Урок литературного чтения «Особенности передачи настроения в произведениях литературы и живописи. А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета»




Скачать 120.9 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения «Особенности передачи настроения в произведениях литературы и живописи. А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета»
Дата публикации14.10.2014
Размер120.9 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сетищенская основная общеобразовательная школа»

Урок литературного чтения

«Особенности передачи настроения в произведениях литературы и живописи. А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета»





Подготовила и провела

учитель начальных классов

2 класса

Кудинова Т.И.

Сетище 2013 г.
Участники: ученики 2 класса

Тип: знакомство с новым материалом.

Цели:

- познакомить детей с особенностями передачи настроения в произведениях литературы и живописи, показать возможности создания художественных образов разными средствами.

Предметные задачи:

создать условия для развития у учащихся умения:

- понимать особенности поэтического текста;

- воспринимать художественную литературу и живопись как виды искусства;

- анализировать стихотворение;

- находить и определять роль выразительных средств в литературе;

- анализировать живописные полотна;

- определять эмоциональный настрой произведений;

Метапредметные задачи:

создать условия для развития у учащихся:

Познавательные:

- умения выделять и формулировать познавательную цель;

навыков работы с различными источниками информации; умения анализировать;

Регулятивные:

- умения принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные:

- умения опровергать чужую точку зрения, аргументировано отстаивать свою;

Личностные:

- стремления к успешности в учебной деятельности.

Оборудование:

учебник «Литературное чтение», 2 кл., ч. 1 (авт. В.Ю. Свиридова,Н.А.Чуракова, 2012 г.); лента времени, портрет А.С. Пушкина, репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица» и К.Ф. Юона «Волшебница зима», презентация «Опрятней модного паркета», аудиозапись стихотворения А.С.Пушкина «Опрятней модного паркета…» У детей: карточки с заданиями, карандаши, ручка.

Ход учебного занятия

1.Организационный этап

Учитель:

-Сегодня на уроке литературного чтения мы будем работать исследователями. Чем будем заниматься?

Ученики: Наблюдать, сравнивать, проводить исследование, объяснять, делать выводы.

(На доске висят рисунки учеников о любимом времени года).

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Учитель: Какое время года вы любите?

Ученики: Лето.

- Осень.

- Весну.

- Зиму.

Учитель: А почему любите именно это время года?

(Ученики рассказывают, какое время года они нарисовали и объясняют, почему они любят его).

3Актуализация субъективного опыта.

Учитель:

-Сейчас интересное время. По календарю - осень, но если посмотреть в окно, то мы увидим, что фактически наступило другое время года. Какое?

Ученики: Зима.

Учитель: А какие мысли и чувства связаны у вас с этим временем года?

Ученики: Зима - очень красивое время года. Мы ее очень ждали.

- Наконец-то выпадает снег, прячет грязь, все вокруг становится белым, праздничным, нарядным.

- Будем кататься на санках, на коньках. Будем играть в снежки.

- Наступит Новый год, будут подарки.

Учитель: Вот видите, какое праздничное время года зима. Недаром многие писатели и поэты обращались в своем творчестве к зимней теме. Портрет одного из великих поэтов вы видите перед собой. Кто знает имя этого поэта? Что вы о нем знаете?

Дети узнают на портрете А.С. Пушкина. Отмечают на ленте времени век, в котором жил поэт. Вспоминают произведения, с которыми знакомились ранее во 2 классе: «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к поэме «Руслан и Людмила», стихотворение «Тиха украинская ночь...».

Учитель:

-Кто может назвать тему нашего урока?

Ученики:

-Мы продолжаем читать стихи А.С. Пушкина.

Учитель:

-Как вы считаете, о чем будет стихотворение, которое мы сегодня будем читать?

Ученики: О зиме.

- О холодах.

- О том, как раньше ездили на санях.

Учитель:

-Правильно. Сегодня мы будем исследовать стихотворение Пушкина «Опрятней модного паркета», и постараемся ответить на такие задачи и вопросы:

1.Узнать, как поэт передает образ праздника в стихотворении «Опрятней модного паркета»?

2. Увидеть возможности создания художественных образов разными средствами.

Динамическая пауза. (Для глаз)

4.Усвоение новых знаний и способов действия.

Учитель:

Давайте прочитаем это стихотворение и посмотрим, с каким настроением А.С. Пушкин описывает зиму.

Учитель:

- Откройте учебники на странице133 и прочитайте самостоятельно стихотворение Пушкина «Опрятней модного паркета»

Ученики читают самостоятельно шепотом.

Учитель:

-Понравилось стихотворение?

-А теперь послушайте, как читает стихотворение мастер художественного слова Екатерина Африкантова.

Учитель:

-Понравилось? Хотите научиться так красиво читать?

5.Первичная проверка понимания изученного и способов деятельности

Учитель:

-Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

Ученики: Веселое, радостное.

Учитель: Все ли слова в стихотворении вам были понятны?

