Г. Валуйки Белгородской области Всероссийская летняя творческая пушкинская школа




Скачать 225.85 Kb.
Название Г. Валуйки Белгородской области Всероссийская летняя творческая пушкинская школа
Дата публикации 14.10.2014
Размер 225.85 Kb.
Тип Исследовательская работа
literature-edu.ru > Литература > Исследовательская работа


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4

г. Валуйки Белгородской области»
Всероссийская летняя творческая пушкинская школа

Мастерская литературного творчества
Номинация «Литературоведение»
Тропы и стилистические фигуры в языке романа А.С.Пушкина

«Евгений Онегин»

(исследовательская работа)


Автор: Терегеря Людмила,

учащаяся 9-А класса

МОУ «СОШ №4 г. Валуйки

Белгородской области»

г. Валуйки, ул. Воровского,40

8-47-236-5-54-15
Руководитель: Кандабарова Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №4 г. Валуйки

Белгородской области»

8-47-236-5-50-64

8-951-155-55-04

Валуйки-2008
Тропы и стилистические фигуры

в языке романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Терегеря Людмила,

Белгородская область, г. Валуйки

МОУ «СОШ №4» 9-А класс
Краткая аннотация

Данная исследовательская работа посвящена анализу художественных средств выразительности языка романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

В ходе исследования языка великого произведения русской литературы были выявлены примеры использования автором лексических средств образности (тропов) и синтаксических средств образности (стилистических фигур).

Работа содержит подробный понятийный словарь литературоведческих терминов и примеры из романа «Евгений Онегин», иллюстрирующие научные определения.

Объем работы - 10 страниц

Прилагается список использованных литературных источников, фотография, образцы творческих работ (анализ эпизода, ответ на проблемный вопрос).




«И было сердцу ничего не надо,

Когда пила я этот жгучий зной…

«Онегина» воздушная громада,

Как облако, стояла надо мной»

А.А.Ахматова


Введение
Жизнь человека – движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому опыту мы начинаем видеть то, чего ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значения.

Каждый из нас изначально по своей природе – исследователь. Мы можем эту способность подавить, а можем развить, освоив наработанные способы организации исследовательской деятельности.

Исследовательская работа учитывает образовательные потребности учеников, выходящие за рамки того или иного курса, ориентирует на овладение методологией самостоятельного научного труда, это в результате подготовит школьников к успешной сдаче ЕГЭ, поступлению в ВУЗы, выбору профессии.

Литературное образование, которое обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии моральных качеств, формировании гражданского сознания, эстетической культуры, эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимо в программе учебных учреждений.

Сегодня система литературного образования основывается на комплексном анализе текста, в последнее время все больше завоевывающего права на олимпиадах, в формулировках тем сочинений, заданий повышенного уровня, включенных в КИМы на ЕГЭ по русскому языку и литературе.

При выполнении подобных заданий необходимо продемонстрировать знание понятий и терминов, определить значение и взаимодействие различных элементов формы анализируемого текста. Все элементы формы объединены в систему изобразительно-выразительных средств. Умение их различать, применять, определять их роль обязательно. Наше исследование направлено в это русло и с этой точки зрения является актуальным.

Евгений Онегин» - самый великий русский роман гениального А.С.Пушкина – является одновременно и самым загадочным. Об этом произведении существует огромная литература: десятки книг, сотни статей, тысячи «заметок». Существует несколько «классических» комментариев к роману в стихах: Н.Л.Бродского (1932), В.В.Набокова (1964), Ю.М.Лотмана (1980), Н.Г.Долининой (1985). Ни «заменить», ни «объять» эту громадную литературу невозможно. Наша задача гораздо скромнее – дать несколько исследовательских «этюдов» о знаменитом творении великого Пушкина.


Исследовательская работа ставит своей целью приобщение к творческому наследию А.С.Пушкина, лучшим его образцам (на примере романа в стихах «Евгений Онегин»), раскрытие нравственного потенциала литературы как искусства слова в плане формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности.

Предусматривает решение следующих задач: - развитие творческих способностей на основе изучения произведений А.С.Пушкина

- формирование навыков исследовательской деятельности

- изучение языковых особенностей романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» с точки зрения лексической и синтаксической

- формирование навыков лингвистического анализа текстов художественной литературы

- воспитание любви и бережного отношения к родному языку и литературе.

Методы исследования
- изучение лингвистической литературы, посвященной проблеме исследования

- языковой анализ текста романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

- наблюдение над языком, анализ и синтез примеров использования изобразительно-выразительных средств


Тропы - это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком – то отношении.
1. Эпитет - художественное определение, которое является средством характеристики предмета или явления и выражения авторского отношения к ним. Стилистическая функция эпитета заключается в его художественной выразительности.
Эпитеты могут быть:

1. изобразительными – выражающим конкретный признак предмета

например: Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов.

Что шевельнулось в глубине

Души холодной и ленивой?

2. выразительными – выражающим отношение к предмету

например: Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок
Татьяна, милая Татьяна!
Эпитеты могут быть выражены:

а) прилагательными: Была наука страсти нежной,

Которую воспел Назон…
Волшебный край! там в стары годы…
б) причастиями: Что занимало целый день

Его тоскующую лень
в) существительными: Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима,
г) наречиями: Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец.

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив!..
д) могут быть постоянными в УНТ:

Дай бог душе его спасенье,

А косточкам его покой

В могиле, в мать-земле сырой!
2.Сравнение- сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. В основе может лежать внешнее и внутреннее свойство явлений. Стилистическая функция сравнения проявляется в художественной выразительности, которую оно создает в тексте.

Сравнение может быть:

1. простым – выражено сравнительным оборотом с помощью союзов

как, будто, словно, точно.

например: И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух из уст Эола

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива

2. выраженным формой творительного падежа без предлога

например: Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег

Прямым Онегин Чильд Гарольдом

Вдался в задумчивую лень…
3. выраженным сравнительной степенью прилагательного, наречия

например: Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета
4. отрицательным – выраженным с помощью частицы НЕ или НИ

например: Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.
5. развернутым – дается подробное описание одного из сопоставляемых явлений, в

результате чего возникает целая картина

например: И в сердце дума заронилась;

Пришла пора, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнем оживлено.

3. Метафора- это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Метафора - одна из наиболее распространенных разновидностей тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах. В основе метафоры – скрытое сравнение.
Метафора может быть выражена:

а) прилагательными

например: …Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым

б) причастиями

например: И мягко устланные горы

Зимы блистающим ковром.


в) существительными

например: Явленьем медленным гостей

Перед хозяйкой молодою

И темной рамою мужчин

Вкруг дам, как около картин.

Олицетворение – разновидность метафоры – перенос действия или признака живого существа на неодушевленные предметы, отвлеченные понятия.

например: Судьба Евгения хранила

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.
Пугая робкую любовь,

Ее привлечь умели вновь.


4. Метонимия- это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. Связь эта может быть:

а) между содержимым и содержащим

например: Еще бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет
б) между автором и его произведением

например: Домой приехав, пистолеты

Он посмотрел, потом вложил

Опять их в ящик и, раздетый,

При свечке, Шиллера открыл.
В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал…
в) между предметом и материалом, из которого он изготовлен

например: Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе.
г) между людьми и помещением, в котором они находятся

например: Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут.
Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, все кипит.

д) между названием населенного пункта и его жителями

например: Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный…
Имеет сельская свобода

Свои счастливые права,

Как и надменная Москва.

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного соотношения между ними.

Обычно в синекдохе употребляется:

а) единственное число вместо множественного:

например: В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

б) множественное число вместо единственного:

например: Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы.
Антономазия – разновидность метонимии, состоящая в употреблении имени собственного в значении нарицательного

например: Сей Грандисон был славный франт,

Игрок и гвардии сержант
5. Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо явления или предмета:

например: Онегин сохнет – и едва ль

Уж не чахоткою страдает.
Все домы на аршин загрязнут,

Лишь на ходулях пешеход

По улице дерзает взброд.
6. Литота – выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения явления или предмета.

например: Она его не замечает,

Как ты ни бейся, хоть умри.

Свободно дома принимает,

В гостях с ним молвит слова три
7. Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

например: Он с лирой странствовал на свете;

Под небом Шиллера и Гете (Германия)

Их поэтическим огнем

Душа воспламенилась в нем.
Певцу Гюльнары подражая,(Байрон)

Сей Галлеспонт переплывал…
8. Катахреза – употребление слова в значении, не принадлежащем ему с предметно-логической точки зрения.

например: Огонь потух; едва золою

Подернут уголь золотой
9. Канофемизм – замена мягкого выражения более грубым.

например: А где, бишь, мой рассказ несвязный?

В Одессе пыльной, я сказал.

10. Эвфемизм – замена грубого выражения более мягким.

например: Я б мог сказать: в Одессе грязной –

И тут бы, право, не солгал.
Стилистические фигуры
1.Анафора (единоначатие) – повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

например: Приятно дерзкой эпиграммой

Взбесить оплошного врага;

Приятно зреть, как он, упрямо

Склонив бодливые рога,

Невольно в зеркало глядится

И узнавать себя стыдится;

Приятней, если он, друзья,

Завоет сдуру: это я!
2. Эпифора – это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков.


3. Параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или смежных отрывков речи.

например: Он верил, что душа родная

Соединиться с ним должна,

Что, безотрадно изнывая,

Его вседневно ждет она;

Он верил, что друзья готовы

За честь его приять оковы,

И что не дрогнет их рука

Разбить сосуд клеветника.

4. Антитеза – это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются предметы, явления, понятия:
Антитеза может быть выражена:

а) антонимами

например: Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень.
Созданье ада иль небес

Сей ангел, сей надменный бес?
б) оборотом с частицей НЕ

например: Его перо любовью дышит,

Не хладно дышит остротой

в) оборотом, где противопоставление заложено по смыслу

например: сцена дуэли Онегина и Ленского, где автор постоянно сопоставляет героев между собой – кто они : друзья или враги?
5. Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному.

например: Отец ее был добрый малый,

В прошедшем веке запоздалый..
Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков.
6. Оксюморон – суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению.

например: Глава повес, трибун трактирный,

Теперь же добрый и простой

Отец семейства холостой.
7.Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже – уменьшающееся) значение, благодаря чему создается нарастание (реже – ослабление) производимого впечатления

например: Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду ,ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным!
8.Инверсия – это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи:

например: Проснулся утра шум приятный…
Томила жизнь обоих нас…
Когда б я знал, какая рана

Моей Татьяны сердце жгла!..
9.Эллипсис – фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. Их использование придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность

например: Татьяна - в лес; медведь - за нею;

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой.
10.Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о недосказанном:

например: Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю…
Упала…

«Здесь он! Здесь Евгений!»
11.Риторический вопрос – это фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а чтобы привлечь внимание читателя

например: Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит нам один?

Кто все дела, все речи мерит

Услужливо на наш аршин?

Кто клеветы про нас не сеет?

Кто нас заботливо лелеет?

Кому порок наш не беда?

Кто не наскучит никогда?
12.Риторическое обращение – это фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому–нибудь или чему–нибудь для усиления выразительности речи:

например: Но так и быть: простимся дружно,

О юность легкая моя!
Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! пора любви!


  1. Многосоюзие и бессоюзие – фигура, состоящая в намеренном использовании в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.

например: Люблю я бешеную младость,

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд.
14.Плеоназм – употребление слов, излишних для выражения мысли с целью усиления выразительности речи.

15.Зевгма – ряд сочиненных или параллельно соподчиннненых предложений, организованных вокруг одного общего.

16.Парцеляция – расчленение целостной структуры на отдельно обоснованные отрезки, каждый отрезок выделяется как отдельное законченное предложение.
17. Антипарцеляция – прием, при котором знаки препинания в середине предложении употребляются в позиции конца предложения.

Она, взглянуть назад не смея,

Поспешный ускоряет шаг;

Но от косматого лакея

Не может убежать никак;

Кряхтя, валит медведь несносный;

Пред ними лес; недвижны сосны

В своей нахмуренной красе;

Отягчены их ветви все

Клоками снега; сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сияет луч светил ночных;

Дороги нет; кусты ,стремнины

Метелью все занесены,

Глубоко в снег погружены.

18.Реминисценция – намеренное или невольное воспроизведение автором знакомой фразовой единицы или образной конструкции из другого текста.

например: Мой брат двоюродный, Буянов.
«Опасный сосед» - это произведение дяди А.С.Пушкина, его детище, поэтому Пушкин называет Буянова, главного героя, своим двоюродным братом.
Иных уж нет, а те далече,

Как Сади некогда сказал.
19.Аллюзия – намек на реальный политический, исторический или литературный факт, который полагается общеизвестным. Цель – вызвать определенные ассоциации, навести на размышления.

например: Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня

.

Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал.

Заключение
Работы по исследованию творческого наследия А.С.Пушкина, в том числе романа в стихах «Евгений Онегин», занимают заметное место в современном литературоведении и лингвистике. Однако их многочисленность не может служить доказательством исчерпанности проблемы, что подтверждается необходимостью дальнейшего изучения бессмертного творения А.С.Пушкина. В этом отношении избранная тема исследования представляется актуальной.

Содержание работы соответствует поставленной цели, с которой согласуется комплекс выдвинутых задач.

В работе отражены результаты исследования текста романа «Евгений Онегин» с точки зрения его языковых особенностей, а именно: использование образных средств выразительности, лексических и синтаксических. Почти все примеры тропов( за исключением некоторых разновидностей синекдохи, плеоназма, зевгмы) и стилистических фигур( за исключением эпифоры, парцелляции, ) встречаются в языке Пушкина. Его «собранье пестрых глав» может служить хрестоматийным пособием для иллюстрирования примерами понятийного словаря, отражающего разновидности всех образных средств языка.

Приложение №1
Ответ на проблемный вопрос
Что мешает героям быть счастливыми? / По материалам глав 3-4 романа в стихах А.С.Пушкина « Евгений Онегин» /


Почему так бывает часто? Встретились два человека, заметили друг друга, оценили достоинства, могли бы полюбить, счастливо жить вместе… И…разошлись… Надолго, навсегда… Почему? Что помешало им?

Когда читаешь 3-4 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», эти вопросы не дают покоя, волнуют душу. Ах, если бы Татьяна была чуть-чуть опытней!.. Ах, если бы Онегин был менее искушен в «науке страсти нежной»!..

Может быть, не таким бы печальным был финал, в котором любящим сердцам не суждено воссоединиться.

Но обратимся к первой встрече героев в 3-й главе. Пушкин не описывает вечера у Лариных, мы только можем предположить, как все было: встретились взгляды, соприкоснулись руки… Умный Онегин сразу разгадал сестер, поэтому спрашивает Ленского:

«Неужто ты влюблен в меньшую?»

- А что?- «Я выбрал бы другую…»

Евгений увидел в Татьяне то, что было скрыто от многих: ее душу, богатый внутренний мир, индивидуальность. Этого нет в Ольге. Характеристика, которую он дает младшей Лариной, поражает точностью, меткостью: эти хлесткие эпитеты: «кругла, красна лицом она…», едкое сравнение: «…как эта глупая луна на этом глупом небосклоне»

Но Онегин разочаровался в любви, восемь бесплодных лет в петербургском свете развратили его, убили веру в искренние чувства, и Евгений отталкивает возможность возрождения надежд, поэтому спохватывается в разговоре с Ленским: «…когда б я был, как ты, поэт…»

А Татьяна? Она ждет любви, мечтает о ней, надеется.

И дождалась!.. Открылись очи;

Она сказала: это он!

Почему именно Онегин? А не кто-то из сынков поместных дворян? Онегин окружен тайной. Его аристократизм, превосходство над всем этим пошлым миром, равнодушие ко всему, загадочная странность- все подействовало на воображение Тани, хотя она совсем не знает Онегина, видит в первый раз.

Но ведь чтобы любить, надо знать! А каких мужчин знала Татьяна? Никчемных Пустяковых, мерзких Скотининых да героев сентиментальных романов, которые

Все для мечтательницы нежной

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.

То, что происходило в душе героини, Пушкин выразил очень ярким и образным сравнением:

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнем оживлено.

Сколько сомнений, мучений, надежд, волнений пришлось пережить «милой Татьяне» в ожидании реакции Онегина на ее признание! А в ответ- холодная проповедь. Намеренно возвращает нас Пушкин к петербургскому времяпровождению Онегина. Ведь то, что произошло в саду у скамьи между Татьяной и Евгением , не случайно, а подготовлено всей предшествующей жизнью Онегина, где было место только злобе, зависти, интрижкам, обманам, сплетням и т. д.

Вот как убил он восемь лет,

Утратив жизни лучший свет- Какая яркая метафора!
Онегин не подготовлен к настоящему чувству, не способен предаться ему, хотя, «получив посланье Тани», «живо тронут был»…Но он отгоняет от себя «сладостный, безгрешный сон», потому что, убив восемь лет жизни, убил в себе все высокое, оставив низменное, а теперь, когда высокое могло воскреснуть, испугался! Волнениям, потрясениям, страданиям, способным всколыхнуть душу, предпочел холодный покой. Отказываясь от своего счастья, Онегин еще попутно и наставляет наивную Татьяну:

Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет…

А трагизм ситуации в том, что к беде ведет не неопытность Татьяны, а опытность Онегина, который сам своими руками убивает свое будущее счастье, как убил восемь лет жизни… Печальна пушкинская ирония:

Вы согласитесь, мой читатель,

Что очень мило поступил

С печальной Таней наш приятель.

Щемящее чувство охватывает после прочтения этих эпизодов романа. Нестерпимо жаль Татьяну, больно за Евгения… Но у них есть надежный и могучий защитник- Пушкин. Остается согласиться с автором, доверить ему судьбу героев.


Приложение № 2
Анализ эпизода в художественном произведении
Друзья или враги? Сцена дуэли Онегина и Ленского

Как бессмысленна и глупа ссора лучших друзей на именинах Татьяны Лариной! Читатели в конце пятой главы все еще свято верят в примирение Онегина и Ленского. Эпиграф из Петрарки к шестой главе разбивает все надежды: « Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно».

Зарецкий, известный светский болтун, сплетник и подстрекатель, становится секундантом юного мечтателя. С каким чувством презрения, едкости представляет читателю Пушкин новое действующее лицо. Здесь и ирония, и оксюморон- все эти приемы выражают авторскую оценку персонажа:

Зарецкий, некогда буян,

Картежной шайки атаман,

Глава повес, трибун трактирный,

Теперь же добрый и простой

Отец семейства холостой,

Надежный друг, помещик мирный

И даже честный человек:

Так исправляется наш век!

Своим хладнокровием, малодушием и полным нежеланием помочь друзьям примириться и отменить дуэль Зарецкий только еще больше накаляет обстановку и разжигает лжевражду между Онегиным и Ленским.

Евгений понимает, что ситуация нелепа и глупа, что не стоило смеяться над трепетным чувством романтичного юноши. Внутренний монолог героя выражен антитезой, передающей сомнения и метания в душе Онегина:

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и умом.

Однако герой не отказывается от дуэли, потому что боится того самого надменного и подлого общества, которое презирает. Совесть подсказывает Евгению не следовать законам ничтожного света, а поехать и помириться с Владимиром, но он этого не делает:

Но шепот, хохотня глупцов…

И вот общественное мненье!

Явившись на место дуэли с опозданием, герой берет в секунданты своего слугу-француза. Во времена Пушкина эту роль обычно исполняли близкие друзья или родственники дуэлянтов, а то, что сделал Онегин, считалось дерзостью, пренебрежением к общественному мнению. Евгений! Как жалок твой мелкий бунт! Если в глубине души ты презираешь этих низких, подлых людей, то почему, пока не поздно, не отменишь поединок, не восстанешь против мнений света? Беда в том, что Онегин внушил себе: он потерянный человек, не обладающий высокими моральными качествами. Именно поэтому Евгений не находит в себе смелости и мужества оспорить лжеистины опостылевшего ему света и не отказывается принимать участие в дуэли.

Описывая поединок, Пушкин играет словами «друг» и «враг». В самом деле: кто они? Ряд риторических вопросов и восклицаний:

Враги! Давно ли друг от друга

Их жажда крови отвела?

Давно ль они часы досуга…

Делили дружно… и т. д. передают не только отчаяние автора, но и роковую борьбу в душе героев:

Не засмеяться ль им, пока

Не обагрилась их рука,

Не разойтись ли полюбовно?..

В самый важный, переломный момент дуэли огромную роль сыграло присутствие Зарецкого. Онегин видел в нем представителя света, который ненавидел и боялся одновременно. Страх и побудил его первым нажать на курок.

Ленский упал на снег. «Убит»,- хладнокровно и без всякого сочувствия произнес Зарецкий.

Пушкин страдает. Какой горечью наполнены строчки, в которых описана смерть Владимира, представляющих собой развернутое сравнение:

Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая,

Спадает глыба снеговая.
И метафору:

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре.

Потух огонь на алтаре!..

Ужасная правда только теперь открылась Онегину. Он убил единственного друга, которого любил, как младшего брата. Герой понял, что есть, оказывается, такие чувства, как любовь, дружба, сострадание. В этом и заключается смысл жизни, а все остальное- мелочь и суета.

Убийство Ленского- шаг к внутреннему перерождению Онегина, как ни парадоксально это звучит.

Литература

  1. Долинина Н.Г. Прочитаем «Онегина» вместе. Печорин и наше время: Эссе.-Л.: Дет.лит., 1985

  2. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада»// ЛВШ.- 1998. - №8

  3. Краткий словарь литературоведческих терминов/ Книга для учащихся/ Редакторы-составители: Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев.- М.: Просвещение, 1985

  4. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры. Дуэль.// ЛВШ.- 1999.- №2

  5. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук»/авт.-сост. Г.И.Осипова. – Волгоград. : Учитель, 2007

  6. Павлова О.А. Комплексный анализ художественного текста на уроках литературы: дидактические материалы. – Белгород, 2002

  7. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т.Т. 2. Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. – М. : Худож. Лит., 1986

  8. Словарь литературоведческих терминов



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Валуйки Белгородской области Всероссийская летняя творческая пушкинская школа icon Социальный кодекс белгородской области
Статья Основные начала законодательства Белгородской области о предоставлении мер социальной защиты
Г. Валуйки Белгородской области Всероссийская летняя творческая пушкинская школа icon Годовой план муниципального дошкольного образовательного учреждения...
Детский сад осуществляет образовательный процесс по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» с учетом...
Г. Валуйки Белгородской области Всероссийская летняя творческая пушкинская школа icon Публичный отчет за 2011-2012 учебный год муниципального бюджетного...
...
Г. Валуйки Белгородской области Всероссийская летняя творческая пушкинская школа icon Согласовано
«Основная общеобразовательная школа с. Новая Масловка Чернянского района Белгородской области»
Г. Валуйки Белгородской области Всероссийская летняя творческая пушкинская школа icon Закон белгородской области об оказании юридической помощи гражданам...
Фз "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" регулируются отдельные отношения, возникающие в связи с оказанием юридической...
Г. Валуйки Белгородской области Всероссийская летняя творческая пушкинская школа icon Приложения к публичному отчету моу «Казначеевская средняя общеобразовательная...

Г. Валуйки Белгородской области Всероссийская летняя творческая пушкинская школа icon Отчет о результатах самообследования мбоу дод «дюсш №2»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско – юношеская спортивная школа №2» г....
Г. Валуйки Белгородской области Всероссийская летняя творческая пушкинская школа icon Публичный отчет о работе моу «Основная общеобразовательная школа...
Цели и задачи, поставленные перед школой в 2006 2007 учебном году и их выполнение
Г. Валуйки Белгородской области Всероссийская летняя творческая пушкинская школа icon Приложения к публичному отчету моу «Казначеевская средняя общеобразовательная...
Работа с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации к учению развивается по нескольким направлениям
Г. Валуйки Белгородской области Всероссийская летняя творческая пушкинская школа icon Конек-горбунок
«Конёк-Горбунок», выдвинутой А. А. Лацисом. В книге впервые опубликована первоначальная пушкинская редакция сказки, включающая цензурные...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции