Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе на 20




Скачать 145.69 Kb.
Название Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе на 20
Дата публикации 13.10.2014
Размер 145.69 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЖЕРДЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


Рассмотрена и согласована методическим объединением

Протокол № __

от «___» ____________ 2010 г.




УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ЖердевскойООШ

______________Г.В.Голубева

«___» _____________ 2010 г.










Принята на методическом (педагогическом) совете

Протокол № __

от «___» ____________ 2010г.

















Рабочая программа
по литературному чтению

в 4 классе
на 2010-2011 учебный год

г. Жердевка

2010


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение», утверждённой, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, учебным планом школы.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Курс литературного чтения для 1-4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Цель курса литературного чтения - ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  1. развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  2. учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  3. развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  4. формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  5. обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе; формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни. Приобщая его к классике художественной литературы;

  6. расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребёнка;

  7. обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

  8. работать с различными типами текстов;

  9. создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы. Для реализации программы используется учебник Климанова, Л.Ф., Горецкий, В.Г., Голованова, М.В. Родная речь: 4 класса. – М.: Просвещение, 2006.
Содержание рабочей программы

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут избежать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно – информационная сторона текста. В поле внимания начинающего читателя оказывается образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентиры и нравственные проблемы, волнующие писателя.

Учебная программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику изучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно – эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения вошли преимущественно художественные тексты. Внимание привлекается к тому, что перед детьми не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые открывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребёнке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им, как средство создания словесно – художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Литературоведческий принцип находит своё выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения принцип нацеливает на рассмотрение таких аспектов произведения, как тема, проблематика, нравственно – эстетическая идея, художественная драма, композиция.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. Развитие навыка чтения на четвёртом году обучения – наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

Кроме навыка чтения и традиционных для программ речевых умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сюжетный и полный пересказ) в программу литературного чтения включается такой раздел, как «Круг чтения», который должен постепенно расширить читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и её охране, об истории нашей Родины, что помогает накоплению социально – нравственного опыта ребёнка.

При обучении чтению знания детей должны пополняться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительно – выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в её содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально – чувственного отношения к действительности». Этот раздел даёт возможность включить в процесс обучения те приёмы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, тем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно – чувственным опытом и умением ребёнка воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

Программа

4 класс

Количество часов в год – 102.

Количество часов в неделю – 3.

Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.

Летописи. Былины. Жития. (8 часов)

О былинах.

«Ильины три поездочки».

Летописи. Жития.

«И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда…»

«И вспомнил Олег коня своего…»

«Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики (15 часов)

1. П.П.Ершов «Конёк-горбунок» (отрывок); 2. А.С.Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; 3. М.Ю.Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4. А.П.Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (8 часов)

1. Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…», 2. А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот…»; 4. А.Н.Плещеев «Дети и птичка»; 5. И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями …»; 6. Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; 7. И.А.Бунин «Листопад».

Литературные сказки (12 часов)

1. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»;2. П.П.Бажов «Серебряное копытце»; 3. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»; 4. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Делу время – потехе час (7 часов)

1. Е.Д.Шварц «Сказка о потерянном времени»; 2. В.Ю.Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3. В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

Страна далёкого детства (6 часов)

  1. Б.С.Житков «Как я ловил человечков»; 2. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; 3. М.М.Зощенко «Ёлка».

Поэтическая тетрадь (4 часа)

  1. В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская»; 2. С.А.Есенин «Бабушкины сказки»; 3. М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства».

Природа и мы (11 часов)

1. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; 2. А.И.Куприн «Барбос и Жулька»; 3. М.М.Пришвин «Выскочка»; 4. К.Г.Паустовский « Скрипучие половицы»; 5. Е.И.Чарушин «Кабан»; 6. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (6 часов)

1. Б.Л.Пастернак «Золотая осень»; 2. С.А.Клычков «Весна в лесу»; 3. Д.Б.Кедрин «Бабье лето»; 4. Н.М.Рубцов «Сентябрь»; 5. С.А.Есенин «Лебёдушка».

Родина (5 часов)

1. И.С.Никитин «Русь»; 2. С.Д.Дрожжин «Родине»; 3. А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»; 4. Б.А.Слуцкий «Лошади в океане».

Страна «Фантазия» (5 часов)

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».

К.Булычёв «Путешествие Алисы»

Зарубежная литература (15 часов)

1. Дж.Свифт «Путешествие Гулливера»; 2. Г.Х.Андерсен «Русалочка»; 3. М.Твен «Приключения Тома Сойера»; 4. С.Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».
Учебно – тематический план




п/п

Тема

Количество

часов на

изучение

1

Летописи, былины, сказания, жития

8

2

Чудесный мир классики

15

3

Поэтическая тетрадь

8

4

Литературные сказки

12

5

Делу время – потехе час

7

6

Страна детства

6

7

Поэтическая тетрадь

4

8

Природа и мы

11

9

Поэтическая тетрадь

6

10

Родина

5

11

Страна Фантазия

5

12

Зарубежная литература

15




Итого

102


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературного чтения обучающиеся должны:

- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- знать названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

- знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

-уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперируем, как и чем завершил свой ответ;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

знать/понимать

- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

- читать осознанно текст художественного произведения целыми словами (слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам), выделение при чтении важных по смыслу слов, соблюдение пауз между предложениями и частями текста, темп чтения не менее 90 слов в минуту;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- составлять рассказ о своих наблюдениях в связи с чтением;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. самостоятельного чтения книг;

  2. высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  3. самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам.


Литература и средства обучения:

Климанова, Л.Ф., Горецкий, В.Г., Голованова, М.В. Родная речь: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2006.

Климанова, Л.Ф. Уроки литературного чтения: метод. Пособие к учебнику «Родная речь. 4 класс». – М.: Просвещение, 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе на 20 icon Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с требованиями фгос ноо и авторской программы «Литературное...
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе на 20 icon Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного...
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе на 20 icon Рабочая программа по литературному чтению для базового уровня изучения...
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по литературному чтению для общеобразовательных школ
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе на 20 icon Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе на 20 icon Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению в 4 классе
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе на 20 icon Рабочая программа по литературному чтению для 3 классов умк «Школа России» (фгос)
Рабочая учебная программа по литературному чтению адресована учителям мбоу «ксош №1», работающим в 3 классах по умк «Школа России»...
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе на 20 icon Программа по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова
Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными...
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе на 20 icon Программа по литературному чтению. Пояснительная записка
Программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе на 20 icon Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе На 2013-2014 уч год
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности...
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе на 20 icon Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе Пояснительная записка
В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение» система Л. В. Занкова.(Сборник программ начального общего образования. Самара: Издательство...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции