Романтические герои




Скачать 149.15 Kb.
Название Романтические герои
Дата публикации 14.10.2014
Размер 149.15 Kb.
Тип Исследовательская работа
literature-edu.ru > Литература > Исследовательская работа


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

им. П. Н. Бучина

РОМАНТИЧЕСКИЕ ГЕРОИ

В ПОЭМАХ А. С. ПУШКИНА

«КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»

И «ЦЫГАНЫ»
Исследовательская работа

Автор: Пакунова Юлия Константиновна,

МОУ СОШ № 5 им. П.Н.Бучина, 10 класса, 16 лет.

Педагог-наставник:

Панова Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы.

г. Тутаев

2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………...…………………………………3
Судьбы романтических героев в поэмах А.С.Пушкина «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» и «ЦЫГАНЫ».

  1. Романтизм и его признаки…………………………...………………………4

  2. Понятие любви и страсти .....…………………………...…………………...5

  3. О любви героев ..……………………………………………………………..5

  4. Страсть в «КАВКАЗСКОМ ПЛЕННИКЕ»...…….…………………………7

  5. Страсть в «ЦЫГАНАХ»……………………………………………………10

  6. Страсти в поэмах Пушкина……..………………………………………….14


Заключение………….………………………………………………………………....15
Список литературы…………………………………. ……………………………..…16

ВВЕДЕНИЕ
Во время своей южной ссылки (1820 – 1824). Пушкин написал множество произведений. В романтической лирике запечатлён неповторимый психологический облик Пушкина. В поэмах он создавал романтическую модель действительности. Поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Братья разбойники» (1821 – 1822), «Бахчисарайский фонтан» (1821 – 1823), «Цыганы» (1824) – главное достижение поэта в этот период. Они упрочили славу А. С. Пушкина как первого поэта России. Испытав сильнейшее влияние личности и творчества Д. Г. Байрона, Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию. Он встал у истоков нового – активного, бунтарского – течения в русском романтизме, главной особенностью которого стало иное отношение к действительности. В его произведениях - в лирике и особенно в поэмах - на первом плане гордый, свободолюбивый человек с окружающей действительностью. В поэмах «Кавказский пленник» и «Цыганы» автор создал образы романтических героев (пленник, Алеко), стремящихся порвать с цивилизацией, наитии новые жизненные ценности: свободу, близость к природе, любовь-страсть.

В своей работе я буду отвечать на вопрос: Как страсть влияет на судьбу героев? Это цель моей работы.

Основные задачи, которые помогли выполнить мне задуманное:

  1. изучить литературу по данному вопросу;

  2. отобрать материал для анализа;

  3. проанализировать произведения;

  4. сделать вывод.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

  • в прочитанных мною книгах проанализированы образы главных героев;

  • в данных книгах есть отзывы критиков (например, Белинского) о поэмах;

  • есть высказывания самого Пушкина о произведениях.

В изученной мною литературе нет конкретного ответа на данный вопрос, в своей работе я постараюсь на него ответить.
СУДЬБЫ РОМАНТИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ В ПОЭМАХ А.С.ПУШКИНА «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» И «ЦЫГАНЫ»
1. РОМАНТИЗМ И ЕГО ПРИЗНАКИ

Говоря о романтических поэмах, нужно дать определение понятию. Романтизм- это направление в литературе 19 века (эту эпоху называют «золотым» веком литературы), это особый вид мировоззрения; одновременно - художественное направление. В центре художественной системы романтизма стоит личность.

Основные признаки романтизма:

  1. В центре произведения стоит личность, наделенная страстью;

  2. Существует конфликт между личностью и обществом;

  3. «Исключительный герой в исключительных обстоятельствах» - формула направления;

  4. Перекликается настроение героя и пейзажа;

  5. Отсутствует эволюция характера героя, так как обстоятельства не влияют на личность;

  6. Герой обладает сильным характером, выделяется среди окружающих;

  7. Он не совместим с обыденным миром; любимая романтическая среда - история и экзотика;

Все эти вышеперечисленные признаки можно пронаблюдать в «Кавказском пленнике» и «Цыганах»:

  • Главные герои - страстные натуры;

  • Конфликт очевиден: пленник не свободен, Алеко нарушает законы племени, оба они не довольны обществом, в котором были до описываемых событий;

  • Герои сильные, их поступки нестандартные;

  • Нетипично место действия: цыганский табор, кавказские горы;

  • Буйная стихия природы;

  • Характеры статичны.

Пример переклички чувств героя и природы ( «Кавказский пленник»):

Сев на берег,

Мечтает русский о побеге;

Но цепь невольника тяжка,

Быстра глубокая река…

Меж тем, померкнув степь уснула ,

Вершины скал омрачены.

По белым хижинам сеула

Мелькает бледный свет луны;

Елени дремлют над водами,

Умолкнул поздний крик орлов.

2. ПОНЯТИЕ ЛЮБВИ И СТРАСТИ

Чем же различаются любовь и страсть? Вот как определяет это « Толковый словарь» С. И. Ожегова:

ЛЮБОВЬ-это чувство самоотверженной и глубокой привязанности. А СТРАСТЬ ( первом значении) - сильная любовь, сильное чувственное влечение.

Выходит, что страсть - это чувство более сильное, но не продолжительное, чем любовь, но она может, как быстро вспыхнуть, так и быстро угаснуть. Получается, что страсть- это один из видов любви.

Нужно отметить, что романтики делили страсти на высокие и низкие. Высокая страсть - это любовь во всех её проявлениях, низкие страсти - зависть, жадность, честолюбие.

3. О ЛЮБВИ ГЕРОЕВ

В «Кавказском пленнике» Пушкин пишет о мужчине, который попал в плен к горцам, он стал их пленником, в его влюбилась Черкешенка - юная, страстная девушка. Она приходила к нему и заботилась. Страницы этой поэмы наполнены любовными признаниями девушки, которые отличаются большой эмоциональностью и силой:

Пленник милый,

Развесели свой взор унылый,

Склонись главой ко мне на грудь,

Свободу, Родину забудь!

Скрываться рада я в пустыне

С тобою, царь души моей.

Вторая часть поэмы начинается с описания душевных переживаний героини, которые обращены к Пленнику:

Ты их узнала дева гор

Восторги сердца, жизни сладость,

Твой огненный, невинный взор

Высказывай любовь и радость.

Пленник же в ответ на признание Черкешенки жаловался на свою полную разочарованность и жалел, что он уже не может разделить с ней пылкое чувство:

Несчастный друг, зачем не прежде

Явилась ты моим очам.

Также здесь в связи с душевной драмой Пленника в поэме звучала ещё одна тема, где герой рассказывал о своей прошлой любви, которая не принесла ему счастья, его любовь была не разделённая.

Нет, я не знал любви взаимной,

Любил один, страдал один;

И гасну я, как пламень дымный,

Забытый средь пустых долин.

Но Черкешенка, выслушав всё, освобождает его и дарит ему свободу, сделав, это она совершает, очень благородный поступок, она желает ему счастья, разбивая тем самым свою любовь:

Прости - забудь мои мученья,

Дай руку мне… в последний раз.

Девушка кончает со своей жизнью самоубийством. Когда Пленник увидел, что случилось, он понял, что совершил ошибку, но было уже поздно.

Поэма «Цыганы» чем-то перекликается с предыдущей. Эта поэма написана, как бы по плану: «Ревность, убийство, изгнание Алеко.» здесь тоже два главных героя- Земфира- молодая цыганка, которая в табор приводит Алеко- молодого человека, бежавшего от закона и ищущего свободы. Герои влюбились друг в друга, стали жить вместе.

Но боже! Как играли страсти

Его послушною душой!

С каким волнением кипели

В его измученной груди!

Но через некоторое время Земфира полюбила другого и сообщает об этом своему отцу:

Его любовь постыла мне,

Мне скучно; сердце воли просит.

Она поет песню, где признается в своей измене. Алеко узнаёт о тайном свидании Земфиры с цыганом, ему накануне снится сон, что между ним и девушкой стоит кто-то другой, и он решается на отчаянный поступок – на убийство. Ночью, на кладбище у памятника при лунном свете он убил Земфиру и ее возлюбленного. Цыганка не боится смерти:

Нет, полно, не боюсь тебя!

Твои угрозы презираю,

Твоё убийство проклинаю…

Когда убитых увидел весь табор, Алеко изгоняют со словами:

Оставь нас, гордый человек.

Мы дики; нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним-

Не нужно крови нам и стонов.

4. СТРАСТЬ В «КАВКАЗСКОМ ПЛЕННИКЕ»

Пушкин, как поэт-романтик, показывает в «Кавказском пленнике» страсть героев. В этой поэме Пленник не только не сдерживал и не обуздывал свои страсти, но и жил ими, полностью отдавался им. Пушкин писал, что в поэме можно найти «противоречие страстей», оно и в характере героя и в противопоставлении их, здесь прямо сказано, что на Родине, до того, как попасть на Кавказ , Пленник жил «страстями сердце погубя». В поэме Пушкин при помощи контрастов (т. е. противоречий между героями) хотел выделить важные особенности внутреннего мира черкешенки и пленника.

Пленник - по его отношению к героине, то это холодная статуя, а Черкешенка- живой, трепетный человек, целиком предавшаяся своему чувству. Пленник представлен нам, то бесчувственный не умеющий любить, то вдруг у него просыпаются чувства, то вдруг опять всё гаснет, и он вспоминает про свою давнюю любовь.

Пушкин, когда создавал Пленника, говорил, что характер и судьба Пленника чем- то похожи с его судьбой. Герой бежал из «света»; о самом себе во время ссылки он говорил то же самое.

Людей и свет изведал он,

И знал неверной жизни цену.

В сердцах друзей нашел измену,

В мечтах любви безумный сон,

Наскуча жертвой быть привычной

Давно презренной суеты,

И неприязни двуязычной,

И простодушной клеветы,

Отступник света, друг природы,

Покинул он родной предел

И в край далекий полетел

С весёлым призраком свободы.

Речи и Пленника, и Черкешенки очень страстны, полны восклицаний и взволнованностей. Но признания Черкешенки во много раз страстнее, чем у Пленника.

Ах, русский, русский для чего,

Не зная сердца твоего,

Тебе навек я предалася!

Не долго на груди твоей

В забвеньи дева отдыхала.

В поэме можно найти множество метафорических определений, связанных со страстью или бесстрастием: «глубокий, чудный стон», «пленник милый», «царь души моей», «вольнее птицы младость».

Ни у Пленника, ни у Черкешенки нет ясного характера. Черкешенка- это носительница страсти, Пушкин страсть Черкешенки связывает с Пленником, но и еще с национальной средой:

Я знаю жребий мне готовый:

Меня отец и брат суровый

Немилому продать хотят

В чужой аул ценою злата.

Пленник же полная противоположность ей, истинный европеец. История отношений Черкешенки и Пленника очень лирические и любовные. Отсюда Пушкин делал вывод, что характер Пленника неудачен. И это не всё, Пленник, погубивший «страстями сердце» охладевает. Поэт рассказывает, как чувства Пленника «разгорались пламенем страстей», «как его младость отцвела». Пленник чувствует себя «вянущим», что изменившая ему радость «сердце жадное страданью предала».

Пушкин стремился передать взволнованные, экспрессивные переживания героев, для этого он ввёл - монологизм (т.е. монологи), они буквально пронизаны страстью, особенно у Черкешенки.

Пленник милый,

Развесели свой взор унылый,

Склонись главой ко мне на грудь,

Свободу, родину забудь.

Скрываться рада я в пустыне

С тобою, царь души моей!
Пленник же очень подробно рассказывает ей о своей разочарованности, и опять же его речь очень эмоциональна:

Перед собою как во сне,

Я вижу образ вечно милый

Его зову, к нему стремлюсь.

Эмоциональность героев подчеркивают эпитеты: «пламенная мольба», «мятежный жар», «жадная душа», «хладная улыбка», «увядшее сердце» и многие другие. Этим Пушкин еще больше показывает романтическое, лирическое, страстное в поэмах.

В поэме есть такие моменты, когда Пушкин делает Пленника вообще не эмоциональным, бесчувственным. Это можно увидеть, когда он был захвачен горцем:

Но пленник хладный и немой,

С обезображенной главой,

Как труп, недвижим оставался.

Лишь только потом, чуть позже сказано, что:

Пленника младого грудь

Тяжёлой взволновалась думой.

Эпические элементы стиля поэмы прочно связаны с взволнованным языком страстей. Страстям в поэме Пушкин отвёл немаловажное значение, герои буквально живут ими.
5. СТРАСТЬ В «ЦЫГАНАХ»

Теперь рассмотрим «Цыганы». События поэмы окрашены в трагические тона.

Жизнь Алеко в таборе развивается, как трагический поединок с судьбой: и в этом поединке Алеко вовсе не в проигрыше, но всё же он подчинён огромной, несокрушимой силе страстей, и поэтому Алеко становится убийцей, но всё же он не вполне виновен в своём преступлении. Страсти Алеко - его крест и страдание. В начале поэмы мы видим, как Пушкин пишет об «измученной» груди Алеко, где кипят страсти.

И вырывались иногда

Из уст его такие звуки

Такой глубокий чудный стон

И конец поэмы, завершающий историю «горестной и трудной» любви Алеко и Земфиры. Ведь когда хоронят молодого цыгана и Земфиру, Пушкин вызывает у нас (читателей) жалость не к погибшим, а больше к оставшемуся в живых Алеко: он ведь обречен на одиночество и для него начинаются тягчайшие страдания, раскаяния. После того как убитых засыпают землёй:

Он молча, медленно склонился

И с камня на траву свалился.

Далее идёт сравнение Алеко с раненым журавлём:

Так иногда перед зимою,

Туманной, утренней порою,

Поднимется с полей

Станица поздних журавлей

И с криком вдаль на юг несётся,

Пронзённый гибельным свинцом,

Один печально остаётся,

Повиснув раненным крылом.

В этой поэме у Пушкина нет светлого финала: для мучений одинокого убийцы Алеко, вызванных катастрофическим действием «роковых» страстей, не указано никакого лекарства.

Пушкин рисует страсть, как бы в первобытной среде, т.е. в цыганском таборе, а не цивилизованном мире, и поэтому он ставит с новой силой проблему человеческих страстей между героями. Для поддержания Алеко, Пушкин ввел в поэму старого цыгана, который объясняет Алеко трудности любви:

О чём, безумец молодой,

О чём вздыхаешь ты всечасно?

Здесь люди вольны, небо ясно,

И жёны славятся красой,

Не плачь. Тоска тебя погубит.

К чему? Вольнее птицы младость:

Кто в силах удержать любовь?

Чредою всем даётся радость

Что было, то не будет вновь.

Но старого цыгана можно назвать всего лишь зрителем игры страстей.

Страсть может проявлять свою губительную силу- это мы можем увидеть в поэме в образе юных, темпераментных и страстных женщин- цыганок. Земфира мужу дерзит, и даже, когда она поёт песню у люльки, укачивая ребёнка, она очень ясно выражается про свою новую любовь и ненависть к Алеко:

Старый муж, грозный муж,

Режь меня, жги меня;

Я тверда: не боюсь

Ни ножа, ни огня.

Ненавижу тебя,

Презираю тебя:

Я другого люблю,

Умираю любя.

И для того чтобы добиться своей цели Земфира идёт на всё и даже обманывает мужа, но всё же она погибает от его руки. Молодая цыганка, по сравнению с Алеко, ещё больше подвержена влиянию «роковых» страстей. Героиня под воздействием «роковых» страстей совершает все свои поступки, за которые она поплатилась своей смертью.

Умру любя…

Земфира, по мнению Пушкина, как и Алеко, не в полной мере виновата в своих поступках, - в своём ни с чем не считающемся своеволии, ведь они подвержены «игре страстей». Страсть Земфиры к молодому цыгану - как мне кажется, это её судьба и это вполне объяснимое явление природы. Ведь переменчивость Земфиры совершено совпадает с переменчивостью природы, в которой всё так непостоянно.

Под отдаленным небосводом

Гуляет вольная луна;

На всю природу мимоходом

Равно сиянье льет она.

Заглянет в облако любое,

Его так пышно озарит -

И вот - уж перешла в другое;

И то недолго посетит,

Кто место в небе ей укажет,

Примолвя: там остановись!

Кто сердцу юной девы скажет,

Люби одно не изменись.

Можно сказать, что «роковые» страсти в этой поэме буквально везде. Но несмотря на это, Пушкин сохраняет в «Цыганах» любовь к жизни и, не смотря на свою губительную силу, страсти не теряют своей привлекательности и яркой природы человека (это относится к чистой, светлой любви, а не к злой страсти). Пушкин видит в страстях и «мучение» и «сладость» жизни. В этой поэме прекрасные цыганки, которые славились своей красотой, и Земфира целиком отдается своей новой могучей любви и погибает, как подлинно героическая девушка, со словами презрения к Алеко.

Прекрасен и образ смелого возлюбленного Земфиры, стремящегося продлить минуты свидания и поцелуи любви, прекрасно даже погребение влюбленных, которые навсегда соединяются вместе после смерти.

Пушкин в «Цыганах» пишет именно в романтическом духе, несколько по- другому решил проблему страстей , чем представители предшествующих литературных направлений, хотя он разделял здесь мысли классицистов и сентименталистов о том, что страсти заложены в природе человека и оказывают на него пагубное влияние. По мнению писателей классицизма, стихию страстей возможно и должно победить силой разума.

Пушкин в этой поэме решил вопрос о страстях, как романтик особого типа, выдвигающий один из вариантов языческого, греческого понятия судьбы и вместе с тем влюбленный в жизнь, в «земную» природу человека.

6. СТРАСТЬ В ПОЭМАХ ПУШКИНА

Основной художественной целью «Цыган» и «Кавказского пленника» было изображение человеческих страстей.

Пушкин захватывает в «Цыганах» новые, более будничные, чем в «Кавказском пленнике», сферы жизни, и вместе сам его подход к романтической поэме. В «Цыганах», конечно, чувствуется та «бешеная» свобода, та ломка страстей, в «Кавказском пленнике» такой свободы не чувствуется. «Цыганы» построены по свободному плану и развивается в быстрой, нескованной смене разнообразных мыслей, переживаний и картин, то же можно сказать и о «Кавказском пленнике», там существует та же быстрая смена мыслей и страстей.

В «Цыганах» по сравнению с «Кавказским пленником» гораздо более скромную роль играет самовыражение главного героя. Теперь здесь Пушкин часто смотрит на его страсти, как бы со стороны объективно их изучая, как он сделал это впоследствии, но с несравненно большей психологической тонкостью в маленьких трагедиях. Если же в «Кавказском пленнике» герой в монологе, занимающий около 60 строк, рассказывает Черкешенке о своей разочарованности, то в «Цыганах» монологов Алеко почти нет, за исключением его тирады, направленной против цивилизации, занимающей всего 14 строк.

В обеих поэмах страсти играют большую роль в судьбах героев. Благодаря им, романтические герои (пленник, Алеко) получают свободу, к которой стремятся. Но эти же страсти отнимают жизнь у Земфиры и черкешенки, которые явно сильнее духом своих возлюбленных. Герои по- разному выражают свои чувства. Если в «Кавказском пленнике» черкешенка способна умереть за свою любовь, она желает счастья пленнику с другой, отпускает его на волю, принеся в жертву тем самым себя и свою любовь, то в «Цыганах» Алеко выражает чувства тем, что убивает свою Земфиру.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего мы можем сделать вывод, что этим «роковым», сокрушающим, романтичным, чувственным страстям Пушкин отводит огромную роль в поэмах. В каждой поэме проблему страстей он раскрывает по- разному, где- то в большей степени, где- то в меньшей. Пушкин считал поэму «Кавказский пленник» своим неудачным опытом, и в «Цыган» он старался вложить больше, может, поэтому образ Алеко и Земфиры был более удачен, эмоционален, понятен и успешнее, чем образ Пленника и Черкешенки, в поэме «Цыганы» Пушкин решил главным героям дать имена.

В поэмах страсти руководят героями, они поддаются им, живут ими.

Неумолимая власть страстей, принимающий образ судьбы,- это и есть главная мысль в обеих поэмах.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение, М.; «Просвещение», 1965; 366 с.

  2. Кулешов В. Жизнь и творчество А. С. Пушкина, М.;

«Просвещение», 1980, 191 с.

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка, 20- е издание, М.;

«Русский язык», 1988, 749 с.

  1. Фридман Н. В. Романтизм в творчестве А. С. Пушкина, Худ. лит., 1987, 415 с.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Романтические герои icon Викторина. Знаете ли вы героев «Евгения Онегина»
Кто воспевал «разлуку, и печаль, и нечто, и туманну даль, и романтические розы»? Ленский
Романтические герои icon По закону револьвера. Дикий Запад и его герои «Юрий Стукалин. По...
В действительности благородный Уайетт Эрп вдруг оказывается содержателем публичного дома и хвастливым лгуном; защитник простого народа...
Романтические герои icon Дело 69
Герои 3-й евмиграции: Солженицын — второй мессия: Христос или антихрист? «Второе пришествие»
Романтические герои icon 003. 11. 11. 018 Толстой Л. Н
Завершите высказывание Л. Н. Толстого, заполнив пропуски с использованием слов: герои, люди, результат, факт
Романтические герои icon Образ Мелисинды в пьесе Э. Ростана и мозаике М. Врубеля «Принцесса Греза» Тихоненкова А. В
Роземондой Жерар, которая позже стала его женой. Восточная принцесса Мелисинда много черт характера берет от жены автора, в частности,...
Романтические герои icon Тематическое планирование уроков литературы в 6-м классе
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития...
Романтические герои icon Тема урока Кол час
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои произведения. Выражение авторской позиции. Выявления уровня литературного...
Романтические герои icon Сироты в мировой литературе
Переложения мифов Древней Греции (Успенский Л. Двенадцать подвигов Геракла. Успенские В. и Л. Золотое руно. Смирнова В. Герои Эллады....
Романтические герои icon Проблема несправедливости социального уст­ройства общества
И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой...
Романтические герои icon Урок по литературе в 7 классе Тема : Главные герои поэмы «Полтава»
Цели: 1 продолжить знакомство с героями поэмы «Полтава»; познакомиться с изображением Полтавской битвы в поэме
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции