Скачать 145.69 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЖЕРДЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе на 2010-2011 учебный год г. Жердевка 2010 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение», утверждённой, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, учебным планом школы. Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др. Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Курс литературного чтения для 1-4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Цель курса литературного чтения - ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы. Для реализации программы используется учебник Климанова, Л.Ф., Горецкий, В.Г., Голованова, М.В. Родная речь: 4 класса. – М.: Просвещение, 2006. Содержание рабочей программы Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут избежать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно – информационная сторона текста. В поле внимания начинающего читателя оказывается образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентиры и нравственные проблемы, волнующие писателя. Учебная программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику изучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно – эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения вошли преимущественно художественные тексты. Внимание привлекается к тому, что перед детьми не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые открывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребёнке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства. Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им, как средство создания словесно – художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. Литературоведческий принцип находит своё выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения принцип нацеливает на рассмотрение таких аспектов произведения, как тема, проблематика, нравственно – эстетическая идея, художественная драма, композиция. Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. Развитие навыка чтения на четвёртом году обучения – наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения. Параллельно с формированием беглого чтения ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений. Кроме навыка чтения и традиционных для программ речевых умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сюжетный и полный пересказ) в программу литературного чтения включается такой раздел, как «Круг чтения», который должен постепенно расширить читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и её охране, об истории нашей Родины, что помогает накоплению социально – нравственного опыта ребёнка. При обучении чтению знания детей должны пополняться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительно – выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в её содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально – чувственного отношения к действительности». Этот раздел даёт возможность включить в процесс обучения те приёмы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей. Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, тем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно – чувственным опытом и умением ребёнка воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту. Программа 4 класс Количество часов в год – 102. Количество часов в неделю – 3. Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений. Летописи. Былины. Жития. (8 часов) О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда…» «И вспомнил Олег коня своего…» «Житие Сергия Радонежского». Чудесный мир классики (15 часов) 1. П.П.Ершов «Конёк-горбунок» (отрывок); 2. А.С.Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; 3. М.Ю.Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4. А.П.Чехов «Мальчики». Поэтическая тетрадь (8 часов) 1. Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…», 2. А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот…»; 4. А.Н.Плещеев «Дети и птичка»; 5. И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями …»; 6. Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; 7. И.А.Бунин «Листопад». Литературные сказки (12 часов) 1. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»;2. П.П.Бажов «Серебряное копытце»; 3. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»; 4. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Делу время – потехе час (7 часов) 1. Е.Д.Шварц «Сказка о потерянном времени»; 2. В.Ю.Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3. В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Страна далёкого детства (6 часов)
Поэтическая тетрадь (4 часа)
Природа и мы (11 часов) 1. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; 2. А.И.Куприн «Барбос и Жулька»; 3. М.М.Пришвин «Выскочка»; 4. К.Г.Паустовский « Скрипучие половицы»; 5. Е.И.Чарушин «Кабан»; 6. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Поэтическая тетрадь (6 часов) 1. Б.Л.Пастернак «Золотая осень»; 2. С.А.Клычков «Весна в лесу»; 3. Д.Б.Кедрин «Бабье лето»; 4. Н.М.Рубцов «Сентябрь»; 5. С.А.Есенин «Лебёдушка». Родина (5 часов) 1. И.С.Никитин «Русь»; 2. С.Д.Дрожжин «Родине»; 3. А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»; 4. Б.А.Слуцкий «Лошади в океане». Страна «Фантазия» (5 часов) Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». К.Булычёв «Путешествие Алисы» Зарубежная литература (15 часов) 1. Дж.Свифт «Путешествие Гулливера»; 2. Г.Х.Андерсен «Русалочка»; 3. М.Твен «Приключения Тома Сойера»; 4. С.Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете». Учебно – тематический план
Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения литературного чтения обучающиеся должны: - владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту; - понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами; - передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение; - составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный); - вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования; - выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; - самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; - знать названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков; - знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы; - знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать; - знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них; -уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперируем, как и чем завершил свой ответ; - давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания. знать/понимать - названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; уметь - читать осознанно текст художественного произведения целыми словами (слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам), выделение при чтении важных по смыслу слов, соблюдение пауз между предложениями и частями текста, темп чтения не менее 90 слов в минуту; - определять тему и главную мысль произведения; - пересказывать текст (объем не более 1,5 с.); - делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - составлять рассказ о своих наблюдениях в связи с чтением; - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); - создавать небольшой устный текст на заданную тему; - приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); - различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные; - приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; - различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Литература и средства обучения: Климанова, Л.Ф., Горецкий, В.Г., Голованова, М.В. Родная речь: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2006. Климанова, Л.Ф. Уроки литературного чтения: метод. Пособие к учебнику «Родная речь. 4 класс». – М.: Просвещение, 2005. |
Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с требованиями фгос ноо и авторской программы «Литературное... |
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного... |
||
Рабочая программа по литературному чтению для базового уровня изучения... Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по литературному чтению для общеобразовательных школ |
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы |
||
Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению в 4 классе «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования... |
Рабочая программа по литературному чтению для 3 классов умк «Школа России» (фгос) Рабочая учебная программа по литературному чтению адресована учителям мбоу «ксош №1», работающим в 3 классах по умк «Школа России»... |
||
Программа по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными... |
Программа по литературному чтению. Пояснительная записка Программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта... |
||
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе На 2013-2014 уч год Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности... |
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе Пояснительная записка В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение» система Л. В. Занкова.(Сборник программ начального общего образования. Самара: Издательство... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |