Скачать 55.73 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 1 имени Ч.Т.Айтматова» пгт Кукмор Кукморского района Республики Татарстан Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Образ няни в стихотворениях А.С.Пушкина» ( 5 класс ) Шакирова Ильмира Павловна, учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории 2009 год Тема: Образ няни в стихотворениях А.С.Пушкина. Цели:1.познакомить с детством поэта, с периодом Михайловской ссылки; помочь осознать роль няни в жизни поэта; показать мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; 2.развивать навыки выразительного чтения; 3.воспитывать любовь и чуткость к близким нам людям, отзывчивость. Наглядность: альбом «А.С.Пушкин», репродукция картины Н.Г.Ге «А.С.Пушкин в Михайловском», портрет А.С.Пушкина, памятник А.С.Пушкину в Москве (фотография), ученическая газета «Подруга дней моих суровых…», компакт-диск «Пушкин в зеркале двух столетий» Словарная работа: обветшалая лачужка веретено Эпиграф на доске: Вот опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет - уж за стеною Не слышу я шагов ее тяжелых, Ни кропотливого ее дозора. Не буду вечером под шумом бури Внимать ее рассказам, затверженным С издетства мной. Ход урока: I. Вступительное слово учителя. В центре Москвы на Тверском бульваре стоит памятник А.С.Пушкину. Народ воздвиг этот памятник поэту за то, что он пробуждал в душах людей «чувства добрые», благородство, чувство собственного достоинства, свободолюбие. На пьедестале памятника высечены пророческие слова: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык… Эти слова поэта сбылись в наши дни. Его стихи читают и любят все народы нашей страны. И это понятно. Пушкин горячо любил свою родину, мечтал видеть ее счастливой. II. Проверка опережающего домашнего задания. Учитель: Дома вы должны были прочитать вступительную статью об А.С.Пушкине и приготовить устный рассказ по готовому плану. ПЛАН 1.Детство в московском доме. 2.Няня Арина Родионовна. 3.Ссылка в Михайловское. III. Рассматривание фотоснимков Михайловского. IV. Слово учителя. Пребывание поэта в Михайловском было вынужденным, а круг его общения крайне ограниченным. Особенно трудно давалась ему долгая студеная зима, завывание вьюги будило грустные размышления. В один из таких вечеров он написал свои стихи, обращенные к няне. Потому что именно няня становится для него в этот период самым близким другом. Давайте прослушаем стихотворение «Зимний вечер» (1825 г.) V.Прослушивание стихотворения «Зимний вечер» в исполнении Царева. VI. Словарная работа учащихся в тетради. Какие слова были для вас незнакомы? Обветшалая - ветхая, старая. Лачужка - небольшая старая избушка. Веретено - ручное приспособление для прядения. VII.Беседа по стихотворению «Зимний вечер» 1.Какие картины возникли в вашем воображении после прослушивания стихотворения? 2.Какие чувства вызывает у поэта картина зимней вьюги? 3.С чем сравнивает Пушкин метель? 4.Скажите, изменяется ли лирическое чувство поэта к концу стихотворения? 5.Каково отношение поэта к няне? В каких словах оно выражено наиболее точно? VIII. Выразительное чтение стихотворения «Зимний вечер» учащимися. IX. Слово учителя. Сыновняя любовь поэта к старушке-няне вдохновила его на самые задушевные, проникновенные и трогательные строки. Расставшись с няней, Пушкин часто вспоминал ее, вызывал в своем воображении ее образ, мысленно обращался к ней, зная, как она беспокоится о его судьбе. X.Выразительное чтение учителем стихотворения «Няне» (1826г.) и анализ по вопросам. 1.Что можно сказать , прочитав это стихотворение, об отношении поэта к своей няне? (чувство любви и нежности) 2.Какой вы представляете себе няню Пушкина? 3.Как вы думаете, каким было настроение поэта, когда он писал это стихотворение? XI. Беседа по картине Н.Н.Ге «Пушкин в Михайловском». Опишите, кого вы видите на картине. Дополнение учителя: На картине мы видим Пушкина и Пущина. Они друзья с лицейских лет. Пущин внимательно слушает сочинение Пушкина. Но какое участие в этой беседе принимает няня? Ее поза выражает глубокую заинтересованность происходящим. Няня наклонилась несколько вперед, спицы замерли в ее руках. На лице выражение живого внимания, губы чуть тронула улыбка. Она счастлива, находясь среди милых и близких сердцу людей; здесь ее любимый воспитанник, здесь ее семья, мир, где она чувствует себя необходимой. XII. Выразительное чтение стихотворения «Няне» учащимися. (2 ученика). XIII. Выводы учителя. В чем же состоит заслуга Пушкина? Уже известный всей России , всеми признанный поэт не стеснялся открыто высказать самые высокие чувства любви, душевного родства, взаимопонимания в стихотворении, посвященном простой крестьянке, недавней крепостной. Спустя много лет в письме к жене Пушкин писал: «В Михайловском нашел я все по -старому, кроме того, что нет уже в нем няни моей». Затем напишет в одном из первоначальных вариантов одного стихотворения (эпиграф на доске) : Вот опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет- уж за стеною Не слышу я шагов ее тяжелых, Ни кропотливого ее дозора. Не буду вечером под шумом бури Внимать ее рассказам, затверженным С издетства мной. 1.С чем мы познакомились на сегодняшнем уроке? 2.Чему учат стихотворения Пушкина? (любить, заботиться и болеть душой о близких, не бояться говорить им добрые и ласковые слова) XIV. Ученическая газета «Подруга дней моих суровых…». Здесь вы можете узнать дополнительную информацию о няне Пушкина. Арина (« Ирина», «Иринья» по документам) Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758 года в селе Суйда в семье крепостных крестьян помещика А.Апраксина, а через год это село перешло во владение Абрама Петровича Ганнибала. 22 года Арина Родионовна была его крепостной. Десяти лет она потеряла отца, оставившего 7-х детей. С конца 1797 года Арина Родионовна живет в семье Пушкиных как кормилица и няня. Мудрая, заботливая, добрая и чуткая сердцем, Арина Родионовна явилась простой русской женщиной. В письме к своему любимцу из Михайловского в Петербург она пишет: «Любезный друг мой Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме…» По свидетельству современников, Пушкин был необыкновенно чуток к малейшему проявлению доброго чувства по отношению к нему. Вот как в 1859 году ответил Михайловский кучер Петр на вопрос литератора Тимофеева о том, любил ли Пушкин свою няню: Арину-то Родионовну как же еще любил-то, она у него тут вот и жила. И он все к ней коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: «здорова ли, мама», - он ее все мама называл. А она ему, бывало, этак нараспев: «батюшка…, за что ты меня все мамой называешь, какая я тебе мать?» - «разумеется, ты мне мать: не та мать, что родила, а та, что своим молоком вскормила». Арина Родионовна умерла 31 июля 1828 года в Петербурге в доме сестры поэта Ольги Сергеевны. Самые трогательные строки, выражающие нежную и глубокую сердечную привязанность Пушкина, обращены к его няне, это говорит о большой любви поэта к своей подруге-няне. XV.Задание на дом: Выучить наизусть стихотворение «Няне». |
Конкурс моу «цпк» методического мастерства на лучшее видео занятие... Цель: Ознакомление детей с достопримечательностями России, через интерактивное путешествие в Государственный московский музей А.... |
Статьи О проведении ежегодного конкурса профессионального мастерства педагогов дошкольного образования «Лесенка успеха» |
||
Конкурсы профессионального мастерства педагогов Образование (название учебного заведения, специальность по диплому, год окончания) |
Профессиональный конкурс «Учитель года России» ежегодно становится... Его история насчитывает более 20 лет, но главные цели конкурса остаются неизменными: это повышение престижа учительской профессии,... |
||
Женские образы в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Исследовательская работа (образ няни) А сколько там всего! Какая насыщенность сообщениями, чувствами, психологией, характерами… я думаю, у среднего (считающегося хорошим)... |
Порядок организации и проведения Всероссийской олимпиады профессионального... Регламентом организации и проведения Всероссийских олимпиад профессионального мастерства обучающихся в образовательных учреждениях... |
||
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс Знакомство учащихся с выдающимися представителями музыкально-художественной культуры Италии и их произведениями |
План работы методиста по спортивно-оздоровительной работе на 2012-2013 учебный год Цель: Содействие повышению профессионального мастерства и компетентности педагогов дополнительного образования по спортивно-оздоровительному... |
||
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс... Номинация конкурса: «Организация учебного процесса и управление учебным заведением» |
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс Автор: Белоусова Лариса Валерьевна, преподаватель истории гбоу спо со «Ургзк», первая кв категория |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |