Скачать 166.58 Kb.
|
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих цепей:
Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:
совершенствованию речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами; ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Художественные произведения представлены в перечне в хронологической последовательности: от литературы XIX века до новейшего времени. Такое построение перечня определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на сведения, полученные на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы. Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения на базовом уровне сохраняются все факторы, которые определяют специфику содержания предмета "Литература» в основной школе. Кроме того, выпускники должны выходить на диалог русской и родной литературы и культуры, учитывать их специфику и духовные корни. Таким образом реализуется принцип единого литературного образования, решающего образовательные и воспитательные задачи на материале родной и русской литературы. Особенностью содержания литературного образования в образовательных учреждениях с родным {нерусским) языком обучения является дальнейшее изучение следующих произведений, включенных в обязательный минимум содержания образования основной школы: А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» (обзорное изучение с анализом фрагментов); М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (обзорное изучение с анализом повести «Княжна Мери»); КБ. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (первый том) (обзорное изучение с анализом отдельных глав). 1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА А.С. Пушкин. Стихотворения: «Погасло дневное светило...", «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...«), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», а также три стихотворения по выбору. Поэма «Медный всадник». М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Молитва" («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен..,», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...», а также три стихотворения по выбору. Н.В. Гоголь. Одна из петербургских повестей по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения). А.Н. Островский. Драма «Гроза» (в образовательных учреждениях с родным [нерусским] языком обучения — в сокращении). И.А. Гончаров. Роман «Обломов» (в образовательных учреждениях с родным [нерусским] языком обучения — обзорное изучение с анализом фрагментов). Очерки «Фрегат "Паллада"» (фрагменты) (только для образовательных учреждении с родным [нерусским] языком обучения)1. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» (в образовательных учреждениях с родным [нерусским] языком обучения — обзорное изучение с анализом фрагментов). Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Silentium!», «He то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), а также три стихотворения по выбору. А.А. Фет. Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье,.,», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь», а также три стихотворения по выбору. А.К. Толстой. Три произведения по выбору. Н.А. Некрасов. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом... », «Мы стобой бестолковые люди...", «Поэт и Гражданин", «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...», а также три стихотворения по выбору. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (в образовательных учреждениях с родным [нерусским] языком обучения — обзорное изучение с анализом фрагментов). Н.С. Лесков. Одно произведение по выбору. М.Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города» (обзор). Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (в образовательных учреждениях с родным [нерусским] языком обучения — обзорное изучение с анализом фрагментов). Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (в образовательных учреждениях с родным [нерусским] языком обучения — обзорное изучение с анализом фрагментов). Д.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также два рассказа по выбору. Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой" (только для образовательных учреждений с русским языком обучения). Пьеса «Вишневый сад» (в образовательных учреждениях с родным [нерусским] языком обучения — в сокращении). РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА И.А. Бунин. Три стихотворения по выбору. Рассказ «Господин из Сан-Франциско», а также два рассказа по выбору. Рассказ "Чистый понедельник» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения). А.И. Куприн. Одно произведение по выбору. М. Горький. Пьеса «На дне». Одно произведение по выбору. Поэзия конца XIX — начала XX в. И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, И. Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В. Хлебников, В.Ф. Ходасевич. Стихотворения не менее двух авторов по выбору. А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На попе Куликовом»), «На железной дороге», а также три стихотворения по выбору. Поэма «Двенадцать». В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», а также три стихотворения по выбору. Поэма «Облако в штанах» (для образовательных учреждений с родным [нерусским] языком обучения — в сокращении). С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «<�Не жалею, не зову, не плачу..,», «Русь Советская», а также три стихотворения по выбору. М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», а также два стихотворения по выбору. О.Э. Мандельштам. Стихотворения: -Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие ларуса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез..,», а также два стихотворения по выбору. А-А- Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», -Родная земля», а также два стихотворения по выбору. Поэма -Реквием». Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», -Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», а также два стихотворения по выбору. Роман «Доктор Живаго- (обзор). М.А. Булгаков. Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (в образовательных учреждениях с родным [нерусским] языком обучения -один из романов в сокращении). А.П. Платонов. Одно произведение по выбору. М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение). А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», -Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», а также два стихотворения по выбору. В.Т. Шаламов. "Колымские рассказы» (два рассказа по выбору). А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения). Рассказ -Матре-нин двор» (только для образовательных учреждений с родным [нерусским] языком обучения). Проза второй половины XX веха Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, B.C. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин. Произведения не менее трех авторов по выбору. Поэзия второй половины XX века Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, B.C. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский. Стихотворения не менее трех авторов по выбору. Драматургия второй половины XX века А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, B.C. Розов. М.М. Рощин. Произведение одного автора по выбору. Литература последнего десятилетия Проза (одно произведение по выбору). Поэзия (одно произведение по выбору). ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ1 Г. Лиги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов. Произведение одного автора по выбору. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Проза О. Бальзак, Г. Бёлль, О. Генри, У. Голдинг, Э.Т.А. Гофман, В. Гюго, Ч. Диккенс, Г. Ибсен, А. Камю, Ф. Кафка, Г.Г. Маркес, П. Мериме, М. Метерлинк, Г. деМопассан, У.С.Моэм.Д. Оруэлл, Э.А,По,Э.М.Ремарк, Ф.Стендаль, Дж. Сэлинджер, О. Уайльд, Г. Флобер, Э. Хемингуэй, Б. Шоу, У. Эко. Произведения не менее трех авторов по выбору. Поэзия Г. Аполлинер, Д.Г. Байрон, У. Блейк, Ш. Бодлер, П. Верлен, Э. Верхарн, Г. Гейне, А. Рембо, P.M. Рильке, Т.С. Элиот. Стихотворения не менее двух авторов по выбору. В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения все крупные по объему произведения зарубежной литературы изучаются во фрагментах. 1 Предлагаемый список произведений является примерным и может варьироваться в разных субъектах Российской Федерации. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни. Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе и литературе других народов России'. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Общее к особенное в реалистическом отражении действительности в русской литературе и литературе других народов России. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств. Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии. Формирование национального театра. Становление литературного языка, РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX—XX веков. Новые литературные течения. Модернизм. Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои. Государственное регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Сатира в литературе. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературе других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. "Лагерная» тема в литературе. «Деревенская» проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературе других народов россии. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы). ' В историко-литературных сведениях жирным курсивом выделены позиции, имеющие отношение только к образовательным учреждениям с родным (нерусским) языком обучения. ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем. Произведений писателей — представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык. Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира на земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Постановка в литературе XIX—XX вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искрвнности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
-Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. — Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимии. Гипербола. Аллегория.
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКО ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ — Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения наряду с вышеуказанными специфическими видами деятельности являются: — сопоставление произведений русской и родной литературы, выявление сходства нравственных идеалов, национального своеобразия их художественного воплощения; — самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык, поиск в родном языке эквивалентных средств художественной выразительности. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения наряду с вышеуказанным ученик должен уметь: • соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
|
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) |
Базовый уровень Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования, сайта Министерства... |
||
Рабочая программа по литературе 11 класс Данная рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый... |
Рабочая программа по литературе 10 класс Данная рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый... |
||
Примерная программа среднего (полного) общего образования по Литературе... Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... |
X-xi классы обсуждено составители Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы по литературе для общеобразовательных... |
||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) |
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального... Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... |
||
Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением... Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по... |
Рабочие программы по предметам среднего(полного) общего образования Класс Примерная программа среднего общего образования по русскому языку ( базовый уровень) |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |