Открытый урок по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
Цель урока: Создание условий для формирования умения анализировать авторскую и народную сказки.
Задачи урока:
учить анализировать текст, выявлять сходства и различия поэтического и прозаического текста, познакомить с литературоведческими терминами (эпитет, лексические повторы);
развивать творческое мышление;
воспитывать любовь и уважение к русскому языку и народному творчеству.
Тип урока: комбинированный с элементами исследования.
Используемая технология: развивающее обучение в деятельностном типе.
Оборудование урока: учебник «Литературное чтение» (3 класс, 1 часть), автор Ефросинина Л. А., слайды, толковый словарь.
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Эмоциональный настрой
|
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи.
|
|
Вступительная беседа
|
Ребята мы с вами прочитали «Сказку о царе Салтане …» А. С. Пушкина.
Слайд 1
Сегодня я предлагаю провести исследование, т. е научную работу. В любом исследовании есть гипотеза – предположение. Предлагаю за гипотезу взять слова С. Я. Маршака «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»
Слайд 2
Нам предстоит доказать, что это так, или опровергнуть. На самом деле мы начали наше исследование ещё тогда, когда читали русскую народную сказку «Царевич Нехитёр-Немудёр».
|
|
Анализ работы
Физкультминутка
|
Итак, русские народные сказки. Что характерно для них?
Слайд 3
А ещё из сказки в сказку повторяются устойчивые выражения, помните?
Их специально повторяли в сказках для того, чтобы лучше запомнить и рассказать.
Молодцы! Помните, ещё есть в русских народных сказках устойчивые эпитеты.
Приведите примеры.
Верно. Я напомню, эпитеты – это образное художественное определение.
Прочитайте, какими словами начинается Сказка А. С. Пушкина.
Что говорила первая девица, читай, Аня.
Вторая, продолжай, Саша.
Третья, Антон
Хорошо!
А в сказке «Царевич Нехитёр - Немудёр»?
Скольких девиц прослушал Иван?
Что говорила первая?
Вторая?
Третья?
Что скажите?
А какие ещё повторы помните?
Первый раз в кого?
Прочитай Кристина.
Второй?
Читай, Кирилл.
Третий?
А что ещё неоднократно повторяется?
Сначала на острове появляется белка.
Слайд 4
Прочитайте о ней
Затем?
Слайд 5
Прочитайте
И третье?
Слайд 6
Прочитайте
А в сказке «Царевич Нехитёр…»
Какое первое чудо он привёз?
Второе?
Третье?
Как это он делал?
А как же устойчивые выражения?
В авторской сказке, назовите
А в русской народной?
Как вы думаете, почему князь Гвидон, попросил Лебедь исполнить три чуда?
А Царевич Нехитёр?
И у князя и у царевича была одна цель: воссоединить семью.
А ещё чтобы были счастливы мамы.
Хорошо!
Что сообщили Салтану о рождении сына? Прочитайте
А в сказке царевич Нехитёр? Прочитайте.
Что скажите?
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам
Это устойчивая стилевая форма.
Сыновья выбили дно, расположились жить на острове.
Вы назвали много сходных ситуаций,
Когда Саша был маленький, его няня Арина Родионовна рассказывала много сказок. Возможно при написании своей сказки он взял сюжет народной.
А теперь вернемся к слайду 3
Устойчивые эпитеты
В авторской, назовите
В народной?
Молодцы!
А. С. Пушкин ввел в сказку народную речь. Слайд 7
Как понимаете?
Приведите свои примеры
Пушкинская сказка связана с народной?
А какая сказка вам понравилась больше?
Почему?
У Пушкина она интересней, в стихах. Она красивее, глубже. Автор воплотил в своих героев идеалы народа.
Опишите царевну Лебедь
Слайд 8
Я согласна, только в последний момент Гвидон узнаёт, что она царевна.
Хоть она и волшебница, но не гордится этим, не хвастается, не показывает своего превосходства, общается на равных.
Опишите Гвидона
Слайд 9
Я добавлю, что он очень любит своих родителей, желает, чтобы они были непременно вместе.
Царевна Лебедь и Гвидон – главные герои, на которых стремились быть похожи люди.
Как вы думаете, чему учит эта сказка?
Мы провели огромную исследовательскую работу, наш урок подходит к концу. К какому же выводу мы пришли?
Слайд 10
Мы согласны с высказыванием С. Я. Маршака. Гипотеза подтвердилась.
|
Мы знаем, что в русских народных сказках существуют повторы, например: три сына у царя, надо выполнить три желания и т. д.
«Близко ли, далеко ли». «Долго ли, коротко ли».
«Я там был мёд, пиво пил».
«Терем высокий», «земля сырая»
С.68
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
С. 68
С. 69
С. 69
Трёх.
Тремя калачами весь город бы накормила.
Платок бы вышила.
Родила бы 7 сыновей, а восьмого царевича Нехитёра…
Есть повторы и сходные ситуации.
Гвидон три раза превращался в насекомое.
В комара.
С. 73
В муху.
С.76
В шмеля
С. 79
Царевна Лебедь выполняет три чуда.
С. 76
33 богатыря
С. 78
Лебедь превращается в царевну
С. 81
Царевич полетел на ковре – самолёте.
Барана
Корову
Своих братьев
Сам, без посторонней помощи.
«Ветер по морю гуляет…»,
«Грусть тоска меня съедает…»
Чтение наизусть отрывка из сказки
«Не тоя море заморожу, всех перетревожу»
Хотел, чтобы отец приехал на остров, тогда бы он сразу узнал жену, сына..
Тоже хотел этого.
С. 69
С. 41
Есть сходство. И впервой и во второй сказке посылали гонцов, бросили мать с сыном в море..
Лебедь – белая, небо – синее, царь – отец…
Иван – царевич, царица – молодая, чудный остров….
И пустили в окиян…
За морем житьё не худо..
Распроклятая, ты мошка…
Да
Добрая, отзывчивая, нежная, скромная.
Умный, добрый, внимательный, у него есть смекалка.
А ещё находчивым, он придумал, как сделать так, чтобы приехал отец. Он сделал маме подарок.
Как вести себя, общаться с другими людьми, добру, справедливости.
«Сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной»
Да
|
Задание на дом
|
Предлагаю дома написать мини-сочинение на тему «Чему учат главные герои сказки»
|
|
Итог
|
Ребята, чему мы учились на уроке?
А для чего мы это делали?
Если бы вы взяли сейчас в руки краски, каким бы цветом вы раскрасили данный урок?
Я благодарю вас за работу. Комментирование отметок.
|
Анализировать сказки, находили сходства
Высказывания детей
|
|