МОУ «Салтыковская средняя
общеобразовательная школа».
Мастер-класс
по теме
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка».
Учитель Логинова В.С.
2012-2013 учебный год.
Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»
Урок русского языка в 7-м классе
"Путешествие по осеннему лесу"
(урок-обобщение по теме "Причастие")
Цели урока:
1. Систематизировать знания учащихся о причастии как части речи.
2. Продолжить формирование умений находить причастия в предложении.
3. Закрепить навыки правописания суффиксов причастий и постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.
4. Показать роль причастий в художественном тексте, развивать речь учащихся.
Задачи.
1.Образовательные:
а) закрепить навыки правописания суффиксов причастий;
б) совершенствовать умение выделения причастного оборота запятыми;
в) отрабатывать навык графического обозначения причастного оборота;
г) познакомить с видом творческой работы «творческий диктант»;
д) формировать навык написания творческого диктанта.
2. Развивающие:
а) развивать речь учащихся и творческие способности;
б) способствовать выработке навыка правильного использования причастий в речи;
в) работать над развитием творческое мышление учащихся;
г) совершенствовать умение учащихся описывать картину.
3.Воспитательные:
а) познакомить с биографией и творчеством художника В.Д.Поленова
б) способствовать развитию интереса учащихся к живописи;
в) воспитывать эстетическое чувство.
Тип занятия: творческая мастерская
Проблема: нужны ли и важны ли причастия в нашей речи?
Оборудование:
1. Выставка “В осеннем лесу” (иллюстрации, фотографии, рисунки, стихи об осени). 2. ПК, презентация, мультимедиапроектор
План и ход урока.
1. Словарная работа.
- Ребята, у вас есть дома копилки?
- А что вы в них копите?
- Как образовано слово?
Копилка - копить - от копа - "копна сена"
Лексическое значение:
1. Вместилище с узкой щелью для опускания монет с целью накопления.
2. Собрание чего - нибудь занимательного, ценного.
Записать: Пословицы и поговорки – копилка народной мудрости.
Проблема – какая орфограмма – проверяемая или непроверяемая безударная гласная? – работа со словарём (найти в орфоэпическом словаре можно ли проверить безударную О)
Работа с КИМАМИ (№8,в. 2.) Задание А2
Подберите синонимы. (Устно)
Синонимы: Копить - скоплять, накоплять, собирать, хранить.
-Сегодня на уроке мы тоже с Вами заведём "копилки", которые должны будем наполнить.
-Как вы думаете чем? (Словами, мыслями, знаниями)
-То есть сегодня мы будем учиться
Слайд1
"Священному уменью говорить, произносить слова и строить фразу", - как сказал поэт Е. Винокур.
2. Объявление темы и целей урока.
- Сегодня урок необычный – урок творчества. Сегодня мы с вами будем говорить об искусстве, будем учиться создавать свои произведения, и будут помогать нам в этом причастия.
- Мы отправляемся в путешествие в осенний лес, который в определённые периоды осени выглядит сказочным! Осень в России – особенная пора. Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. А вот А.С. Пушкин любил осень.
Слайд 2
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно…
А.С.Пушкин
- В этом четверостишии найдите причастие.
Работа с КИМАМИ – тест №8.в.2. задание А4
3. Практикум (повторение изученного о причастии с практическим применением причастий в речи).
Слайд 3
- Как же причастиями описать красоту осени?
- На партах тексты «Лес осенью»
Предлагаю прочесть ученице.
-Мы услышали как писатель Огнёв описывает осень. А теперь предлагаю выполнить следующие задания в группах.
-
Работа с текстом
Лес осенью.
Помните, каким был лес весной и летом? Теперь он, застывший в какой-то таинственной тиши, стоит перед нами.
Зеленеют ели, тяжело распустившие свои ветки.
Кругом видны чернеющие берёзы и осины, лишённые листвы. Возвышающиеся кое-где сосны выделяются буро - красными стволами и раскидистой длинной хвоей.
От деревьев, освещённых косыми холодными лучами, ложатся длинные тени. ( по С.Огнёву)
Задание по группам:
1. Сделать синтаксичекий разбор предложения. (двое у доски), третий ученик из группы комментирует выполнение работы одной из учениц.
2. Выписать причастия с определяемым словом.
3. Выписать причастия с зависимым словом.
Проверка выполнения задания.
4. После этого устная работа по подбору причастий и причастных оборотов. (Тексты и опорные слова – на партах) Затем - определение вида причастий.
Мы вошли в лес………………… .
………………... дорожка вела к морю.
Мы часто останавливались …………………………. .
На ….…траве лежали ……….. листья.
Березы покрылись золотой листвой ……………………………….
Очень красивы клены .………………
Часто мы видим желтые листья …………………..
И на дорожках листья ………………………………
Иногда попадается дача ……………………...
Слова для справок:
расчищенная, опавшие, сверкавшей на солнце, освещенный лучами осеннего солнца, окруженная деревянным выкрашенным забором, пораженные яркой красотой леса, тихо падающие на землю, печально шуршащие под ногами, пожелтевшей, одетые в багряную листву.
Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим желтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окруженная деревянным выкрашенным забором.
5.Творческий диктант по картине
- Я предлагаю вам рассмотреть картину замечательного русского художника В.Д. Поленова «Золотая осень»
Слайд 4 и 5
Вставьте подходящие причастия и причастные обороты. Подготовительный этап – устно учащиеся подбирают причастия и причастные обороты. Затем пишут под диктовку с причастиями.
Диктовка:
Перед нами река. Деревья будто замерли в ожидании перемен. Здесь и берёзки, и клёны, и осинки. Красив издали наряд осени. В спокойствии замер дуб-великан. Над рекой плывут облака. Скоро начнутся дожди.
Пример выполненной учащимися работы:
Перед нами медленно текущая, сверкающая в теплых лучах солнца река. Стоящие по ее берегам деревья будто замерли в ожидании перемен. Здесь и желтеющие березки, и краснеющие клены, и трепещущие на ветру осинки. Красив издали меняющийся на глазах наряд осени. В торжествующем спокойствии замер ещё зеленеющий дуб-великан: его одежды все еще остаются зелеными. Над рекой плывут облака, напоминающие об осени.. Скоро начнутся холодные моросящие дожди.
-Изменился ли текст? Как?
7. Заслушать индивидуальные работы (сочинение об осени Бугаевой – зарисовку «Картинки осени»)
- Свою исследовательскую работу представит Матвеев Роман.
-
Пперекличка поэтов (устно) – стихи об осени разных поэтов, чтобы убедиться, что причастия делают речь красочнее, образнее, разнообразнее.
Слайд 6
9. Итог урока.
-Мы с вами побывали в осеннем лесу. Убедились в том, что причастия помогают нам ярко, образно описать все “прелести русского пейзажа”.
- Так что же мы накопили сегодня в свои копилки?
В начале урока мы поставили перед собой проблему:
найти ответ на вопрос: нужны ли и важны ли причастия в речи.
- Какой вывод мы можем сделать - нужны ли, важны ли причастия в нашей речи?
Причастия в нашей речи, несомненно, нужны и важны. Они делают речь красочнее, образнее, разнообразнее. Не нужно отказываться от них, нужно знать их свойства и умело использовать их.
Домашнее задание Слайд 7
|