Урок знаний для учащихся 7«Б» класса по теме : «М. В. Ломоносов звезда первой величины»




Скачать 64.5 Kb.
Название Урок знаний для учащихся 7«Б» класса по теме : «М. В. Ломоносов звезда первой величины»
Дата публикации 14.10.2014
Размер 64.5 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОРОЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им.Д.К. КРОМСКОГО»

УРОК ЗНАНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7«Б» КЛАССА ПО ТЕМЕ:
«М.В. ЛОМОНОСОВ – ЗВЕЗДА ПЕРВОЙ ВЕЛИЧИНЫ»
ЦЕЛИ:

1. Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова.

2. Показать, какой вклад внёс М.В. Ломоносов в развитии России.

3. Учить детей анализировать факты, воспитывать любовь к знаниям.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Карта России

  • Портрет М.В. Ломоносова


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

На доске портрет М.В. Ломоносова (1711-1765)

Надпись «Первый русский академик»

Эпиграф: «Открылась бездна звёзд полна

Звёздам числа нет, бездне – дна….»
Учитель (читает цитату)

«Многие звёзды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звёздою первой величины явилась слава Михаила Васильевича Ломоносова» (Б.В. Шергин). Сегодня вы узнаете, почему М.В.Ломоносова называют «звездою первой величины» и почему именно он стал первым русским академиком (Читает эпиграф урока). Задумайтесь над этими строками, а в конце урока скажите, как их понимаете.
А сейчас мы отправимся в путешествие в далекий восемнадцатый век, в Архангельскую губернию, Поморского края


  1. Представление учащимися сцены того, как М.В. Ломоносов покинул отчий дом и ушёл в Москву учиться.

Ведущий: Во времена Петра Великого в небольшой деревне в семье Ломоносовых в 1711 году родился сын Михайле. Крепок он был здоровьем. Очень скоро отец Василий Дорофеевич стал брать его с собой в море. Ходили они на отцовском корабле «Чайка» по Северной Двине, белому морю и Ледовитому океану (показывает по карте).
М. Ломоносов (задумчиво): Люблю я свой край. Просто кругом, река широкая. Рыбу люблю ловить. Люблю шторм на море, когда кажется, что корабль разнесет по щепочкам. А приложим с отцом силу, глядишь, и выбрались из беды. А вчера были мы с отцом в Холмограх. Рыбы на торговой площади видимо – невидимо! Иностранных купцов видел, говорят они как – то чудно.
Торгуют разными товарами. На обратном пути отец поручил мне определить направление ветра, самому вести корабль. Эх, красота!
Ведущий: Но была у Михаила Ломоносова заветная мечта, которую он боялся высказать отцу. После смерти матери отец стал угрюмым, да и мачеха то и дело ругалась.
М. Ломоносов: Вчера исполнилось мне 19 лет. А мечту я свою так и не осуществил. Хочу учиться. И грамматику, и арифметику я всю изучил. И книг много прочитал. Но, говорят, в Москве есть школа, где латыни, истории и другим наукам учат, да и книг там много. Но, как, это объяснить отцу?
Василий Дорофеевич: Михайло, пойди-ка сюда. Видишь, какой ты большой вымахал. И с кораблем ты хорошо управляешься, и рыбак из тебя хороший. Решил я тебя женить. Пора тебе своим хозяйством обзаводиться. Невесту я тебе выбрал. Поставим дом, справим лодку. И не качай головой. Моё слово твёрдо. Учен уже и так. Видано ли дело, детина 19 лет учиться с малолетками захотел. Не бывать этому.
Ведущий: Упрям отец, но не меньше упрям сын, быть рыбаком хорошо, но желание учиться всё затмевает, да и жениться ещё рано. И отправился Михайло к соседу, который и раньше поощрял желание Ломоносова учиться. Когда Фома Иванович бывал в городах, обязательно приносил Михаилу книги, а он за это помогал Фоме Ивановичу по хозяйству.
Михаил Ломоносов: Здравствуй, Фома Иванович. За советом я к тебе. Падал к отцу в ноги, просил отпустить меня учиться добром, но он не соглашается и я решил уйти тайком.
Фома Иванович: Как же ты уйдёшь, Михайло, без паспорта, да и без денег? Тебя без паспорта на Москве поймают и будут на площади палками бить, будто беглого.
М Ломоносов: Я на всё согласен и готов всякое мучение принять, такая у меня охота к наукам. И всё равно я из дома уйду.
Фома Иванович. Ладно, будь, по-твоему. Вот тебе паспорт, новый полукафтан, чтобы было в чем по Москве ходить. Ещё дам тебе в долг три рубля. Деньги немалые. Если зря тратить не будишь, на них полгода можно прожить.
М. Ломоносов: Спасибо тебе, Фома Иванович. Век не забуду твою доброту.
Ведущий: прошло несколько дней. В студёную зимнюю ночь Михайло тайно покинул отчий дом и с рыбным обозом отправился в Москву.


  1. М.В. Ломоносов – гражданин, наша национальная надежда


Учитель: Какой путь проделал Ломоносов? Измерьте линейкой расстояние от Архангельска до Москвы и умножьте на 50. Сколько это будет?
Ученик: Не сразу М. Ломоносова приняли в академию. Он скрыл своё происхождение, выдал себя за дворянина. Однако вскоре проявил выдающиеся способности к учению и был направлен в числе лучших в Петербург, в гимназию при Академии наук. Не прошло года, как его в числе лучших студентов университета отправляют в Германию. Немецкие профессора были восхищены знаниями, талантом и трудолюбием Ломоносова. Возвратившись в Россию, полный сил и энергии, он приступает к работе в Петербуржской Академии наук, где служит до конца своей жизни.
Ученик: Ломоносов стал основоположником новых наук, которые после него получили широкое распространение в России.
Ученик: В 1755 году Ломоносов основал в Москве первый российский университет, добился того, чтобы принимали туда не только детей дворян, а всех сословий.
Ученик: Михаил Васильевич Ломоносов является инициатором, поборником просвещения среди широких масс населения. Выходец из простого народа М.В. Ломоносов всегда питал чувство симпатии к бедным и обездоленным людям, жертвам крепостнического строя. Он любил русскую речь и народные бесхитростные песни. Великий ученый не мог смириться с засильем иностранцев в Академии наук. Он понимал, что для этого необходимо выращивать людей науки в России. Поэтому он так настойчиво требовал создания в России своего университета. Он добился этого 1755 году. Был, наконец, открыт в Москве первый русский университет. Этот университет, носящий имя Ломоносова, прославился результатами исследований в русской и мировой науке и осуществил мечту великого сына России об истинной пользе во славу Отечества.
Ученик: Личность М.В Ломоносова, его патриотический подвиг, бескорыстное служение народу, титанические усилия,, направленные на развитие производительных сил страны, на развитие русской науки и промышленности, - все это делает его родным и близким и для нашего времени. Горячий и неутомимый борец за честь русского народа, за его славу, силу и преуспевание, Ломоносов входит в нашу эпоху, как почетный и желанный современник, как наша национальная надежда. Сейчас, когда жизнь великого русского гения, отделяется от нас 3-я столетиями мы особенно ярко можем оценить его замечательное предвидение увидеть нашу страну во главе других, технически развитую страну большой химии.


IV. Викторина «История в лицах»
1. Под его руководством монголо – татарам был нанесён сокрушительный удар. Современники писали, что он был «крепок и мужествен и телом велик»

(Дмитрий Донской)

2. Его первым стали именовать «царём всея Руси». При нём появились в России приказы, стрелецкое войско, печатная изба (типография).

(Иван Грозный)

3. Поход на кочах из Северного Ледовитого в Тихий океан. Открытие пролива между Азией и Америкой.

(Семен Дежнёв)

4. Нижегородский староста, один из руководителей ополчения, освободившего Москву от поляков.

(Дмитрий Пожарский)
В продолжение викторины ученики надевают маски и говорят от имени исторических личностей
Учитель: Отгадайте, кто это. Как вы думаете, какое они имеют отношение к нашему сегодняшнему уроку?
Первая маска: Я был дьяконом в одной из Московских церквей. Я не только служил в церкви, но и умел переписывать книги, столярничать, занимался резьбой по дереву. А в 1564 году в типографии напечатал первую книгу.

(Иван Федоров)
Вторая маска: Я сразу полюбила Россию и твердо шла к своей цели. Я умела находить умных и талантливых людей, многое сделала для просвещения народа и развития науки.

(Екатерина II)
Учитель: Перед нами прошла череда выдающихся исторических личностей. И всё таки звездой первой величины считают М.В. Ломоносова. Почему? (Такого разностороннего человека Россия до нег не знала) Давайте вместе составим схему направления научных исследований ученого.

(В центре портрет М.В. Ломоносова, от него лучиками с помощью скотча прикрепляют открытия ученого)
Учитель: Любимая наука Ломоносова – ХИМИЯ. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон.

(Демонстрация учителем опыта «Закон сохранения массы веществ»)

- Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;
- Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп;
-Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера;
-Он первый в мире географ – полярник;
- Занимался историей древних славян, историей изготовления фарфора;
-А сколько он сделал для совершенствования русского языка?
- Сочинял стихи;
-Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины («Портрет Петра I», «Полтавская битва»)
- Создал теоретические основы горнорудного дела и металлургии;
- Открыл первый российский университет в Москве.

Как вы думаете, чьё имя он носит?
Учитель: Таким образом, М.В. Ломоносов был таким великим ученым, так много сделал в разных областях науки, что его даже назвали «наш первый университет».

«Первым русским университетом» М.В. Ломоносова назвал великий русский поэт А.С. Пушкин за многосторонность интересов, которые проявил ученый в различных отраслях науки.
V. Итог
Учитель: Как вы понимаете эпиграф нашего урока?
Прошло 300 лет. Почему потомкам – всем нам – известно имя М.В. Ломоносова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок знаний для учащихся 7«Б» класса по теме : «М. В. Ломоносов звезда первой величины» icon Бертран Рассел Брак и мораль
В историю XX в навсегда войдут не только имена политиков, диктаторов и полководцев, но и имена великих ученых, философов и писателей....
Урок знаний для учащихся 7«Б» класса по теме : «М. В. Ломоносов звезда первой величины» icon «Трудные случаи пунктуации при однородных членах предложения» и диктант...
В мо учителей гуманитарного цикла работают 8 человек: с высшей категорией 4 человека (Полещук В. Ф., Силюнцева Т. М., Кожевникова...
Урок знаний для учащихся 7«Б» класса по теме : «М. В. Ломоносов звезда первой величины» icon Родился Филипп Нуаре. Звезда первой величины французского кино. Его...
Испытывает ужас перед церемониями, на которых чествуют «звезд». Он типичный домосед. Живет на ферме как Ной в окружении лошадей,...
Урок знаний для учащихся 7«Б» класса по теме : «М. В. Ломоносов звезда первой величины» icon Урок по теме «А. С. Пушкин»
Цели и задачи: развитие способности воспринимать и понимать глубинный смысл поэзии, стимулирование творческой деятельности учащихся;...
Урок знаний для учащихся 7«Б» класса по теме : «М. В. Ломоносов звезда первой величины» icon Урок по теме: «Методы формирования и развития навыков подбора по...
«Методы формирования и развития навыков подбора по слуху на начальном этапе обучения учащихся класса фортепиано», преподавателем...
Урок знаний для учащихся 7«Б» класса по теме : «М. В. Ломоносов звезда первой величины» icon Урок литературы в 8-м классе на тему "В чём загадка Мцыри?"
Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся
Урок знаний для учащихся 7«Б» класса по теме : «М. В. Ломоносов звезда первой величины» icon Рефератов «кругозор» Творческий реферат по литературе по теме «Адресаты любовной лирики Пушкина»
«А я, повеса, вечно праздный, потомок негров безобразный, взращенный дикой простоте, любви не ведая страданий, я нравлюсь юной красоте...
Урок знаний для учащихся 7«Б» класса по теме : «М. В. Ломоносов звезда первой величины» icon Урок-презентация в 8 4 классе по теме «The World’s Best Friend Is You»
Воспитательная: воспитание у учащихся экологической культуры, бережного отношения к природе, сохранения ее богатств для будущего...
Урок знаний для учащихся 7«Б» класса по теме : «М. В. Ломоносов звезда первой величины» icon Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального...
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся (критерии оценивания уровня подготовки учащихся)
Урок знаний для учащихся 7«Б» класса по теме : «М. В. Ломоносов звезда первой величины» icon Задание (20 баллов). Прочитайте стихотворение: звезда полей звезда...
Назовите изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении. Приведите примеры. Раскройте их роль в тексте
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции