М. В. Ломоносов – первый русский академик




Скачать 348.88 Kb.
Название М. В. Ломоносов – первый русский академик
страница 1/2
Дата публикации 14.10.2014
Размер 348.88 Kb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > Литература > Реферат
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

_________________________________________________________________

М.В. Ломоносов – первый русский академик

Работа на чтениях им.братьев С.М и О.М.Белоцерковских по физике

Выполнила:

Ученица 9 класса

Богрянцева Марианна

Руководитель:

Учитель физики

Дорофеева Т.М.

Ливны-2012

Содержание:

  1. Введение------------------------------------------------------------------------------3

  2. Поморье – родина великого ученого-------------------------------------------4

  3. Научная деятельность М. В. Ломоносова------------------------------------10

а) в области астрономии ---------------------------------------------------------10

б) в области оптики----------------------------------------------------------------15

в) в области физической химии-------------------------------------------------19

г) в области минералогии и геологии------------------------------------------21

4. М. В. Ломоносов – реформатор русского языка и стихосложения------25

5. Слово о Ломоносове----------------------------------------------------------------28

6. Заключение---------------------------------------------------------------------------29

7. Литература---------------------------------------------------------------------------31

8. Приложения-------------------------------------------------------------------------32

1.Введение

В 2011 году исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова ( 19.11.1711-15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и гражданин своей страны, он жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования. Гений М.В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А.С. Пушкин).

Актуальность обращения к жизни и деятельности первого российского академика обусловлена необходимостью познания его наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого… В моём реферате представлены передовые идеи ученого о развитии отечественной культуры, науки, образования явившиеся основой для разработки национальной просветительской концепции.

В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, и педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор вместе с И.И. Шуваловым открытия Московского университета. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого – энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к свой стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».

2.Поморье – родина великого ученого



Ломоносов Михаил Васильевич родился 8(19).11.1711 г. В деревне Мишанинская Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии, умер 4(15).04.1765 г. в г. Санкт- Петербурге. М.В.Ломоносов -ученый-энциклопедист, первый российский академик. Из семьи крестьян -поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Первые упоминания о роде Ломоносовых относятся к XVI в. ко временам Ивана Грозного. Дед будущего ученого, Дорофей Леонтьевич, и его отец, Василий Дорофеевич, занимались хлебопашеством, но основным делом являлась рыбная ловля, зверобойный промысел. Семья Ломоносовых имела средний достаток. Василий Дорофеевич волевой, предприимчивый человек, опытный мореход, один из первых в своем крае построил, по-европейски оснастил гукор «Чайка» - двухмачтовый корабль. Использовал его для перевозки товаров по всему побережью Белого моря, Северного Ледовитого океана, Северной Двине. Первые годы жизни Ломоносов находился на попечении матери, которая в 1720 г. умерла. Отец его женился еще дважды, но с мачехами у Ломоносова отношения не сложились. С 10 лет он помогал отцу на промыслах. Они ходиликак в дальние плавания в Северный Ледовитый океан (к Новой Земле, Шпицбергену), так и в ближние - до Соловецких островов. Трудные морские переходы физически закалили Ломоносова, развили его ум, наблюдательность, обогатили разнообразными знаниями. Он учился мореходному делу, знакомился с промыслом морского зверя, наблюдал приливы и отливы, бури в океане, полярные льды, северное сияние. Его интересовали и китобойный промысел, и солеварное дело, жизнь и обычаи ненцев, лопарей, коми-зырян. Юный Ломоносов быстро освоил грамоту, переписывал церковные книги, читал для прихожан «Псалтырь» и «Жития святых». Известны имена первых учителей Ломоносова - сосед Иван Шубный и местный дьяк Семен Никитич Сабельников. В 14 лет Михайло грамотно и красиво писал. С недуховной литературой («Грамматика» М. Смотрицкого, «Арифметика» Л.Ф. Магницкого) и «Псалтырем» С. Полоцкого Ломоносов познакомился впервые в доме Христофора Дудина. Назвал эти книги «вратами своей учености», выучил их наизусть. Стремление к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять решение отправиться в Москву, чтобы «поступить там в ученье». Получив паспорт, заняв у соседа Фомы Шубного 3 рубля, в декабре 1730 г. 19-летний Ломоносов отправился с рыбным обозом в столицу. Через 3 недели будущий ученый прибыл в Москву. Ломоносов хотел начать свое обучение с Математической навигационной школы, которая размещалась в Сухаревской башне. В ней изучали грамоту, арифметику, геометрию, тригонометрию, мореплавание и астрономию. Ломоносову необходим был латинский язык, т.к. он считался в то время языком науки. В январе 1731 г. Михаил подал прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, высшее духовное учебное заведение, которое готовило служителей церкви и государственных служащих, где можно в совершенстве изучить латинский язык. Ломоносов утаил крестьянское происхождение и выдал себя за сына холмогорского дворянина, поскольку крестьян в Славяно-греко-латинскую академию не принимали. В течение одного года Ломоносов прошел 3 класса академии, научился читать и писать по латыни, изучил славянскую грамматику, начала истории, географии и арифметику. Он читал летописи, богословские, философские и математические книги, увлекался латинской и русской поэзией. За короткий срок Ломоносов добился больших успехов, стал первым учеником по всем предметам, несмотря на лишения и материальные трудности. В Славяно-греко-латинской академии Ломоносов проучился пять лет. В 1735 г. в числе 12 самых способных студентов Ломоносов направлен для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию наук, где проявил огромный интерес к наукам, изучал математику, экспериментальную физику, химию, минералогию.



Славяно - Греко - Латинская академия



Академия наук в Санкт-Петербурге

Самостоятельно постигал теорию стихосложения, изучал новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, знакомился с новыми книгами и журналами. В сентябре 1736 г. вместе с Д.И. Виноградовым (будущим изобретателем русского фарфора) и Г.У. Райзером его направляют для обучения химии и горному делу в Германию. В Марбургском университете он слушал лекции по теоретической химии профессора Ю. Дуйзига, по механике, гидростатике, теоретической физике, логике, аэрометрии, гидравлике профессора Х.Вольфа. Наряду с изучением немецкого языка, с мая 1737г. Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. В письмах в Петербург X. Вольф отмечал успехи русских студентов в обучении, особенно выделяя достижения Ломоносова. Осенью 1738 г. Ломоносов написал первую студенческую работу по физике — «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предсуществующей жидкости», которая получила положительную оценку академиков Петербурга. В марте 1739 г. им подготовлена «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул». К началу 1739 г. русские студенты закончили обучение в г. Марбурге, летом того же года направлены предписанием в г. Фрейберг к И. Генкелю, известному специалисту горного дела. Там они изучали минералогию, металлургию, посещали рудники, металлургические заводы. Химические исследования проводились в одной из лучших лабораторий Европы. В г. Фрейберге Ломоносов, кроме занятий горным делом, металлургией и химией, увлекся изучением русского стихосложения. Осенью 1739 г., узнав о победе русских войск над Турцией, он написал «Оду на взятие Хотина», которая совершила переворот в русской поэзии. Позднее подготовил научный трактат «Письмо о правилах русского стихотворства», где изложил идеи о реформе русского стихосложения. В 1739 г. между Ломоносовым и Генкелем начинаются разногласия, в результате чего он покинул г. Фрейберг. 26 мая 1740г. М.В.Ломоносов обвенчался с Елизаветой Христиной Цильх, дочерью марбургского пивовара и церковного старосты Общины Генриха Цильха. В июне 1741 г. он прибыл в Санкт-Петербургскую Академию наук. С приходом Ломоносова начался новый период в развитии русской науки, который историками был назван Ломоносовским. М.В. Ломоносов в эти годы (1741 -1765) занимался составлением минералогического каталога, физическими, химическими исследованиями, переводами с немецкого на русский язык научных статей и т.д. В январе 1742 г. М.В. Ломоносов получил звание адъюнкта. В это время он разработал проект химической лаборатории, однако руководители Академии оставили его без внимания. В 1745 г. М.В. Ломоносов начал читать публичные лекции на русском языке по физике, переводил труды зарубежных ученых по астрономии. В Академическое собрание он представил диссертацию «О металлическом блеске», которая получила положительные отзывы. Летом 1745г. М.В.Ломоносов становится профессором химии.



В середине 1746г. М.В.Ломоносов добился постройки первой в России научно-учебной химической лаборатории, где с 1748 г. в течение 10 лет проводил различные эксперименты. Позднее создал лабораторию в собственном доме. С конца 1740-х М.В.Ломоносов приступил к серьезным занятиям русской историей, в результате чего подготовил уникальный труд «Древняя Российская история». Большим событием в жизни М.В. Ломоносова стало издание в 1751 г. сборника литературных произведений. В марте 1751 г. М.В. Ломоносову за достижения в науке был присвоен чин коллежского советника, что дало ему право на потомственное дворянство. М.В. Ломоносов в течение 20 лет обучал студентов химии, физике, натуральной и минеральной «гистории», физической географии, писал учебники, учебные пособия на русском языке. В 1742 г. М.В. Ломоносов подготовил учебное руководство -«Первые основания горной науки, или Горная книжица», в 1743 г. «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия сочиненное», в 1745 - перевел для студентов с латинского языка учебник по физике. М.В. Ломоносов возглавлял Географический департамент Академии наук (1758 г.), руководил Академическим университетом (1760 г.), разработал документы по регламентации их деятельности. М.В. Ломоносов - автор идеи и инициатор (вместе с И.И. Шуваловым) открытия университета в Москве (1755г.)- В истории отечественной и мировой науки М.В.Ломоносов занял особое место, как энциклопедист. Его научные интересы чрезвычайно широки и многогранны. В «Обзоре важнейших открытий, которыми постарался обогатить естественные науки М.В.Ломоносов» (1764г.), ученый написал о своих основных девяти открытиях:

1) объяснение причин теплоты и холода, которыми «устраняются смутные деятели о некоторой бродячей, беззаконно скитающейся тепловой материи»;

2)механическое объяснение причин упругости воздуха;

3)создание физико-химических начал теории растворов;

4)создание предпосылок к объяснению явлений, происходящих в недрах
Земли;

5)объяснение наступления внезапных холодов и происхождения северного
сияния вертикальными перемещениями масс атмосферного воздуха;

6)открытие явления «совмещения частиц» как причины многих явлений в
природе;

7)экспериментальное доказательство изменения положения центра
тяжести Земли;

8)указание на то, что наблюдения над явлениями в запаянном ртутном
барометре или «Амонтовом воздушном термометре имеют громадное значение в метеорологических вопросах»;

9)изобретена очень чувствительная «машина», которая сможет
экспериментально подтвердить теорию М.В. Ломоносова о непостоянстве на Земле силы тяжести»

М.В. Ломоносов заложил основы физической химии, которая была официально признана лишь через 150 лет. Выдвинул учение о цвете. Открыл атмосферу на планете Венера. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Создал ряд оптических приборов. Активный сторонник исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Критик нормандской теории. Основоположник силлабо-тонического стихосложения, крупнейший русский поэт XVIII в, создатель русской оды и высокого гражданского звучания поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов, научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики, производство смальты, автор выдающихся мозаичных картин. Член – академик Санкт – Петербургской Императорской Академии художеств, почетный член Королевской Шведской и Болонской Академии наук. М.В. Ломоносов оставил после себя богатейшее научное наследие, многие его открытия опережали свое время. Он владел 31 языком. У М.В.Ломоносова и Елизаветы Цильх родилось несколько детей, которые умирали в младенчестве, в т.ч. Екатерина - Елизавета (08.11.1739, Марбург – дата и место смерти неизвестны); сын Иоганн( Иван) (22.12.1741, Марбург – 28.01.1742, там же) и т.д. Продолжательницей рода ученого явилась дочь, названная в честь матери М.В.Ломоносова – Еленой (21.02.1749, С. – Петербург – 21.05.1772). М.В.Ломоносов скончался после тяжелой болезни 4(15).04.1765,похоронен на Лазаревском кладбище Александро – Невской Лавры в Петербурге «при большом стечении народа».

3. Научная деятельность Ломоносова

Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия – вот те области, в которых Ломоносов ученый оставил свой след.

Главное открытие Ломоносова М.В. касаются химии, физики и астрономии. Они на десятилетие опередили работы западноевропейских ученых.

а) в области астрономии

К серьезным занятиям астрономии Ломоносов приступил после подготовки им речи «Рассуждение о большой точности морского пути», которую он прочел в публичном собрании Петербургской Академии наук 8 мая 1759 года. К этому времени он на собственные средства построил на территории усадьбы на Мойке небольшую обсерваторию открытого типа с горизонтальной площадкой на крыше, с которой и велись наблюдения. Именно здесь Ломоносов произвел самое известное из своих наблюдений – наблюдения прохождения Венеры по диску Солнца 26 мая1761 года, для которого он использовал зрительную трубу «о двух стеклах, [фокусной] длиною в 4с 1/2 фута».



В ходе этого наблюдения учёный совершил самое главное своё астрономическое открытие - открытие атмосферы Венеры. Отчет об этом открытии отличался ясностью и образностью. "...Ожидая вступления Венерина на Солнце ... увидел наконец, что солнечный край стал неявственен и несколько будто стушеван, а прежде был весьма чист и везде равен... При выступлении Венеры из Солнца, когда передний ее край стал приближаться к солнечному краю ...появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходила... Сие ни что иное показывает, как преломление лучей солнечных в Венериной атмосфере..." Прохождения Венеры по диску Солнца чрезвычайно редки. Они группируются парами с интервалом в 8 лет одно от другого, а между парами проходит больше ста лет. Последнее прохождение было 8 июня 2004 года, следующее произойдёт 5-6 июня 2012 года.



Для астрономов XVIII века прохождения Венеры представляли особый интерес, поскольку позволяли, при наблюдении из разных пунктов Земли, определить точное расстояние до планеты методом параллакса (на рисунке). В то время как Ломоносов наблюдал прохождение Венеры в Петербурге, профессор астрономии Н.И.Попов предпринял экспедицию в Иркутск, чтобы наблюдать явление из удалённого пункта. Ему помогал часовой подмастерье приборной палаты Алексей Колотошин.

Последующее прохождение Венеры, уже после смерти Ломоносова, наблюдал 23 мая 1769 года на юге России, в Гурьеве, его ученик П.Б.Иноходнев.

Наблюдая небесные тела, Ломоносов задумывался об их природе. Ему помогали и знания по физике и физическая интуиция. Например, в то время многие астрономы считали, что Солнце имеет твёрдую каменную, хотя и раскаленную оболочку. Ломоносов наблюдал пятна на Солнце вместе с коллегой, профессором физики Брауном, и высказал предположение, что Солнце имеет расплавленную поверхность:



Когда бы смертным столь высоко

Возможно было долететь,

Чтоб к Солнцу бренно наше око

Могло, приблизившись, воззреть,

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно Океан

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят

Горящи там дожди шумят. «Солнце»

Сегодня мы знаем, что солнечное вещество - это плотный горячий газ (плазма), который находится в непрерывном движении. И именно поток заряженных частиц от Солнца (солнечный ветер), возмущая магнитное поле Земли, порождает полярные сияния. Ломоносов предполагал связь полярных сияний с атмосферным электричеством, но полностью объяснить природу этого явления великий русский ученый так и не смог.

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!..

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремиться от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

«Вечернее размышление…»

На период активной научной деятельности Ломоносова приходится очередное возвращение к Земле знаменитой кометы Галлея. Комета прошла перигелий весной 1759 года и была хорошо видна в северном полушарии. Вероятно, именно это событие побудило Ломоносова задуматься о природе «волосатых звёзд». На основе своих представлений о природе электричества он выдвинул оригинальную теорию строения и состава комет, в которой подчеркивается роль электрических сил в свечении хвоста и головы кометы. В его гипотезе имеется некоторое сходство с современными теориями образования и свечения плазменных составляющих кометных хвостов в результате взаимодействия газово-плазменной головы кометы и потоков солнечного ветра.

Ломоносов немало сделал и для изучения нашей планеты. С помощью разработанной им конструкции маятника, позволявшей обнаруживать крайне малые изменения направления и амплитуды его качаний, Ломоносов осуществил длительные исследования земного тяготения, положив тем самым начало развитию в России гравиметрии.

В работе "О слоях земных" (конец 1750-х, опубликована в 1763 году) он последовательно проводил идею о закономерной эволюции геологической природы Земли. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. В этой же работе Ломоносов обосновал идею о том, что на Южном полюсе Земли расположен неизвестный материк. (Полвека спустя российская экспедиция действительно обнаружит этот материк - Антарктиду).

б) в области оптики



Ночезрительная труба

Ломоносов проявлял большой интерес к исследованиям по оптике, академик С.И.Вавилов, изучавший труды Ломоносова многие годы, сделал вывод, что « ...по объёму и оригинальности своей оптико-строительной деятельности Ломоносов был ... одним из самых передовых оптиков своего времени и,

безусловно, первым русским творческим

опто – механиком». Ломоносовым было построено более десятка принципиально новых оптических приборов. Ученый предложил определять характер прозрачного вещества по значению его показателя преломления, сконструировал и использовал для этого новый прибор рефрактометр. Ломоносов придумал также специальный зажигательный инструмент,
состоящий из зеркал и линз, и некоторые
новые мореходные еинструменты.(Слева-
схема ночезрительной трубы, изобретённой
Ломоносовым). О важности оптических
приборов для астрономической науки
Ломоносов написал в стихотворении
«Письмо о пользе стекла»:

Оттоле землю все считали посреде.

Астроном весь свой век в бесплодном был труде,

Запутан циклами, пока восстал Коперник,

Презритель зависти и варварству соперник.

В средине всех Планет он солнце положил,

Сугубое земли движение открыл:

Одним крут центра путь вседневный совершает,

Другим круг солнца год теченьем составляет.

Он циклы истинной Системой растерзал

И правду точностью явлений доказал.

Потом Гугении, Кеплеры и Невтоны,

Преломленных лучей в Стекле познав законы,

Разумный подлинно уверили весь свет, Коперник что учил, сомнения в том нет.



В конце фрагмента поэт упоминает Ньютона и Кеплера, создавших разные оптические схемы телескопов (рефлектор и рефрактор), а также Гюйгенса, придумавшего окуляр, состоящий из двух плосковыпуклых линз.

Самое значительное достижение М. В. Ломоносова в области астрономической оптики - это создание новой схемы телескопа.



Зрительная труба по проекту Ломоносова

В 1762 году учёный разработал собственную модель телескопа-рефлектора В нём объектив - параболическое зеркало - наклонено так, что фокус находится вне главной трубы телескопа. Эта схема лучше схемы Ньютона тем, что в ней нет поворотного зеркала, загораживающего часть светового потока. Однако из-за наклона главного зеркала к оси телескопа возникает кома (лучи, приходящие под углом к оптической оси, собираются не в одной точке). Английский астроном Уильям Гершель сконструировал подобный телескоп значительно позже (в 1789 году).



Схема рефлектора Ньютона Схема рефлектора Ломоносова – Гершеля

в) в области физической химии

Для Ломоносова-естествоиспытателя химия и физика составляли неразрывное целое. Но он шел к химическим исследованиям от физики, считая, что можно легче распознать скрытую природу тел, если соединить физические данные с химическими. «Химик, — писал Ломоносов, — без знания физики подобен человеку, который всего должен искать ощупом. И сии две науки так соединены между собою, что одна без другой в совершенстве быть не могут». Он был убежден, что изучение физических свойств тел раскрывает природу вещества, а изучение состава вещества и происходящих в нем химических процессов раскрывает причину физических его свойств. Стремясь поставить на службу все доступные и известные в его время приборы и методы физических исследований, Ломоносов положил начало развитию физической химии. По его определению, «физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях». Содержание, которое вкладывал ученый в термин «физическая химия», отличалось от понимания этого термина его предшественниками и современниками. Провозглашая физическую химию наукой, Ломоносов видел ее цель в изучении химических превращений физическими методами.

Но Ломоносов не только дал четкое определение физической химии, но и составил обширные программы физико-химических исследований. Сам ученый выполнил лишь небольшую часть намеченных им работ. Он изучал влияние на вещество высоких и низких температур и давления, проводил опыты в пустоте, изучал явления вязкости, капиллярности, кристаллизации, форму и удельный вес кристаллов, образование растворов и растворимость в разных условиях, сопровождающих тепловые явления, преломление света и действие электричества в растворах. Заслуга Ломоносова заключалась в том, что он предложил конкретную программу современной ему химической науки на новой, физико-химической основе.

В 1752 — 1754 гг. после тщательной подготовки Ломоносов приступил к чтению курса лекций по физической химии. Достижения своих химических исследований Ломоносов стремился поставить на службу обществу. «Изучение химии, — писал он, — имеет двоякую цель: одна — усовершенствование естественных наук, другая — умножение жизненных благ». В 1751 г. Ломоносов в «Слове о пользе химии», которое является прекрасным образцом его ораторской прозы, дал развернутое изложение своих взглядов на задачи и значение химии для прогресса отечественной промышленности и на пути ее развития в России. Обращаясь к слушателям, ученый весьма образно оценивает заслуги химии: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие... Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ее прилежания». Заканчивая свое выступление, он рисует те огромные преобразования, которые будут достигнуты благодаря развитию химии. Это и увеличение народонаселения, и появление великих городов и богатых сел, и великое пространство, освоенное человеком, которое «вместо терния пшеницею покроется». Когда все это произойдет, заключает оратор, «возблагодарить не забудьте» химию, «которая ничего иного от вас не пожелает, как прилежного в ней упражнения, к вящему самих вас украшению и обогащению».

Работы Ломоносова по физике и химии, которые становились известными западноевропейским ученым, вызвали у них большой интерес. В 1747 г. Л. Эйлер, познакомившись с двумя сочинениями русского ученого — «Диссертацией о действии химических растворителей вообще» и «Физическими размышлениями о причинах теплоты и холода», писал из Берлина в Петербург: «Все сии сочинения не токмо хороши, но и превосходны, ибо он (Ломоносов. — Авт.) изъясняет физические и химические материи самые нужные и трудные, кои совсем неизвестны и невозможны были к истолкованию самым остроумным ученым людям, с таким основательством, что я совсем уверен в точности его доказательств. При сем случае я должен отдать справедливость г. Ломоносову, что он очарован самым счастливым остроумием для объяснения явлений физических и химических».

Известность Ломоносова как ученого в 60-е гг. была настолько велика, что при всей своей скромности он мог по праву гордиться ею. В 1762 г. он писал, что, отдав службе в академии «тридцать один год, обращался я в науках со всяким возможным рачением и в них приобрел толь великое знание, что, по свидетельству разных академий и великих людей ученых, принес я ими знатную славу Отечеству во всем ученом свете».

Влияние научных идей Ломоносова на развитие естествознания в России ощущалось в течение второй половины ХУШ в. и в начале XIX в. Однако полное признание естественнонаучные работы ученого, опережавшие свою эпоху на многие десятилетия, получили только во второй половине XIX столетия, когда научный прогресс в стране позволил, наконец, оценить всю важность значения трудов великого ученого.

г )в области минералогии и геологии

Минералогия в России тесно связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова, который впервые высказал предположение о том, что главным определяющим признаком минерала должен быть химический состав. В работах М.В. Ломоносова ("Слово о рождении металлов от трясения Земли" (1757 г.), "О слоях земных"(1763 г.) и др.) указывается, что минералы в рудных жилах образуются естественным путём, и появление одного из них служит «признаком» присутствия другого.



Тотчас же по вступлении в академию он начал обрабатывать коллекции, купленные Петром Великим, а также собранные путешественниками по Сибири Мессершмидтом, Гмелиным и Крашенинниковым; результатом этой обработки явился каталог "Musei Imperialis Petropolitani description, qua continentur res naturales ex regno minerali". Вопросов чисто минералогических Ломоносов касается в "Слове о рождении минералов" (1757 г.) и в статье "О слоях земли". В своей минералогии Ломоносов разделяет минералы на: 1) металлы, 2) полуметаллы, 3) жирные минералы, 4) загустелые соки минеральные или соли, 5) камни и 6) земли.



Жирный минерал

В то время, как в Западной Европе шли еще большие споры и парили самые фантастические представления о происхождении каменного угля и янтаря, Ломоносов с замечательной ясностью доказывает растительное происхождение этих ископаемых тел. От Ломоносова не ускользнула кристалличность золота, меди и многих минералов, и этому признаку он придавал громадное значение.

Одним из первых Ломоносов указывал на сходство образования минералов и искусственных солей. В сочинениях Ломоносова разбросано также много мыслей, указывающих, что, несмотря на крайне незначительное число фактов, гениальный ученый придавал громадное значение теплоте, давлению и влиянию посторонних веществ в деле изменения и превращения минералов, как бы предвосхищая таким образом идеи и факты, которые только во второй половине двадцатого столетия легли в основу громадного отдела минералогии и петрографии, носящего название метаморфизма.

Ломоносов организовал повсеместный сбор образцов минералов и создал их каталог, работал над "Всеобщей российской минералогией".

Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвёл большое количество анализов горных пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. В своих работах он последовательно проводил идею о закономерной эволюции природы и фактически применял метод, впоследствии получивший в геологии название актуализма. "...Напрасно многие думают, что всё, как видим, с начала творцом создано, — писал Ломоносов, — ...Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех наук..."

Говоря о работах Ломоносова по геологии и минералогии, академик Вернадский замечает: "Среди всех работ Ломоносова в этой области знаний резко выделяется его работа о слоях земных. Она является во всей литературе XVIII века — русской и иностранной — первым блестящим очерком геологической науки. Для нас она интересна не только потому, что связана с научной работой, самостоятельно шедшей во главе человеческой мысли, сделанной в нашей среде, но и потому, что она в значительной мере основана на изучении природы нашей страны; при этом она сделана раньше той огромной работы описания России, которая совершена была натуралистами, связанными с Академией Наук, в течение царствования императрицы Екатерины II...". Идеи и начинания Ломоносова, как естествоиспытателя, при его жизни были поняты и оценены лишь очень немногими отдельными специалистами.

Он первым дал правильное понятие о рудных жилах (скоплениях рудных залежей на поверхности или в недрах земли) и их возрасте. Причину происхождения руд он видел в деятельности подземных сил, в последствиях извержений вулканов. Ломоносов рассмотрел свойства различных металлов, описал способы их получения.

Ломоносов постоянно подчеркивал, что наука должна отвечать практическим задачам. Его работы были написаны для мастеров горного дела и явились замечательным пособием для многих поколений русских горняков и металлургов.

Ломоносов глубоко изучил опыт металлургического производства и разработки месторождений полезных ископаемых и изложил основы методов, практически применяемых в горном деле и металлургии. Русский ученый старался выявить физическую и химическую сущность производства металлов.

Описывая практические приемы, производственные установки и устройства, он сумел отобрать самое существенное, принципиально важное для осуществления того или иного процесса. Вместе с тем Ломоносов внес целый ряд оригинальных предложений. В частности, он первым предложил извлекать металлы из руд действием растворов химических реагентов.

Великий учёный заботился о развитии производительных сил своей страны. Особенно он подчёркивал огромную роль металлов. В "Слове о пользе химии" он заключает: "Ни едино художество, ни едино ремесло простое употребления металлов миновать не может". Идеи Ломоносова по освоению природных богатств России привлекли внимание правительства Екатерины II, и всем частным и государственным металлургическим и металлообрабатывающим предприятиям было дано указание присылать в адрес Ломоносова и Бергколлегии образцы руд. Смерть прервала важное начинание учёного, хотя и после его кончины в Петербург продолжали поступать образцы минералов и руд.

Производство металлов Ломоносов считал важнейшей государственной задачей. Не только в научных трудах, но и в стихах и одах Ломоносова постоянно звучит тема поиска и использования минеральных богатств России.

После долгих размышлений знаменитый академик Петербургской академии наук М.В. Ломоносов пришел к выводу, что "видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были от начала создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены".

Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.



Панно, выполненное на Ломоносовском заводе и посвященное битвой под Полтавой
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. В. Ломоносов – первый русский академик icon Какие буквы великий русский ученый М. В. Ломоносов назвал «потаенными»?
Какие буквы великий русский ученый М. В. Ломоносов назвал «потаенными»? Какие звуки они скрывают?
М. В. Ломоносов – первый русский академик icon К 300- летию Михаила Васильевича Ломоносова Он создал первый университет...
Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; заложил основы науки о стекле
М. В. Ломоносов – первый русский академик icon Как назвал М. Ломоносова А. С. Пушкин?
Какие новшества ввёл Ломоносов в русский литературный язык и систему стихосложения?
М. В. Ломоносов – первый русский академик icon М. В. Ломоносов. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести...
Кий, который жил с братьями и сестрой в Киеве. Аналогичных взглядов придерживался и академик Б. А. Рыбаков, который утверждал, что...
М. В. Ломоносов – первый русский академик icon Психология и методика ускоренного обучения
Доктор психологических наук, проф., академик пани с. И. Съедин Доктор психологических наук, проф., академик авн в. В. Сысоев Доктор...
М. В. Ломоносов – первый русский академик icon Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия...
М. В. Ломоносов – первый русский академик icon М. В. Ломоносов художник, поэт, ученый >М. В. Ломоносов личность...
Интересно, что творчество Ломоносова, будучи плодом синтеза достижений античного, европейского и российского обществ, остается глубоко...
М. В. Ломоносов – первый русский академик icon Что меня поразило в личности М. В. Ломоносова?
Открывая начальную страницу биографии М. В. Ломоносова, я читаю слова: М. В. Ломоносов – гениальный русский ученый, поэт, переводчик,...
М. В. Ломоносов – первый русский академик icon Применение комплексного препарата КоллапАн-гель в лечении открытых...
Карасенков Я. Н., глав врач стоматологической клиники «Росдент», клиники челюстно-лицевой хирургии мма им. И. М. Сеченова, Бажанов...
М. В. Ломоносов – первый русский академик icon Филлипс Фейнман «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»
Перед Вами первый полный перевод на русский язык замечательной книги о жизни и приключениях знаменитого ученого физика, одного из...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции