А.С. Пушкин «Зимнее утро»
(урок литературы в 6 классе)
Цель урока: познакомить учащихся с данным стихотворением, сделать его интерпретацию;
Задачи урока:1) подготовить на основе интерпретации к выполнению творческой работы;
2) развивать коммуникативную, учебно-познавательную, общекультурную компетенции учащихся; креативные качества;
3) воспитывать любовь к русской литературе, природе, развивать эстетический вкус.
Оборудование: презентация урока, звукопись стихотворения «Зимнее утро»
Ход урока
Организационный момент.
Урок начинает заранее подготовленная ученица (повторение стихотворений о зиме А.С. Пушкина.)
Появление учителя в костюме зимы.
Заглянула я на огонек. Вижу – здесь идет урок.
Вот задам я вам, ребятки, очень трудную загадку:
«Какая волшебница палочкой провела,
Укрыла снегом деревья и землю она?
(Слайд №1)
- А стихи вы обо мне знаете?
2. Проверка домашнего задания.
Рассказать наизусть стихотворение А.С. Пушкина (обобщение материала)
В трудные минуты жизни А.С. Пушкин получал вдохновение от природы. Самые обыкновенные картины превращались под пером поэта в прекрасные образы.
Ознакомление с новым материалом
А) Рефлексия: закройте глазки. Представьте, что вы проснулись зимним утром и увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом. Вы подбегаете к окну… Попробуйте рассказать, что вы там видите, как выглядит снег, соседние дома, что видно вдали? Расскажите и о том, какое настроение вызвала у вас эта картина.(Слайд №2)
Б) Знакомство со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро».
В) Сообщение целей урока (Слайд№3)
Г) Выявление первого впечатления:
- Понравилось ли вам стихотворение? Почему?
- Каким настроением оно проникнуто? (Слайд №4)
Д) Интерпретация стихотворения (самостоятельное чтение стихотворения.)
Задание: Внимательно прочитать стихотворение про себя.
Подумать, сколько в нем частей (картин).
Работа над каждой строфой (чтение по цепочке 1 строфы)
Словарная работа.
Открой сомкнуты негой взоры
(Показывается иллюстрация с изображением закрытых глаз)
- Что же автор хочет от подруги? Как вы понимаете строки:
Навстречу северной Авроре
Звездою севера явись
(Северная Аврора – богиня утренней зари.Звезда севера – самая достойная женщина Петербурга)
- Как вы понимаете все выражение?(чтение стихотворения под руководством учителя)
- Как бы вы озаглавили первую картину? Почему?(Слайд№5-6)
(Работа над второй строфой стихотворения - аналогично).
Словарная работа.
Вечер - вчера вечером.
-Какую картину вы представляете? Опешите ее словами.
- Почему вьюга злится? Какое средство художественной выразительности использует автор?
- Какие стоки помогают понять, что меняется настроение?
- Как бы вы озаглавили эту картину? (Картина вьюги).Слайд №7-8)
(Работа над содержанием 3 строфы)(Слайд №9)
-Как вы думаете, какое время суток изображается?
- Какие слова помогают почувствовать зимнее утро?
- С чем сравнивается снег? Что вы еще увидели из окна? Почему картина вечерней вьюги стоит рядом с картиной зимнего утра? С каким настроением нужно прочитать?
(Работа над содержанием 4 строфы). Чтение учащимися по 3 строчки.(Слайд №10-11)
Словарная работа:
Лежанка –выступ у русской печки, на которой, греясь, отдыхали или спали.
(Работа над содержанием 5 строфы, приглашение совершить прогулку).
Закрепление материала (Слайд №12)
А) Выразительное чтение всего стихотворения
Б) Работа над теоретическим материалом.
Заглянем же, как работал Пушкин встарь, в толковый наш словарь.
Олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых существ. Найдите данные приемы в тексте.
В) Работа по иллюстрациям. Озвучь рисунок словами А.С. Пушкина.
Г) Групповая работа. Дети выбирают любой вариант и работают в парах.
1. вариант: Анализ стихотворения по опорным словам:
Это стихотворение о…
Когда я читал его, то видел.., слышал…, почувствовал…
Оно напомнило мне о …
вариант : В стихотворении…(автор, название) говорится о …
Настроение меняется на протяжении всего стихотворения (проследите)
Произведение можно разделить на … части, так как…
Мы словно слышим звуки… Поэт хочет запечатлеть…
Лирический герой данного творения представляется мне…
Чему учит это произведение искусства?
Вариант: Тест по теме: А.С. Пушкин «Зимнее утро».
В стихотворении «Зимнее утро « используется:
а) антитеза; б) аллегория; в) сравнение.
2. В строках: Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела
используется:
а) антитеза; б) аллегория; в) сравнение.
3. В строках: Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце,
Снег лежит… -
автор прибегает к:
а) метафоре; б) иронии; в) гиперболе.
4. Изображение зимнего пейзажа в стихотворении «Зимнее утро» представляет собой:
а) рассуждение; б) повествование; в) описание.
5. В строках:
Вечер, ты помнишь,
Вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась…-
автор использовал: а) метафору; б) олицетворение; в)гиперболу.
6.В строках:
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…-
Выделенные слова являются: а) олицетворение;
б) логическими определениями; в)эпитетами.
7. Стихотворение «Зимнее утро» относится к лирике:
а) философской; б) интимной; в) пейзажной.
Д) Кроссворд. Задания:
1. Растет она вниз головой из замерзшей воды зимой (Сосулька)
2. Он вошел – никто не видел, как пробрался к нам во двор
Дунул в окна – вызвал иней – их украсивший узор. (Мороз.)
3.Он зимы большой дружок – белый искристый … (Снежок)
4. Зимою на земле лежит белою горой
И исчезнет без следа весеннею порою. (Ручей)
( по вертикали получилось слово «узор»
Е) Творческая работа
А какие красивые узоры нарисовал Мороз на окнах в нашей классной комнате!
Задание: Опишите узоры на окне.
Домашнее задание. Действуй по своему усмотрению!(Слайд №13)
А) выучить стихотворение наизусть;
Б) написать этюд, стихотворение о зиме.
|