Защитники Отечества
перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию
Месяц
|
Формы работы
|
Работа предварительная
и в свободное время
|
Занятия
|
Работа с семьей
(совместные
мероприятия)
|
Праздники,
досуги,
экскурсии,
совместные)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Сентябрь
|
Появление картины В.М Васнецова «Богатыри» в группе. Чтение русских былин: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич»
|
Ознакомление с окружающим: «Где живут богатыри» - ИЗО (комплексное с развитием речи). Чтение: А.Н. Толстой «Курган», А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
Прослушивание пьес М.П. Мусоргского «Богатырские ворота». Беседа о характере богатырей; рисуем богатырей
|
Рекомендовать посещение художественного музея
|
|
Октябрь
|
Просмотр фрагментов фильма «Александр Невский»: используется как погружение в историческое событие; аналогия с русскими богатырями; просмотр иллюстраций В.М. Васнецова, И.С. Глазунова, П.К. Корина, изображающих богатырей
|
Ручной труд: совместная работа – плетение кольчуги из фольги, изготовление доспехов из картона.
Музыкальное ознакомление: С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (прослушивание отрывков); разучивание песни «Вставайте, люди русские»
|
Родительское собрание в форме званого приема. Познакомить родителей с планами работы по патриотическому воспитанию на текущий год, обсудить план совместных мероприятий и участия в них родителей
|
Перед родительским собранием провести «Осенины» - старинный русский праздник; образ – возвращение дружины из похода
|
Ноябрь
|
Чтение стихотворения «На поле Куликовом».
Старший воспитатель рисует совместно с детьми карту, изображающую Куликовскую битву, затем ее разрезают на части и раздают детям для совместного раскрашивания с родителями
|
Ознакомление с окружающим: знакомство с терминами военного искусства (формы ведения боевых действий, наступление, оборона, засадные и осадные полки и т.д.)
|
Домашнее раскрашивание своего куска карты Куликовской битвы
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Декабрь
|
Появление в группе нарисованного гусара. Беседа о красоте его мундира, рассказ о нем.
Показ репродукции картины О.А. Кипренского «Портрет Дениса Давыдова».
Рассматривание набора открыток «Русский военный мундир» и книги «История военного мундира»
|
ИЗО: аппликация по лекалам «Военный мундир» с использованием набора открыток.
|
Рекомендовать посещение экспозиции выставки в Историческом музее «Русское стрелковое оружие»
|
|
Январь
|
Работа с набором открыток «Русский мундир XVIII – XX вв.»: рассматривание, рисование. «Энциклопедия стрелкового оружия»: рассматривание иллюстраций, обмен впечатлениями, индивидуальные беседы с детьми о причинах и необходимости создания оружия в человеческом обществе
|
|
Посещения музея боевой славы в средней школе
|
Викторина «История военного мундира и оружия»: узнать предметы обмундиро-
вания; различить разные виды оружия; составить из разрезных картинок иллюстрацию предмета вооружения; вспомнить солдатские и армейские пословицы и поговорки
|
Февраль
|
Подготовка и постройка (при наличии снега) двух крепостей на физкультурной площадке детского сада. Чтение описания игры «Взятие снежного городка», обсуждение правил и сочинение своих.
Чтение книги А.В. Суворова «Наука побеждать» (отрывки)
|
Развитие речи: составление описания по картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»
|
Совместная постройка крепости, знакомство с правилами военной игры
|
«Масленица» - проведение праздника на улице, в заключение – игра «Взятие снежного городка»
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Март
|
Подготовка и проведение настольной игры «Бородино». Изготовление из картона солдатиков, оружия.
Чтение книги Л.М. Жуковой «Наполеон» и отрывков из книги Д.И. Тихомирова «История России для детей», статьи о М.И. Кутузове, Наполеоне и Отечественной войне 1812 года
|
Ознакомление с художественной литературой: М.Ю. Лермонтов «Бородино», стихи Д. Давыдова о войне 1812 года (чтение и беседа).
Музыкальное ознакомление: слушание отрывков оперы С. Прокофьева «Война и мир», увертюры П.И. Чайковского «1812 год»; подготовка к празднику-балу в честь победы над Наполеоном; разучивание танцев, соответствующих эпохе, романсов, стихов
|
Приглашение на бал мам и бабушек, вместе с кавалерами.
Рекомендовать посетить музей; при наличии транспорта возможно совместное посещение с родителями
|
«Бал в честь победы над Наполеоном»;
Проведение в такой форме праздника «8 Мата»
|
Апрель
|
Постепенное вхождение в образ современной армии и армии времен Великой Отечественной войны.
Сравнение, обсуждение причин изменений, проведение аналогий и поиск различий.
Подготовка ретроспективы детских художественных работ по теме «От защитников – богатырей до защитников наших дней».
|
Музыкальное ознакомление: песни времен Великой Отечественной войны: «Смуглянка», «Синий платочек», «Вставай, страна огромная» и т.д.
|
Участие родителей в подготовке выставки «От защитников – богатырей до защитников наших дней».
Посещение музея
|
Совместная встреча с ветеранами – прабабушками и прадедушками воспитан-
ников и с курсантами военных училищ
|
Май
|
Оформление экспозиции выставки детских и совместных работ к празднику Победы
|
Ознакомление с художественной литературой: поэзия о войне
|
Сбор вещей военного времени, создание экспозиции выставки «Славных дней не смолкнет слава» и декораций к «Вечеру военной песни» (блиндаж).
Подготовка фотовыставки «Фотографии военных лет». Экскурсия 9 мая в Парк 40-летия Победы
|
«Вечер военной
песни» - посиделки в блиндаже
|
Защитники Отечества
(примерное планирование работы
с детьми старшего дошкольного возраста)
Месяц
|
Содержание работы
|
Сочетание с другими
видами деятельности
|
Взаимодействие
с родителями
|
Взаимодей-
ствие
со школой
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Сентябрь
|
Неделя, посвященная Дню города. Тематическое занятие «Москва и Москвичи».
Цель: формировать чувство гордости, уважения к городу-герою, москвичам. Дать знания о героях-москвичах, познакомить с символикой. Рассказы детей «Где я был в Москве»
|
Коллективное рисование «Моя родная улица». Игры-путешествия по городу (с использованием иллюстраций).
Слушание песен о Москве. Тематическая выставка в книжном уголке. Чтение глав из книги С.Алексеева «Они защищали Москву»
|
Родительское собрание «Растим детей патриотами». Выставка художественной литературы о подвигах русского народа
|
Совместный праздник, посвящен-
ный Дню города.
Посещение памятных мест в округе, возложение цветов
|
Октябрь
|
Тематическое занятие «Улицы нашего округа».
Цель: дать знания о достопримечательностях округа»; выделить названия улиц в честь героев-защитников Родины (генерала Антонова, генерала Тюленева, Перекопская и др.)
|
Составление альбома «Я живу на Юго-западе» (подбор фотографий). Конструирование «Дом, в котором я живу»
|
Игра-викторина «Их именами названы улицы «Юго-запада»
|
Ноябрь
|
Экскурсия в музей боевой славы (на базе школы округа).
Цель: познакомить детей с защитниками города, округа; воспитывать любовь к людям старшего поколения; интерес к героической истории
|
Рассматривание символики Российской армии, иллюстраций из книг Ю. Нечаева, Ю. Дмитриева «Флаг и герб», «Награды Родины».
Дидактические игры «Найди свой герб и флаг».
Рассматривание репродукций художников, писавших на военную тематику
|
Рекомендации по подготовке фотовыставки «Есть такая профессия – защищать Родину». Посещение музея
|
Совместная экскурсия в музей боевой славы
|
Декабрь
|
Комплексное занятие «Моя семья».
Цель: познакомить детей с понятием «семья» (особое внимание уделить взаимоотношениям членов семьи), воспитывать уважение и любовь к старшему поколению
|
Рисование «Моя любимая(ый) мама (бабушка), папа (дедушка)».
Индивидуальные беседы с детьми об их членах семьи.
«Копилка» семейных фотографий
|
Рекомендации по составлению генеалогичес-
кого древа с использованием фотографий из семейных архивов. Придумать герб для своей семьи
|
Обмен рисунками «Моя семья».
Придумыва-
ние герба для своей семьи и его защита
|
Январь
|
Совместная викторина «Коли
в армию пошел, то родную
семью нашел».
Цель: закрепить знания пос-
ловиц, поговорок, стихотво-
рений о воинах Российской
армии
|
|
|
|
Февраль
|
Тематическое занятие «Военная присяга».
Цель: познакомить детей, что, присягая Родине, солдаты принимают на себя высокую и почетную обязанность защищать честь, свободу Родины. Во многих воинских частях присягу принимают у памятников боевой славы
|
Досуг, посвященный Дню защитника Отечества.
Рисование или лепка «Животные на службе в армии». Игры детей: «Пограничники», «Воздушные десантники» и т.п.
|
Участие в фотоконкурсе «Есть такая профессия – защищать Родину»
|
Совместный со старшими дошкольни-
ками спортивный праздник
|
Март
|
Неделя, посвященная мамам, бабушкам.
Рассказы детей «Наши славные женщины» (можно с использованием фотографий из семейных альбомов)
|
Рисование «Портрет моей любимой бабушки (прабабушки)».
Аппликация праздничных открыток.
Дидактические игры на закрепление женских профессий.
Сюжетно-ролевые игры «Ателье»
|
Участие в досуге «Тепло любимых песен наших бабушек»
|
Встреча с женщинами – ветеранами войны и труда.
Фотовы-
ставка «Знаменитые женщины в годы войны и мирное время»
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Апрель
|
Интегрированное занятие «День космонавтики». Беседа о космосе и первом космонавте Ю. Гагарине.
Аппликация «Космические приключения».
Цель: уточнить знания детей о космосе и российских космонавтах, развивать умение передавать свои чувства в продуктивной деятельности
|
Организация спортивных игр на участке детского сада.
Дидактические игры: «Космос», «Наш дом во Вселенной». Рисование, аппликация, лепка на «космическую тему». Чтение книги А. Свиридова «Спорт и армия». Выращивание цветущих растений к празднованию Дня Победы
|
Рекомендации по посещению музея
|
Составление кроссвордов на тему «Космос»
|
Май
|
Неделя, посвященная празднованию Дня Победы. Экскурсия к памятным местам, мемориалам, имеющимся в округе. Возложение цветов. Викторина «Мы за мир».
Цель: закрепить знания боевых традиций нашего народа, воспитывать уважение к старшему поколению
|
Досуг, посвященный Дню Победы. Выставка репродукций художников, писавших о Великой Отечественной войне (А. Пластов, К. Васильев).
Слушание песен военно-патриотической тематики.
Просмотр диафильмов о Великой Отечественной войне (например, «Маленький сержант»). Тематическое содержание книжного уголка
|
Рекомендации по посещению памятных мест. Фотоконкурс монументальной скульптуры «Вместе с мамой, вместе с папой»
|
Участие в викторине «Мы за мир». Экскурсии по музею с приглаше-
нием ветеранов войны.
Концерт для участников Великой Отечествен-
Ной войны
|
|