Ученики называют несколько слов, значение которых им не совсем понятно.

Словарная работа

Учитель: Что такое паркет? Почему Пушкин сравнивает лед с паркетом?

Ученики говорят о схожести льда с натертым до блеска паркетом.

6.Закрепление новых знаний и способов деятельности.

Вторичное восприятие произведения. Выборочное чтение, анализ текста.

Учитель: Итак, у большинства из вас после чтения этого стихотворения остается радостное, светлое настроение, рождается ощущение праздника.

Сейчас поработайте в паре, исследуйте стихотворение и ответьте на вопросы:

1)Как Пушкин создает праздничное настроение?

2)Еще раз прочитайте стихотворение про себя и найдите, какие строки, слова рождают ощущение праздника, радости.

3)Какими звуками наполнена эта картина? Или она полна тишины?

4)С чем сравнивается речка, покрытая льдом?

5)С каким настроением мальчики скользят по льду?

6)Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?

7)Поэту удаётся несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображён первый снег? Как он назван?

Дети читают произведение, отмечают слова, словосочетания, строки.

Проверка.

Ученики: «Блистает речка, льдом одета».

- «Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед».

- «Гусь тяжелый скользит и падает».

- «Мелькает, вьется первый снег».

- Я не согласен с ответом Марины, что строчка «Гусь тяжелый скользит и падает» создает настроение. Нет, создает, но не праздничное, потому что на празднике падают что ли?

- А я считаю, что Игорь не прав, что строчка «Мелькает, вьется первый снег» создает настроение. Это просто описание, так всегда бывает зимой - снег падает.

- Верно, Маша и Костя правильно сказали, эти строчки не подходят.

- Зато про снег говорится «веселый». И получается, что не просто первый снег, а он веселый. Потому что несет веселье, радость.

- А еще речка «опрятней», она как будто специально прихорашивалась, гостей ждала.

Учитель: Молодцы, вы были очень внимательны! А если бы вы рисовали иллюстрации к этому стихотворению, то какие выбрали бы краски?

Ученики: Яркие, светлые, блестящие.

Учитель: Когда вы читали стихотворение, то многие из вас улыбались. Что показалось вам смешным?

Ученики: Как падает гусь.

- Как он важный, на красных лапах подходит к речке, собирается плыть и падает.

Учитель: Зачем Пушкин использует эту сценку?

Ученики: Чтобы было весело, показать, что всем радостно.

- Даже гусь хочет кататься с мальчишками.

Учитель: Прочитайте последние две строчки. С чем сравнивает поэт снег?

Ученики: Со звездами.

- Снежинки такие же яркие. Они такие же красивые и сверкают, как звезды.

Учитель: Подведем предварительный итог. Как поэту удается создать атмосферу праздника?

Ученики: Он рисует яркие картины зимнего солнечного дня, блистающей речки.

- Катания мальчишек на коньках, радостного шума.

- Описывает смешную сцену с гусем.

- Использует сравнения, например, льда с натертым паркетом в зале, снежинок со звездами.

Учитель: Прочитайте стихотворение вслух, передавая восторг детей и ощущение радости.

Двое детей по очереди выразительно читают стихотворение.

Динамическая пауза.

Работа с репродукциями картин

Учитель:

- Закройте на несколько секунд глаза. Удалось ли вам представить картину, описанную в стихотворении?

Дети закрывают глаза, большинство говорит, что удалось.

Учитель: Что помогло вам?

Дети: То, как Пушкин точно, красочно написал.

Учитель: Вот вы употребили слово «красочно». Разве Пушкин писал красками, разве он художник?

Ученики: Поэт тоже создает картину, хотя у него нет красок.

- У поэта есть слова. Он использует рифму.

- Он использует сочетания слов.

Учитель:

Посмотрите на репродукции картин русских художников Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица» и Константина Федоровича Юона «Волшебница зима», подумайте, какими средствами пользуются художники.

Ученики: Красками. Разными сочетаниями цветов.

Учитель: Как вы думаете, схожи ли полотна Бориса Михайловича Кустодиева и Константина Федоровича Юона по настроению со стихотворением А.С. Пушкина. Сравните образы, созданные в живописи и стихотворении.

7.Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Работа в группах.

Первая группа.

-Рассмотрите репродукцию «Волшебница зима » и ответьте на такие вопросы:

1) Какие чувства она у вас вызывает?

2) Почему художник назвал картину «Волшебница зима»?

3) Какие строки стихотворения «Опрятней модного портрета» Пушкина подходят к этой картине?

Вторая группа.

-Рассмотрите репродукцию «Масленица» и ответьте на такие вопросы:

1) Какие чувства она у вас вызывает?

2) Почему художник назвал картину «Масленица»?

3) Какие строки стихотворения «Опрятней модного портрета» Пушкина подходят к этой картине?

Учитель:

-Поделитесь своими открытиями.

Отвечают представители групп.

- На картине «Масленица» много людей, одни смотрят представление, другие катаются на санях, с горы на санках, можно представить себе радостный шум. И в стихотворении: «Мальчишек радостный народ» - тоже шумно, весело, наверняка мальчишки разговаривают, смеются.

Учитель: В самом деле, на этой картине изображаются народные гуляния. Раньше во время этого праздника люди приходили на цирковые и театральные представления, катались на карусели, веселились на ярмарке.

Ученики: На картине березы в блестящем инее, они выглядят празднично, как будто нарядились к празднику. И в стихотворении тоже лед блестит, как паркет в зале, где будет бал.

- На этой картине «Волшебница зима» и в стихотворении: «Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед» - тоже шумно, весело, слышен звук коньков по льду, кто-то едет на лошадях, им тоже весело, как и тем, которые катаются на коньках.

- Здесь яркий солнечный день. Снег и солнце, как праздник.

Учитель:

-Так какая картина ближе подходит к стихотворению Пушкина, лучше передает праздничное настроение?

Дети склоняются к тому, что с настроением текста схожи обе картины, но особенно - картина К.Ф.Юона.

Ученики:

-Картины похожи яркими красками. На картинах всем весело.

- На них праздник.

8.Контроль и самоконтроль знаний и способов деятельности.

Учитель:

- Понравилось вам стихотворение?

Хочется узнать, как вы его запомнили? Попробуйте вписать недостающие слова в текст стихотворения, проверьте свои знания:

Опрятней модного ________________

Блистает речка, льдом ______________.

Мальчишек радостный ________________

Коньками звучно режет ____________

На красных лапках ________ тяжелый,

Задумав ___________ по лону вод,

Ступает _____________ на лёд,

Скользит и _____________; весёлый

Мелькает, вьётся первый ___________,

Звездами падая на _____________…

Взаимопроверка

9.Информация о домашнем задании

-Сегодня на уроке мы убедились, что красота зимней природы вдохновляет поэтов, художников на творчество. Я вижу, что и вам нравится зима, вы доказали и рассказали в чем же волшебство зимы. Я думаю, что у вас получатся свои творческие работы (рисунки мы видели), а вот попробуйте сочинить свое стихотворение о зиме.

10.Подведение итогов учебного занятия.

Учитель:

-Какие задачи и вопросы ставили перед началом исследования?

1.Узнать, как поэт передает образ праздника в стихотворении «Опрятней модного паркета»?

2. Увидеть возможности создания художественных образов разными средствами.

11.Рефлексия.

- Я взял для себя…

-Мне понравилось…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения «Особенности передачи настроения в произведениях литературы и живописи. А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета» iconТема урока: А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета », «Зимнее утро», «Зимний вечер»

Урок литературного чтения «Особенности передачи настроения в произведениях литературы и живописи. А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета» iconУчебно образовательный центр «гармония» г. Милан Список учебной литературы...
А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Вот Север, тучи нагоняя», «Опрятней модного паркета…», «Цветок», «Сказка о царе Салтане»

Урок литературного чтения «Особенности передачи настроения в произведениях литературы и живописи. А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета» iconУрок по теме «А. С. Пушкин и искусство»
Рассказать о малоизвестной стороне творческой личности А. С. Пушкина – об отношении поэта к пластическим искусствам (живописи, скульптуре),...

Урок литературного чтения «Особенности передачи настроения в произведениях литературы и живописи. А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета» iconУрок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение

Урок литературного чтения «Особенности передачи настроения в произведениях литературы и живописи. А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета» iconУрок литературного чтения в 3 классе. Умк «Школа России» Тема: А....
Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Урок литературного чтения «Особенности передачи настроения в произведениях литературы и живописи. А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета» iconУрок внеклассного чтения русская природа в музыке и поэзии. «У нас...
Цель урока: продолжить знакомство с поэзией А. С. Пушкина и музыкой П. И. Чайковского; показать связь через восприятие природы живописи,...

Урок литературного чтения «Особенности передачи настроения в произведениях литературы и живописи. А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета» iconУрок литературного чтения в 4 классе
Формировать навыки разбора лирического произведения, словесно-образного рисования и выразительного чтения

Урок литературного чтения «Особенности передачи настроения в произведениях литературы и живописи. А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета» icon1. Особенности развития русской литературы в последней трети 19 в
Салтыкова-Щедрина, драматургии Островского и Сухово-Кобылина, романах Достоевского и многих других классических произведениях литературы...

Урок литературного чтения «Особенности передачи настроения в произведениях литературы и живописи. А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета» iconЕсениязова Багила Атырауская область Махамбетский район Средняя школа...
Формировать навыки выразительного чтения, устойчивого интереса к чтению, любви и красоте художественного слова

Урок литературного чтения «Особенности передачи настроения в произведениях литературы и живописи. А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета» iconУрок внеклассного чтения Тема: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
Цели: познакомить учащихся с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина»; показать особенности языка и композиции «Повестей Белкина»;...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции