Конспект открытого урока литературы: «Друзья мои, прекрасен наш союз»




Скачать 109.42 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока литературы: «Друзья мои, прекрасен наш союз»
Дата публикации13.10.2014
Размер109.42 Kb.
ТипКонспект
literature-edu.ru > Литература > Конспект

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональный лицей № 114

Московской области


Конспект открытого урока литературы:

«Друзья мои, прекрасен наш союз»

По творчеству А.С. Пушкина

(с использованием презентации)

Урок подготовлен и проведен

к Дню рождения лицея

Преподаватель:

Попова Елена Ивановна


2011-2012

Цели урока.
Дидактическая: повторить фрагменты изученных в средней школе произведений Пушкина, привлечь к повторению личностное восприятие творчества поэта, познакомить учащихся со страницами его детства и учебы в лицее, сформировать представление о роли лицейских лет в его творчестве.
Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, способность грамотно излагать свое мнение, а также свои размышления в сочинениях миниатюрного жанра.


План урока.


  1. Беседа с учащимися о роли Пушкина в жизни каждого человека и его роли в русской литературе.

  2. Презентация темы: «И снова празднует лицей…»

  3. Стихотворения поэта о лицее.

  4. Осмысление учащимися роли лицея в жизни поэта и его творчестве.

  5. Творческая работа учащихся над созданием сочинений – миниатюр.

  6. Рефлексия. Подведение итогов урока, знакомство с работами учащихся.



Оборудование урока.
Конспект урока, подготовленные для выразительного чтения стихотворения А.С. Пушкина, презентация темы «И снова празднует лицей…», выставка произведений поэта, компьютер, видеопроектор, экран, видеомагнитофон, фрагмент фильма «Пушкинская Москва».

Ход урока.
Сегодня 19 сентября. Этот день мы традиционно отмечаем как День рождения нашего лицея. А почему? Ведь любое учебное учреждение открывается к началу учебного года. И логичнее, может быть, было бы праздновать наш День рождения 1 сентября, в День Знаний?

Беседа с учащимися.

Да, эта традиция не случайна и связана она с именем величайшего русского поэта А.С. Пушкина. Имя Пушкина знакомо и близко каждому русскому человеку, независимо от того, насколько он любит и разбирается в литературе. Давайте сейчас обратимся к своим детским воспоминаниям. Как и когда вы впервые столкнулись с именем Пушкина?

Какие произведения поэта читали в средней школе?

У меня тоже есть свои первые о поэте. Как и у многих из вас, это «Сказка о Царе Салтане», «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях». А еще мне почему-то вспоминаются иллюстрации из детских книг: запомнилась картина Врубеля «Царевна-Лебедь», изображение могучего дуба и черного кота на золотой цепи. Все это навсегда связано с прекрасным миром детства. А еще в нашей семье бережно хранили и передавали из поколения в поколение одну очень памятную мне книгу.

Я часто рассматривала в ней фотографии, картины, в школе изучала по ней биографию поэта, а сегодня она поможет мне на уроке поближе познакомить вас с великим поэтом.

Слайд 1.

Перед нами А.С. Пушкин.

На этой картине Пушкин будто идет нам навстречу, и кажется, сейчас он протянет руку и скажет: Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!

«Пушкин принадлежал к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее и потому самому уже не могут принадлежать одному только прошедшему», - писал критик Белинский.

Как вы думаете, что помогло Пушкину стать настоящим гением русской культуры?

Учащиеся выдвигают свои версии.

Несомненно, корни человека в его семье, в его детстве, в его близких людях, друзьях, а для Пушкина бесспорно в лицее. Вот об этом: о детстве и лицейских годах поэта мы сегодня и поговорим.

2 слайд.

Перед вами родители Пушкина: Надежде Осиповна Пушкина (урожденная Ганнибал) и Сергей Львович Пушкин.

3 слайд.

Пушкин родился в самом сердце России – Москве, в старинной, но обедневшей дворянской семье, о чем в церкви Сретенского Сорока в 1799 году была сделана вот эта запись.

4 слайд. 5 слайд.

Пушкины жили весело и открыто, и всем домом заведовала больше старуха Ганнибал (бабушка по линии матери). Очень умная, дельная, рассудительная женщина; она умела дом вести, как следует, и она больше занималась детьми. Старший внук ее Саша был кудрявый мальчик со смуглым личиком с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались.

«Пушкин был родовой москвич. Нет сомнения, что первым зародышем дарования своего, кроме благодати свыше, обязан он был окружающей атмосфере: благоприятной тогдашней московской жизни», - писал современник Пушкина Вяземский.

Итак, мы в Москве конца 18 начала 19 века.

Видеофрагмент.

6 слайд. (Текст)

Разнообразной и живой

Москва пленяет пестротой,

Старинной роскошью, пирами,

Невестами, колоколами,

Забавной легкой суетой,

Невинной прозой и стихами.

Ты там на шумных вечерах

Увидишь важное безделье,

Жеманство в тонких кружевах

И глупость в золотых очках,

И тяжкой знатности веселье,

И скуку с картами в руках.

1819г.

7 слайд.

О маленьком Пушкине так вспоминал его брат Лев Сергеевич: «Страсть к поэзии проявилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей… Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца читал книги одну за другой. Пушкин был одарен памятью необыкновенной…»

8 слайд.

Говоря о домашних влияниях на Пушкина нельзя умолчать о няне его, Арине Родионовне. Она ему передавала волшебные сказания русской старины, знакомила его с русской речью, внушала ему народные чувства и воззрения.

Ах, умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоняя,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

«Сон». 1816г.

Такой была семья и окружающая юного Пушкина атмосфера. Именно она пробудила в нем первые поэтические способности. А развиться им предстояло в новом учебном заведении, открытом Александром I в 1811 году в Царском селе. Царско-Сельский лицей стал для Пушкина самой близкой отчизной, отчизной души.

9 слайд.

Пушкина привезли в Царское село летом 1811, вскоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в то время поэт, оказавший на племянника большое влияние. В Петербурге юный Пушкин поселился в его доме, здесь он жил все лето, усердно готовясь к вступительным экзаменам.

10 слайд.

19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие царско-сельского лицея, на котором присутствовала даже царская семья.

Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства. В нем предполагалось обучать и царских детей – великих князей. Позже АлександрI отказался от этих намерений, но интереса к лицею не утратил.

11 слайд.

Программа в лицее предусматривала изучение множества наук: математика, история, литература, философия, греческий язык, латынь и другие предметы.

12 слайд.

Директором лицея был назначен Василий Фёдорович Малиновский, с которым, как и с братьями его, Сергей Львович находился в дружеских отношениях. При помощи его двенадцатилетний Пушкин был принят в счет тех 30 воспитанников, из которых, по положению, должен был состоять весь лицей. Слайд 13.

«Любимым преподавателем Пушкина был Куницын. О лекциях Куницына Пушкин вспоминал всегда с восхищением и лично к нему до смерти своей сохранил неизменное уважение», - писал лицеист Плетнев.

В своей речи в день открытия лицея Куницын говорил: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и отчеству должны быть вашими руководителями. Исполните лестную надежду, на вас возлагаемую и время вашего воспитания не будет потеряно». Слова Куницына я записала для Вас на доске. Как вы считаете, являются ли слова актуальными для вас, сегодняшних учеников?

Учащиеся высказывают свои мнения. Слайд 14.

О том, как проходили занятия, вспоминают лицеисты, друзья Пушкина: «Благодаря Богу. У нас, по крайней мере, царствует с одной стороны свобода…В классах бываем недолго: семь часов в день; больших уроков не имеем; летом досуг проводим на прогулке, зимою в чтении книг, иногда представляем театр, с начальниками обходимся без страха, шутим с ними смеемся.

Мы мало учились в классе, но много в чтении и беседе»

Слайд 15. Жили лицеисты в небольших комнатах, кельях, как они их называли, по два человека. Многие не имели возможности поехать домой даже на каникулы, некоторых приезжали навещать родители в лицей. Эта постоянная необходимость жить вместе, приучила лицеистов во всем помогать и поддерживать друг друга. В лицее организовалась настоящая сплоченная семья.

Слайд 16.

Лицеист Пушкин выделялся среди своих товарищей: «Пушкин постоянно и деятельно участвовал во всех лицейских журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы… Естественно, он был во главе литературного движения, сначала в стенах лицея, потом вне его…»

«А вот математика и экономика давались Пушкину с трудом, по этим предметам он часто получал удовлетворительно и предпочитал на них сочинять стихи». Слайд 17.

Природа, кроме поэтического таланта, наградила Пушкина изумительной памятью и проницательностью. Ни одно чтение, ни один разговор, ни одна минута размышления не пропадали для него на целую жизнь. Его голова, как хранилище разнообразных сокровищ, была полна материалами для предприятий разного рода. На первый взгляд рассеянный и невнимательный, он выносил их объяснений своих профессоров больше своих товарищей

Мы все видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал высказываться и важничать...

Слайд 18.

Поэт наш, удаляясь нередко в уединенные залы Лицея или в тенистые аллеи сада, грозно насупив брови и надув губы, с искусанным от досады пером во рту, как бы усиленно боролся иногда с прихотливою кокеткою музою. А между тем мы все видели и слышали потом, как всегда легкий стих его вылетал подобно «пуху из уст Эола».

Итак, мы узнали, как относились к юному поэту его друзья?

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при криках лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Слайд 19.

Укрывшись в кабинет,

Один я не скучаю

И часто целый свет

С восторгом забываю.

Друзья мне – мертвецы,

Парнасские жрецы;

Над полкою простою

Под тонкою тафтою

Со мной они живут.

Певцы красноречивы,

Прозаики шутливы

В порядке стали тут.

«Городок». 1815г.

Слайд 20.

Перед вами книги, которые читал в лицее Пушкин: сочинения Ломоносова, пьесы Мольера, Фонвизина, труды Вольтера, басни Крылова и многое другое. А что из этих книг читали вы? Как вы думаете, образование, полученное Пушкиным сильно отличается от того, что получаете вы? Почему? Чем?

Слайд 21.

За пределами лицея Пушкин ухаживал за хорошенькими актрисами графа толстого и другими симпатичными девицами. Он всерьез влюблялся, участвовал в студенческих пирушках и проказах.

Слайд 21.

Перед вами шуточный рисунок одного из лицеистов Илличевского. На нем изображен ближайший друг Пушкина Кюхельбекер. Подобные чертята вселялись порой и в юного Пушкина.

Слайд 22.

Большое влияние на патриотический дух всех лицеистов оказала Отечественная война 1812 года. Юношей охватило величайшее патриотическое воодушевление. Начиналось оно с того, что учащие провожали все гвардейские полки, потому что они проходили на Москву через Царское Село.

Слайд 23.

После проводов одной из ратей воспитанники до того одушевились патриотизмом, что, готовясь к французской лекции, побросали грамматику под лавки и столы.

Этот дух величайшего патриотизма отразился потом в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе», которое Пушкин читал на экзамене в присутствии великого поэта Державина.

Слайд 24.

Утешься, мать градов России,

Воззри на гибель пришлеца.

Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,

Их кровь не престает в снегах реками течь;

Бегут – и в тьме ночной их хлад и смерть сретают,

А с тыла гонит россов меч.

В Париже росс! – где факел мщенья?

Поникни, Галлия главой.

Но, что я зрю? Герой с улыбкой примиренья

Грядет с оливою златой.
Так изображает Пушкин картину вступления победоносных русских войск в Париж. Слайд 25.

Вот что вспоминал об этом экзамене друг Пушкина Пущин: «На публичном нашем экзамене Державин своим благословением увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья-товарищи его гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои «Воспоминания в Царском Селе». В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца. Читал Пушкин с необыкновенным оживлением.

Слайд 26.

А сам Пушкин в романе «Евгений Онегин» напишет так:

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей…

И свет ее с улыбкой встретил;

Успех нас первый окрылил;

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Слайд 27.

Дух вольнодумства поддерживали в лицее и гусары: «Вне лицея Пушкин был знаком с некоторыми отчаянными гусарами, и жившими в то время в Царском Селе». « К гусарам приезжало множество гостей из столицы, - молодые люди стали постепенно получать идеи либеральные, которые кружили в свете… В лицее начали читать запрещенные книги, там находился архив всех рукописей, ходивших тайно порукам, и наконец пришло к тому, что если надлежало отыскать что-либо запрещенное, то прямо шли в лицей.

Слайд 28.

Лицейские годы текли быстро… И вот сданы последние экзамены. 7 июня 1817 года Пушкин получает свидетельство об окончании лицея.

Слайд 29.

Но лицей и лицейское братство навсегда остается в душе поэта. Среди лицейских друзей особенно близкими и дорогими на всю жизнь стали Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. Каждый год они встречались 19 сентября и отмечали День Рождения Лицея и лицейского братства.

Лицей был той живой, плодотворной средой, которая воспитала молодых людей. Дружеские беседы развивали ум, красноречие и приучали к душевной открытости. Занятия и прогулки по парку приобщали к прошлому человечества и его культуре. Поэтический талант великого литературного гения развивался в условиях свободы и дружеского взаимопонимания. Все это навеки поселило в сердце поэта любовь к лицею.

Дорогой для него дате поэт не раз посвящает свои стихи. Давайте послушаем строки из них.

Какие чувства звучат в этих стихах? Почему в них так много грусти? О чем сожалеет поэт? Как вы думаете, почему Пушкин с таким теплом всю жизнь вспоминал лицей?

Сегодня в день рождения нашего лицея, в этот юбилейный год я хочу пожелать вам, чтобы ваши воспоминания о лицее были также радостны и светлы, как воспоминания великого поэта. Пусть ваши студенческие годы будут не только последними годами беспечности и юношеской бесшабашности, но прежде всего временем поиска своей дороги, своего места в жизни.

А теперь я хочу предложить вам поработать самим и проявить свои литературные таланты. Поразмышляете на тему: «И снова празднует лицей…», напишите о своих первых впечатлениях о лицее, его традициях, учителях, может быть вы сможете провести параллель с пушкинским временем или напишите о тех мыслях о нашем училище, которые посетили вас именно сегодня, в день его рождения.

Учащиеся работают над созданием сочинений – миниатюр.

В конце урока читаются одна- две миниатюры.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока литературы: «Друзья мои, прекрасен наш союз» iconУрок на тему: «Друзья мои, прекрасен наш союз…»
А. С. Пушкина лицейского периода, с условиями, в которых формировался его характер, мировоззрение, развивался поэтический талант

Конспект открытого урока литературы: «Друзья мои, прекрасен наш союз» iconУрока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района

Конспект открытого урока литературы: «Друзья мои, прекрасен наш союз» iconКонспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского...
Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе

Конспект открытого урока литературы: «Друзья мои, прекрасен наш союз» iconПлан-конспект открытого урока литературы в 5 классе Бочкарева Ирина Витальевна
Цель: на примере текста «Царь Мидас» рассмотреть отражение представлений о человеке и окружающем мире жителей Древней Греции

Конспект открытого урока литературы: «Друзья мои, прекрасен наш союз» icon«Прекрасен наш союз» «Золотая калоша» Поздравления «Учителями славится Россия»
Спортивные занятия позволяют избежать опасности развития сердечнососудистых заболеваний, поддерживать тонус организма, прекрасно...

Конспект открытого урока литературы: «Друзья мои, прекрасен наш союз» iconКонспект урока литературы в 6 классе Тема: «Лицейские друзья Пушкина. «И. И. Пущину»
Место работы Приморский край Кировский район, пос. Кировский, моку сош №1 пос. Кировский

Конспект открытого урока литературы: «Друзья мои, прекрасен наш союз» iconКонспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…»
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,...

Конспект открытого урока литературы: «Друзья мои, прекрасен наш союз» iconКонспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» как интерпретация реальных событий»

Конспект открытого урока литературы: «Друзья мои, прекрасен наш союз» iconКонспект открытого урока в 9 классе по теме: «Любовная лирика А. С. Пушкина»
Оборудование: сборник произведений А. С. Пушкина, письма, фотографии и портреты А. С. Пушкина, сестер Раевских, Е. Воронцовой, А....

Конспект открытого урока литературы: «Друзья мои, прекрасен наш союз» iconПлан-конспект урока фио (полностью) Журавлёва Анна Васильевна
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина и его ролью в классике русской литературы

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции