Владимир Александрович Миндолин




Скачать 94.04 Kb.
Название Владимир Александрович Миндолин
Дата публикации 14.10.2014
Размер 94.04 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Владимир Александрович Миндолин.

Вводная лекция «Русский социум Х-ХI вв.»
Мы попробуем сделать сейчас краткое введение в русский социум Х-ХI веков. Работая потом с текстами лекций, с хрестоматией, отвечая на вопросы преподавателей, вы, конечно, более подробно рассмотрите темы об образовании древнерусского государства, о расцвете древней Руси.

Передо мной черновик товарищеского письма П.Я. Чаадаеву, написанный Пушкиным в октябре 1836 года. Здесь Пушкин полемизирует с Чаадаевым об исторической судьбе России. Чаадаев оценивал русскую историю пессимистически. Рисунок. А.С. Пушкин. Портрет. Далее текст идет на фоне портрета. А вот что пишет Пушкин. «Что же касается нашей исторической ничтожности,- пишет Пушкин, - то я решительно не могу с вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы – разве эта не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов. Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал». Снять портрет.

Так писал великий русский поэт и историк (а Пушкин, по роду своей деятельности, был не только литератором, но и историком), писал уже на излете своей жизни, во всеоружии интеллектуального, нравственного, художественного опыта.

Пушкин обращается здесь ко времени юности русского народа, и это время юности приходится как раз на рубеж первого и второго тысячелетия, на Х-ХI века. Присмотримся и мы к этому времени. Какой Древняя Русь предстает перед нами там, используем выражение друга и современника Пушкина, Петра Андреевича Вяземского, Вяземский говорил «в дыму столетий», и это его выражение («в дыму столетий») очень нравилось Пушкину.
Каким был русский социум времен юности русского народа?

Когда говорим «социум», имеем в виду общество как систему.

А что, действительно, Древняя Русь Х-ХI веков, представляла собой какую-то систему? Или мы задним числом систематизируем, или пытаемся систематизировать деятельность наших предков, которую Пушкин называет пылкой, бесцельной, стало быть, бессистемной, лишенной исторической и логической последовательности?

Давайте посмотрим на составляющие древнерусского социума, их три. Это, во-первых, древнерусское государство – оно как раз в это время и становится на ноги. Рисунок. Князь Владимир. Пауза. В конце паузы - снять рисунок. Это, во-вторых, общество Рисунок. К. Васильев. Алеша Попович и красна девица, то есть жизнедеятельность людей, не регулируемая государством, самостоятельная их жизнедеятельность. Пауза. В конце паузы - снять рисунок. Социум - это, в-третьих, древнерусская церковь, церковь тоже возникает как институт, как общенациональное учреждение в Х-ХI веках. Рисунок. Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Пауза. Снять рисунок.
Роль государства в истории России исключительно велика. Государство – это сосуд, в который заключено тело народа, его повелитель и его защитник одновременно. Без государства народ – как черепаха без панциря.

А возникает государство из противоречия интересов – из дифференциации, потом конфликта интересов.

Представим себе: вот Новгород, Новгородская земля. Там живут словене ильменские, кривичи + угро-финские племена: чудь, меря, весь. Но вдруг вспыхивает усобица. Летописец пишет : «Пошел род на род», «Воевать почаша сами на ся» – ведь это он так описывает конфликт, это конфликтуют племенные интересы.

Вскоре видим: на юге против полян, северян, вятичей, то есть против славян, выступают кочевники-печенеги. Печенеги – это же другой народ, другой этнос – вот вам конфликт межэтнических интересов.

В истории Древней Руси будем наблюдать, как Киев постоянно соперничает с Новгородом Великим (или Искоростень враждует с Киевом, или Полоцк с Киевом) – в этом соперничестве выражает себя конфликт региональных интересов.

Или, с введением христианства, видим такое явление, как казни волхвов. А кто такие волхвы? – это представители старой религии – язычества. Рисунок. С. Иванов. Христианство и язычество. Новая религия – христианство – видит в язычниках- волхвах уже не просто иноверцев, но подстрекателей к бунту. Значит, смена старой религии новой проходила тоже конфликтно, в конфликте религиозных интересов.

И, конечно, в ходе имущественной дифференциации и роста имущественного неравенства нарастали конфликты между богатыми и бедными, столкновения социальных интересов. Об этом свидетельствуют народные восстания на Руси.

Вот так возникает государство – как укротитель интересов, их всеобщий властный регулятор.
Имя основателя исторического древнерусского государство вам известно. Это Рюрик. Это 862 год. Но возникновение единого древнерусского государства – не одномоментное явление, а довольно длительный, трудный процесс, занявший более века.

Фундаментальный исторический выбор наших предков, древних славян, выбор в пользу государства связан, с 882 годом даже больше, чем с 862-ым. А что происходит в 882 году? Преемник Рюрика князь Олег идет с новгородской, варяжской дружиной из Новгорода в Киев, берет Киев, переносит туда столицу, заставляет окрестные племена платить дань не хазарам, а ему, Олегу, киевскому князю и новгородскому князю. Именно здесь, в 882 году, начинается формирование единого культурно-исторического пространства от Новгорода до Киева. Возникает единое государство. Рисунок. Карта Руси.

Но непрочно еще это единство. Почти через сто лет, в 980 году, тем же самым путем пойдет из Новгорода к Киеву со своей новгородской, варяжской дружиной князь Владимир. Осадит Киев, доведет осадой до голода. Возьмет город и утвердится в Киеве. Еще раз, как обручем, будет стянуто это огромное пространство от Новгорода Великого до Киева. Снять рисунок.

И ведь понадобится еще третий обруч. И стянет его один из 12-ти сыновей Владимира Ярослав. Этот Ярослав пошел из Новгорода на Киев, так же, как когда-то отец его, Владимир, как еще раньше Олег, – в 1016 году он снова шел на Киев с новгородцами и варягами – войско его насчитывало тысяч 40. И взял Киев.

Выходит, что продолжается этот процесс становления государства вплоть до «осевого» для Руси времени Ярослава Мудрого, последовательно идут один за другим походы с севера на юг. Настоящие гражданские войны. Ведь что такое гражданская война? Это когда идет брат на брата. А тут и братоубийства следуют одно за другим, и мучительно, медленно, но верно, идет настойчивое движение из Новгорода в Киев – культивируется поле государственной жизнедеятельности Киевской Руси.

Я сказал «осевое время» – время Ярослава Мудрого, настоящий взлет древнерусского государства, его расцвет. Высшая точка могущества Древней Руси. Ярослав Мудрый правил почти четверть века, до 1054 года. Ярослав был блестящий правитель, умница, эрудит, универсальный для своего времени человек. Князь-книжник Рисунок. Ярослав Мудрый (у него была большая, по средневековым меркам, библиотека, может быть, в тысячу томов, она, к сожалению, не сохранилась). Князь-дипломат. Снять предыдущий рисунок. Новый рисунок. Ярослав Мудрый. Он понимал, что русская культура – еще очень молодая, неразвитая. Он мечтал достигнуть культурного уровня Византии, Западной Европы. Всякая замкнутость была для него неприемлема – она повела бы назад, к одичанию. Значит, связи со всеми странами и перенимание их достижений. Князь-строитель. Снять предыдущий рисунок. Новый рисунок. Ярослав Мудрый. При Ярославе Киев разросся, превратился в один из крупнейших городов Европы – через Киев шло торговое посредничество между Европой и Востоком. Современники ставили Киев рядом с Константинополем. При нем построили грандиозный храм св. Софии. Князь-воин. Снять предыдущий рисунок. Новый рисунок. Ярослав Мудрый. В 1036 году печенеги ворвались в Киев - жестокая и упорная битва шла в самом городе. С тех пор печенеги не тревожили больше Русь никогда. Он воевал и с Византией, но его поход окончился трагически неудачно: многотысячное русское войско византийцами было разбито и ослеплено.

Выходит, что государство становилось и крепло трудно, тяжело, во внутренних и внешних войнах. Сила играла здесь немалую роль.
А сыновья Ярослава (Ярославичи) свяжут это государство не только силой, но и законом. Появится первый древнерусский общегосударственный свод законов – знаменитая «Русская правда». До этой поры в государстве не было еще права, не было законов – правили обычай, обида, кровная месть.

Внимательное изучение «Русской правды» позволяет нам лучше увидеть древнерусское общество. Увидеть ту жизнь, которую люди ведут независимо от государства. Увидеть их обычаи, которые в этом первом на Руси юридическом кодексе были зафиксированы. Рисунок. Текст «Русской правды».

«Русская Правда» – первая общерусская юридическая книга, фиксировала уже сложившиеся стереотипы поведения и обычаи русских людей. Обычай здесь возводился в закон. Подобного русская практика до тех пор не знала. «Русская Правда» стала основой всего средневекового русского права – на несколько веков вперед. Снять предыдущий рисунок.

Любопытно, что у монгольских племен свод законов («Яса Чингисхана) появился на сто лет позже. Причем у монголов мы видим обилие пунктов, допускающих смертную казнь. Предательство, неоказание помощи боевому товарищу или путнику, убийство, блуд, неверность жены, кража, грабеж, скупка краденого, сокрытие беглого раба, чародейство вредное, троекратное невозвращение долга , – за все полагалась смерть.

А у русских преобладает наказание штрафом.

Интересно еще то, что у русских видна социальная дифференциация, причем такая, которую можно измерить количественно. Как? А очень просто. Вот вира. Вира – это штраф за убийство. Раньше была кровная месть : убили – убийством и отомстили. А вирой (штрафом) древнерусское законодательство вытесняет кровную месть. Переход от кровной мести к штрафам происходит быстро. В течение ХI в. кровная месть уже изжита. Так вот, вира разная – в зависимости от социального положения убитого.

Когда ученики читают «Русскую Правду», то, как это ни странно, они не сразу могут выделить центральную социальную фигуру Древней Руси, хотя, конечно, эта центральная фигура не раз упоминается в этом первобытном своде законов. Но в качестве центральной она признается как бы «по умолчанию». Речь идет о смердах, вольных древнерусских землепашцах. Смерды – это свободное сельское население. Это крестьяне-собственники, крестьяне-общинники, если надо, крестьяне-ополченцы. На них, прежде всего, и держалась Русская земля. Они – наиболее массовая, типическая фигура русского общества той поры.

Заметим, что социальная дистанция между смердом и высокопоставленным княжеским человеком, русским витязем, по тем временам могла быть небольшой, и сын смерда вполне мог стать выдающимся княжеским дружинником, русским витязем. Рисунок 12. Русский орел. Пауза. Рисунок 13. Русский витязь. Пауза.
Завершая введение в русский социум, обратимся к древнерусской церкви.

В средние века Церковь играла большую роль в истории культуры, просвещения, в формировании и хранении национальных традиций, в нравственном развитии народа. Церковь влияла и на общество, и на государство. С принятием христианства на Руси произошел, говоря словами А.С. Пушкина, настоящий духовный и политический переворот.

Крестилась Русь при князе Владимире, в 988 году. А в «осевое время» Ярослава Мудрого христианство шествовало по Руси широко и победоносно. При Ярославе построены были знаменитые древнерусские храмы – святой Софии в Киеве Рисунок 14. Храм св. Софии в Киеве. Пауза. Снять рисунок. и святой Софии в Новгороде. Рисунок 15. Храм св. Софии в Киеве. Пауза. Снять рисунок. При Ярославе появился первый митрополит не из греков, а из русских – Иларион. При Ярославе появились первые русские святые Борис и Глеб, а вскоре состоялась их канонизация. В это же время первые монахи-отшельники стали селиться в лесной пещере на берегу Днепра, стали появляться первые монастыри. При Ярославе пришел на Русь болгарский оригинал, с которого была вскоре переписана древнейшая русская рукопись Евангелия (Остромирово Евангелие). Источник, из которого Русь черпала христианство, - Византия. Транзитом – Болгария. Оттуда Русь взяла Евангелие и предания.

Да ведь и Нестор, первый русский летописец, автор «Повести временных лет», по всей видимости, был младшим современником Ярослава. Рисунок 16. В. Васнецов. Нестор. Пауза. Снять рисунок.

Мы привыкли говорить о Несторе как о летописце-фактографе. Но уместно сказать, что Нестор был одним из первых русских религиозных философов.

Какова философия его Летописи? Начать с того, что у Нестора история человеческого рода представлена как история борьбы добра и зла.

Нестор первый помещает события русской истории на шкалу времени. До князя Владимира, считает он, Русская земля была вне этой борьбы добра и зла. Бог хранил Русскую землю «для последнего часа». И вот этот последний час приближается.

Как понимали русские, и Нестор, свое религиозное призвание? Они видели себя работниками «одиннадцатого часа», призванными Богом в мир в конце времени, накануне того состояния, когда «времени больше не будет», незадолго до конца мира. А зачем именно теперь Бог призвал Русскую землю? А потому что, говорит Нестор, русский народ должен сделать решающий вклад в мировое дело добра.

Но это понял и Дьявол. Поэтому дьявольские козни будут здесь изощреннее. Борис и Глеб – эти двое своею смертью защитили Русскую землю от его козней, ценою своих жизней противопоставив братолюбие братоубийству.

Такова философия Нестора.

А книга высшего русского церковного деятеля митрополита Илариона называется «Слово о Законе и Благодати». Эту древнюю книгу и сегодня считается выдающимся религиозно-философским произведением.

О чем эта книга, написанная в форме торжественной проповеди? Об историческом предназначении Русской земли. В «Слове о Законе и Благодати» уже активно используется понятие «Русская земля» и впервые – «русский народ». К этому времени более цельным и единым стало народное самосознание. Раньше оно было преимущественно племенным : Я –кривич, Я – вятич, Я – ильменский словенин, Я – из древлян. Теперь – Я – христианин, Я – православный, Я – русский. Живу в русской земле, в православном мире. Возникла общая духовная основа русских.

Главная тема Илариона и сегодня чрезвычайно актуальна. Эта тема – равноправие, шире равноценность всех народов на земле. Иларион резко полемизирует с учением о «богоизбранничестве» одного, иудейского, народа. Постоянно подчеркивает : все народы равны в своем общении с Богом и перед Богом. Когда он прославляет русский народ, то как богоравного среди других народов.

Но есть и сокровенная тема для Илариона. Он говорит об избранничестве русского народа не в смысле превосходства, а в смысле откровенности, открытости : он откроет свое сердце перед другими народами. И тем сделает наш мир лучше, чище.

Такова Иларион и Нестор видят историческую судьбу России.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Владимир Александрович Миндолин icon Александрович Бушков Владимир Путин. Полковник, ставший капитаном...
И что за персона «вдруг» возникла на шахматной доске, которую вроде бы изучили на ощупь? Всякий раз употреблялись термины «феномен»,...
Владимир Александрович Миндолин icon Владимир Козлов Владимир Майков Трансперсональный проект: психология,...
Международной Академии психологических наук и Ученого Совета факультета психологии Ярославского государственного университета им....
Владимир Александрович Миндолин icon Марат Зиганов Владимир Козаренко мнемотехника запоминание на основе визуального мышления
Ломоносовской школы; Козаренко Владимир Алексеевич, преподаватель курса мнемотехники Школы рационального чтения. Авторы удостоены...
Владимир Александрович Миндолин icon Владимир Лисичкин, Леонид Шелепин

Владимир Александрович Миндолин icon Владимир Исаевич Круковер 300 практических советов владельцам собак. Типичные ошибки

Владимир Александрович Миндолин icon Книга «О природе человеческого общения»
Соковнин Владимир Михайлович фасцинолог, философ, cоциальный психолог, писатель
Владимир Александрович Миндолин icon Программа основного общего образования по английскому языку: 5-9...
Программа основного общего образования по английскому языку: 5-9 классы/ Е. Н. Соловова. – М.: Аст: Астрель; Владимир: вкт, 2008,...
Владимир Александрович Миндолин icon Программа основного общего образования по английскому языку: 5-9...
Программа основного общего образования по английскому языку: 5-9 классы/ Е. Н. Соловова. – М.: Аст: Астрель; Владимир: вкт, 2008
Владимир Александрович Миндолин icon Николай Александрович Бердяев Духи русской революции
Из глyбины. Cбopник cтaтeй o pyccкoй peвoлюции. M., — Пг., 1918. Пeчaтaeтcя пo: Литepaтypнaя yчeбa, 1990. Kн, C, 123—139
Владимир Александрович Миндолин icon J[Ф. И. О. Пашин Иван Александрович Контактные данные
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции