставление. Ветхий Завет рассказывает о происхождении мира и человека до Рождества Христова, Новый Завет (Евангелия) — о жизни и учении Иисуса Христа.
2. Расскажите, кто такой Иисус Христос и почему его называют Спасителем.

Иисус Христос — Сын Божий. Он пришел на Землю, чтобы спасти грешных людей, страдал за них, был распят и воскрес, чтобы люди повернулись к правде, поэтому его называют Спасителем.
3. Кто такие апостолы? Перечислите их и расскажите, что вы о них знаете.

Апостолы — ученики Христа, которые понесли его Слово людям. Их двенадцать: Петр, Иоанн, Андрей, Иаков, Матфей, Фома, Филипп, Варфоломей, Симон Зилот, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев, Иуда Искариотский. Иуда Искариотский продал Иисуса Христа иудеям, предал Учителя, поэтому на все времена остался под именем Иуды-предателя.
4. Что такое молитва? Запишите и растолкуйте одну из них.

Молитва — это наше обращение к Богу: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги Наша, якоже и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Аминь». Эта молитва не только обращение к Богу. Она учит очень важным вещам: скромности, умению прощать, быть добрым и всегда стремиться к хорошему.
5. Как называется приведенное ниже произведение? Каким образом Иисус Христос растолковал его значение своим ученикам?
Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге; налетели птицы и поклевали его. Иное упало на места каменистые, где немного было земли; и тотчас взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, уняло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто раз, а другое в шестьдесят, иное в тридцать. Кто имеет уши слышать, да услышит.
Это притча Иисуса Христа о сеятеле. Иисус растолковал ее так: «Сеятель тот, кто несет правду людям, учит их. Семя, посеянное при дороге, — люди, которые не хотят слушать слово Божие. Сеянное в каменистых местах — о людях, непостоянных в вере. В терние — слово, затерянное среди забот и разных интересов. Посеянное в доброй земле — означает человека, который слушает со вниманием и старается жить по заповедям Христовым, быть добрым.
II вариант
ЖИТИЕ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ

БОРИСА И ГЛЕБА

1. Что такое житие?

Житие — это произведение духовной литературы, в котором рассказывается о жизни святых, совершивших во имя веры подвиги или пострадавших за нее.
2. Расскажите о Борисе и Глебе, их жизни и смерти.

Борис и Глеб — сыновья киевского князя Владимира, крестившего Русь. Они были хорошие христиане, добрые люди и мудрые правители. Между собой они были очень дружны. Еще в детстве старший Борис помог брату полюбить Христа и во всем следовать его примеру.

Когда князь Владимир умер, один из его сыновей — Снятополк (Окаянный) — задумал править единолично, а братьев своих погубить, и в первую очередь — Бориса. Князь Борис не хотел вражды с братом и не верил в его вероломство. Когда он узнал, что Святополк подослал к нему убийц, то всю ночь молился, не только ища в молитве утешения, силы, но и прощал своих убийц. Утром он был убит. Младший Глеб, совсем юный, был погублен еще более коварно. Мертвые, братья выглядели как живые, не изменялись и источали благоухания. Они были похоронены в Вышгороде возле Киева.
3. Почему Борис и Глеб на Руси почитаются святыми?

Святость Бориса и Глеба в их вере, доброте, кротости и всепрощении. Борис и Глеб стали первыми русскими страстотерпцами, т. е. принявшими мучения и смерть, подобно Иисусу Христу.
4. Какие знамения и перед какими историческими событиями связаны с именами святых Бориса и Глеба?

Перед знаменитой Невской битвой со шведами 15 июля 1240 г. одному из военачальников, новгородскому князю Александру Ярославичу, прозванному позднее Невским, было видение святых Бориса и Глеба, обещавших помочь русским воинам.

Накануне Куликовской битвы (8 сентября 1380 г.) тоже было явление св. Бориса и Глеба в виде светлых юношей с зажженными свечами и мечами. Дмитрий и русское войско, как известно, победили Мамая.


Тема 4

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ
В. А. ЖУКОВСКИЙ
I вариант
1. Из какой сказки В. А. Жуковского взят данный отрывок? Какие сказки он вам напомнил?
Гостья жданная вошла;

Пряха молча подала

В руки ей веретено;

Та взяла, и вмиг оно

Укололо руку ей...

Все исчезло из очей;

На нее находит сон;

Вместе с ней объемлет он

Весь огромный царский дом;

Все утихнуло кругом;

Возвращаясь во дворец,

На крыльце ее отец

Пошатнулся и зевнул

И с царицею заснул;

Свита вся за ними спит;

Стража царская стоит

Под ружьем в глубоком сне,

И на спящем спит коне

Перед ней хорунжий сам;

Неподвижно по стенам

Мухи сонные сидят;

У ворот собаки спят;

В стойлах головы склонив,

Пышны гривы опустив,

Кони корму не едят,

Кони сном глубоким спят;

Повар спит перед огнем;

И огонь, объятий сном,

Не пылает, не горит,

Сонным пламенем стоит;

И не тронется над ним,

Свившись клубом, сонный дым.
Эта сказка называется «Спящая царевна». Похожи на нее — «Спящая красавица» Ш. Перро, «Царевна Шиповник» братьев Гримм, пушкинская «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
2. Приглашал на пир в честь рождения дочери чародеек, царь двенадцатой одной, хромоногой, старой, злой на праздник не позвал. Почему?

Царь Матвей хотел всем оказать одинаковую честь, подав кушанье на золотых блюдах (их было 12), но двенадцатого не оказалось на месте, поэтому старую ведьму не пригласили.
3. Описывая лес, окружавший замок спящей царевны, поэт использует эпитет «дикий бор», «темный бор», «неприступный, страшный бор», «чудесный бор». Почему царевича встречает другая картина:
Блещут розы по кустам;

Перед витязем он сам

Расступился, как живой;

В лес въезжает витязь мой:

Все свежо, красно пред ним;

По цветочкам молодым

Пляшут, блещут мотыльки;

Светлой змейкой ручейки

Вьются, пенятся, журчат;

Птицы прыгают, шумят

В густоте ветвей живых;

Лес душист, прохладен, тих...
Бор выполняет в сказке роль стража, который триста лет должен сохранять тайну и покой царевны, поэтому он называется «чудесным», сравнивается с живым существом. Царевича же он встречает радостно, как спасителя, которому суждено совершить чудо.
4. Попробуйте описать царевну. В чем особенность ее костюма?

Царевна спит, совсем как живая. Щеки разрумянились, как у ребенка. Волосы темные, длинные, заплетены в косу. Ресницы длинные, кожа белая. На ней русский костюм: сарафан, сапожки.
II вариант
1. Из какой сказки В. А. Жуковского взят данный отрывок? Какие еще сказки он вам напоминает?
Иван-царевич смотрит, и что же он видит?

Тридцать хохлатых сереньких уточек подле

Берега плавают; рядом тридцать белых сорочек

Подле воды на травке лежат. Осторожно поодаль

Слез Иван-царевич с коня; высокой травою

Скрытый, подполз он и одну из белых сорочек тихонько

Взял; потом угнездился в кусте дожидаться, что будет.

Уточки плавают, плещутся в струйках, играют, ныряют...

Вот, наконец, поиграв, поныряв, поплескавшись, поплыли

К берегу; двадцать девять из них, побежав с перевалкой

К белым сорочкам, оземь ударились, все обратились

В красных девиц, нарядились, порхнули и разом исчезли.

Только тридцатая уточка, на берег выйти не смея,

Взад и вперед одна-одинешенька с жалобным криком

Около берега бьется; с робостью вытянув шейку.

Смотрит туда и сюда, то вспорхнет, то снова присядет...
Это отрывок из «Сказки о царе Берендее». Похожие сцены есть во многих народных сказках, например в русских «Морской царь и Василиса Премудрая». «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» и др.
2. Угадайте героя, расскажите, какой он. Как к нему относится автор?
Нет ответа; лишь страшная смотрит со дна образина:

Два огромные глаза горят, как два изумруда;

Рот раздвинутый чудным смехом смеется; два ряда

Крупных жемчужин светятся в нем, и язык, меж зубами

Выставясь, дразнит царя; а в бороду впутались крепко

Вместо пальцев клешни.
Это Кощей Бессмертный — отец Марьи-царевны, владелец Подводного царства. Он злой, коварный, бессердечный. Даже в портрете проявляются его дурные свойства. Он пугает, дразнит. Речи его грубы, не похожи на царские. Отношение автора к Кощею проявляется в том, как он называет его («образина»), с кем сравнивает («как цепная собака», «как безумный»), какие поступки показывает (не догнал беглецов, Кощей с досады «пересек беспощадно всех до единого слуг»).
3. Какие из приведенных здесь словосочетаний Жуковский взял в народных сказках, а какие придумал сам?
1) Конь вороной, 2) трепещущее сердце, 3) регулярный сад, 4) сизый голубь, 5) лазоревый цвет, 6) черный ворон, 7) подземельное царство, 8) сиповатый голос, 9) румяным вечерним сиянием, 10) черные сосны, 11) берег муравчатый, 12) тяжелая кручина, 13) прекрасный младенец, 14) красная девица, 15) серенькая уточка, 16) росинки слез.
Традиционными для народных сказок можно считать словосочетания 1, 4, 5, 6, 11, 12, 14, 15, авторскими — 2, 3, 7, 9, 10, 13, 16.


П. П. ЕРШОВ. «КОНЕК-ГОРБУНОК»
I вариант
1. Как называется эта часть сказки? Зачем она нужна?
Зачинается рассказ

От Ивановых проказ

И от сивка, и от бурка,

И от вещего каурка.

Козы на море ушли;

Горы лесом поросли;

Конь с златой узды срывался,

Прямо к солнцу поднимался;

Лес стоячий под ногой,

Сбоку облак громовой;

Ходит облак и сверкает,

Гром по небу рассыпает.
Это присказка. Она нужна для того, чтобы настроить слушателей (читателей) на сказочный лад, где небылицы — дело привычное, а чудеса встречаются на каждом шагу. Кроме того, присказка напоминает, что уже произошло, а иногда предваряет будущие события.
2. О ком здесь идет речь? Почему героем данного эпизода не мог быть Иван?
Ночь ненастная настала;

На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик

Закопался под сенник.

Ночь проходит, день проходит;

С сенника дозорный сходит

И, облив себя водой,

Стал стучаться под избой:

«Эй вы, сонные тетери!

Отпирайте брату двери,

Под дождем я весь промок

С головы до самых ног».
Речь идет о старшем брате Ивана — Даниле. Иван не мог бы так себя вести, он не привык обманывать, притворяться, поэтому он единственный выполнил с честью поручение отца.
3. Какую особенность народной сказки учитывал П. Ершов, давая старику трех сыновей? В каких еще случаях писатель использовал этот прием?

Эта особенность — троекратный повтор. В сказке «Конек-горбунок» главный герой трижды отправляется в дорогу: за жар-птицей, за царь-девицей и за ее перстнем; царь, чтобы помолодеть, должен искупаться в трех котлах; трех коней дарит Ивану чудесная кобылица и т. п.
4. Что здесь описано? К какому приключению Ивана оно относится? Как называется описание природы?
Что за поле! Зелень тут

Словно камень изумруд;

Ветерок над нею веет,

Так вот искорки и сеет;

А по зелени цветы

Несказанной красоты.

А на той ли на поляне,

Словно вал на окияне,

Возвышается гора

Вся из чистого сребра.

Солнце летними лучами

Красит всю ее зарями,

В сгибах золотом бежит,

На верхах свечой горит.
Это описание поляны, на которую прилетали жар-птицы. Иная с коньком-горбунком отправляются туда, чтобы поймать для царя одну из птиц. Описание природы называется пейзажем. Здесь пейзаж чудесный: серебряная гора, сияющая на солнце; изумрудная зелень, несказанной красоты цветы.
II вариант
1. Как называется эта часть сказки? Для чего она нужна?
Та-ра-ра-ли, та-ра-ра!

Вышли кони со двора;

Вот крестьяне их поймали

Да покрепче привязали.

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу;

Как во трубушку играет,

Православных потешает:

«Эй! Послушай, люд честной!

Жили-были муж с женой;

Муж-то примется за шутки,

А жена за прибаутки,

И пойдет у них тут пар,

Что на весь крещеный мир!»
(См. ответ к I варианту, вопросу 1)
2. Как называется в литературном произведении последовательность событий? Чьи приключения перечислены в приведенном отрывке? Для чего это сделано уже в конце первой части?
Находясь на службе царской

При конюшне государской;

Как в суседки он попал,

Как перо свое проспал,

Как хитро поймал Жар-птицу,

Как похитил Царь-девицу,

Как он ездил за кольцом,

Как был на небе послом,

Как он в Солнцевом селенье

Киту выпросил прощенье;

Как к числу других затей

Спас он тридцать кораблей;

Как в котлах он не сварился,

Как красавцем учинился;

Словом: наша речь о том,

Как он сделался царем.
Последовательность событий художественного произведения называется сюжетом. Здесь перечислены будущие приключения Ивана. Это сделано в конце первой главы, наверное, затем, чтобы заинтересовать читателя, показать, сколько еще впереди замечательных событий. Кроме того, в сказке всегда торжествует добро. Таким завершением первой главы автор успокаивает читателя: Ивана ждет особенная судьба, все его хорошие качества будут вознаграждены и справедливость восторжествует.
3. О ком здесь идет речь? Почему героем данного эпизода не мог быть Иван?
Ночь холодная настала,

Дрожь на малого напала,

Зубы начали плясать;

Он ударился бежать —

И всю ночь ходил дозором

У соседки под забором.

Жутко было молодцу!

Но вот утро. Он к крыльцу:

«Эй вы, сони! Что вы спите!

Брату двери отоприте;

Ночью страшный был мороз —

До животиков промерз».
Герой этого эпизода — Гаврила. Он трус и обманщик. Его младший брат отличается противоположными качествами — смелостью и честностью.
4. Что здесь описано? К какому приключению Ивана от носится этот отрывок? Что в описании сказочного?
Подъезжают; у ворот

Из столбов хрустальный свод:

Все столбы те завитые

Хитро в змейки золотые;

На верхушках три звезды,

Вокруг терема сады;

На серебряных там ветках

В раззолоченных во клетках

Птицы райские живут.

Песни царские поют.

А весь терем с теремами

Будто город с деревнями;

А на тереме из звезд —

Православный русский крест.
В этом отрывке описывается терем Царь-девицы. В него Иван попадает, заехав на небо, передать поклон Солнцу и Месяцу. В описании терема воплотились народные представления о небе (хрустальный свод, золотые змейки — лучи солнца, райские птицы в необыкновенных садах на серебряных ветках, православный крест — символ Бога).
5. Что значат выражения:

а) не ударил в грязь лицом (не опозорился, не оплошал, проявил себя с лучшей стороны);

б) что в ногах им мочи было (очень быстро, со всех ног);

в) ...так я и пулю, не смигнув, умею слить (обманывать, хитрить);

г) ладно, ладно! Для дружка и сережку из ушка! (готовность пожертвовать своими интересами ради другого).


Х.-К. АНДЕРСЕН. «СОЛОВЕЙ»
I вариант
1. Как вы поняли, почему соловей отказывается от наград за пение?

Добро бескорыстно, красота бесценна, главное — чувства, которые они способны пробудить в людях.
2. Почему император остался жив?

Соловей своим чудесным пением прогнал не только страшные призраки, но и саму смерть. Красота, добро — главное в мире.
3. В каких еще сказках Андерсена доброта, любовь, самоотверженность помогают героям справиться с самыми сложными испытаниями?

(«Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Русалочка»...)
4. Какому герою (из какой сказки) принадлежат слова:

— Видишь вон то старое дерево? Оно внутри пустое. Заберись наверх, увидишь дупло, влезь в него и спускайся до самого виза. А перед тем я обвяжу тебя веревкой вокруг пояса, и, когда ты мне крикнешь, я тебя вытяну.

(Ведьма, «Огниво»)
5. Какая сказка Андерсена ваша любимая и почему?
II вариант
1. Сформулируйте главную мысль сказки «Соловей». Чему она вас научила?

Красота, талант, доброта могут в жизни очень многое, даже победить смерть. Нужно быть добрым, бескорыстным, стремиться помогать другим.
2. Почему живого соловьи нельзя заменить механической игрушкой?

У соловья, как и у человека, живая душа, он способен чувствовать прекрасное и сочувствовать; способен создавать новые красивые мелодии, а механическая игрушка повторяет одно и то же, пока не сломается.
В какой еще сказке Х.-К. Андерсена противопоставлены красота живого, настоящего и хитрая, замысловатая поделка?

В сказке «Свинопас» розе и соловью противопоставлены горшочек с бубенчиками и хитроумная трещотка.
3. Какие человеческие пороки и в каких сказках осуждает или выставляет на посмешище датский сказочник?

Глупость, спесь — король («Новое платье короля»); жадность — крот («Дюймовочка»); злость — королева-мачеха («Дикие лебеди»); ведьма («Русалочка»), тролль, снежная королева («Снежная королева») и др.; высокомерие — Кай («Снежная королева»), птичий двор во главе с испанской уткой («Гадкий утенок»), первый приближенный императора («Соловей»).
4. Какому герою (из какой сказки) принадлежат слова:
— Так и быть, — сказала она затем, — возьми назад свои меховые сапожки — будет ведь холодно! А муфту уж я оставлю себе, больно она хороша! Но мерзнуть я тебе не дам: вот огромные матушкины рукавицы, они будут тебе до локтей! Сунь в них руки!
(Маленькая разбойница из сказки «Снежная королева»)
5. Попробуйте сами придумать сказку, где действовали бы обыкновенные предметы, которые вас окружают. Постарайтесь увидеть в их назначении что-то занимательное и поучительное.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оглавление icon Филип Тосио Судо дзэн-секс оглавление филип Тосио Судо 1 дзэн-секс 1 оглавление 1
В жизни существует множество путей к достижению истинной мудрости. Дзэн — один из них. Секс — другой. Это точка, в которой эти два...
Оглавление icon Оглавление

Оглавление icon Оглавление

Оглавление icon Оглавление

Оглавление icon Оглавление

Оглавление icon Монография по апитерапии оглавление

Оглавление icon Оглавление
Техническая документация на прототип интернет-системы дистанционной подготовки экспертов
Оглавление icon Оглавление
Б52 Управление денежными потоками. — Спб.: Питер, 2004.—240 с: ил. Isbn 5-314-00091-1
Оглавление icon Оглавление
Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (xviii-начало XIX века)
Оглавление icon Изложение политики в области качества
Приложение 16-A: Оглавление Руководства по качеству в соответствии с исо 15189: 2003 (информационный материал)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции