Скачать 106.44 Kb.
|
Литературное чтение Урок-викторина «Сказки А.С.Пушкина» МОУ «Лицей №4» Волжского р-на г. Саратова 2 «А» класс Учитель высшей категории Бусыгина Нина Александровна Цели и задачи: Закрепить и обобщить знания учащихся по творчеству А. С. Пушкина; Задачи:
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка сказок, иллюстрации к сказкам, выставка рисунков учащихся «Я рисую сказку», выставка работ из пластилина «Любимый сказочный герой», дидактический материал (задания), костюмы героев сказок, мультимедийная установка, презентация, плакат «Лукоморье». Оформление доски: В класс пришел, не хмурь лица. Будь веселым до конца. Ты не зритель и не гость, А программы нашей гвоздь. Не стесняйся, не ломайся, Всем законам подчиняйся! На уроке фронтальная и групповая формы работы, беседа. Ход урока.
- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок чтения. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята. - Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс. (Солнышко сегодня улыбается, давайте и мы улыбнемся друг другу.)
- Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Нас с вами в эту удивительную страну привел великий русский писатель А.С.Пушкин. С творчеством Пушкина мы знакомимся с детства, читаем и любим его сказки. # И сегодня тема нашего урока «Сказки А.С.Пушкина». # Жил поэт очень давно. Летом 2009 г. ему исполнится 210 лет со дня рождения Ответы на вопросы: (ответы сопровождаются показом фотографий и рисунков) - Скажите мне, пожалуйста, а когда родился поэт? (в 1799 г. 6 июня) # - В каком городе? (в Москве) # - Как звали родителей поэта? (Сергей Львович, Надежда Осиповна) # - Где учился маленький Пушкин? (Царскосельский лицей) # - Это было закрытое учебное заведение для детей малообеспеченных дворян. В нем обучалось всего 30 учеников. # (белая) - От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни и бабушки) - Как звали няню поэта? (Арина Родионовна) # - Представьте себе: старый дом, поздняя осень, за окном кружатся листья, поет в трубе ветер. Няня рассказывает сказку, поэт гусиным пером торопливо записывает ее. Именно эти сюжеты поэт использовал при создании своих сказок. - Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (6;5 и1 – не закончил, + сказочная поэма) # - Перечислите (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о попе и о работнике его Балде”.) # # # Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей… Все это очень интересно... # (белая) (учитель читает отрывок и открывает доску, на которой вывешен плакат «Лукоморье») У Лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит… - Вот и мы с вами перенеслись в сказочную страну под названием «Лукоморье». Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказки и посмотрим, кто к нам идет в гости. Инсценировка из сказок (отрывки) Сказка о царе Салтане (князь и лебедь): Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» - Говорит она ему. Князь Гвидон ей отвечает: «Грусть – тоска меня съедает; Чудо чудное завесть Мне б хотелось. Где-то есть Ель в лесу, под елью белка; Диво, право, не безделка – Белка песенки поет Да орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд; Но, быть может, люди врут». Князю лебедь отвечает: «Свет о белке правду бает; Это чудо знаю я; Полно, князь, душа моя, Не печалься; рада службу Оказать тебе я в дружбу». С ободренною душой Князь пошел себе домой. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (царица, автор) На девичник собираясь, «Ах ты, мерзкое стекло! Вот царица, наряжаясь Это врешь ты мне назло. Перед зеркальцем своим, Как тягаться ей со мною? Перемолвилася с ним: Я в ней дурь-то успокою. «Я ль, скажи мне, всех милее, Но скажи: как можно ей Всех румяней и белее?» Быть во всем меня милей?» Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее». Как царица отпрыгнет, Да как ручку замахнет, Да по зеркальцу как хлопнет, Каблучком-то как притопнет!.. Выборочное чтение - На уроках литературного чтения мы с вами познакомились со сказкой «о рыбаке и рыбке». Откройте учебник, найдите в произведении отрывок, в котором говорится, как старик поймал рыбку. - Что старик сказал рыбке, перед тем, как отпустить ее? Как бы вы поступили? - Как отнеслась старуха к рассказу старика? Почему? - Как отнеслась рыбка к первой просьбе старика? - Как менялись просьбы старухи? - Как автор описывает море в начале сказки? Как оно меняется? Связано ли это с поступками людей? - А сейчас мы проведём викторину по сказкам Пушкина. Вы вспомните то, что уже знакомо вам и узнаете что-то новое. Класс делится на три команды (по рядам) 1 команда – Лукоморье, 2 команда – 33 богатыря, 3 команда – Синеморье I ЭТАП ВИКТОРИНЫ - Внимание! Я объявляю 1 конкурс "Золотая рыбка!" # Капитаны команд по очереди «ловят» рыбку. На каждой рыбке написан вопрос. Капитан вслух зачитывает вопрос, его команда отвечает. Правильный ответ прибавляет команде 1 балл. Неверный ответ отнимает от счета команды 1 балл. Капитаны, прошу ко мне. (Капитаны по очереди снимают с доски рыбку и читают вопросы. Команды отвечают. В заключение конкурса дается общий счет). Вопрос 1-ой рыбки. В "Сказке о попе и работнике его Балде", Балда говорил: "Ты бесенок еще молоденек, Со мною тягаться слабенек; Это было бы лишь времени трата. Обгони-ка сперва моего брата..." Кто этот брат? Ответ: Зайка. Вопрос 2-ой рыбки. Какую плату назначил Балда за свою работу у попа? Ответ: "...в год за три щелчка по лбу..." Вопрос 3-й рыбки. Как звали сына царя Салтана? Ответ: Гвидон. Вопрос 4-й рыбки. "...белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки разные кладет И с присвисточкой поет При честном при всем народе..." Что пела белочка? Ответ: "Во саду ли, в огороде" Вопрос 5-ой рыбки. Рыбка не исполнила последнее требование старухи. Что же старуха требовала? Ответ: "Хочу быть владычицей морскою. Чтобы жить мне в окияне море, Чтоб служила мне рыбка золотая..." Вопрос 6-й рыбки. Кто в "Сказке о мертвой царевне..." подсказал Елисею, где ему искать невесту? Ответ: Ветер. Вопрос 7-й рыбки. Как звали пса, который жил у семи богатырей? Ответ: Соколко. Вопрос 8-й рыбки. Что пообещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка? Ответ: "...Волю первою твою Я исполню, как мою..." Вопрос 9-й рыбки. Какие слова обычно кричал золотой петушок, предупреждая об опасности? Ответ:"Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку" # (белая) Учитель: Вот и закончились вопросы Золотой рыбки. Жюри, пожалуйста, огласите результаты. II ЭТАП УГАДАЙТЕ СКАЗКИ А. С. ПУШКИНА ПО КАРТИНКАМ - Переходим к следующему этапу викторины. # Я предлагаю вам угадать сказку по картинке. (Детям показываются рисунки.) 1. Кораблик («Сказка о царе Салтане».) 2. Зеркало («Сказка о мертвой царевне».) 3. Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке») 4. Яблоко («Сказка о мертвой царевне».) 5. Зайчонок («Сказка о попе и о работнике его Балде».) 6. Месяц («Сказка о мертвой царевне».)
III ЭТАП Узнай сказку по следующим словам: А теперь # угадайте сказку по словам. 1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».) # # # 2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».) # ## 3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Сказка о попе и о работнике его Балде».) # ## 4. Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке». #...# (белая) IV ЭТАП "ИЗ ОДНОЙ ЛИ МЫ СКАЗКИ?" Следующий конкурс называется «Из одной ли мы сказки?», если «да»– вы поднимаете сигнальную карту, если «нет» – хлопаете в ладоши. # Царь Дадон и шамаханская царица? (Да) ## Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет) ## Королевич Елисей и старик? (Нет) ## Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет) ## Поп и золотая рыбка? (Нет) ## Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да) ## Золотой петушок и Балда (Нет) # (белая) - Сейчас я раздам вам карточки с заданиями, посовещайтесь 30 секунд и соедините героев из одной сказки. - А теперь проверим, как вы справились с заданием. Посмотрите на доску, все эти герои здесь уже есть. По одному представителю от команды выходят к доске и соединяют героев. (остается рисунок с Емелей из сказки «По-Щучьему велению…») - Что вы заметили? Емеля из русской народной сказки «По-Щучьему велению…», поэтому мы не соединили его ни с одной из сказок А.С.Пушкина Блиц-опрос Конкурс " Чья команда даст больше правильных ответов" В заключение нашей викторины мы проведем блиц-опрос по сказкам А.С.Пушкина. Будьте очень внимательны, помните, что надо отвечать очень быстро. Я желаю командам успеха и мы начинаем: 1. Сказочный персонаж, исполняющий желание? (золотая рыбка) 2. Сколько лет рыбачил старик? (тридцать лет и три года) 3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза.) 4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз - тину, 2-й раз - морскую траву.) 5. Жилище старика со старухой? (землянка) 6. Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? («Не печалься, ступай себе с богом») 7. Кем хотела быть старуха? (столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою) 8. В какой сказке «в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут»? (о царе Салтане) 9. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? ( комар - муха - шмель.) 10. Мимо какого острова проплывали гости-господа? (мимо острова Буяна) 11. Из чего были сделаны ядра орешек, которые грызла белка? («А орешки непростые, все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд») 12. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (солнце, месяц, ветер.) 13. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (мудрец – звездочет) 14. Что должен был делать петушок? (охранять царство) 15. Что попросил мудрец у царя за золотого петушка? («Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу») 16. Каким фруктом отравилась царевна в «сказке о мертвой царевне и 7 богатырях»? (яблоком) # # Заключительный этап Сегодня мы приоткрыли дверь в прекрасный мир сказки и вспомнили любимые всеми нами сказки Александра Сергеевича Пушкина – великого русского поэта. - Чему научили нас сказки А.С. Пушкина? Сказки А.С. Пушкина учат нас тому, что не нужно быть жадными и лживыми, нужно понимать чужую беду, помогать слабым. В сказках Добро всегда побеждает Зло. Сказка «О рыбаке и рыбке» учит нас тому, что непрочны чужие богатства и власть. Судьба наказывает того, кто увеличивает свои богатства за счет труда других, заставляя их быть "на посылках". Не задавайся, не проси лишнего, а то останешься у разбитого корыта. Сказка «О царе Салтане» учит нас тому, что не надо быть похожими на тех, кто "злыми жабами глядят",тогда тебя обязательно отблагодарят за доброе сердце и добрые дела. В сказке «О мертвой царевне» злая мачеха наказана. Как и в народной сказке, зло побеждено. Если хочешь спасти дорогого человека, не надо унывать, терять время, а надо быть упорным, настойчивым, смелым. Сказка «О золотом петушке» учит нас тому, что невозможно управлять, не прилагая труда. Нельзя достичь успехов для себя и окружающих "лежа на боку". Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и смекалка всегда помогут. Погоня за "дешевизной" обычно завершается поражением. За все надо платить сполна. Этому учит нас сказка «О попе и работнике его Балде». Подведение итогов - Вот и подходит к концу наш урок. - Что нового вы узнали на уроке, что вам больше всего запомнилось, что показалось трудным? (ответы детей) # Знакомство с произведениями Пушкина у вас еще продолжится на следующих уроках, а сейчас, председатель жюри, пожалуйста, объявите результат. Мы поздравляем победившую команду. Всем спасибо! # До новых встреч с произведениями Александра Сергеевича Пушкина. Участники и победители викторины награждаются медалями с надписью "Знатоку сказок А.С. Пушкина" I, II и III степени, памятными сувенирами, книгами со сказками А.С.Пушкина. |
![]() |
Викторина в 3 классе Сказки А. С. Пушкина. Шемякина Н. В. Тема: Викторина... Ребята мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали сказки А. С. Пушкина. Сегодня я предлагаю вспомнить и закрепить наши знания.... |
![]() |
Викторина «Я знаю и люблю произведения А. С. Пушкина (7 -8 -9 классы)... Лингвистический парад: выступления учащихся с приветствием к русскому языку и литературе |
![]() |
Тема: Сказки А. С. Пушкина Ведущий: Тема нашей встречи – сказки А. С. Пушкина. Спешим поделиться не только всем, что знаем о сказках А. С. Пушкина, но и своим... |
![]() |
Урок внеклассного чтения в 4 классе Тема: Русские народные сказки. Викторина по сказкам За три года в начальной школе вы прочитали много различных сказок. Сегодня на уроке внеклассного чтения мы подробнее поговорим о... |
![]() |
Урок №1 Тема: «Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский... Цель – показать обучающимся нравоучительный и философский характер фольклорной сказки |
![]() |
Урок чтения в 4 б классе Что за прелесть эти сказки! Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к сказкам, рисунки детей, записи на доске |
![]() |
Внимание! Викторина, посвященная жизни и творчеству А. С. Пушкина Какое произведение А. С. Пушкина заканчивается словами: «Ужасный век! Ужасные сердца!» |
![]() |
Литературная викторина по творчеству А. С. Пушкина Вопрос: о чьём Могучем даре говорит поэт? Как Тверской бульвар (Москва) связан с именем Пушкина? |
![]() |
Урок викторина по сказкам А. С. Пушкина Формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, создать условия для воспитания... |
![]() |
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…» Мы подведем итог: Чему учат сказки А. С. Пушкина. И в чем же заключается сила и красота сказочного мира поэта |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |