Рабочая программа по русской литературе по учебному курсу «Русская литература» 6 класс




Скачать 437.22 Kb.
НазваниеРабочая программа по русской литературе по учебному курсу «Русская литература» 6 класс
страница1/5
Дата публикации14.10.2014
Размер437.22 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: «Казакларская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района

Республики Татарстан»



Рассмотрено на заседании

методического совета
Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по учебной работе

_____________ З.Г.Саттарова
«____»____________2011 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Казакларская СОШ»
_____________ Г.Р.Исхаков
Приказ № ___ от «___»________2011 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русской литературе

по учебному курсу «Русская литература»

6 класс

Базовый уровень

Зиннатовой Миляуши Шамилевны

2011-2012 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики.

Составители ориентировались также на программы по литературе для школ с русским языком обучения под редакцией Т. Ф. Курдюмовой и под редакцией В. Я. Коровиной, что позволило расширить список писательских имен и произведений, рекомендованный проектом Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения. Поэтому предлагаемая программа может быть использована и в школах с углубленным изучением русского языка и литературы, а также в гимназиях и лицеях.

Широкий круг произведений русской литературы, представленный в программе, позволит осуществить принцип вариативности в выборе произведений и путей изучения конкретной темы. В программу включены также произведения зарубежной классики.

Цели и задачи изучения русской литературы

Задача курса — познакомить учащихся татарских школ с образцами русской и мировой художественной литературы, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников интерес к русской литературе и культуре вообще, вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке, научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Эти задачи определяют, в свою очередь, цель преподавания русской литературы в татарской школе — становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией.

Достижение этой цели возможно только при умелой организации глубокого и вдумчивого чтения. Только на основе чтения и нравственно-эстетической направленности изучения художественных произведений развиваются эстетические чувства, обогащается духовный мир ученика, укрепляется потребность в постоянном общении с книгой.
Такая потребность является одной из важнейших в системе духовных ценностей школьника.

При чтении и изучении литературного произведения важно учитывать авторский замысел и авторскую позицию, особенности конфликта, характеров действующих лиц, художественное своеобразие произведения. Такой подход позволит организовать нравственно-эстетическую направленность анализа и выявить не только конкретно-историческое содержание произведения, но и его непреходящее, общечеловеческое содержание и значение.

Общими показателями достижения цели литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы; разносторонность, систематичность, направленность чтения;

  • складывающиеся читательские интересы;

  • глубина освоения идейно-нравственного содержания произведений (личностный характер восприятия, обоснованность и самостоятельность оценок);

  • уровень овладения знаниями о литературе (умение применить их при анализе и оценке художественных произведений);

  • качество речевых навыков и умений, формируемых в процессе преподавания русской литературы.

Цели и задачи изучения русской литературы в татарской школе определили структуру и содержание программы.

Структура и содержание программы

Программа представляет собой систематический курс школьного литературного образования. В нее включены высокохудожественные произведения русской и зарубежной классики, сохранившие общечеловеческое значение. Отбор художественных произведений был сделан на основе следующих критериев: высокий художественный уровень произведений, их познавательное и воспитательное значение; общественное и литературное значение произведения для времени его написания и для нашего времени; доступность произведений школьникам; интерес учащихся к произведениям.

Основное содержание программы составляют произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. Н. Островского, И. А. Гончарова, Н. С. Лескова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. А. Блока, ранее изучавшиеся в школе. Многие произведения этих авторов впервые включены в программу. Широко представлена в программе поэзия В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого, А. Н. Майкова, «серебряного века», а также А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, А. Т. Твардовского, Н. А. Заболоцкого, Н. М. Рубцова и других поэтов. Значительное место в программе занимают произведения И. А. Бунина, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева, А. П. Платонова, М. А. Булгакова, А. И. Солженицына, Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, Е. И. Носова, А. В. Вампилова, В. И. Белова, В. Г. Распутина, Ч. Т. Айтматова, К. Г. Паустовского и других писателей, которые изучаются как в средних, так и в старших классах.

Концентрически-хронологическое расположение материала в программе 5—9 классов позволяет знакомить учащихся с произведениями указанных авторов на каждой ступени литературного образования. Крупные эпические произведения программа рекомендует изучать в сокращении либо отдельные главы.

По-новому решается проблема изучения зарубежной литературы, с которой учащиеся знакомятся в течение всех лет обучения в школе. Программа 10 класса включает и список произведений для бесед по современной литературе, с которыми учитель может познакомить учащихся в связи с изучением соответствующих тем программы. Часть произведений может быть прочитана учащимися в конце курса 10 класса.

Необходимо учитывать, что уроки-беседы по современной литературе носят ознакомительный характер. Беседа по произведениям В. П. Астафьева, К. Д. Воробьева, В. Л. Кондратьева, Ч. Т. Айтматова, А. В. Вампилова, Е. И. Носова, А. И. Солженицына, В. Г. Распутина и др. поможет учащимся сопереживать трагедию и подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, осмыслить судьбу крестьянства, осознать сложность положения человека в тоталитарном обществе.

В ходе беседы по произведениям современной литературы важно показать учащимся ее связь с прогрессивными традициями литературы прошлого, раскрыть художественно-эстетическое богатство литературы последних десятилетий.

Программа предполагает ознакомление учащихся с критическими статьями В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, А. В. Дружинина, А. А. Григорьева, Н. Н. Страхова, а также с работами современных критиков.

Программа 5—9 классов включает ряд разделов: устное народное творчество (изучается в 5, 6, 7 классах); русская литература XIXвека; русская литература XXвека, зарубежная литература.

В 5 классе изучаются в контексте «диалога культур» русские народные сказки, пословицы, поговорки, загадки; в 6 классе — былины; в 7 классе — русские народные исторические и лирические песни. В связи с изучением народных сказок учащиеся знакомятся и с авторскими сказками — А. С. Пушкина, С. Т. Аксакова,К. Г. Паустовского, сказками зарубежных писателей — Ш. Перро, Х.-К. Андерсена.

Впервые в программу включены мифы древних славян (6 кл.). В новой программе расширен материал по древнерусской литературе: «Повесть о взятии Олегом Царьграда», «Сказание о смерти Олега от коня» (6 кл.). В 9 классе рекомендуется изучать «Слово о полку Игореве» (в сокращении).

Литература XVIIIвека представлена творчеством М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (классицизм); комедией Д. И. Фонвизина «Недоросль»; повестью Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и произведением А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (сентиментализм).

Произведения в 5—9 классах сгруппированы на основе их проблемно-тематической близости и расположены в хронологической последовательности. В программе учитывается также историко-хро-нологический принцип расположения материала. Литературные произведения в 10—11 классах изучаются в контексте всего творчества писателя, в их взаимосвязи с другими произведениями и с некоторыми этапами историко-литературного процесса.

Художественные произведения в программе 5—9 классов распределяются по 3 рубрикам: 1) для чтения и изучения, 2) для обсуждения, 3) для внеклассного чтения. Изучение произведений, включенных в первую рубрику, сопровождается разнообразными упражнениями и творческими работами, направленными на углубление восприятия и оценки, развитие умений и навыков. Поэтому изучению этих произведений целесообразно отводить большую часть учебного времени. Произведения, включенные во вторую рубрику, подробно не разбираются; их можно обсудить в ходе беседы. Произведения, рекомендованные для самостоятельного чтения, можно обсудить как на специальных уроках, так и на индивидуальных и групповых консультациях.

При построении курса учитель может переносить произведения из одной рубрики в другую, устанавливать последовательность и разрабатывать методику их изучения.

Художественные тексты в программе 10—11 классов распределены по двум рубрикам: 1) для чтения и изучения и 2) для самостоятельного чтения. Учителю дается право, исходя из собственной читательской и эстетической позиции, эстетического вкуса, заменять часть произведений в курсе каждого класса, что позволяет более свободно и раскованно определяться в своем выборе. Учащимся ежегодно рекомендуется выучить наизусть не менее 10—12 стихотворений, а также отрывки из прозы и поэм.

В программе содержатся элементарные сведения по теории литературы, которые учащиеся усваивают в процессе работы над художественным произведением.
В раскрытии определенного понятия программа рекомендует придерживаться следующей последовательности:

  1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений.

  2. Общее представление о признаках этого явления.

  3. Определение понятия или установление его характерных признаков.

  4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения.

  5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления.

  6. Дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками (см.: Богданова О. Ю. и др. Методика преподавания литературы...— М., 1999.— С.267).

Программа не предполагает глубокого изучения биографии писателя учащимися 5—9 классов. В этих классах учитель использует только те биографические сведения, которые способствуют углублению восприятия учащимися идейно-художественного содержания произведения. Биография писателя подробно изучается в 10—11 классах.

Программа определяет основные требования к знаниям и умениям учащихся 5—9 и 10—11 классов, согласно которым к концу 9 класса они должны уметь: характеризовать и оценивать главных героев произведений по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять значение деталей портрета; сопоставлять и оценивать героев одного произведения; объяснять роль художественной речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним; давать оценку изученным произведениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка; определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов и жанров; пересказывать (подробно, кратко, выборочно) эпическое произведение; давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; писать сочинения на литературные и публицистические темы; выразительно читать басни, стихотворения, отрывки из прозы; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним и экранизациями.

Учащиеся, завершающие литературное образование в 11 классе, должны владеть критериями оценки художественных произведений; уметь характеризовать главных героев произведений; знать их основные проблемы и художественные особенности; самостоятельно оценивать непреходящее, общечеловеческое значение произведений.

Важно также, чтобы выпускники освоили необходимый минимум знаний по теории литературы, которые помогают читателю интерпретировать и оценивать художественное произведение, его образность, особенности композиции представление о жизни и деятельности выдающихся русских и зарубежных писателей.

Программа также предполагает, что выпускники средней школы должны уметь выразительно читать художественное произведение, выступать с докладами и сообщениями на литературные темы, участвовать в диспутах, уметь высказывать и обосновывать свое отношение к литературному произведению.

Предлагаемая программа дает возможность учителю не только определить круг изучаемых в школе произведений, но и позволяет творчески решить вопрос о характере изучения каждого произведения, включенного в программу. Как писала М. А. Рыбникова, «нельзя все проходить с одинаковой мерой глубины. Нужно уметь выбирать отдельные небольшие произведения, отдельные сцены из больших произведений и над ними работать настоятельно, ставя себе целью научить на этом избранном материале искусству чтения, умению мыслить, владеть словом. А весь остальной материал можно проходить более гибко переходя от методов интенсивной работы к методам экстенсивной работы...» (Очерки по методике литературного чтения. — М., 1985.— С. 58).

Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их читательского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литературы, своеобразной по своей художественно-эстетической системе.

онной структуры. Выпускники должны иметь представление о жизни и деятельности выдающихся русских и зарубежных писателей.

Программа также предполагает, что выпускники средней школы должны уметь выразительно читать художественное произведение, выступать с докладами и сообщениями на литературные темы, участвовать в диспутах, уметь высказывать и обосновывать свое отношение к литературному произведению.

Предлагаемая программа дает возможность учителю не только определить круг изучаемых в школе произведений, но и позволяет творчески решить вопрос о характере изучения каждого произведения, включенного в программу. Как писала М. А. Рыбникова, «нельзя все проходить с одинаковой мерой глубины. Нужно уметь выбирать отдельные небольшие произведения, отдельные сцены из больших произведений и над ними работать настоятельно, ставя себе целью научить на этом избранном материале искусству чтения, умению мыслить, владеть словом. А весь остальной материал можно проходить более гибко переходя от методов интенсивной работы к методам экстенсивной работы...» (Очерки по методике литературного чтения. — М., 1985.— С. 58).

Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их читательского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литературы, своеобразной по своей художественно-эстетической системе.

Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Мифы древних славян

1

Устное народное творчество.

5

Из древнерусской литературы.

3

Из русской литературы XIX века.

30

Из русской литературы XX века.

25

Зарубежная литература.

4

Уроки развития речи

26

Урок контроля

1

Дополнительные уроки

9

Итого

105


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русской литературе по учебному курсу «Русская литература» 6 класс iconРабочая программа по русской литературе для общеобразовательных учреждений 8 класс, 102 часа
«Русская литература: Программа для национальных общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы для школ с русским (неродным) языком...

Рабочая программа по русской литературе по учебному курсу «Русская литература» 6 класс iconПрограмма по литературе для 11 класса составлена на основе федерального...
Под редакцией В. Я. Коровиной. (Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев). Москва: Просвещение, 2008. Учебника Русская литература XX...

Рабочая программа по русской литературе по учебному курсу «Русская литература» 6 класс iconРабочая программа по учебному курсу "Литература". 9 класс
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Горин

Рабочая программа по русской литературе по учебному курсу «Русская литература» 6 класс iconРабочая программа по литературе ( 10 класс)
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина;...

Рабочая программа по русской литературе по учебному курсу «Русская литература» 6 класс iconРабочая программа учителя Аксеновой Ирины Вячеславовны, первая квалификационная...
Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого / М., Мнемозина,...

Рабочая программа по русской литературе по учебному курсу «Русская литература» 6 класс iconРабочая учебная программа по литературе (индивидуальное планирование)...
«Русская литература XIX века. 10 класс» (ч. 1,2) для общеобразовательных учреждений (автор – В. И. Коровин, М. «Просвещение», 2008г.),...

Рабочая программа по русской литературе по учебному курсу «Русская литература» 6 класс iconРабочая программа по учебному курсу «Литература»
В. А. Чалмаева (Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. – 7-е изд., исправленное и дополненное – М.:...

Рабочая программа по русской литературе по учебному курсу «Русская литература» 6 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Рабочая программа по русской литературе по учебному курсу «Русская литература» 6 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной...

Рабочая программа по русской литературе по учебному курсу «Русская литература» 6 класс iconРабочая программа по литературе в 11 классе на 2012-2013 учебный год
Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции