«Сказка о царе Салтане»…




Скачать 101.3 Kb.
Название«Сказка о царе Салтане»…
Дата публикации13.10.2014
Размер101.3 Kb.
ТипСказка
literature-edu.ru > Литература > Сказка
ЧАСТЬ 2. ДЕНЬ.

Учитель. Вот мы уже в пути, утро плавно переходит в день. День это, наверное, самое интересное время суток, за день можно многое успеть. Обычно люди вспоминают, что было днем интересного, что сделали за день. А мы попадаем в мир сказок Пушкина.
Работа с учебником.
Давайте откроем стр.48, познакомимся с темой, посмотрит на интонацию выражения, и вместе прочитаем ее, но для этого нужно взять вдох.

Дети. «Что за прелесть эти сказки!»

Учитель. Чьи это слова?

Дети. Александра Сергеевича Пушкина

Учитель. Одна из сказок Пушкина начинается со слов:

«Три девицы под окном…»

Что это за сказка?

Дети. «Сказка о царе Салтане»…
Учитель. Эту сказку мы любим с самого детства, цитируем любимые отрывки и то, что Пушкин - великолепный сказочник не вызывает никакого сомнения. Но есть еще один сказочник – музыкальный. Именно так во всем мире называют……..
На доске портрет Римского-Корсакова

Дети. Римского-Корсакова

Учитель. В домашнем задании я просила изобразить героев этой сказки. Вы справились с заданием?

Дети показывают рисунки.

Учитель. Спасибо, вы очень постарались, получились прекрасные живописные работы. Ребята, а как вы думаете, легко ли изобразить сказку в музыке?

Дети. Нет, нелегко.

Учитель. Композитор Н.А. Римский-Корсаков, как только прочитал «Сказку о царе Салтане», влюбился в нее и решил написать музыку. После долгой работы появилась одноименная опера - «Сказка о царе Салтане». Скажите, пожалуйста, без чего невозможна ни одна сказка?

Дети. Сказка немыслима без чудес, тогда это будет уже не сказка.

Учитель. Совершенно верно.
Работа с учебником.

Прочтите текст на стр.49.

Дети (читают текст). В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов Пушкина передал в музыке композитор Римский-Корсаков. Послушай вступление ко второму действию оперы «Сказки о царе Салтане…»
Прослушивание Вступление к «Сказке о царе Салтане» и речевое интонирование отрывка под музыку.
Работа с учебником.

Учитель. А теперь прочтите ключевое выражение на странице 49, скоро вы должны дать ему объяснение.

Учитель. Музыкальная живопись.

Учитель. Откройте страницу 50 и найдите объяснение этому ключевому выражению. Ответьте на вопрос, что же такое музыкальная живопись?

Дети. Музыкальная живопись – это яркая картинка, только написанная не звуками, а красками.

Учитель. Какой композитор выступает в роли музыкального живописца? Дети. Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Учитель. Итак, первое чудо…

Дети. Первое чудо – это белочка.

Учитель. Вы помните, какой нарисовал Белку А.С. Пушкин?

Дети. Белка там живет ручная,

Да затейница какая…

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет…
Учитель. Мы будем слушать и рисовать образ белки, применяя пластическое интонирование, а одна пара будет работать с карточками и объяснит нам, какими музыкальными средствами удалось композитору Римскому-Корсакову передать образ пушкинской белки.

На доску учитель помещает рисунки детей с изображением белки.
Дети при прослушивании отрывка используют пластическое интонирование, а пара уч-ся работает по карточкам.
Работа по карточкам в паре

Темп - умеренный,

Регистр - высокий,

Тембр - хрустальный, звенящий,

Мелодия - легкая, отрывистая,

Инструменты – флейта, треугольник, ксилофон
Прослушивание «Три чуда. Белка» Н. А Римского-Корсакова, пластическое интонирование.
Учитель. Удачно справились с этим заданием все, молодцы, ребята.

А нас ждет второе чудо…

Дети. Это богатыри.
Учитель. Какими вы помните пушкинских богатырей?

Дети. В чешуе, как жар, горя

Тридцать три богатыря.

Все красавцы молодые,

Великаны, удалые…
На доску учитель помещает рисунки детей с изображением богатырей.

Учитель. Мы будем работать по такому же принципу, как и в прошлый раз.

Дети при прослушивании отрывка используют пластическое интонирование, а пара уч-ся работает по карточкам.
Работа по карточкам в паре.

Темп – быстрый,

Регистр – низкий и средний,

Тембр - жесткий,

Инструменты – барабаны, трубы,

Мелодия – торжественная, грозная, призывная
Прослушивание «Три чуда. Богатыри» Н. А Римского-Корсакова, пластическое интонирование
Учитель. Третье чудо…

Дети. Это прекрасная Царевна Лебедь.

Учитель. Вы прекрасно помните наизусть поэтические образы предыдущих чудес, так что образ Царевны Лебедь прочтем по учебнику на стр.51, но с соответствующей интонацией!

Дети читают цитату, затем при прослушивании фрагмента используют пластическое интонирование, а двое учащихся работают по карточкам.
На доску учитель помещает рисунки детей с изображением

Царевны Лебеди.
Дети при прослушивании отрывка используют пластическое интонирование, а пара уч-ся работает по карточкам.
Работа по карточкам в паре.

Темп – медленный,

Регистр – высокий,

Тембр – мягкий, убаюкивающий

Инструменты – скрипка, арфа,

Мелодия – плавная, скользящая
Прослушивание «Три чуда. Царевна Лебедь» Н. А Римского-Корсакова,

пластическое интонирование.

Задание №2
Соедините в своих карточках парами три кита и три чуда из «Сказки о царе Салтане»:
Белка марш

Богатыри танец

Лебедь песня

Правильный ответ

Белка песня

Богатыри марш

Лебедь танец
Учитель. Вот так, используя выразительные средства музыки – мелодию, тембр, регистр, темп, - композитор Римский-Корсаков оживил сказку Пушкина. Давайте еще раз повторим, что же такое музыкальная живопись?

Дети. Музыкальная живопись – это яркая картинка, только написанная не звуками, а красками.

Учитель. А как вы объясните понятия «выразительность и изобразительность»?

Дети. Изобразительность – это картинка, которую что мы представляем при прослушивании музыки.

Выразительность – это то, какими выразительными средствами пользовался художник при создании своего произведения: словами, звуками, красками.
ЧАСТЬ 3. ВЕЧЕР.
Учитель. День подходит к концу, наступает вечер, и мы вместе с поэтом наконец-таки добрались до места. Куда же спешил Пушкин?
Работа с учебником.

Давайте откроем стр.46 и вы увидите…..

Дети. Это няня Пушкина Арина Родионовна и ее домик.
Учитель. Правильно, ребята. Давайте прочтем цитату из стихотворения Пушкина.
Дети.

Но я плоды своих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне.

Подруге юности моей…

Учитель. Арина Родионовна Яковлева, которая оказала огромное влияние на творчество Пушкина и была самым близким человеком для поэта. Арина Родионовна была простой крестьянкой, сама не знала грамоты, но сказочницей была необыкновенной. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных былин и песен Пушкин знал благодаря няне, и если бы не было няни, и Пушкин был бы, наверное, другим…
Домашнее задание. Сообщение ученика

Ученик. Вот что писал Аксаков: «До конца дней своих этот блистательный, прославленный поэт, ревностный посетитель гусарских пиров и великосветских гостиниц, не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать свою нежную привязанность к няне, и с глубокою благодарностью величать в ней первоначальную свою музу».

Учитель. Сейчас мы прослушаем пьесу П. И. Чайковского «У камелька» и поработаем в карточках. А творческая группа из 4 учащихся будет готовиться к выполнению своего задания.

Подготовка творческой мастерской –

2 мальчика на роль Пушкина, девочка- няня, мальчик - режиссер.
Прослушивание «У камелька» П.Чайковского из цикла

«Времена года».
Задание №3
Музыка звучит:

взволнованно безмятежно печально

вдохновенно легко мощно

торжественно нежно радостно

светло лирично сурово

энергично героически скорбно
Творческая мастерская.

Можно заготовить заранее элементы костюмов: кудрявый парик, спицы, очки и плед и т. п. Ребята пробуют принять такие позы, как на гравюре.

Няня – девочка в платке со спицами сидит и слушает стихи.

Мальчики выбирают карточки со стихами Пушкина и по очереди читают.

Режиссер проводит кастинг мальчиков на роль Пушкина

1.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна, в глуши лесов сосновых,

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

2.

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.
Учитель. Спасибо творческой мастерской, было очень интересно. А сейчас еще одна творческая мастерская. Ее подготовили две ученицы. Одна прочтет стихотворение М. Пляцковского под аккомпанемент второй ученицы. Эту пьесу для фортепиано она сочинила сама и назвала ее «Няня».
Исполнение ученицей пьесы для фортепиано собственного сочинения «НЯНЯ» и чтение стихотворения М. Пляцковского.
Текут года, звенят негромко реки,

Рассветы зажигают петухи,

Но не подвластны времени вовеки

Горячие бессмертные стихи.

Нас делая добрее и красивей,

Шуршат страницы книг, и под рукой

Ариной Родионовной Россия

Склоняется над пушкинской строкой.

М. Пляцковский
Учитель. Стихотворение Пушкина «Зимний вечер» мы все знаем. Сейчас попробуем спеть его в двух музыкальных прочтениях: на музыку лицейского друга поэта – М. Яковлева и русскую народную песню.
Знакомство с исполнение песни «Зимний вечер» М Яковлева и русской народной песни «Буря мглою небо кроет» и их анализ.
Итог урока:

1. Стихи А.С. Пушкина очень музыкальны, в интонации фраз уже улавливаются различные музыкальные интонации.

2. Многие композиторы на одно и то же стихотворение писали свою музыку, тем самым показывая нам свое музыкальное прочтение стихотворения.

3. При создании картины художники используют краски, а композиторы звуки, это и есть музыкальная живопись.

4. Слушая музыку, ясно представляются живописные картины, музыка как бы рассказывает нам о происходящем, это и есть живописная музыка.

5. В стихах Пушкина и в музыкальных произведениях, написанных на его стихи, есть и выразительность и изобразительность.
Задание №4.
Попробуйте одним словом выразить в своих карточках, что для вас значит Пушкин.

Заключение.

Учитель. Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше чем любовь к великому поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина.

Приложения
Индивидуальные карточки (раздаются в начале урока каждому ученику)

Творческие задания и проверочные тесты к уроку «Один день с Пушкиным»
Задание №1.
Кто из композиторов сочинил это произведение:
Мусоргский

Прокофьев

Свиридов

Чайковский
Задание №2.
Соедините парами три кита и три чуда из «Сказки о царе Салтане»:
Белка марш

Богатыри танец

Лебедь песня

Задание №3
Музыка звучит:
взволнованно безмятежно печально

вдохновенно легко мощно

торжественно нежно радостно

светло лирично сурово

энергично героически скорбно


Задание №4
Попробуйте одним словом выразить, что для вас значит Пушкин.

Виды деятельности на уроке:


  1. Распевание. Вокальные упражнения для голосовых связок и дыхания.




  1. Пение. Исполнение музыкальных произведений (песен и романсов) на стихи Пушкина.



3) Работа с учебником. Задания, вопросы, основные понятия, ключевые слова, иллюстрации, картины.
4) Анализ поэтического текста. На основе стихов Пушкина дети доказывают, что стихи изначально очень музыкальны и каждая строчка несет в себе особую смысловую нагрузку. Знаки препинания, используемые в стихах, показывают нам характер музыки, ее темп, общее настроение.
5) Слушание музыки. На основе лучших образцов русской классической музыки (вокальной и инструментальной) познакомить уч-ся с неповторимым стилем каждого композитора, которые обращались к поэзии Пушкина (Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Свиридов).
6) Цитирование наизусть отрывков из произведения Пушкина. Звучат музыкальные иллюстрации из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - «Три чуда» и по характеру музыки становится ясно, кого хотел изобразить композитор (белку, богатырей, лебедь или море), а выразить это дети сразу стараются при помощи цитат из произведения Пушкина. Когда идет общее цитирование, в классе происходит эффект единения и поддержки.
7) Работа с карточками. В процессе прослушивания произведения некоторые ученики поочередно работают с карточками. Они к основным карточкам, на которых написаны выразительные средства музыки: тембр, мелодия, аккомпанемент, регистр, лад, динамика, ритм, подбирают две-три карточки, которые соответствуют характеру звучащей музыки: низкий, хрустальный, плавная, угрожающе, отрывистая и т.д. Затем показывают свои ответы классу, и остальные уч-ся еще раз закрепляют свои знания, соглашаясь или поправляя отвечающего.
9) Знакомство с различными видами искусства – живопись (портрет Пушкина работы Кипренского), барельеф (профиль няни), иллюстрация (Билибин к «Сказке о царе Салтане»), фотография (домик няни), Палехская шкатулка («Сказки Пушкина»)
10) Письменная работа по индивидуальным карточкам. (4 задания различной степени сложности)
11) Домашнее задание: рисунки детей, цитаты о творчестве Пушкина.
12) Исполнение пьесы собственного сочинения
13) Творческая мастерская. Инсценировка-этюд «Пушкин и няня». Чтение стихотворения под аккомпанемент пьесы собственного сочинения.
14) Подведение итогов урока. Повторение терминов «музыкальное

прочтение стихотворения», «музыкальная выразительность»,

«музыкальная изобразительность», «музыкальная живопись»,

«живописная музыка».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Сказка о царе Салтане»… iconУрок литературного чтения в 3 классе. Умк «Школа России» Тема: А....
Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

«Сказка о царе Салтане»… iconА урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал
Открытый урок в 4 «А» классе по чтению интегрированный с уроком музыки по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

«Сказка о царе Салтане»… iconСказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в...

«Сказка о царе Салтане»… iconВ каком году родился А. С. Пушкин?
Ответ. Пять сказок в стихах: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка...

«Сказка о царе Салтане»… iconСказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде»,...

«Сказка о царе Салтане»… iconПрограмма «Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградовой) Тема урока:...
«Сказки о царе Салтане…» (аудиозапись), портрет А. С. Пушкина, модели обложек книг, индивидуальные наборы для моделирования, карточки...

«Сказка о царе Салтане»… iconКонкурс поэтов «Я с детства Пушкина люблю!»
А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; «Сказка о царе Салтане, о его славном и...

«Сказка о царе Салтане»… iconСказка о царе Салтане
В редакции режиссёра Павлодарского русского театра драмы им. А. П. Чехова А. А. Репина

«Сказка о царе Салтане»… icon«А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем...
Тема: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне...

«Сказка о царе Салтане»… iconСказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции