№
урока
|
Вид урока.
Основные виды
деятельности
учителя и учащихся
|
ИКТ
|
Тема урока.
Основное содержание
|
Учебник
|
Дата
|
Кор-рекция
|
1.
|
Беседа. Тести-рование
|
|
Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся
|
С.3-4
|
|
|
2.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
|
Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ночка темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений
|
С.5-11
|
|
|
3.
|
Беседа
|
Х/ф
«Сказание о Ермаке», «Емельян Пугачев»
|
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий
|
С.12-16
|
|
|
4.
|
Рассказ учителя. Беседа. Практикум
|
Х/ф «Александр Невский»
Презентация
|
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития
|
С.17-29
|
|
|
5.
|
Урок внеклассного чтения
|
|
«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести
|
С.29-35
|
|
|
6.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
Фильм-спектакль «Недоросль»
(фрагменты)
|
Д. И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического
|
|
|
|
7.
|
Практикум
|
|
Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении
|
|
|
|
8.
|
Урок развития речи
|
|
Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений)
|
|
|
|
9.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
|
И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатири- ческое изображение человеческих и общественных пороков
|
С.77-82
|
|
|
10.
|
Урок внеклассного чтения
|
|
И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа
|
|
|
|
11.
|
Рассказ учителя.
Практикум
|
Х/ф
«Сказание о Ермаке»
|
К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева
|
С.83-88
|
|
|
12.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
Презентации «Жизнь и творчество
А.С. Пушкина
|
А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.
Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы
|
С.89-90
|
|
|
13.
|
Семинар
|
Проект
|
А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 классах)
|
С.91-99
|
|
|
14.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
|
А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора
|
С.91-99
|
|
|
15.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
Х/ф «Капитан-ская дочка»
|
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы
|
С.99-215
|
|
|
16.
|
Беседа. Обучение устному рассказу
|
|
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич
|
С.211-215 - вопросы
|
|
|
17.
|
Беседа
|
|
Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина
|
С.211-215 - вопросы
|
|
|
18.
|
Беседа. Практикум
|
|
Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке
|
С.211-215 - вопросы
|
|
|
19.
|
Урок развития речи
|
|
Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
|
С.211-215 - вопросы
|
|
|
20.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
|
А. С. Пушкин. «Пиковая дама» Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога
|
|
|
|
21.
|
Урок контроля
|
|
Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина
|
|
|
|
22.
|
Рассказ учителя.
Семинар
|
Презентации «Жизнь и творчество М.Ю. Лермон-това»
|
М. Ю. Л е р м о н т о в. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6—7 классах)
|
С.216-218
|
|
|
23.
|
Беседа
|
|
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре Романтически-условный историзм поэмы
|
С.219-244
|
|
|
24.
|
Практикум
|
|
Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы
|
С.219-244
|
|
|
25.
|
Урок развития речи
|
Презентация
|
Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)».
«Мцыри как романтический герой».
«Природа и человек в поэме «Мцыри»
|
С.219-244
|
|
|
26.
|
Рассказ учителя.
Семинар
|
Презентации
«Жизнь и
творчество
Н.В. Гоголя»
|
Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 классах)
|
С.245-250
|
|
|
27.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
Х/ф
«Ревизор»
|
Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников
|
С.250-346
|
|
|
28.
|
Беседа. Практикум
|
|
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе
|
С.250-346
|
|
|
29.
|
Практикум
|
|
Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление
|
С.250-346
|
|
|
30.
|
Урок развития речи
|
Презентация
|
Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
|
С.250-346
|
|
|
31.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
Х/ф
«Шинель»
|
Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества
|
|
|
|
32.
|
Практикум
|
Презентация
|
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании
|
|
|
|
33.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
|
М. Е. Салтыков-Щедрин Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык
|
|
|
|
34.
|
Урок развития речи
|
|
Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению
|
|
|
|
35.
|
Урок контроля
|
|
Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина
|
|
|
|
36.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
|
Н. С. Л е с к о в. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного об раза
|
|
|
|
37.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
Х/ф «После бала»
|
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух России. Мечта о воссоединении дворянства и народа
|
|
|
|
38.
|
Практикум
|
|
Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа
|
|
|
|
39.
|
Урок внеклассного чтения
|
Презентация
|
Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество»
|
|
|
|
40.
|
Урок внеклассного чтения
|
Презентация «Анализ лирического произведе-ния»
|
Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова
|
|
|
|
41.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
|
А. П. Ч е х о в. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа
|
|
|
|
42.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
|
И. А. Бун ин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика
|
|
|
|
43.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
|
А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле
|
|
|
|
44.
|
Урок развития речи
|
Презентации
о жизни и творчестве русских писателей
|
Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна
|
|
|
|
45.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
Презентация
|
А. А. Б л о к. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению
|
|
|
|
46.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
Х/ф
«Емельян Пугачёв»
|
С. А. Есенин. Слово о поэте «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме
|
|
|
|
47-48.
|
Урок развития речи
|
|
Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению
|
|
|
|
49.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
|
И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству
|
|
|
|
50.
|
Урок внеклассного чтения
|
|
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. Тэффи. «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко. «История болезни»
|
|
|
|
51.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
|
М. А. О с о р г и н. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»
|
|
|
|
52.
|
Урок контроля
|
|
Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина
|
|
|
|
53.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
Х/ф «Они сражались
за Родину»
|
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками
|
|
|
|
54.
|
Обучение устному рассказу
|
Презентация
|
Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского
|
|
|
|
55.
|
Практикум
|
|
Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме
|
|
|
|
56.
|
Урок внеклассного чтения
|
Х/ф «Возвра-щение»
|
А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа
|
|
|
|
57.
|
Урок развития речи
|
Презентации «История одной песни»
|
Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»)
|
|
|
|
58.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
|
В. П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе
|
|
|
|
59.
|
Урок развития речи
|
|
Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»(произведение по выбору учащегося)
|
|
|
|
60-61.
|
Урок внеклассного чтения
|
Презентации «Русские поэты о Родине, родной природе»
|
Русские поэты о Родине, род ной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной, ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды
|
|
|
|
62.
|
Рассказ учителя. Беседа. Практикум
|
Х/ф
«Ромео и Джульетта»
|
У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта» Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта»
|
|
|
|
63.
|
Практикум
|
|
Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной .. » Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.
|
|
|
|
64-65.
|
Рассказ учителя. Беседа
|
|
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»(сцены) Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии
|
|
|
|
66.
|
Урок внеклассного чтения
|
|
Дж. Свифт Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества
|
|
|
|
67.
|
Урок внеклассного чтения
|
Х/ф «Баллада о славном рыцаре Айвенго»
|
В. Скотт Слово о писателе «Айвенго» как исторический роман
|
|
|
|
68.
|
Урок-зачёт
|
|
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе Итоги года и задание на лето
|
|
|
|