|
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное
учреждение города Москвы
ГИМНАЗИЯ № 1558
имени Росалии де Кастро
|
|
Рассмотрено на заседании кафедры «словесность»
«28» августа 2013г.
Согласовано заместителем директора по учебной работе
С. И. Левиной
Утверждаю
Приказ № 119/382 «02» 09. 2013г.
Директор гимназии №1558
Г.И. Юсуповой
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«Литература»
(базовый, гимназический, профильный уровень)
(3 часа в неделю, 102 часа за год)
типовая, модифицированная, авторская программа
Составлена на основе ФГОС
Составитель: Денисова О.Ю.
Учебный год _2013-2014
Пояснительная записка
Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
Главные задачи курса литературы для 10 класса:
-
приобщение учащихся к богатствам отечественной художественной литературы;
-
развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощённых в ней явлений жизни,
-
воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;
-
формирование представления учащихся о литературе как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
-
воспитание речевой культуры учащихся.
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с примерной программой по литературе Министерства образования РФ для общеобразовательных школ , программой по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. (Авторы- составители под. Ред. Коровиной В.Я.М.: Просвещение, 2010)Она отражает основной минимум знаний по литературе для 10 класса. Характер организаций материала курса на историко-литературной основе способствует осознанию историко-литературного процесса.
Курс русской литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в литературном процессе.
На литературу в 10 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год), . Предлагаемое календарно-тематическое планирование написано к учебнику литературы для 10 класса, (автор-составитель В.Я.Коровина). Данный учебник отличается от большинства подобных ему изданий тем, что предлагает для ознакомления и изучения литературу всего XIX века. Но в связи с тем, что произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя в 9 классе уже изучались, то в 10 классе в планирование включены уроки- повторения, уроки обзора творчества перечисленных выше писателей(на обзор творчества данных писателей отводится по 2 часа) . Освободившиеся часы были добавлены на изучение литературы второй половины XIX века.
Учебно-методический комплект.
-
Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. С.-П.: «Глагол», 2000
-
Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения. М.: «Экзамен», 2004
-
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX в. 10 класс. В 2-х ч. М.: «ВАКО», 2005
-
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобраз. учреж. В 2-х ч. М.: «Просвещение», 2002
-
Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.: «Просвещение», 1997
-
Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование по литературе. М.: «Экзамен», 2005
-
Коровина В.Я., Журавлев В.П.,Коровин В.И. Литература , 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В.2 ч.М.; Просвещение, 2010
№
|
Тема урока
|
час.
|
Элементы содержания
|
Компетенции
|
Виды контроля
|
Д/з
|
предметно-информационная составляющая
|
деятельностно-коммуникативная составляющая (общеучебные умения)
|
ценностно-
ориентационная составляющая
|
Раздел 1: Введение - 2 ч
|
1
|
Своеобразие литературного процесса конца 18-19 вв.
|
1
|
Основные темы и проблемы русской литературы 19 века
|
Основные темы и проблемы русской литературы 19 века
|
Раскрывать взаимосвязи русской литературы19 века с мировой
|
Развитие устной речи, уважение к литературе как искусству слова.
|
конспект
|
|
2
|
Обзор русской литературы первой половины 19 века
|
1
|
Основные поэтические предшественники А.С.Пушкина, Г.Р.Державина, В.А.Жуковского
|
Основные поэтические предшественники А.С.Пушкина, Г.Р.Державина, В.А.Жуковского
|
Знать: общественные направления – западники, славянофилы, почвенники;
уметь составлять план тезисы и план
|
Воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, уважение к ценностяи отечественной культуры.
|
|
|
Раздел 2: Литература первой половины 19 века - 23 ч
|
1
|
А.С.Пушкин. Страницы творческого пути (обобщение ранее изученного).Свободолюбивая лирика поэта.
|
1
|
Лекция -беседа по биографии и творчеству А.С.Пушкина
|
О художественных открытиях А.С.Пушкина. Обзорное повторение с многообразием тематики лирических произведений А.С. Пушкина. Формирование умения анализировать лирическое произведении. Повторение аналитической работы над романом «Евгений Онегин».
|
анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину
|
Воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, уважение к ценностяи отечественной культуры.
|
Наизусть стихотворение
|
|
2
3
4
5
|
Философская лирика Пушкина.
|
4
|
Анализ стихотворений. Обучение написанию сочинения-анализа стихотворения
|
Анализ стихотворений. Обучение написанию сочинения-анализа стихотворения
|
Проблематика поэмы, особенности главного героя
|
Развитие устной речи, творческих способностей детей, воспитание гражданской позиции.
|
Сочинение анализ стихотворения
|
|
6
|
Поэма "Медный всадник" Тема маленького человека
|
1
|
Особенности средств художественной выразительности (лексических, синтаксических, стилистические фигуры)
|
Приемы создания образов в поэме
|
Раскрыть конфликт личности и государства
|
Развитие устной речи, творческих способностей детей, воспитание гражданской позиции.
|
Мини-сочинение
|
|
7
8
|
Поэма "Медный всадник" А.С.Пушкина. Тематика и проблематика поэмы.
|
2
|
Проблематика поэмы, особенности главного героя
|
Проанализировать средства создания образа героя
|
Анализ стихотворений. Обучение написанию сочинения-анализа стихотворения
|
Развитие устной речи, образного и аналитического мышления, читательской культуры.
|
|
|
9
10
|
Повторение романа "Евгений Онегин". Композиция, язык, проблематика
|
2
|
Анализ композиции, языка и ср-в изобразительности героев романа. Особенности образа автора в романе
|
Тема, идея, жанрово-композиционные особенности романа
|
обобщать, самостоятельно писать сочинения на заданную тему
|
Развитие понимания авторской позиции, речевой культуры.
|
Наизусть «Письмо Татьяны «
|
|
11
12
|
Герои романа "Евгений Онегин".
|
2
|
Фронтальный опрос по творчеству А.С. Пушкина. Повторение биографии М.Ю.Лермонтова и осн. направлений его лирики
|
Герои романа "Евгений Онегин".
|
Проводить идейно-тематический анализ, сравнительную психологическую характеристику героев
|
Развитие читательской культуры, эмоционального восприятия стих-я, творческого воображения, пополнение словарного запаса, анализа стих-я с привлечением литературоведческих понятий.
|
Сочинение по роману «Евгений ОнегиН»
|
|
13
14
|
М.Ю.Лермонтов. Творческая биография поэта. Осн. мотивы лирики
|
2
|
Анализ текстов стихотворений.
|
Реалистическое и романтическое начало в произведениях М.Ю.Лермонтова
|
анализировать стихотворения
|
Развитие устной речи, читательской культуры, умение строить монологическое высказывание.
|
Конспект
|
|
15
16
|
М.Ю.Лермонтов Роман "Герой нашего времени"
|
2
|
Анализ особенностей романа и характеристика гл.героя (повторение изученного в 9 классе)
|
Жанровые, композиционные особенности романа, идея произведения.
|
Обобщение идейно-композиционного содержания
|
Развитие устной речи, читательской культуры, умение строить монологическое высказывание.
|
Наизусть стихотворение «Поэт»
|
|
17
|
Творчество Н.В.Гоголя
|
1
|
Петербургские повести. Мертвые души
|
Факты биографии Н.В.Гоголя, жанр поэмы, значение образа автора, проблематика произведения
|
анализировать прозаическое произведение на основе композиционного концепта и проблематики
|
|
Составление хронологической таблицы
|
|
18
|
Н.В.Гоголь Комедия "Ревизор" Повторение изученного
|
1
|
Семинар по пьесе Гоголя
|
Система образов, смысл названия, проблема, идея.
|
Анализировать драматическое произведение
|
Развитие интеллекта, творческой самостоятельности, письменной речи.
|
|
|
19
20
|
Н.В.Гоголь. Поэма "Мертвые души". Повторение изученного. Образ России.
|
2
|
Семинар
|
Система образов, смысл названия, особенности поэтики, образ автора.
|
Анализировать прозаическое произведение
|
Развитие речевой культуры, творческой деятельности, письменной речи, самостоятельности при самопроверке.
|
Тест по биографии и творчеству Гоголя
|
|
21
|
Зачет по творчеству Н.В.Гоголя
|
1
|
Тема творчества в повести
|
Тема творчества в повести
|
Анализировать прозаическое произведение на основе проблематики
|
Развитие интеллекта, творческой самостоятельности, письменной речи.
|
|
|
22
|
Зачет по темам раздела
|
1
|
Тестирование по разделам литературы 19 века
|
|
|
Развитие речевой культуры, творческой деятельности, письменной речи, самостоятельности при самопроверке.
|
Самостоятельная работа по творчеству Н.В.Гоголя
|
|
23
|
Урок- исследование. Н.В.Гоголь "Невский проспект".Образ Петербурга
|
1
|
Знакомство с содержанием произведения, особенности стиля и манеры писателя.
|
Знакомство с содержанием произведения, особенности стиля и манеры писателя.
|
Анализировать эпизод произведения с точки зрения композиции и проблемы
|
|
Сочинение «Образ Петербурга в повести «Невский проспект»
|
|
1
|
|