Практическая работа по теме «Словесные средства комического»




Скачать 298.78 Kb.
Название Практическая работа по теме «Словесные средства комического»
Дата публикации 14.10.2014
Размер 298.78 Kb.
Тип Практическая работа
literature-edu.ru > Литература > Практическая работа
Практическая работа по теме

«Словесные средства комического». 8 класс
Приёмы:

- гипербола;

- сочетание реальности и фантастики;

- назойливое повторение мысли, слов, выражений;

- алогизм;

- доведение до абсурда, бессмыслицы;

- игра слов – каламбур;

- фразеологизм, понятый буквально;

- несоответствие стилистической окраски высказыванию или предмету

изображения;

- ирония…
Пародия (от греч. перепев) – вышучивание или осмеяние отдельного художественного произведения или явления литературы, творчества писателя; «передразнивание» оригинала с целью приземлить его, высмеяв.

И.И.Дмитриев

Репейник и Фиалка
Между репейником и Розовым кустом

Фиалочка себя от зависти скрывала;

Безвестною была, но горестей не знала.

Тот счастлив, кто своим доволен уголком.
А.С.Пушкин, Н.М.Языков

Закон природы
Фиалка в воздухе свой аромат лила,

А волк злодействовал в пасущемся народе;

Он кровожаден был, фиалочка мила:

Всяк следует своей природе.



К.К.Случевский

На кладбище
Я лежу себе на гробовой плите,

Я смотрю, как ходят тучи в высоте,

Как под ними быстро ласточки летят

И на солнце ярко крыльями блестят.

Я смотрю, как в ясном небе надо мной

Обнимается зелёный клён с сосной,

Как рисуется по дымке облаков

Подвижный узор причудливых листов.

Я смотрю, как тени длинные растут,

Как по небу тихо сумерки плывут,

Как летают, лбами стукаясь, жуки,

Расставляют в листьях сети пауки



Н.Л.Лотман

На кладбище
Я взобрался на могильную плиту

И внимательно смотрел, как на лету

Два тяжёлые, кургузые жука

Колошматила друг друга под бока,

Как в объятиях берёзу дуб сжимал,

Как под деревом опёнок вырастал,

Как паук, среди своих дневных хлопот,

Фантастический выплясывал матлот.

Так на кладбище за жизнью я следил,

И Случевский мне на память приходил:

Как под ним мертвец о камень лбом стучал,

Как мертвец Случевского просил,

Чтобы тот его на время хоть сменил



Практическая работа по теме

«Художественность словесного произведения.» 8 класс

Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. (В.Маяковский)

  1. Как Бунин работает над точностью слова.

Первая редакция:

Как флёром голубым, закрыв на полчаса

Окрестность, дождь прошёл косыми полосами,

И снова глубоко синеют небеса

Над орошенными полями.

Окончательная редакция:

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

Прошёл внезапный дождь косыми полосами –

И снова глубоко синеют небеса

Над освежёнными лесами.

Флёр – 1. Тонкая, прозрачная шёлковая ткань. 2. Полупрозрачный покров, пелена, дымка.

Оросить – 1. Обрызгать, покрыть каплями чего-л. 2. Увлажнить, насытить влагой.

Освежить – Сделать свежим, чистым, прохладным. Смочив что-л., вызвать ощущение свежести.

2. Подберите к существительным свои определения-эпитеты. А как у Бунина?

Почему, как вы думаете, именно это определение выбирает поэт?

Вон чайка села в бухточке (скалистой),

Как поплавок… Взлетает иногда –

И видно, как струёю (серебристой)

Сбегает с лапок (розовых) вода…

Бунин творит поэзию из всего, о чём бы он ни писал. (М.Алданов)

3. Бунин о труде поэта.

Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своём инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда не берут воду. А о чём писать? О чём угодно. Если у вас в данное время нет никакой темы, то пишите просто обо всём, что увидите. Бежит собака с высунутым языком… опишите собаку. Одно, два четырёхстишия. Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая. Опишите дерево. Море. Скамейку. Найдите для них единственно верное определение. Опишите звук гравия под ногами девочки, бегущей к морю с полотенцем на плече. Что это за звук? Скрип не скрип. Звон не звон. Шорох не шорох. Что-то другое – галечное, - требующее единственного необходимого, верного слова…

4. Вы хорошо знаете, что словесные штампы – это плохо. А могут ли такие

выражения служить художественному изображению?

Словесные штампы служили предметом пародии русских писателей-сатириков: А.П.Чехова, М.М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова. Вспомните произведения этих писателей, в которых речевые штампы служат художественной задаче: высмеять

канцелярский язык.

5. Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина. Докажите, что это художественный

текст, и покажите, в чём его достоинство (открытие новых смыслов).

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.
Практическая работа по теме

«Стихотворные размеры» 8 класс


  1. Силлабическое слоговое стихосложение (Симеон Полоцкий)- перенос особенностей польского стихосложения с ударением на предпоследний слог.

( в строке 13 слогов)

Пр. Срам честный лице девы вельми украшает,

Егда та ничтоже нелепо дерзает. (о скромности)

  1. Тоническое стихосложение - былинное, народное.

Пр. Тут вставал Илья да на резвы ноги,

Подымал он Добрыню за белы руки…

  1. Силлабо-тоническое стихосложение(М.В.Ломоносов) – основано на равном количестве ударных и безударных слогов.

Двусложные размеры
*ямб – двусложный размер стих. размер, стопа которого состоит из

безударного и ударного слогов.

Стих выразительный, живописный, сабельный, ударный.

К.Бальмонт

* хорей – двусложный стих .размер, стопа которого состоит из ударного и безударного слогов.

Стих гораздо более выразительный и включающий в себя таинственность. В нём пляска, в зависимости от чтения торжественная или буйная.

К. Бальмонт

Трёхсложные размеры
* Дактиль («палец») – с ударением на первом слоге в трёхслоговой стопе.
Трёхслоговая замедленность. Размер самый таинственный. Стих глянет на тебя, и кажется, что он посмотрел на душу полным взором, в полвзора, и в четверть взора. Русский дух, полюбивший в веках широкое пространство, должен был полюбить в своей речи дактилическую напевность, трёхслоговую замедленность.

К. Бальмонт

* Амфибрахий («с двух сторон» + «краткий») – ударный слог между неударными.
Пленительный размер, в нём качание старинного вальса и морской волны.
* Анапест («отражённый назад») – с ударением на третьем слоге в трёхслоговой стопе (антидактиль).
Размер, полный угрюмой выразительности, тяжёлого и рассчитанного удара. Стих, как рука с мечом, которая медленно приподнимается, замахивается и сражает.

К.Бальмонт

* Стихи без рифмы – белые стихи.

Пр. Ещё одно, последнее сказанье –

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне грешному.

А.Пушкин

* Вольный ямб – не одинаковое количество ударных слогов в стихотворных

строках.

Пр. Проказница – Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли квартет.

И. Крылов

* Свободный стих – верлибр – неодинаковое количество ударений в строках.
Пр. Отнимите жемчуг – останутся слёзы,

Отнимите злато – останутся листья

Осеннего клёна, отнимите пурпур –

Останется кровь.

М.Цветаева

* Гекзаметр – шестистопный дактиль и иногда в стопе безударные слоги отсутствуют.

Пр. Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос,

Ложе покинул тогда и возлюбленный сын Одиссеев;

Платье надев, изощрённый свой меч на плечо он повесил…


Практическая работа по теме

«Формы словесного выражения в эпических произведениях». 8 класс



1. Я вошёл в избу, или во дворец, как называли её мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на верёвочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, – всё было как в обыкновенной избе.
2. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.
3. Мы отправились молча. Спустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги…Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостью на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я своё имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке…В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств.
4. Сын мой Петр! Письмо твоё, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путём, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, каков ты сам.
5. – Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в князья. Как ты думаешь?

- Нет, - отвечал я с твердостью. – Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу.
6. Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреками и

подозрением…

Но кто же брал на себя труд уведомить отца моего о моем поведении? Генерал? Но он, казалось, обо мне не слишком заботился; а Иван Кузмич не почёл за нужное рапортовать о моем поединке. Я терялся в догадках.



Эпос – род литературы, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.
Главная особенность художественной словесности – образность.
Формы словесного выражения:

- повествование;

- описание;

- рассуждение;

- письменная речь;

- монолог;

- диалог;

- несобственно-прямая речь.
Функции форм словесного выражения в эпическом произведении:

- для создания образов людей;

- изображение событий;

- для раскрытия характера героя;

- для создания образа речи говорящих;

- показывает человека определённой эпохи;

Выражают отношение автора к изображаемому.
Памятка анализа:

  1. Определите форму словесного выражения.

  2. Какой образ(ы) создаётся в отрывке?

  3. Какие части речи преобладают в отрывке?

  4. Как лексика отрывка помогает передать отношение автора к изображаемому?




Контрольная работа

по разделу «Формы словесного выражения». 8 класс

1.Дайте определение следующим понятиям:

I. стихи – II. проза –

рифма - стихотворный размер –

диалог - монолог –

образ - интонация –

2. Определите, какие формы словесного выражения (диалог, монолог, описание, повествование, рассуждение) использованы в следующих отрывках:

I, II. А. - Вера! Вера! Пойди-ка скорее сюда! Посмотри, какая прелесть! Вон, вон, на берегу. Верба распустилась! Пойдём сорвём несколько прутиков!

- Что ты? Мы до них не дотянемся. Там снег глубокий, вода.

- Да не бойся! Мы тихонько. Ты подержи меня…

Б. Вчерашний день, часу в шестом,

Зашёл я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.(Некрасов)

В. Верба – дерево или кустарник из рода ивы с гибкими ветвями буро-красного цвета.

Г. Я пережил и многое и многих

И многому изведал цену я.(П.Вяземский)

  1. Озаглавьте текст. Определите формы словесного выражения и запишите в строгой последовательности по тексту:

I, II. На рассвете меня разбудил Гаудик (собака). Он то осторожно кусал, то горячим языком энергично облизывал моё ухо. Я приподнялся в палатке и услышал звуки, заставившие меня выбраться наружу. Вот что я увидел.( 1 )

По засыпанному галькой противоположному берегу шли три медведя. ( 2 )Один из них – крупная медведица – в этот момент переходил вброд неширокую, но быструю, впадающую в Иман реку. ( 3 )Примеру медведицы последовал второй, небольшой, медведь, видимо двухгодовалого возраста.( 4 )

На правой стороне речушки остался маленький медведь. Он также было побрёл по воде, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился и жалобно рявкнул. ( 5 )

В тот же момент произошла, вероятно, обычная для этих четвероногих сцена. Медведица в одно мгновение очутилась около среднего медвежонка и передней лапой дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель…( 6 )

Быть может, вы не знаете, что семейная жизнь у этих животных более сложна, чем мы обычно предполагаем. Когда же у медведицы рождается новый детёныш, в обязанность медведю-подростку вменяется нянченье младшего братишки или сестрёнки.( 7 )

  1. Определите стихотворные размеры и сделайте партитуру одного из отрывков на выбор:

I, II. А. Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листа…(Лермонтов)

Б. Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…(Пушкин)

В. Буря на небе вечернем,

Моря сердитого шум –

Буря на море и думы,

Много мучительных дум.(Фет)

Практическая работа

по теме «Литературный герой, характер, образ». 8 класс


В приведённом ниже рассуждении о рассказе М.М.Зощенко «Монтёр» вставьте пропущенные термины: герой, характер, образ, тип.

Писатель нарисовал …, которые он увидел в жизни. …его рассказа – воплощение воинствующего невежества.В них мы узнаём то, с чем и нам нередко приходилось сталкиваться. Но Зощенко не только показал этот …, он открыл ту почву, на которой вырастает злобный завистник. Так, в сатирических … автор открывает правду о жизни и даёт свою оценку опасному явлению.
Прочитайте отрывок из повести А.С.Пушкина «Дубровский». Выделите, какими средствами создаёт автор характеры героев. Как характеризует героев, в том числе и рассказчика, их речь? Что можно сказать об их социальном положении, профессии, возрасте, культурном уровне, нравственных качествах, характере на основании наблюдений за их речью?

Владимир Андреевич приближался к той станции, с которой должен он был своротить на Кистенёвку. Сердце его исполнено было печальных предчувствий, он боялся уже не застать отца в живых, он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глушь, безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку. Приехав на станцию, он вошёл к смотрителю и спросил вольных лошадей. Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки. Вскоре явился к Владимиру Андреевичу старый кучер Антон, некогда водивший его по конюшне и смотревший за его маленькой лошадкою. Антон прослезился, увидя его, поклонился до земли, сказал ему, что барин ещё жив, и побежал запрягать лошадей. Владимир Андреевич отказался от предлагаемого завтрака и спешил отправиться. Антон повёз его просёлочными дорогами, и между ними завязался разговор.

- Скажи, пожалуйста, Антон, какое дело у отца моего с Троекуровым?

- А Бог их ведает, батюшка, Владимир Андреевич… Барин, слышь, не поладил с Кирилом Петровичем, а тот и подал в суд, хотя почасту он сам себе судия. Не наше холопье дело разбирать барские воли, а ей-богу, напрасно батюшка ваш пошёл на Кирила Петровича, плетью обуха не перешибёшь.

- Так видно этот Кирила Петрович у вас делает что хочет?

- И, вестимо, барин: заседателя, слышь, он и в грош не ставит, исправник у него на посылках. Господа съезжаются к нему на поклон, и то сказать, было бы корыто, а свиньи-то будут.



Герой – изобразить, показать, создать.

Характер – показать, проявить, описать, раскрыть, понять, изобразить, отразить, нарисовать.

Образ – изобразить, оценить, нарисовать, рассмотреть.
Литературный герой – это действующее лицо, персонаж, созданный автором средствами языка.

Характер – особенности, присущие данному герою, его внутренний мир.

Образ героя – конкретный человек со своим особенным характером, изображённый средствами языка и с помощью авторской фантазии, нарисованный автором для выражения своих мыслей и чувств.

Типический герой (характер, образ) – персонаж, в котором проявилось нечто существенное для человека вообще или человека, принадлежащего к определённой эпохе, нации, социальной группе.

Средства изображения характера лит. героя:

- повествование о поступках героя,

- портрет,

- пейзаж,

- интерьер,

- авторская характеристика.

- речь героя.

Практическая работа по теме

«Автор и рассказчик в эпическом произведении». 8 класс


1. Находился я в мелком чине, ехал на перекладных и платил прогоны за две лошади. Вследствие сего смотрители со мною не церемонились, и часто бирал я с бою то, что, во мнении моём, следовало мне по праву. Будучи молод и вспыльчив, я негодовал на низость и малодушие смотрителя, когда сей последний отдавал приготовленную мне тройку под коляску чиновного барина.(«Повести Белкина».А.С.Пушкин)

2. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. По его надзором на двадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля.(«Капитанская дочка». А.С.Пушкин)

3…У нас ведь морозы-то живут на двести пятьдесят да триста градусов, ну всякий разговор на улице и мерзнет да льдинками на снег ложится.

А на моей памяти ещё доходило до пятисот. Стары старухи сказывают – до семисот бывало, ну да мы и не порато верим.

Что не при нас было, то, может, и вовсе не было.(«Морожены песни». С.Г.Писахов)

4. На примере приведённого ниже отрывка из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» покажите, как в эпическом произведении изображаются мысли и чувства рассказчика и других героев, а также позиция автора.

Рассказчик – худож. образ, созданный средствами языка, конкретное лицо со своим характером.

Автор – носитель идеи произведения, худож. образ, созданный посредством языка, но он не имеет черт конкретного человека.

Разновидности повествования:

- от лица всеведущего автора, который смотрит на события и героев со стороны, знает, что думают и чувствуют герои.(местоимения и глаголы в 3 лице)

- от лица рассказчика – свидетеля или активного участника событий.(местоимения и глаголы в 1 лице)
Сказ – повествование от лица рассказчика, человека со своей манерой говорить.

Стилизация – воспроизведение черт чужого стиля с художественной целью, образ чужого стиля.



Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту. Через несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня потерянною. Я воображал себе минуту нашего соединения…Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Я вспомнил об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызвался быть избавителем моей любезной!

Пугачёв не знал, что она была дочь капитана Миронова; озлобленный Швабрин мог открыть ему всё; Пугачёв мог проведать истину и другим образом…Тогда что станется с Марьей Ивановной?

Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом...

Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом:

- О чём ваше благородие, изволил задуматься?

- Как не задуматься, - отвечал я ему. – Я офицер и дворянин; вчера ещё дрался противу тебя, а сегодня с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.

- Что ж? – спросил Пугачёв. – Страшно тебе?

Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.

Проверочная работа по теме

«Эпические произведения». 8 класс

Прочитайте отрывок из произведения В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Над Енисеем чуть мерцало. Сквозь это мерцание едва проглядывали красные жерла известковых печей, полыхающих по ту сторону реки. Леса на скалах стояли неподвижно, и железнодорожный мост в городе, видимый из нашего села в ясную погоду, колыхался тонким кружевцем, - и если долго смотреть на него, он истоншался и кружевце рвалось.

Оттуда, из-за моста должна приплыть бабушка. Что только будет?! И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских?

Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай, ни о чём не думай. А теперь? Может, лодка опрокинется и бабушка утонет? Нет, уж лучше пусть не опрокидывается. Моя мать утонула. Чего хорошего? Я нынче сирота. Несчастный человек. И пожалеть меня некому. Левонтий только пьяный жалеет, и все. А бабушка только кричит да нет-нет и поддаст – у нее не задержится. И дедушки нет. На заимке он , дедушка. Он бы не дал меня в обиду. Бабушка и на него кричит: «Потатчик! Своим всю жизнь потакал, теперь этому!..»

« Дедушка ты, дедушка, хоть бы ты в баню мыться приехал и взял меня с собой!» - Ты чего нюнишь? – наклонился ко мне Санька с озабоченным видом.

- Ничего-о-о! – голосом я давал понять, что это он, Санька, довёл меня до такой жизни.

- Ништяк! – утешил меня Санька. – Не ходи домой, и все! Заройся в сено и притаись. Петровна боится – вдруг ты утонешь. Вот она как запричитает: «Утону-у-ул мой дитятко, спокинул меня, сиротиночка…» - ты тут и вылезешь!

- Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!..
Ответьте на вопросы:

  1. Какие формы словесного выражения (повествование, описание, рассуждение, монолог, диалог) используются в данном отрывке?

  2. От чьего лица ведется повествование?(от лица автора, рассказчика, героя).

  3. Что такое несобственно- прямая речь героя? Для чего автор использует её в этом отрывке?

  4. В чём различие понятий герой, рассказчик, автор?

  5. Сделайте вывод о характерах рассказчика, мальчиков

  6. Каково отношение автора к поступку мальчика? По каким признакам вы это определили?



Практическая работа по теме

«Герой лирического произведения». 8 класс

1. Определите лирический жанр по ключевым словам томиться, бледнеть, младость, радость, луна, роза, слёзы, кипарис.

2. Какое «сверхзначение» слов открывается в стихотворениях? Какими лексическими средствами это достигается?

Леса – лысы,

Леса обезлосели,

Леса обезлисели. (В.Хлебников)
О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.(С.Есенин)

3. Прочитайте стихотворение Л.Мартынова «Поэт». Объясните явление образа–переживания в этом стихотворении.

Он перед нами открывает душу,

А может быть, и новые моря,

И новую неведомую сушу,

И глубь, и высь…

Короче говоря –

Вдруг видно всё, чему ещё не верят

К вчерашнему привычные глаза,

Чего вершки вчерашние не мерят, Вчерашние не держат тормоза.

Как открывает новую планету

Среди небесной бездны астроном,

Так открывать приходится поэту

Весь этот мир…

4. Сравните изображение переживаний в эпическом и лирическом произведениях. Назовите, три важнейших отличия.


Лирика (от греч. лира) – род словесности, в произведениях которого выражаются мысли и чувства поэта.

Жанры лирического произведения:

- элегия

-послание

-дифирамб

-мадригал

-эпиграмма

-дума

-песня

-сонет

Стихи – наиболее способная выразить эмоцию система.

Композиция стихов:

- слово

-строка

-строфа

Ю.Лотман отмечал, что в стихах слово приобретает «сверхзначение».

Лирический герой – это худож.образ, от лица которого в стихах даётся высказывание.

* Лирический герой не то же что автор.

Если лирический герой далёк от автора, такие стихи называются «ролевой лирикой».

Образ – переживание – конкретное чувство, за которым открываются мысли автора о сущности мира и человека.

Я смотрел краем глаза на доску, пытаясь по записанным действиям восстановить причину этих действий, но ничего сообразить не мог. Тогда я стал сердито стирать с доски, как будто написанное Шуриком пугало меня и мешало сосредоточиться. Я ещё надеялся, что вот-вот прозвенит звонок – казнь придётся отменить. Но звонок не звенел, а бесконечно стирать с доски было невозможно. Я положил тряпку, чтобы раньше времени не делаться смешным.(Ф.Искандер. «13 подвиг Геракла»)

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

Вот свернулись санки,

И я на бок – хлоп!

Кубарем качуся

Под гору в сугроб.


И друзья – мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Все лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!(И. Суриков. «Детство»)



Практическая работа по теме

«Звуковая организация стихотворной речи». 8 класс


1. Определите способ рифмовки, составьте схемы данных отрывков:
Как я хочу, чтоб строчки эти

Забыли, что они слова,

А стали: небо, крыши, ветер,

Сырых бульваров дерева!(В.Соколов)
Мы вольные птицы, пора, брат, пора,

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!

(Пушкин)

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

(Пушкин)

2. Как рифма помогает понять смысл стихотворения?

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать

В Россию можно только верить.

(Тютчев)

3. Досочините стихотворение, определите в нём способ рифмовки:

Идёт бычок качается

Вздыхает на ходу…

4. «Переведите» стихотворение. В чём недостаток данного текста?

Как-то раз морозной лютою зимою

На опушке леса я совсем замёрз.

Вижу – вверх плетётся тощая коняга

И сухие ветки тащит на санях…
5. Отгадайте стихотворение по рифмам:

злится – пора – стучится – со двора

над бором – ручьи – дозором – свои

6. Придумайте буриме со следующими рифмами:

… темно

…тайком

…смело

…с тобой

Рифма – это повтор звуков на концах строк.

  • Рифма является тем элементом стиха, где смысл и звук неминуемо и обязательно сходятся и пребывают в единстве. (Д.Самойлов)

Воспринимающий стих. речь человек находится в ожидании рифмы. Если рифма в каком-либо стихе отсутствует, происходит сбой ритма.
Рифмы бывают мужские – с ударением на последнем слоге, женские – с ударением на предпоследнем слоге и дактилические – с ударением на третьем от конца слоге, внутренняя рифма – один из приемов звукописи внутри стих. строки.

В стихах существует строфа - это группа стихотворных строк, объединенных рифмовкой.
Способы рифмовки:

- перекрёстная

- кольцевая

- парная

Схема рифмовки:

Белеет парус одинокой А

В тумане моря голубом! Б

Что ищет он в стране далёкой? А

Что кинул он в краю родном? Б
Рифма обладает смыслообразующим, композиционным и ритмообразующим значениями.
Буриме – стихотворение на заданные рифмы.

Практическая работа по теме

«Формы словесного выражения в драматическом произведении». 8 класс


1. Сравните эпическое, лирическое и драматическое произведения. Найдите не менее трёх важнейших отличий.

* Была уже полночь. Направо было видно все село, длинная улица тянулась далеко, верст на пять. Все было погружено в тихий глубокий сон; ни движения, ни звука, даже не верится, что в природе может быть так тихо.(А.Чехов)

* Прячет месяц за овинами

Жёлтый лик от солнца ярого,

Высоко над луговинами

По востоку пышет зарево. (С.Есенин)
* Джульетта: Уходишь ты? Ещё не рассвело.

Нас оглушил не жаворонка голос,

А пенье соловья. Он по ночам

Поёт вон там, на дереве граната.

Поверь. Мой милый, это соловей!

Ромео : Нет, это были жаворонка клики,

Глашатая зари. Её лучи

Румянят облака. Светильник ночи

Сгорел дотла. В горах родился день

И тянется на цыпочках к вершинам.

Мне надо удалиться, чтобы жить,

Или остаться и проститься с жизнью.

  1. Разберём режиссёрский план в сценке Д.Хармса:

ТЮК!

Лето. Ольга Петровна колет дрова. При каждом ударе с носа Ольги Петровны соскакивает пенсне.

Евдоким Осипович сидит в креслах и курит.

Ольга Петровна: (ударяет колуном по полену, которое, однако, нисколько не раскалывается).

Евдоким Осипович: Тюк!

Ольга Петровна: (надевая пенсне, бьёт по полену)

Драма (от греч. действие) – род словесности, произведение, предназначенное для постановки на сцене.

Жанры драмы:

- комедия;

- трагедия;

- драма (пьеса).

Композиция драмы:

- действия (акты);

- явления (картины, сцены).
Термины, связанные с искусством драмы: афиша, диалог, монолог, конфликт, реплика, ремарка, режиссёр, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Режиссёрский план спектакля включает также декорации (живописное и архитектурное изображение места действия), реквизит (настоящие или бутафорские предметы быта, находящиеся на сцене), мизансцены (расположение на сцене актёров).



Евдоким Осипович: Тюк!

Ольга Петровна: (надевая пенсне) Евдоким Осипович! Я вас прошу: не говорите этого слова «тюк».

Евдоким Осипович: Хорошо, хорошо.

Ольга Петровна: (ударяет колуном по полену)

Евдоким Осипович: Тюк!

Ольга Петровна: (надевая пенсне) Это безобразие! Взрослый, пожилой человек и не понимает простой человеческой просьбы!

Евдоким Осипович: Ольга Петровна! Вы можете спокойно продолжать вашу работу. Я больше мешать не буду.

Ольга Петровна: (ударяет колуном по полену)

Евдоким Осипович: Тюк!

Евдоким Осипович встаёт с кресел и медленно уходит. Ольга Петровна стоит неподвижно с открытым ртом и смотрит на удаляющегося Евдокима Осиповича.

Практическая работа по теме

«Герой драматического произведения». 8 класс

I.У писателя К.Г.Паустовского есть эпическое произведение, сказка «Стальное колечко», а также пьеса «Перстенёк». Сюжет её очень похож на сюжет пьесы. Прочитайте оба отрывка.

1.Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюшей в деревушке Моховое, у самого леса.

Зима выдалась суровая, с сильным ветром и снегом. За всю зиму ни разу не потеплело ит не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. Ночью в лесу выли продрогшие волки. Дед Кузьма говорил, что они воют от зависти к людям: волку тоже охота пожить в избе, почесаться и полежать у печки, отогреть заледенелую косматую шкуру.

Среди зимы у деда вышла махорка. Дед сильно кашлял, жаловался на слабое здоровье…

  1. Изба лесника деда Никиты. В избе бедно, но чисто. Топится русская печь. Около неё возится Варюша – светловолосая девочка лет 13., кипятит в чугунке воду. Дед Никита сидит в тулупе и валенках у стола. Вечер. На столе горит жестяная керосиновая лампа. За окнами поёт вьюга.

Герой драматического произведения – человек действующий.

Главные средства изображения характеров:

- речь героя (он произносит вслух и то, что в жизни человек подумал бы «про себя»)

- поступки

- реплики о нём других действующих лиц

- авторские ремарки

Типический герой , тип (от греч. отпечаток, образец) – персонаж, в котором проявилось нечто существенное для человека вообще или принадлежащего к определённой эпохе, нации, социальной группе.

Варюша: Ты бы лёг, дедушка. А то сидишь у стенки, а она холодная, во все щели дует.

Дед: Мне лежать хуже.. Была изба у нас тёплая, да сороки всю пеньку повыдергали на гнёзда.

Варюша: Я тебе чай на печку подам.

Дед: Боюсь я лечь, Варюша. Как лягу – дыхание у меня пресекает. Так вот ляжешь, а потом и не встанешь. Нет, уж лучше я посижу.

Глухой вой за окнами.

Варюша. Опять волки!

Дед: Завыли. Теперь до утра.

Варюша: Отчего огни воют, дедушка?

Дед: От зависти…Им тоже небось охота у печки посидеть, шкуру высушить…

? Подумайте, в чём отличие от пьесы.

? Где о месте действия и героях сообщает рассказчик, а где эти сведения содержатся в ремарке?

? Как передана речь деда в пьесе и как – в сказке?

2.Прочитайте по ролям отрывок из пьес-сказкит л.Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца».

Что вы узнали о характерах царя и Маруси из диалога? Подтвердите свои суждения цитатами из пьесы-сказки.

Царь

По заданию царя

Федька отбыл за моря!

В обчем, я его отседа

Сплавил, проще говоря! Чтоб не бедствовать одной –

Становись моей женой!

А чаво?.. Мужик я видный

И на ласку заводной!

Маруся

Не успел ишо Федот

Шагу сделать от ворот,

А уж вороны слетелись

На Федотов огород!

Царь

Ты мне, девка, не дури!

Предлагают – дак бери!

Чай, к тебе не каждый вечер

Ходют вдовые цари!..

Сей же час, я говорю,

Собирайся к алтарю!

Очумела от восторга,

Дак нюхни нашатырю!

Маруся

Хоть секи меня бичом,

Хоть руби меня мечом, -

Всё одно твоей супругой

Я не стану нипочём!

Царь

Ты, Марусь, меня не зли

И конфликт со мной не дли!

Мне намедни из Парижу

Гильотину привезли!

В свете сказанного мной –

Лучше будь моей женой!

У меня ведь тоже нервы,

Я ведь тоже не стальной!

Маруся

Уходи, постылый, прочь,

И в мужья себя не прочь!

Не уйдёшь – дак я могу

Сковородкою помочь!..

Практическая работа по теме «Лиро-эпические жанры словесности». 8 класс

Пётр, Пётр, свершились сроки.

Небо зимнее в полумгле.

Неподвижно бледнеют щёки,

И рука лежит на столе –
Та, что миловала и карала,

Управляла Россией всей,

Плечи женские обнимала

И осаживала коней.
День – в чертогах, а год – в дорогах,

По мужицкому широка,

В поцелуях, в слезах, в ожогах

Императорская рука.
Слова вымолвить не умея,

Ужасаясь судьбе своей,

Скорбно вытянувшись, пред нею

Замер слабостный Алексей.



Баллада – стихотворный рассказ о событии с лаконичным, напряжённым сюжетом и открытой авторской оценкой изображаемого.

Поэма – произведение, в котором есть сюжет и изображаются герои, как в эпосе, а также присутствует автор с его открыто выраженным отношением к изображаемому.

Повести, романы, очерки в стихах – изображение событий, но стих придаёт мощное лирическое звучание.

Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме.


Знает он, молодой наследник,

Но не может поднять свой взгляд:

Этот день для него последний –

Не помилуют, не простят.
Он не слушает и не видит,

Сжав безвольно свой узкий рот.

До отчаянья ненавидит

Все, чем ныне страна живёт.
Не зазубренными мечами,

Не под ядрами батарей –

Утоляет себя свечами,

Любит благовест и елей.
Тайным мыслям подвержен слишком,

Тих и косен до дурноты.

- На кого ты пошёл, мальчишка,

С кем тягаться задумал ты?
Не начетчики и кликуши,

Подвывающие в ночи, -

Молодые нужны мне души,

Бомбардиры и трубачи.
Это все-таки в нем до муки,

Через чресла моей жены,

И усмешка моя, и руки

Неумело повторены.
Но, до боли души тоскуя,

Отправляя тебя в тюрьму,

По-отцовски не поцелую,

На прощанье не обниму.


Рот твой слабый и лоб твой белый

Надо будет скорей забыть.

Ох, нелегкое это дело –

Самодержцем российским быть!..
Солнце утренним светит светом,

Чистый снег серебрит окно.

Молча сделано дело это,

Все заранее решено…
Зимним вечером возвращаясь

По дымящимся мостовым,

Уважительно я склоняюсь

Перед памятником твоим.
Молча скачет державный гений

По земле – из конца в конец.

Тусклый венчик его мучений,

Императорский твой венец.

Вопросы:

Какие признаки эпического рода присутствуют в балладе Я.В.Смелякова «Петр и Алексей»?

- Какие формы словесного выражения вы увидели в балладе?

- Какую роль играет описание обстановки, в которой происходит действие?

- Чьими глазами увидена картина?

- Рассмотрите портрет Алексея.(эпитеты) О чём говорят внешние черты его облика?

- В чём суть противостояния отца и сына? (антитезы)

- Какое чувство выражено в монологе Петра? Как характеризует героя его речь?

Какие признаки лирического рода присутствуют в балладе Я.В.Смелякова «Петр и Алексей»?

- От чьего лица ведётся повествование, кто склоняется перед памятником, о каком памятнике идёт речь?

- Как оценивает автор поступок Петра и как выражено авторское отношение к изображаемому?

- Какова роль стиха?

Сделайте вывод.

Практическая работа по теме

«Эпические и лирические жанры устной народной словесности». 8 класс

Определите эпические жанры народной словесности:

  1. Летит – молчит,

Лежит – молчит,

Когда умрёт,

Тогда заревет.

2.

Подъезжает он ко речке ко Смородинке,

Да ко той ли ко Грязи он ко Черноей…

Засвистал-то Соловей до по-соловьему,

Закричал злодей-разбойник по-звериному …

3.Ехала деревня мимо мужика. Вдруг из-под собаки лают ворота.

4. Своя земля и в горсти мила.

5. После дождичка в четверг…

6. … Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовёт. Смотрит – никого. Он опять задремал – опять зовут. Он опять глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, сама смеется…

2.Прочитайте рассказ И.С.Тургенева «Певцы» о покоряющей силе народной песни. Что вложил в народную песню исполнитель? Какое впечатление произвела на слушателей песня?
Проанализируйте песню из рассказа по плану:

Ах, не одна-то ль, не одна во поле дороженька

Одна пролегала,

Она ельничком, мелким березником

Она заросла-та,

Уж и частым ли, частым горьким осинничком

Её застилало…

Ах, что нельзя-то мне, нельзя мне к сударушке

Нельзя в гости ехать,

Так поеду ли я к любезной сударушке

Да всё стороною…

Ах, что нельзя-то мне, нельзя мне к сударушке

Нельзя в гости ехать,

Так поеду ли я к любезной сударушке

Да всё стороною…

3. Объясните приёмы выразительности в произведениях фольклора, в каких жанрах они используются:

гипербола-

постоянные эпитеты –

метафоры –

антитеза –

инверсия -

Фольклор – устная народная словесность.

Загадка – иносказательное изображение предмета, по которому надо отгадать предмет.

Пословица – краткое законченное изречение с нравоучительным смыслом.

Поговорка – крылатое выражение, часть суждения.

Сказка – повествование о вымышленных, невероятных событиях.

( волшебная, бытовая, о животных)

Былина – героическая песнь о русских богатырях и их подвигах.

Небылица – сказка, в которой «перевернуты» предметы и их признаки.

Предание – повествование о реальном событии прошлого, сохраненное памятью народа.

Легенда – повествование о событии, которое рассказчик и слушатели считают действительными, часто оно сопровождается вымыслом.

Анекдот – краткий юмористический рассказ с остроумной концовкой.

Лирические жанры народной словесности:

Лирические народные песни – народные обрядовые пенсии, выражающие сердечные чувства и чаяния русского народа.

Исторические народные песни – народные песни о событиях общественной жизни и исторических деятелях.

Частушки – двустишия или четверостишия, выражающие различные чувства.

Памятка анализа песни:

  1. О чем?

  2. Кто исполнитель?

  3. Особенности языка: повторы, постоянные эпитеты, природные образы, песенный синтаксис…

  4. Каково основное настроение песни?

  5. Ваше впечатление.

Практическая работа по теме «Воздействие Библии на русскую литературу». 8 класс

Мало кто из писателей так или иначе не обратился бы к Библии.

1. Древнерусская литература.

Жанры древнерусской литературы:

- летопись – исконно русская форма худ. тв-ва.

- учительное красноречие – проповеди.

- поучение («поучение Владимира Мономаха»).

- житие – жизнеописание русских святых.

хождение - путевые заметки («Хождение за три моря» Афанасия Никитина).

Библия и летопись.

тема

Летопись «Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть» (монах Нестор)

Библия - сотворении Богом мира и человека.

Источник летописи – Библия, апокрифы – произведения на христианские сюжеты.

идея

Летописец смотрел на свой труд как на долг, завещанный от Бога. В чём этот долг? Показать, какую роль играет каждый народ в единой истории, ведомый единым Промыслом.

язык

В летописи рассказывается о посещении апостолом Андреем Первозванным места, где позже возникнет Киев: На этих горах воссияет благодать Божия, и будет город великий, и воздвигнет Бог многие церкви.

Ср. Из Библии: И благословил их( людей) Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимися по земле.

Какие общие стилистические приёмы вы заметили? Найдите повторы слов и инверсии.

Вывод: Связь Священного писания с древнерусской литературой в теме, идее, языке( лексике, синтаксисе).

2. Русская литература XVII века.

В чём связь «Повести о Горе Злосчастии, как Горе-Злосчастие довело молотца в иноческий чин» с библейской притчей о блудном сыне?

В чем сходство?

- сюжет

- герои

- идея

- обобщенность образов

В чем различие повести от притчи?

- источник не только Библия, но и унт.

- композиции

-отразилась эпоха, конкретные приметы времени

3. Русская литература XIX века.

Сопоставьте сюжеты повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и притчи о блудном сыне.(Обратите внимание на общечеловеческий смысл обоих произведений!)

Реминисценции (от лат. воспоминание) – напоминание о другом произведении.

4. Русская литература XX века. Об этой притче напомнят нам отрывки из стихотворения С.Есенина «Письмо матери».

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Не вернусь я в отчий дом,

Вечно странствующий странник.

Об ушедшем над прудом

Пусть тоскует конопляник.

5.Библия и современность. Работы ребят ДХШ г.Сыктывкара.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практическая работа по теме «Словесные средства комического» icon Кладовая слова
Оборудование: художественные тексты, словари, памятки, схемы, словесные подарки, тесты, мультимедийные средства, цветные карандаши,...
Практическая работа по теме «Словесные средства комического» icon Практическая работа по отработке приёмов компрессии текста. Практическая...
Контрольно-измерительные материалы для подготовки к гиа по русскому языку в 9 классе
Практическая работа по теме «Словесные средства комического» icon Урок английского языка по теме: “Ireland”. 7-й класс
Цель: активизация лексики по теме как средства повышения коммуникативной компетенции на иностранном языке
Практическая работа по теме «Словесные средства комического» icon Урок английского языка по теме: “Mexico City”. 7-й класс
Цель: активизация лексики по теме как средства повышения коммуникативной компетенции на иностранном языке
Практическая работа по теме «Словесные средства комического» icon Урок английского языка по теме: “Healthy Food”. 6-й класс
Цель: активизация лексики по теме как средства повышения коммуникативной компетенции на иностранном языке
Практическая работа по теме «Словесные средства комического» icon Проверочная работа по теме: Изобразительно-­выразительные средства...
В. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений
Практическая работа по теме «Словесные средства комического» icon Курсовая работа Лексические средства выражения концепта «природа»
Введение с. 3-5
Практическая работа по теме «Словесные средства комического» icon Научно-практическая работа «Метод полуреакций»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №302
Практическая работа по теме «Словесные средства комического» icon Аннотация Книга «Смех»
Ключ к разгадке проблемы комического он видел в разработанном им учении об эстетическом
Практическая работа по теме «Словесные средства комического» icon Дипломная Работа
Алгоритм и инструментальные средства построения расписаний учебных организаций сочетающий жадные стратегии и стратегии ограниченного...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции