М. В. Козулина "Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум", Саратов, Издательство "Лицей", 2010




Скачать 174.27 Kb.
Название М. В. Козулина "Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум", Саратов, Издательство "Лицей", 2010
Дата публикации 14.10.2014
Размер 174.27 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ




  1. "Русский язык, 11 класс" (контрольно-измерительные материалы), Москва "Вако", 2012

  2. 2.М. В. Козулина "Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум", Саратов, Издательство "Лицей", 2010

  3. М. В. Козулина "Русский язык. Проверка готовности к ЕГЭ", Саратов, Издательство "Лицей", 2011

  4. И. П. Цыбулько, А. Ю. Бисеров, И. П. Васильев "Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ 2012. Русский язык", АСТ " Астрель", Москва

  5. "ЕГЭ 2012. Русский язык. Актив-тренинг" под редакцией П. И.Цыбулько, Москва, Национальное образование, 2011

  6. И. П. Цыбулько, С. И. Львова, В. А. Коханова "Подготовка к ЕГЭ. Высший уровень качества. Русский язык. Тренировочные задания", Москва "Эксмо", 2012

  7. Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич "Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки" (учебно-методическое пособие, издание третье), "Легион", Ростов-на-Дону, 2011

  8. сайт "Решу ЕГЭ РФ"




  1. Влодавская Е.А. Единый государственный экзамен. Русский язык. Поурочное планирование. М., «Экзамен», 2011.

  2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

  3. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). М., “Экзамен”.

  4. Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. М., «ВАКО»,

  5. Капинос В.И. ЕГЭ. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр,

  6. Львова С.И. ЕГЭ 2006-2007. Русский язык. Тренировочные задания. М., “Просвещение-ЭКСМО”, 2007.

  7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.

  8. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

  9. Сенина Н.А. Русский язык ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. Ростов-на-Дону., «Легион»

  10. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1997.

  11. Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Репетитор. М., «Эксмо», 2012.

  12. ЕГЭ: русский язык: контр. измерит. материалы: 2011/2012г. – М.: Просвещение; СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2011.

  13. Багге М.Б., Гвоздинская Л.Г., Ивлева В.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Контрольные измерительные материалы: 2008. – М.: «Просвещение»; СПб: филиал издательства «Просвещение», 2008. С. 158.

  14. Юминова Е. ЕГЭ. Часть С. Типичные ошибки. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 9-11, 2008.

  15. Юминова Е. Учимся выполнять задание А28 на ЕГЭ. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 8, 2008.

  16. Хаустова Д.А. материалы для подготовки к ЕГЭ. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 4, 2011.

 

ЧТО ЧИТАТЬ ЛЕТОМ?

Список литературы на лето для 5 класса


Для обязательного чтения:
1. Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

2. A.C. Пушкин Сказки. «Руслан и Людмила».

3. Х.К. Андерсен «Снежная королева», «Русалочка», «Гадкий утёнок», «Соловей», «Новое платье короля».

4. Кэрролл «Алиса в стране чудес».

5.  П.П. Бажов «Каменный цветок», «Горный мастер», «Синюшкин колодец», «Хрупкая веточка», «Малахитова шкатулка».

6. А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». 7. О. Уайльд «Мальчик-звезда».

8. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

9. Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». 10. Д. Свифт «Путешествия Гулливера».

11. Л. Андреев «Петька на даче», «Ангелочек».

12. А.П. Гайдар. «Тимур и его команда».

13. В.П. Катаев «Сын полка».

14. В. Гюго «Козетта».

15. М. Твен. «Приключения Тома Сойера».
Для дополнительного чтения:
1. В. Смирнова «Герои Эллады»; легенда о «Летучем голландце».

2. Ш. Перро. Сказки.

3. Братья Гримм. Сказки.

4. Р. Киплинг «Маугли».

5. Монтейру Лобату. «Сказки тётушки Настасий».

6. А. Платонов «Неизвестный цветок», «Волшебное кольцо».

7. М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

8. Губарев «Королевство кривых зеркал». 9. Л.И. Лагин «Старик хоттабыч».

10. А.С. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».

11. Ю.К. Олеша «Три толстяка».

12. К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб».

13. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

14. В. Гауф «Рассказы о маленьком Муке», «Карлик Нос».

15. Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король».

16. К. Коллоди «Приключения Пиноккио».

17. С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями».

18. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». 19. П. Траверс «Мери Поппинс».

20. Т. Янссен «Шляпа волшебника».

21. Д. Родари «Сказки об Италии».


Список литературы по внеклассному чтению для учащихся 6-7-х классов.




Русская литература.

Акулов И.И. : Рассказы.

Алексеев С. : «Исторические повести».

Алексин А. : «А тем временем где-то».

Астафьев В.П. : Рассказы.

Беляев А. : «Голова профессора Доуэля».

Богомолов В. : «Иван».

Булычев К. : «Поселок».

Бунин И.А. : Рассказы.

Велтистов Е.С. : «Электроник- мальчик из чемодана».

Гоголь Н.В. : «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».

Грин А. : «Алые паруса».

Горький А.М. : «В людях», «Детство», рассказы.

Давыдов Ю. : «Я вернусь через 1000 лет».

Ефремов И. : «Звездные корабли».

Козлов В. : «Президент каменного острова».

Клепов В. : «Тайна золотой долины».

Кожевников В. : «Веселая улица».

Крапивин В. : Повести.

Лесков Н. : «Левша». Лиханов А. : «Мой генерал».

Найдич М. : «Шинель на вырост».

Осеева В. : «Динка», «Динка прощается с детством».

Пантелеев Л. : «Ленька Пантелеев».

Полевой Б. : «Повесть о настоящем человеке».

Приставкин А.И. : «Ночевала тучка золотая».

Пушкин А.С. : «Повести покойного И.П. Белкина».

Рыбаков А. : «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел».

Рябинин Б. : «Рассказы о потерянном друге».

Тендряков В. : «Весенние перевертыши».

Толстой Л.Н. : «Детство», «Отрочество», «Юность».

Фраерман Р. : «Дикая собака Динго или повесть о первой любви».

Яковлев Ю. : Рассказы.


Список литературы по внеклассному чтению для учащихся 6 – 7 -х классов.




Зарубежная литература.

Буссенар Л. : «Капитан Сорви-Голова».

Верн Ж.. : «Дети капитана Гранта», «20 тысяч лье под водой»,

«Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров».

О.Генри. : «Вождь краснокожих» и другие рассказы.

Гершензон М.А. : «Робин Гуд». Гофман Э.Т. : «Щелкунчик и Мышиный король » и другие сказки.

Гюго В. : «Гаврош», «Козетта».

Диккенс Ч. : «Приключения Оливера Твиста».

Додж М.М. : «Серебряные коньки».

Дюма А. : «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера».

Кервуд Д.О. : «Бродяги Севера», «Гризли».

Конан Дойл.А. : «Рассказы о Шерлоке Холмсе».

Крюсс Д. : «Тим Талер или Проданный смех».

Купер Ф. : «Звербой» и другие романы.

Лондон Дж. : «Белый клык».

Майн Рид. Т. : «Всадник без головы».

Мало Г. : «Без семьи».

По Э. : Рассказы.

Скотт В. : «Айвенго», «Ричард Львиное сердце».

Толкин Д. : «Хоббит, или Туда и обратно».

Уэллс Г. : «Человек-невидимка».
7 (8) класс.


1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «История Пугачева»
2. М.Ю.Лермонтов «Мцыри», «Маскарад».
3. Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь»
4. Н.С.Лесков «Старый гений»
5. Н.В.Гоголь «Ревизор», «Петербургские повести».
6. И.С.Тургенев «Ася»
7. Л.Н.Толстой «После бала», «Отрочество»
8. В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 
9. И.А.Бунин «Кавказ» 
10. А.И.Куприн «Куст сирени» 
11. А.М.Горький «Челкаш», «Хаджи - Мурат»

12. С.А.Есенин «Пугачев» 
13. М.А.Осоргин «Пенсне» 
14. А.П.Платонов «Возвращение» 
15. А.Т.Твардовский «Василий Теркин» 
16. В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет» 
17. Э.Л.Войнич «Овод» 
18. В.Беляев «Старая крепость» 
19. В.Титов «Всем смертям назло» 
20. Б.Васильев «А зори здесь тихие...», «Альпийская баллада»
21. В.Быков «Обелиск» 22.В.Каверин «Два капитана»
23. В.Шекспир «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь». 24.Д.Свифт «Путешествие Гулливера»
25. В.Скотт «Айвенго»

8(9) класс:

1. «Слово о полку Игореве...»
2. Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве», «Тартюф».
3. Д.И.Фонвизин «Недоросль», «Бригадир».
4. А.С.Грибоедов «Горе от ума». 
5. А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии».
6. А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
7. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза».
8. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», «Демон».
9. Н.В.Гоголь «Мертвые души», «Петербургские повести».
10. А.Н.Островский «Бедность не порок», «Без вины виноватые».
11. Ф.М.Достоевский «Белые ночи», «Бедные люди».
12. А.И.Герцен «Сорока - воровка»
13. И.И.Лажечников «Ледяной дом»
14. Л.Н.Толстой «Юность»
15. М.Горький «В людях», «Мои университеты», «Макар Чудра».
16. А.П.Чехов «Анна на шее»
17. М.А.Булгаков «Записки врача», «Роковые яйца», «Собачье сердце».
18. Н.С.Лесков «Очарованный странник»
19. М.А.Шолохов «Судьба человека», «Донские рассказы»
20. Б.Л.Васильев «Завтра была; война», «В списках не значился».
21. В.П.Астафьев «Царь - рыба»
22. В.Н.Тынянов «Пушкин», «Кюхля».
23. А.Кузнецова «Моя мадонна»"
24. А.Н.Толстой «Петр Первый»
25. Й.Ильф и Е Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»
26. И.А.Ефремов «Таис Афинская»
27. В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»
28. Дж.-К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки»
29. А.и Б.Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «Трудно быть богом»
10(11) класс.

1 .И.А.Бунин «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско»
2. А.И.Куприн . «Олеся», «Молох», «Гранатовый браслет»
3. В.Г.Короленко «Без языка», «Слепой музыкант»
4. А.Аверченко рассказы
5. Поэзия серебряного века: Н.Минский, Д.Мережковский, З.Гиппиус, .Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, А.Белый, А.Блок. Вяч. Иванов, Н. умилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Кузмин, С.Есенин, И.Северянин, Б.Пастернак, Н.Асеев, В.Хлебников, А.Блок «Двенадцать», С.Есенин «Анна Снегина», В.Маяковский «Облако в штанах», «Во весь голос»
6. М.Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль»
7. А.Фадеев «Разгром»
8. М.Булгаков «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» 
9. А.Платонов «Сокровенный человек», «Впрок», «Фро», «Котлован»
10. А.Толстой «Петр Первый»
11. А.Ахматова «Реквием»
12. Н.Заболоцкий, поэзия
13. М.Шолохов «Тихий Дон», «Поднятая целина»
14. А.Твардовский поэзия, «Дом у дороги», По праву памяти»
15. Б.Пастернак «Доктор Живаго» 
16. А.Соженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ» 
17. В.Астафьев «Царь-рыба», «Печальный детектив»

18. М.Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни»
19. Н. Рубцов, поэзия




20. Ч.Айтматов «И дольше века длится день», «Плаха»

21. В.Липатов «И это все о нем», «Деревенский детектив»

22. Ю.Трифонов «Дом на набережной», «Старик»

23. Э.Ремарк «Три товарища»
24. Э.Хемингуэй «Старик и море»
25. Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион»


 

ПАМЯТКИ


Анализ лирического произведения

1. Какое настроение создается этим стихотворением. Понравилось ли оно тебе? Постарайся объяснить свои чувства.
2. Какие строчки понравились больше всего, вызвали недоумение, неприятие? Выпишите (зачитайте) их.
3. О чем это стихотворение, определите его тему.
4. Что автор доказывает своим стихотворением? (определите главную мысль)
5. Какие средства выразительности автор использует в стихотворении? (сравнения, эпитеты ((образные прилагательные)), метафоры, олицетворения и т.д.).
6. Определи стихотворный размер.
Отзыв о литературном произведении.

1. Какова тема и основная мысль произведения?
2. Проблематика произведения.
3. Где и когда происходят изображенные в ней события?
4. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
5. Кто из героев особенно понравился? Почему?
6. Каков язык книги (что запомнилось, что показалось необычным)?
7. Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?
Реферат по литературе
Введение

Введение должно включать в себя:
- краткое обоснование актуальности темы ( почему данная тема представляет интерес для исследования);
- краткий обзор изученной критической литературы (исследования, монографии, статьи) – раскрыть историю вопроса, проанализировать существующие подходы к осмыслению темы; 
- цель и задачи реферата. Цель соотнести с темой реферата. Задачи – по параграфам основной части. Обычно одна задача ставится на один параграф.
Объем введения – 2 – 3 страницы. 
Главный признак самостоятельности в исследовании темы – это ссылки на труды литературоведов. В реферате должны быть сноски при цитировании работ литературоведов.

Варианты построения предложений при написании введения и ссылках на работы литературоведов в основной части реферата (Языковые клише).

Приступая к работе по выбранной теме, мы изучили более … критических и литературоведческих работ. В ходе проведенного анализа выяснилось, что существует много исследований, посвященных творчеству…
Можно назвать работы (труды, монографии) …
Творчеству ….. посвящено достаточное количество исследований, критических статей, среди которых ….
В ходе работы над рефератом были изучены статьи …..
Из современных исследований можно выделить монографии …
Исследование (работа, монография, статья) ….. посвящено анализу …..
Иванов в монографии …. рассматривает вопросы ….., анализирует образы ….
По мнению данного исследователя, ….
Как замечает критик …
Литературовед приходит к следующему выводу …..
Автор данной статьи утверждает ….
Интерес представляет работа критика ….
Следует, на наш взгляд, обратить внимание на точку зрения (Ф.И.О.)…
Как утверждает данный исследователь ….
Примечательна такая мысль автора работы …
Наибольший интерес вызывает книга (статья, исследование, работа, монография) …. В ней автор уделяет внимание …
Другие работы – это статьи, раскрывающие отдельные аспекты произведения. Назовем труды Иванова …., Петрова ….. и др.
Иванов останавливается на вопросе ……, Петров раскрывает…., Иванов уделяет внимание анализу ….
Наибольшую помощь в написании реферата оказали работы …
Однако нет работ, в которых … (рассматривались бы вопросы…, дан анализ … ) 
Данный реферат – попытка целостного исследования поэмы.
Цель реферата (данного исследования) – определение (анализ, проанализировать ….) …..
Цель реферата (данного исследования) - раскрыть своеобразие ….
Целью данного реферата является раскрытие особенностей …..
Цель данной работы – показать ….
В соответствии с поставленной целью в реферате решались следующие задачи:
- рассмотреть ….
- проанализировать ….
- сопоставить ….
- проследить ….
- выявить …
- изучить литературу, посвященную творчеству …., и понять, как освещается данная проблема в работах исследователей.
Основные задачи:
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

Заключение

(раскрывает выводы по теме исследования, должно быть кратким – 1-2 стр., четким, соотнести с целью и задачами реферата)

Проделав данную работу, мы пришли к следующим выводам: ...
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам: ...

 






СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


  1. Фольклор =УНТ (народная мудрость)

  2. Поговорка – Обобщение народного опыта,

самостоятельное суждение (Легко чужими руками жар загребать)

  1. Поговорка - всеми принятое образное сочетание слов для выражения оценки, часть самостоятельного суждения (чужими руками жар загребать).

  2. Загадка – «Хорошо составленная метафора»(Аристотель). Состоит из вопроса и ответа.

  3. Сказка – складка (вымысел): волшебные, социально-бытовые, про животных; а ПЕСНЯ – быль.

  4. Библия –«священная книга», собрание древних литературных текстов. Включает в себя сведения из истории, философии, медицины и других наук. Делится на 2 части: Ветхий Завет( жизнь до прихода Иисуса Христа); Новый Завет (о жизни и учении Христа)

  5. Жертвоприношение – это приношение даров божеству как человеку.

  6. Басенная мораль – выводы басни, которые вошли в обиход нашей разговорной речи в качестве пословиц и поговорок. (У сильного всегда бессильный виноват)

  7. Эпос – слово, рассказ. Лирика – музыкальный, поющийся под звуки лиры. Драма – Действие, постановка на сцене.


Роды художественных произведений


ЭПОС (повествование)

ЛИРИКА (в основе-настроение, чувство)

ДРАМА (действие)

ЖАНРЫ

ЖАНРЫ

ЖАНРЫ

Новелла- небольшой по объёму рассказ с неожиданной концовкой.

Гимн – торжественная песнь

Комедия – произведение, которое путём осмеяния обличает пороки людей и отрицательные явления действительности.(Н.В.Гоголь»Ревизор»)

Рассказ – невелик по объёму. В основе одно событие.

Ода- торжеств. стихотворение, воспевающее кого-либо

Трагедия – произведение, в котором изображаются непримиримые жизненные конфликты, которые ведут к гибели героя.(В.Шекспир «Гамлет»)

Повесть- в основе лежит несколько событий, которые объединяются вокруг главного героя

Лирич. стихотворение – стихотворение на любую тему.

Драма как жанр – сочетает в себе элементы трагедии и комедии. Средний жанр.(А.П.Чехов «Вишнёвый сад».)

Роман- охватывает широкий круг явлений частной и общественной жизни. Поднимаются важные проблемы.

Элегия – грустное размышление




Эпопея-огромный объём, много действующих лиц, насыщена реальными историческими событиями.

Эпиграмма – сатирич. стихотворение, обращённое к определённому лицу.(А.С.Пушкин о графе Воронцове







Эпитафия – надгробная надпись







Послание –стихотворение, адресованное кому-нибудь.














ЛИРО – ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ:
1.Басня- небольшое сатирическое произведение нравоучительного характера. Мораль – краткий вывод, раскрывающий идею произведения.

2.Баллада – это краткий стихотворный рассказ героико-исторического( К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин») или фантастического характера(В.А.Жуков-ский «Светлана»)

3.Поэма – написана стихами, воспевает значительные события, прекрасные человеческие деяния.(Сатирическая: «Граф Нулин» А.С.Пушкина; героическая: «Слово о полку Игореве»; романтическая: «Цыганы» А.С.Пушкина; реалистическая: «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова.))

4.Роман в стихах –эпический способ изображения жизни сочетается с глубоким лиризмом (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
Лирический герой –герой, чьи мысли и чувства отразились в лирическом произведении
Лирика различна по своей тематике : философская, политическая, любовная, пейзажная ,патриотическая и др.


Тема произведения (о чём?) – это факты, события, типические характеры героев, составляющие основу произведения.

Идея произведения (зачем?) – это основная мысль произведения, оценка автором изображаемого (фактов, событий, героев).

ПОНЯТИЕ О СЮЖЕТЕ
Сюжет – это последовательность событий и взаимоотношений людей. В основе сюжета лежит конфликт – столкновение характеров и обстоятельств:

  1. ЭКСПОЗИЦИЯ – вводная часть. (ПРОЛОГ)

  2. ЗАВЯЗКА – это начало движения сюжета. Она изображает возникшее противоречие.

  3. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

  4. КУЛЬМИНАЦИЯ – момент наивысшего напряжения в развитии действия.

  5. РАЗВЯЗКА – результат конфликта.

  6. ЭПИЛОГ – послесловие, даёт возможность сделать окончательные выводы.



КОМПОЗИЦИЯ произведения – это построение художественного произведения, расположение его частей в определённой системе и последовательности, т.е. внутренняя организация произведения.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



ЗАПОМНИ !!!
Слова и выражения, употреблённые в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называют ТРОПАМИ ( от греч. «тропос»-образное выражение, оборот.)

Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.

М.Горький

СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. (Сравнение присоединяется союзами КАК,СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО и др.)

Нахмурился, словно туча.

И берёзы стоят, как большие свечки.

Сравнения помогают глубже, ярче раскрыть описываемый предмет или человека.
ЭПИТЕТ – образное определение предмета или действия. (От греч. «эпитетон» - приложение)

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными. Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его.
МЕТАФОРА – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать ёмкий образ.(греч. «метафора»-перенос).

Горит восток зарёю новой…
Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело.

Принахмурилась земля.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.

Звезда с звездою говорит.
Спит земля в сиянье голубом.

Олицетворение – разновидность метафоры. Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека вещей.
МЕТОНИМИЯ ( от греч. «метонимиа» -переименование) – перенос признаков с одного предмета на другой на основании их смежности. Метафору легко переделать в сравнение, а метонимию - НЕТ.
Ликует буйный Рим.
Только слышно на улице где-то,

Одинокая бродит гармонь.
Бродит не гармонь, а гармонист. Ликуют римляне.
СИНЕКДОХА – особая разновидность метонимии. Значение с одного предмета переносится на другой: единственное число может употребляться вместо множественного и наоборот:

Отсель грозить мы будем шведу
Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.



ГИПЕРБОЛА- художественное преувеличение. ( «Я земной шар чуть не весь обошёл…)

ЛИТОТА – художественное преуменьшение. ( «Городок в табакерке»)

АЛЛЕГОРИЯ ( греч. «аллегориа»- иносказание) – выражение отвлечённых понятий в конкретных художественных образах.

Например, в баснях , в сказках глупость, упрямство воплощаются в образе осла, трусость – в образе зайца и т.д.

ИРОНИЯ (насмешка) – употребление слов в значении, прямо противоположном их прямому значению. Истинный смысл высказывания замаскирован. Цель иронии: не развлекать, а подчёркивать всю серьёзность ситуации.

САРКАЗМ – высшая степень иронии, злая, горькая или гневная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом.

ГРОТЕСК – отклонение от нормы, преувеличение, намеренная карикатура. Сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.

АНТИТЕЗА – противопоставление. Антитеза делает поэтическую речь более яркой и образной:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – это вопрос, не требующий ответа. Он обращён к читателю, чтобы привлечь внимание к изображаемому: «Знаете ли вы украинскую ночь? Н.В.Гоголь)
ЗАПОМНИТЕ !!!
Тропы создаются поэтами и писателями. Но просто придумать метафору или метонимию нельзя. Чтобы создать удачный, выразительный троп, нужно очень внимательно наблюдать за жизнью, уметь видеть связи между самыми различными предметами и явлениями.
НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА –это слова, называющие предметы, действия, но не выражающие чувства, эмоции, оценки.
ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА – это слова, выражающие чувства, эмоции, дающие оценку изображаемому. (Слова с «говорящими» суффиксами, которые могут сделать эти слова добрыми или злыми, ласковыми или страшными: лисёнок, тихонько, крокодилище)

____________________________________________________________________________

Используемая литература: В.И.Глазунов «Экзамен по литературе, 9-11класс» Компания «Евразийский регион»,Москва,1998г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. В. Козулина \"Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум\", Саратов, Издательство \"Лицей\", 2010 icon Работы с молодёжью подготовка к экзамену
Л. В. Светличная Психологические основы работы с молодежью. Подготовка к экзамену. М.: Издательство «Принт-плюс», 2009. – 49 с
М. В. Козулина \"Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум\", Саратов, Издательство \"Лицей\", 2010 icon Подготовка к контрольой работе
Мой красивый русский подруга/ весна и осень/ часто/ переводить/русская литература/с русский язык/ на немецский язык/ без словарь./...
М. В. Козулина \"Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум\", Саратов, Издательство \"Лицей\", 2010 icon Курсовая подготовка Звания, награды Скрипка Татьяна Ивановна 34 директор...
«Русский язык и литература» специализация «прикладная журналистика», учитель русского языка и литературы
М. В. Козулина \"Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум\", Саратов, Издательство \"Лицей\", 2010 icon Программа по учебной дисциплине «Русский язык» (как иностранный)...
Русский язык: Программа дисциплины для студентов-ино­стран­цев II курса (вариант «Б») всех направлений подготовки бакалавров. М.:...
М. В. Козулина \"Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум\", Саратов, Издательство \"Лицей\", 2010 icon Материалы для подготовки к егэ по русскому языку (часть «С»)
Г. Т. Егораевой «Русский язык. Подготовка к выполнению части 3(С)» и статьи Н. Пащук «Сдаем егэ по русскому языку…». Журнал «Литература»,...
М. В. Козулина \"Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум\", Саратов, Издательство \"Лицей\", 2010 icon Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для учащихся 9 класса
Русский язык национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов...
М. В. Козулина \"Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум\", Саратов, Издательство \"Лицей\", 2010 icon Рабочая программа дисциплины Практикум по орфографии и пунктуации...
Целями освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются систематизирование знаний студентов об орфографических...
М. В. Козулина \"Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум\", Саратов, Издательство \"Лицей\", 2010 icon Рабочая программа дисциплины Практикум по орфографии и пунктуации...
Целями освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются систематизирование знаний студентов об орфографических...
М. В. Козулина \"Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум\", Саратов, Издательство \"Лицей\", 2010 icon Реализуемые программы 2013-2014 учебный год Русский язык Программа...
...
М. В. Козулина \"Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум\", Саратов, Издательство \"Лицей\", 2010 icon Рабочая программа по русскому языку 11 класс
Н. Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы». М.: Русское слово, 2010 г. (учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции