Исследовательская работа на тему




Скачать 194.23 Kb.
Название Исследовательская работа на тему
Дата публикации 14.10.2014
Размер 194.23 Kb.
Тип Исследовательская работа
literature-edu.ru > Литература > Исследовательская работа
МКОУ Семеновская СОШ

Исследовательская работа

на тему:

«Дуэль в русской жизни и литературе 19 века»

Выполнила:

ученица 9 класса

Смирнова Юлия

Преподаватель:

Каткова Оксана Викторовна

Содержание:

1 Введение стр 3-4

2 Цели и задачи стр 5

3 Глава 1 Дуэль

1.1 Понятие дуэли в 19 веке стр 6-7

1.2 Поводы к дуэли стр 8-9

1.3 Общий порядок проведения дуэли стр 10

1.4 Виды дуэли стр 11

4 Глава 2. Обзор дуэли в произведениях русской литературы 19 века

2.1. Поединок дуэли в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина стр 12-13

2.2. Дуэль в произведениях А.С. Пушкина ,М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева.

А.С.Пушкин «Выстрел» стр14

«Евгений Онегин» стр 15

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» стр 16

И.С.Тургенев «Отцы и дети» стр 17

5Заключение стр 18-20

Сейчас дуэль здесь состоится,

И оборвется чей-то жизни нить.

Лишь Богу ведомо, как поединок разрешится,

И кто сумеет в схватке победить.

(Юрий Ряшенцев)

ВВЕДЕНИЕ

Тема дуэли в русском обществе и литературе почти не изучена, поэтому она представляет для меня интерес и я решила исследовать эту тему самостоятельно. Тем более, что с детства я увлекаюсь книгами, в которых красочно были описаны поединки на мечах, шпагах и пистолетах.

Понятие дуэли пришло к нам из глубины средних веков, когда в Европе, а особенно в Англии и Франции в большой моде среди дворян были рыцарские турниры. Они были двух видов: групповые и парные. По моему глубокому убеждению эти парные рыцарские поединки и стали прообразом дуэли. Ведь два рыцаря сражаются между собой во имя прекрасной дамы, которая обязательно наградит победителя венком или короной. Достаточно вспомнить описание турнира в романе Вальтера Скотта «Ай венго», когда прекрасная Ровена была избрана королевой турнира и должна была вручить награду самому достойному рыцарю.

Но менялись века, менялись нравы, менялись и правила поединков. Вместо тяжелых мечей появились легкие шпаги. А мужчины продолжали сражаться друг с другом. Гордые заносчивые дворяне стремились смыть оскорбление только кровью. Теперь поводом к поединку могло быть резкое слово, косой взгляд и так далее. И такие поединки стали именоваться дуэлью. В словаре Даля есть следующее определение: «Дуэль- это поединок, проходящий по определенным правилам парный бой, имеющий цель восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением»

В романе «Три мушкетера» Александр Дюма ярко и иронично показал, как Д'Артаньян получил сразу три вызова на дуэль в один и тот же день: нечаянно задел раненое плечо Атоса, поднял кружевной платок, который обронил Арамис, запутался в плаще Портоса и увидел изнанку перевязи. Самое интересное, что все три мушкетера не назвали друг другу истинных причин дуэли. Знал об этом только Д'Артаньян, но и он не раскрыл тайны. В царствовании Людовика ХIII дуэли уносили сотни тысяч жизней и первый министр кардинал Ришелье даже издал указ, запрещающий дуэли под страхом смертной казни: «Дворяне могут проливать кровь только во славу Короля и Отечества»

А в Англии в XVII веке за дуэль со смертельным исходом могли посадить в тюрьму или выслать из страны. Но несмотря на все запреты дуэль оставалась часто единственным способом разрешения конфликта между дворянами и потому победоносно перешагнула границы Европы.

«Европейская зараза», именно так, спустя два века, будут называть наши современники дуэль. «Законный» способ убийства, по замыслу ее изобретателей, в XIX веке должен был способствовать улучшению нравов в обществе. Об этом еще много веков будут спорить юристы и литературоведы. А коллекционеры и любители, в свою очередь, будут восхищаться изяществом дуэльного оружия. Вместе с тем, несмотря на неоднозначное отношение к дуэли как в XIX веке, так и в настоящее время, русский дворянин XVIII – XIX вв. жил и действовал под влиянием общественного поведения, он подчинялся законам чести. Таким образом, дуэль в после петровском дворянском обществе представляла собой определенную процедуру по восстановлению чести. Актуальность и необходимость подробного изучения обозначенной выше тематики работы заключается, в сущности и неоднозначности дуэли в произведениях русских писателей. Несмотря на негативную оценку дуэли как «светской вражды» и проявления «ложного стыда», изображение ее в произведениях литераторов XIX века не сатирическое, а трагическое, что подразумевает определенную степень соучастия в судьбе героев. Для того чтобы понять возможность такого подхода, необходимо проанализировать различные произведения, освещающие тему дуэли.

Отсюда вытекает ряд задач:

  1. Изучение истории возникновения дуэли

  2. Знакомство с дуэльным кодексом

  3. Исследование описания дуэлей в русской литературе 19века

  4. Влияние дуэли на судьбу литературных героев


Глава1. Дуэль.

1.1Понятие дуэли в русском обществе 19 века

Роль дуэли для общества начала XIX века социально-знаковая. Дуэль представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия «честь» в общей системе этики русского послепетровского дворянского общества. Русский дворянин XVIII - начала XIX вв. жил и действовал под влиянием двух противоположных регуляторов общественного поведения. Как верноподданный, слуга государства, он подчинялся приказу. Как дворянин, человек сословия, которое одновременно было и социально господствующей корпорацией, и культурной элитой, он подчинялся законам чести. Идеал, который создает себе дворянская культура, подразумевает полное изгнание страха и утверждение чести как основного законодателя поведения. Так, например, если «регулярное государство» Петра I рассматривает поведение дворянина на войне как служение государственной пользе, а храбрость его — лишь как средство для достижения этой цели, то с позиций чести храбрость превращается в самоцель. Особенно ярко это проявляется в отношении к дуэли: опасность, сближение лицом к лицу со смертью становятся очищающими средствами, снимающими с человека оскорбление. Если оскорбление было более серьезным, таким, которое должно быть смыто кровью, дуэль может закончиться первым ранением (чьим — не играет роли, поскольку честь восстанавливается не нанесением ущерба оскорбителю или местью ему, а фактом пролития крови, в том числе и своей собственной). Наконец, оскорбленный может квалифицировать оскорбление как смертельное, требующее для своего снятия гибели одного из участников ссоры.

Дуэль как институт корпоративной чести встречала оппозицию с двух сторон. С одной стороны, правительство относилось к поединкам неизменно отрицательно, что нашло отражение в «Патенте о поединках и начинании ссор», составлявшем гл. 49 петровского «Устава воинского» (1716). Характерно высказывание Николая I: «Я ненавижу дуэли; это - варварство, на мой взгляд, в них нет ничего рыцарского».

Таким образом, на основе вышеизложенного можно заключить, что несмотря на то, что дуэль – представляла собой поединок чести, основанный на соблюдении строгих правил дуэльного кодекса, отношение к ней в обществе не было однозначным, и по своей сути она всегда оставалась исключительно орудием удовлетворения интересов чести. Для анализируемого периода времени, начало XIX века, дуэль являлась достаточно обыденным делом. Русские стрелялись почти всегда. Нередким был смертельный исход – для одного из противников, а иногда и обоих. Более того, среди людей, участвовавших в дуэли были именно дворяне, к примеру, образ умирающего Шереметева всю жизнь преследовал великого русского писателя Грибоедова. 27 января 1837 года состоялась последняя дуэль Дантеса с Пушкиным.

1.2 Повод к дуэли

Вызов на дуэль обычно следует в том случае, если одно лицо считает, что действия или высказывания другого лица (обидчика) наносят ущерб его чести. Обычно честь понимается как врождённое личное достоинство, требующее соблюдать в отношении лица определённые правила поведения, а под ущербом чести — отклонение от таковых правил, унижающее лицо в его собственных глазах и глазах общественного мнения. Никакой материальный ущерб не мог стать, сам по себе, поводом для дуэли, подобного рода претензии решались через судебные органы. Практически поводом к дуэлям в течение веков становились самые различные обстоятельства. Бывали дуэли по крайне серьёзным поводам, таким как, месть за убитого родственника или друга, но случалось, что к дуэли приводила неосторожная шутка, принятая кем-то на свой счёт, или неловкий жест. Поскольку во всех случаях факт оскорбления определял сам оскорблённый, никакого эталона оскорбительного или неоскорбительного поведения не существовало. При этом, даже получив вызов по крайне сомнительному поводу, обидчик чаще всего был вынужден принять его, дабы не выглядеть трусом в глазах общества.

Повсеместно считалось, что нанести урон чести человека может только равный ему по положению. Оскорбление, нанесённое низшим по рангу или социальному положению, например, разночинцем — дворянину, являлось нарушением права, но не задевало чести дворянина, поэтому не могло стать поводом к дуэли — вызов от высшего к низшему был исключён, нарушенное право следовало восстанавливать в судебном порядке. Вызов от низшего по рангу к высшему, при определённых обстоятельствах, допускался, так, иногда младший офицер мог вызвать на дуэль оскорбившего его начальника, однако неравное положение вызывающего позволяло вызываемому при желании отклонить такой вызов, не опасаясь за свою репутацию.

Позднейшие дуэльные кодексы классифицировали поводы к дуэли следующим образом:

Обычное, или лёгкое оскорбление (оскорбление первой степени).

Оскорбление словом, направленное, главным образом, против самолюбия оскорблённого и не затрагивающее доброго имени, чести и репутации. Например, таковыми являются оскорбительные или язвительные выражения, затрагивающие малозначительные черты личности, внешний вид, манеру одеваться, незнакомство с каким-либо предметом.

Оскорблённый получал право на выбор оружия, прочие условия дуэли определялись соглашением, выработанным секундантами.

Тяжкое оскорбление (оскорбление второй степени).

Оскорбление словом или неприличным жестом, затрагивающее честь и репутацию оскорблённого, в том числе обвинение в бесчестных действиях и обвинение во лжи, либо соединённое с нецензурной бранью. «Духовная неверность» супруги также считалась оскорблением второй степени.

Оскорблённый мог выбирать род оружия и вид дуэли (до первой крови, до ранения, до результата).

Оскорбление действием (оскорбление третьей степени).

Реальное агрессивное действие, направленное на оскорблённого. Удар, пощёчина, оскорбительное прикосновение, бросок предмета в оскорбляемого, а так же попытка любого подобного действия, если она в данных конкретных условиях могла быть доведена до результата, но не достигла цели по независящим от оскорбителя обстоятельствам. К оскорблению действием приравнивалась также телесная неверность супруги.

В случае оскорбления действием оскорблённый имел право на выбор оружия, рода дуэли, барьерной дистанции (если речь шла о дуэли на пистолетах) либо выбора между подвижной и неподвижной дуэлью (при дуэли на шпагах, саблях или рапирах), а также на пользование собственным оружием (в этом случае противник также мог пользоваться собственным оружием).

Тяжесть оскорбления, нанесённого женщиной или недееспособным лицом, понижалась на одну ступень, тяжесть оскорбления, нанесённого женщине — повышалась на одну ступень.

1.3. Общий порядок проведения дуэли

Традиционно дуэль проводилась рано утром, в уединённом месте. Расстояние между барьерами для поединка было 10 -12 шагов, но были случаи, когда оно составляло всего 6 шагов. Хотя позднее расстояние между барьерами достигло 20-30 шагов. Опоздание более 10-15 минут не допускалось, если один из противников задерживался, то опоздавший считался уклонившимся от дуэли, следовательно, обесчещенным.

По прибытии на место обеих сторон секунданты противников подтверждали готовность к дуэли. Принесение извинений перед барьером считалось признаком трусости.

Под наблюдением секундантом противники занимали исходные положения, в зависимости от характера поединка, и по команде распорядителя дуэль начиналась. После того, как были сделаны выстрелы, распорядитель объявлял о завершении дуэли. Если оба противника в результате оставались живы и в сознании, то им полагалось пожать друг другу руки, обидчику — извиниться (в данном случае извинения уже не задевали его честь, так как она считалась восстановленной поединком, а были данью обычной вежливости). По завершении дуэли честь считалась восстановленной, а любые претензии противников друг к другу по поводу бывшего оскорбления — недействительными. Секунданты составляли и подписывали протокол о поединке, по возможности подробно фиксирующий все происходившие действия. Этот протокол сохранялся в качестве подтверждения того, что всё происходило в соответствии с традициями и участники дуэли вели себя как подобает. Считалось, что после дуэли противники, если оба они остались живы, должны стать друзьями, по крайней мере — поддерживать нормальные отношения. Вызывать без особых оснований того, с кем однажды уже дрался, считалось дурным тоном.

1.4. Виды дуэли

Вообще, разнообразных видов дуэлей существовало огромное количество, но к XIX веку в аристократической среде установился определённый «джентльменский минимум», из которого и делался выбор при организации дуэли: два-три вида холодного оружия и пистолеты. Всё прочее считалось экзотикой и применялось крайне редко. Прежде всего, вид дуэли определялся родом оружия: холодного или огнестрельного.

В качестве холодного оружия дуэли использовались, главным образом, шпага, сабля и рапира. Обычно использовалась пара одинаковых клинков одного типа. При настоятельной необходимости провести бой в отсутствие одинаковых клинков допускалось, с согласия противников и секундантов, использовать пару однотипных клинков, по возможности одинаковой длины. Выбор оружия производился в этом случае по жребию. Если один из соперников по праву оскорблённого действием решал воспользоваться собственным оружием, тем самым он давал противнику право воспользоваться собственным оружием того же типа. Дуэли на холодном оружии делились на подвижные и неподвижные.

Дуэли на пистолетах

Видов дуэлей на пистолетах существует больше, чем на холодном оружии. Во всех случаях для дуэли использовались парные однозарядные пистолеты. Оружие не должно было быть знакомым никому из противников, этому придавалось большое значение. В наиболее традиционных дуэлях каждый из противников делал только один выстрел. Если оказывалось, что в результате оба соперника оставались невредимыми, считалось, тем не менее, что честь восстановлена и дело окончено.

Глава 2. Обзор дуэли в произведениях русской литературы 19 века

2.1. Поединок дуэли в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина

В «Капитанской дочке» поединок изображен сугубо иронически. Ирония начинается с эпиграфа к главе:

- Ин изволь и стань же в позитуру.

Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

Хотя Гринев дерется за честь дамы, а Швабрин и в самом деле заслуживает наказания, но дуэльная ситуация выглядит донельзя забавно: «Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкою в руках: по препоручению комендантши он нанизывал грибы для сушенья на зиму. “А, Петр Андреич! – сказал он, увидя меня. – Добро пожаловать! Как это вас Бог принес? По какому делу, смею спросить?” Я в коротких словах объяснил ему, что я поссорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секундантом. Иван Игнатьич выслушал меня со вниманием, вытараща на меня свой единственный глаз. “Вы изволите говорить, - сказал он мне, - что хотите Алексея Иваныча заколоть и желаете, чтоб я при том был свидетелем? Так ли? Смею спросить”. – “Точно так”. – “Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли? Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань, на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье – и разойдитесь; а мы уж вас помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить? И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем; я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?”».

И эта сцена «переговоров с секундантом», и все дальнейшее выглядит как пародия на дуэльный сюжет и на саму идею дуэли. Это, однако же, совсем не так. Пушкин, с его удивительным чутьем на исторический колорит и вниманием к быту, представил здесь столкновение двух эпох. Героическое отношение Гринева к поединку кажется смешным потому, что оно сталкивается с представлениями людей, выросших в другие времена, не воспринимающих дуэльную идею как необходимый атрибут дворянского жизненного стиля. Она кажется им блажью. Иван Игнатьич подходит к дуэли с позиции здравого смысла. Для старого офицера поединок ничем не отличается от парного боя во время войны. Только он бессмыслен и неправеден, ибо дерутся свои.

«Я кое-как стал изъяснять ему должность секунданта, но Иван Игнатьич никак не мог меня понять». Он и не мог понять смысла дуэли, ибо она не входила в систему его представлений о нормах воинской жизни.

С другой же стороны, рыцарские, хотя и смутные, представления Гринева отнюдь не совпадают со столичным гвардейским цинизмом Швабрина, для которого важно убить противника, что он однажды и сделал, а не соблюсти правила чести. Он хладнокровно предлагает обойтись без секундантов, хотя это и против правил. И не потому, что Швабрин какой-то особенный злодей, а потому, что дуэльный кодекс еще размыт и не определен.

Поединок окончился бы купанием Швабрина в реке, куда загонял его побеждающий Гринев, если бы не внезапное появление Савельича. И вот тут отсутствие секундантов позволило Швабрину нанести предательский удар.

Именно такой поворот дела и показывает некий оттенок отношения Пушкина к стихии «незаконных», неканонических дуэлей, открывающих возможности для убийств, прикрытых дуэльной терминологией.

Возможности такие возникали часто. Особенно в армейском захолустье, среди изнывающих от скуки и безделья офицеров.

2.2. Дуэль в произведениях А.С. Пушкина ,М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева.

А..Пушкин «Выстрел»

Совсем другое описание дуэли дает Пушкин в повести «Выстрел». На дворе уже был XIX век и правила дуэли прочно вошли в сознание дворян, особенно молодых. Поэтому когда Сильвио уклонился от дуэли с поручиком, который будучи пьяным, оскорбил хозяина дома, многие офицеры сочли это трусостью «Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми, которые в храбрости обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков». Но оказалось, что Сильвио не мог рисковать своей жизнью , так как его ждала отложенная дуэль, очень важная для него. Да, это было время, когда один из противников мог отложить дуэль по каким-либо причинам. Недаром эпиграфом к повести служат следующие строки « Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел)».

Сильвио отложил дуэль из-за того, что его противник не дорожил своей жизнью, а ожидая выстрела преспокойно ел черешни, которые были у него в фуражке. Сильвио жил шесть лет в ожидании мести, а когда наступил час расплаты, оказался морально выше, чем его обидчик. В этот раз не было никаких секундантов, но и честь и самолюбие офицера были удовлетворены. Его слова лишь подтверждают это «Я доволен; я видел твое смятение; твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне с меня довольно. Будешь меня помнить. Предало тебя твоей совести. Желая преподать графу урок на всю жизнь, Сильвио выстрелил в картину, чтобы оставить о себе память, как постоянное предупреждение о том, что ничто в этом мире не остается безнаказанным. Я просто уверена, что симпатии автора явно на стороне Сильвио, дерзкого, эксцентричного, но волевого великодушного к поверженному врагу.

«Евгений Онегин»

А в романе «Евгений Онегин» дуэль закончилась трагично.

Ю.М. Лотман в своих статьях о «Евгении Онегине» прокомментировал дуэль Онегина с Ленским следующим образом: Онегин принял вызов — он не мог рисковать своей честью — ведь секундант Ленского Зарецкий был известный болтун и сплетник. Он мог ославить отказавшегося от поединка трусом, чего не мог допустить щепетильный в понятиях чести Онегин. Но ведь и повод к дуэли дал сам Онегин. Вид страдающей Татьяны вызвал в нем досаду на Ленского за то, что тот позвал его на Ольгины именины .

С досады взоры опустив,

Надулся он и негодуя,

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить

Онегин стал оказывать знаки внимания Ольге: приглашал ее на танцы, что-то шептал ей на ухо и так далее. Но ведь Ольга ему никогда и не нравилась и он понимал, что ранит сердце влюбленного, чистого душой Ленского. Я считаю его поступок подлым, поэтому не согласна с оценкой Лотмана. Если бы Онегин был настоящим мужчиной, честным, смелым, а не тщеславным, он обязательно извинился бы перед Ленским. И хотя потом Евгений мучился угрызеньями совести, эту дуэль я и автор считаем хладнокровным убийством, потому что никакое раскаяние не воскресит человека. И в подтверждение своих слов хочу привести следующие строки из романа

Всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений, не пылким мальчикам, бойцам,

Но мужем с честью и умом.С честью, а не с ложным пониманием чести .

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Дуэль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является ключевым моментов в главе «Княжна Мери» , важным для понимания характера Печорина . Случайно подслушав разговор Грушницкого и штабс-капитана о том, что в пистолетах не будет пуль , а дуэль будет просто проверкой храбрости Печорина, главный герой был растерян и не понимал такого отношения к себе : « За что они меня все ненавидят?»-я думал –За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательство?»

Но когда Печорин услышал клевету Грушницкого о княжне, он поступил благородно и настаивал, чтобы тот отказался от своих слов и не порочил честь женщины. И не вина Печорина, что Грушницкий оказался не таким порядочным человеком , каким хотел предстать в обществе. Его уязвленное отказом княжны самолюбие взяло верх над совестью и опять толкнуло на подлость: пистолет Печорина должен был остаться незаряженным. Лермонтов очень красочно описывает мысли и переживания героя перед дуэлью, его жадного любования природой."Я помню- в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! Ведь дуэлянты сражаются не на шпагах, а стреляются. А пуля, как известно, дура. Во время самой дуэли Печорин был готов примириться с Грушницким, если тот публично откажется от своей клеветы. Но этого не произошло. И когда Грушницкий погибает, на душе у Печорина становится тоскливо и грустно: «У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели». Я считаю, что эта дуэль не принесла Печорину душевного удовлетворения, ему стало только хуже, хотя винить его не за что. Внешне дуэль походила по всем правилам- дуэлянты, секунданты, определенное место и время. Но нельзя забывать о указе, запрещающем дуэли. И еще одна немаловажная примета этого времени: не все участники свято соблюдали правила дуэли, например штабс- капитан. Ведь по его инициативе был заряжен только пистолет Грушницкого, а когда Печорин раскрыл их обман, стал кричать, что не виновен: « Это не моя вина! А вы не имеете права перезаряжать… никакого права … это совершенно против правил; я не позволю…». Но когда Печорин предложил драться с самим штабс- капитаном, тот, как всякий трус, сразу отступил. Отсюда я делаю вывод, что честь и благородство уже потихоньку стали уходить из нравов общества.

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Произведение « Отцы и дети» было создано Тургеневым почти в конце XIX века, когда понятие о дуэли уже не были так в чести у молодого поколения. Тургенев описывает дуэль с некоторой долей иронии. Например, когда мужик, гнавший двух лошадей, проходил мимо места дуэли, Базаров подумал, что мужик встал рано по делу, не то, что господа. Павел Петрович сам заряжал пистолеты, а Базаров отмеривал шаги. Он вообще считал эту дуэль нелепостью. Ведь поводом послужил невинный поцелуй в беседке, свидетелем которого оказался Кирсанов. А так как ему самому нравилась Фенечка, напоминавшая княгинюР.вкоторую Павел Петрович был странно влюблен в молодости, он и вызвал Базарова на дуэль. Сам же Базаров во время этого поединка испытывал только досаду и хотел прекратить его, считая поведение двух взрослых глупостью. Кирсанов стыдился своего поступка: «своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться и не могло».

Заключение.

Причины дуэлей во всех рассматриваемых произведениях совершенно различны. Онегин не смог противостоять общественному мнению и опорочить свою честь. Гринев любит Марью Ивановну и не может позволить оскорблять ее честь. Сильвио не любил быть на вторых ролях. Печорину скучно в этом мире, дуэль с Грушницким хотя и внесла разнообразие в его жизнь, опустошила его душу. Базаров с Кирсановым враждовали, у них были разные взгляды на жизнь, они друг друга не понимали, противостояли друг другу во всём, презирали друг друга, потому как принадлежали к разным эпохам.

В «Капитанской дочке» отсутствие секундантов позволяет Швабрину нанести предательский удар, что противоречит понятиям Гринева о чести.

В романе «Герой нашего времени» Грушницкий нарушил законы дуэлей: он собирался убить фактически безоружного человека, но струсил и не сделал этого. Печорин во время дуэли ужесточает условия, предложив встать на край обрыва, что, даже при незначительном ранении, обеспечивает смерть.

В дуэли Базарова и Кирсанова соблюдались все правила ведения дуэли. Единственное отступление от них: вместо секундантов – свидетель, «ибо где ж их взять?»

Итоги дуэлей в этих произведения различны. У Пушкина в «Евгении Онегине» дуэль заканчивается смертью Ленского, в «Капитанской дочке» - Швабрин не по правилам ранит Гринева. У Лермонтова Печорин убивает Грушницкого, у Тургенева Базаров ранит Павла Петровича в ногу.

Разумеется, русские дуэлянты иногда мирились, но эта процедура была весьма щекотливой, и всегда существовала возможность, что честь противников будет заподозрена, поэтому дуэли проходили до «результата» (ранения или убийства).

Дуэль для Онегина служит толчком к новой жизни. В нем просыпаются чувства, и он живет не только умом, но и душой. Печорин же понимает, что смерть Грушницкого ничего не изменила ни в окружающем мире, ни в нем самом. Печорин лишь в очередной раз разочаровывается в жизни и чувствует опустошение.

Гринев после дуэли решается признаться Марье Ивановне в любви и предлагает ей стать его женой.

После дуэли Базаров вынужден уехать в поместье к родителям, где он умирает.

В «Капитанской дочке» Поединок Швабрина и Гринева нужен, чтобы показать понимание людей разных эпох такого явления как дуэль.

В романе Пушкина неумение и нежелание, думать о других людях обернулось такой роковой ошибкой, что теперь Евгений казнит самого себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может не научиться тому, чего раньше не умел: страдать, раскаиваться, мыслить... Так смерть Ленского оказывается толчком к перерождению Онегина. Кроме того, дуэль - кульминация в произведении.

Дуэль в «Герое нашего времени» - один из кульминационных моментов, который способствует раскрытию характера Печорина.

Дуэль у Тургенева является разрешением конфликта Павла Петровича и Базарова, завершение идеологических споров, приводящих к открытому столкновению.

Таким образом, все дуэлянты в этих произведениях в большей или в меньшей степени нарушают кодекс дуэли. В повести «Капитанская дочка», события которой разворачиваются в XVIII веке, дуэльный кодекс еще размыт и не определен.

Завершая литературный обзор дуэли (поединка) в произведениях русских классиков, отметим, что условная этика дуэли существовала параллельно с общечеловеческими нормами нравственности, не смешиваясь и не отменяя их. Это приводило к тому, что победитель на поединке, с одной стороны, был окружен ореолом общественного интереса. В XIX веке дуэльный кодекс претерпевает изменения. С середины XIX века он не имеет большого значения для дуэлянтов, не играет особой роли в поединке. В начале века вызов на дуэль передается секундантом, в конце века – самим дуэлянтом, а повод для дуэли вообще может быть не пояснен. Также не важно наличие секундантов. Меняется и отношение к дуэли. В начале века к дуэли относились серьезно, как к институту, в конце века к дуэли и ко всем ее ритуалам начинают относиться иронично. Единственное, что остается неизменным, - это преддуэльноеоговорение условий поединка, хотя в конце века об условиях позволяется договариваться практически во время дуэли.

И хочу закончить свой реферат словами поэта Ряшенцева

Года уходят неотложно…

Дуэль исчезла навсегда.

И это к лучшему возможно,

Но Боже мой, как стало сложно,

Ах, Боже мой, как стало сложно

Призвать к ответу подлеца!

Список литературы

  1. А.С.Пушкин: «Капитанская дочка», «Выстрел» , «Евгений Онегин»

  2. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

  3. И.С.Тургенев «Отцы и дети»

  4. А.Дюма «Три мушкетера»

  5. В. Скотт «Айвенго»

  6. Ю. Ряшенцев «Сборник стихов»

  7. Ю. Ряшенцев «Сборник стихов»

  8. Ю.М.Лотман « Статьи к роману «Евгений Онегин»»

  9. Петр 1 «Устав воинский»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа на тему icon Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу М. 3 дисциплин ооп впо (магистратуры) «Политическое консультирование» по...
Исследовательская работа на тему icon Исследовательская работа по литературе на тему: «Образ Демона в русской художественной культуре»
Введение 2
Исследовательская работа на тему icon Исследовательская работа По направлению «Моя школа» На тему «Национальная одежда»
Научный Преподаватель высшей квалификационной категории Е. А. Бугрова
Исследовательская работа на тему icon Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа....
«Медиариторика», научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ооп магистратуры и адресована студентам...
Исследовательская работа на тему icon Исследовательская работа по информатике на тему «Минусы и плюсы Интернета»
Информационные технологии наиболее быстро развивающаяся область в современном мире
Исследовательская работа на тему icon Исследовательская работа на тему «Вклад М. В. Ломоносова в развитие современной науки»
Исполнители: студенты 1 курса, 104 группы специальности 111801 «Ветеринария» Зверева А. и Сафуганова З
Исследовательская работа на тему icon Исследовательская работа. Тема: «Фразеологические единицы, обозначающие эмоции человека»
Исследовательская работа посвящена анализу фразеологических единиц со значением «эмоции человека»
Исследовательская работа на тему icon Исследовательская работа на тему: «Золотое сечение в искусстве и архитектуре»
Теорему Пифагора знает каждый, а вот что такое деление отрезка в среднем и крайнем отношении, то есть «золотое сечение» – далеко...
Исследовательская работа на тему icon Исследовательская проектная работа по русской литературе на тему:...
Выбор данной темы мною объясняется огромной любовью к творчеству великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина
Исследовательская работа на тему icon Конкурс «Первые открытия» исследовательская работа на тему «выращивание...
Однажды мы с папой и мамой пришли в магазин детских игрушек, и там я увидела набор для выращивания кристаллов. Я задумалась: а смогу...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции