Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе




Скачать 70.57 Kb.
НазваниеКонспект урока чтения и развития речи в 5 классе
Дата публикации14.10.2014
Размер70.57 Kb.
ТипКонспект
literature-edu.ru > Литература > Конспект
Герцкина Татьяна Александровна

ОГКОУ СКОШ № 39VIII вида

г. Ульяновск

Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе

«О добре и доброте. Добрый ли ты?»

Цели урока:
- развить у учащихся представление о достоинствах человека, ценность которых признается в обществе;

- раскрыть нравственное содержание доброты и гуманности;

- способствовать развитию мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
Эпиграфы к уроку:

« Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности, он ставит цель, достойную человека».

Дмитрий Лихачев
- Что для нашего знаменитого ученого, литератора является главным в человеке?
(М.О. делать добро, помогать людям, быть человечным)
« Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».

В.О. Ключевский

Слово учителя:

Цель нашего сегодняшнего урока и определить, что такое доброта, человечность, гуманность, легко ли быть добрым, нужна ли доброта? Тема добра и зла – вечная тема нашей художественной литературы. Мы не раз на уроке обратимся к пословицам, поговоркам, произведения литературы. « Жизнь дана на добрые дела». «Нам добро, никому зло, - то законное житье».

У Василия Александровича Сухомлинского есть небольшой, но очень емкий рассказ «Обыкновенный человек».

Пересказ учителя:

В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба. В ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке – ведро. Идут люди, пьют воду, благодарят деда.

Но однажды оторвалось ведро, упало в колодец. Ехал один мужик – ведро было у него в телеге под соломой, глянул на колодец, на деда с внуком и поехал дальше.

Что за человек? - спросил внук.

- Это не человек, - ответил дед.

В полдень ехал другой хозяин, достал свой ведро, воды, напился сам, напоил деда с внуком и поехал дальше.

- И это еще не человек, - сказал дед.

Вечером третий мужик ехал, достал ведро из саней, привязал к веревке, напился \, поблагодарил и поехал дальше. А ведро оставил.

- Что за человек? – спросил внук.

- «Обыкновенный» человек, - ответил дед.
1. Почему люди благодарили деда и с удовольствием останавливались у его избы?

2. Второй проезжий напоил деда с внуком. Почему и о чем мнение у деда о нем почти не изменилось?

3. По сравнению с двумя первыми третий сделал очень много. Почему дед его назвал всего лишь «обыкновенным» человеком? Это звучит как похвала?

4. Что можно сказать о дедушке?

(М.О. мудрый человек.)

5. Что человека делает человеком?

(М.О. Отношение к другим людям.)

Такое отношение должно быть обычным. Можем ли мы предположить, как поступят первый и второй проезжающий, если у соседа случится беда? Кого из них можно назвать верным, способным помочь? Почему дед не обругал первого? (Потому, что он мудрый.)

Ведь, чем хочется ответить на зло – к сожалению, злом. Но ответить злом на зло – значит умножить его.

Обращался к теме добра и зла и Александр Сергеевич Пушкин. Он в детстве очень любил слушать сказки своей няни Арины Родионовны, но свои сказки он создал уже в зрелом возрасте, после 1830 года.

-Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?

(М.О. «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)

- Кто помнит, как они начинаются?

(Жил – был поп…, Три девицы под окном пряли поздно вечерком…,Жил старик со своею старухой..)

В сказках А.С. Пушкина нет традиционного зачина. Незачем А.С. Пушкину отправлять своих героев в тридевятое царство, они живут здесь рядом с нами, их волнуют те же проблемы, что и нас.

- Кого из героев А.С. Пушкина мы могли назвать бы добрыми?

- Каким предстает Балда?

( М.О. Ловкий, смекалистый, трудолюбивый.)

- На чьей стороне А.С. Пушкин, когда описывает соревнование Балды с бесенком?

( Весь мокрехонек, хвостик поджал, лапкой упираясь, бедняжка – сочувствует бесенку.)

- А как Балда расправился с попом?

(«Вышибло ум у старика, жив остался, но без ума».)

Вывод: Балда хитер, но жесток, нет в нем всепрощения, которое есть в другой сказке.
Сказка о царе Салтане.
-Каким вы видите царя Салтана?

- Почему Пушкин назвал его «славным»?

(Царь доверчив, отзывчив, добр.)

- Что помогло князю Гвидону и его матери выжить на острове?

(Лебедь платит добром за добро.)

- Когда у Гвидона появляется чувство злости?

(А комар – то злится, злится..)

- За что наказывает своих теток и бабушку, справедливо ли наказание?)

- Каков конец сказки? Как поступает с провинившимися царь Салтан? Было ли всеобщее счастье? Когда все бывают счастливы?

ВЫВОД:1) умейте прощать, и тогда все будут счастливы.

2) но прощение недолжно превратиться в покорность.

3)к счастью проходят через испытания, горе, зло, которые должны быть наказаны.И тогда ты увидишь свою волшебную страну, в которой нет места злу.

Когда торжествует добро? Когда все прощены.

Почему же несчастлив старик из «Сказки о рыбаке и рыбке»?

Кто противостоит доброму старику?

(Злая, жадная старуха.)

Прощает ли старик старухе эти ее отрицательные качества?

( М.О.Да, иначе он не исполнял бы ее желания.)

Чем отличается доброта старика от доброты героев сказки о царе Салтане?

(М.О. Его доброта превращается в покорность, а это не приводит к счастью.)

Кто является олицетворением зла в сказке «О мертвой царевне»?

(Царица.)

Когда зло берет верх над добром?

(Когда умерла царевна.)

Пушкин не может смириться с победой зла. В сказке чудо. Добро побеждает зло, царевна оживает, зло наказано.

ВЫВОД К счастью можно прийти через испытания, горе, зло, которое должно быть наказано. За сказочным жанром серьезные размышления.
КТО ТАКОЙ ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК?

Не надо искать волшебную страну, надо самим создавать мир, где царит добро и справедливость. Попробуйте составить словесный портрет доброго человека. Какими качествами характера надо обладать? Какие качества в себе развивать?

работа в группах по 4 человека

1. Справедливый уважительный

всем помогает мудрый

совестливый правдивый

бескорыстный любящий

сострадание заботливый

не жадный, щедрый

Работа с текстом учебника

2. Учебник, страницы 84 – 85, 86. «Орден от врага.»

Гуманный – стремление человека делать всем добро. Не может причинить зла. Страница 88 учебника.

- А врач – причиняет боль, прокурор, учитель, ставящий «2».

Справедливый – может оценить других и себя. Очень трудно оценить себя: совершая хороший поступок – заслуга моя, хвалим себя. Поступая скверно, обвиняем других и обстоятельства – это свойственно людям. Владеющий собой, – не покажет вида, если обидели, нагрубили, промолчит, не ответит на зло злом – это победа над собой. Ответить злом – значит умножить зло.

Кому живется легче: кто делает добро или совершает зло? Всегда ли люди на добро отвечают добром? В сказках добро всегда побеждает зло, а в жизни?

Притча о змее, попавшей в беду.

1. Правильно ли поступили герои и почему?

2. Случалась ли у вас в жизни ситуация, когда Вас наказывали за добрые дела, намерения?

3. Верна ли поговорка «Не делай добра – не получишь зла»?

Так может не надо совершать добрых дел?

ВЫВОД:

Добро необходимо отстаивать.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей,

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.
Назовите несколько примеров, когда действие человека раздражает других, обижает?

Даны ситуации. Как поступить?

Страница 87. Работа по группам: дать продолжение развития как поступить.

а) поговорить

б) промолчать, ответить грубостью.

ВЫВОД: Начало доброго отношения к людям – умение понять «На зло отвечайте справедливостью, на добро – добром». Конфуций

Зло порождает зло, остановить зло можно только добром. Важно, чтобы добрый человек не озлобился, не воспылал ненавистью.
Недалеко от Вологды найдена икона , была она на колокольне, выполняла роль лестничной доски, и вот при ремонте колокольни ее обнаружили. Называется она «Семистрельная» или «Умягчение злых сердец».

(Изображена на ней Матерь Божья, а в сердце ее направлено 7 стрел. Симеон : «Тебе же самой душу пройдет оружие».)

Как это понимать?

Каждая мать переживает за своих детей, чувствует их боль как свою Иисусу предстоит пережить много несправедливости, мучений, вот эти мучения как стрелы пронзают сердце матери. Но Мария сердится, злится, вынашивает месть?

Нет, она страдает, переживает, но прощает и молится за всех, кто мучает ее сына, потому что зло – это беда, болезнь.

Перед этой иконой молятся о своих врагах. Это трудно понять, но гнев входит в число 7 смертных грехов. Собственная злоба мучит человека, душа его мертвеет, ожесточается. Здесь и поможет «Семистрельная», она поможет справиться со злобой.

В жизни все бывает. Может человек оступиться, ошибиться, совершить недобрый поступок или обидеться, озлобиться. Как выйти из этой ситуации, как не озлобиться?

покаяние Смягчает душу и тому кому причинили зло

раскаивание несправедливость, не позволяет ему ответить

прощение тем же, успокаивает вас, вашу совесть, настраивает вас на добрые дела.

Попробуйте не наступить, а уступить!

Не захватить, а отдать

Не кулак показать, а протянуть

Людям ладонь.

Не спрятать, а поделиться,

Не орать, а выслушать,

Не разорвать, а склеить!

Заключительное слово учителя.
Мы еще на следующих уроках обратимся к теме добра и зла, попробуем выработать с Вами критерии доброты, как различить добро и зло, что несет людям добро, что мешает преумножению добра. А сегодня мы завершим урок домашним заданием – рисунками, пословицами о добре, которые вы приготовили. Прочитайте и подарите их друг другу или гостям.

Д/з: задание 3, страница 90 (письменно), вспомнить сказку «О золотом петушке».

Литература

  1. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».

  2. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».

  3. А.С. Пушкин Сказка о попе и работнике его Балде».

  4. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

  5. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

  6. В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе iconКонспект урока чтения и развития речи в 5 классе
«Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя...

Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе iconКонспект урока развития речи в 5 классе Тема «Устный пересказ текста-повествования»
Цель: учить школьников внимательному чтению, слушанию; умению воспроизводить прослушанный текст, развивать навыки композиционного...

Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе iconКонспект урока литературы в 11 классе Составитель: Щупачко Н. С
Технологии:, технология проблемно-диалогического обучения, элементы технологии развития критического мышления, икт

Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе iconКонспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии»...
Цель урока: Подвести учащихся к формулировке основной идеи трагедии – истории души, поражённой гордыней

Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе iconТема урока: Необычное в обычном. Виктор Лунин «Что я вижу»
Конспект урока по произведению В. Лунина «Что я вижу» во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа»

Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе iconЕсениязова Багила Атырауская область Махамбетский район Средняя школа...
Формировать навыки выразительного чтения, устойчивого интереса к чтению, любви и красоте художественного слова

Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...

Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе iconКонспект урока литературы в 11 классе Николаева Н. В. Тема урока
Подготовить учащихся к восприятию творчества В. М. Шукшина, к пониманию, откуда высокая нравственность писателя. Показать лучшие...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции