Внеклассное мероприятие по литературе Литературно музыкальная




Скачать 112.07 Kb.
НазваниеВнеклассное мероприятие по литературе Литературно музыкальная
Дата публикации13.10.2014
Размер112.07 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
literature-edu.ru > Литература > Внеклассное мероприятие
МОУ Астаповская основная общеобразовательная школа

Внеклассное мероприятие по литературе

Литературно – музыкальная

композиция

«Наедине с осенью»


Учитель Сумарокова Г.В.

2008-2009 учебный год

Предварительная подготовка к мероприятию:

  1. Составление и обсуждение с детьми сценария.

  2. Выставка рисунков детей на тему «Осень – рыжая подружка».

  3. Создание презентации.

  4. Подбор музыкальных произведений по теме «Осень».

  5. Оформление помещения: листья, картины художников и т.д.

  6. Выставка книг, брошюр по теме «Осень».


Ход мероприятия:

На фоне отрывка из композиции П.И. Чайковского «Времена года» «Осень» на экране стихотворные строчки:

Будто рыжая лисица бродит осень по лесам.

Где махнёт хвостом пушистым,

Золотыми станут листья.

Стали жёлтыми сады,

Всюду осени следы.

Лист осины вспыхнет в чаще,

Как фонарик настоящий…
Фото – монтаж на осеннюю тему.
Выходят актёры-ведущие.
1.Осень…

«В такое время мудрая природа

Нам в буднях открывает чудеса…»-

Какие великолепные слова! Искристые, тёплые, волшебные!

Вдохновенные!

2. Слова-то, несомненно, великолепные. Вот только осень я не очень люблю. Тоскливо как-то после весёлого лета разглядывать несуществующие чудеса, да ещё и восхищаться тем, чего нет!

1. Да ты только представь! Падающие листья, всех оттенков мёда! Давай, включи воображение!

2. Ну!

1. Что «ну»?

2. Представил.

1. И что же ты представил?

2. Старенький, уставший дворник весь день метёт опавшие листья.

1. Так, развивай свою мысль дальше.

А они всё падают и падают.

2. Уже лучше!

1. Падают и падают…

2. Ты повторяешься…

1. И вот идёт он домой – попить чаю с мёдом…цвета опавших листьев.

2. В тебе пропадает талант рассказчика, ты меня заинтриговал, уж очень хочется узнать, какого сорта был мёд?

1. А мёда-то в горшке не оказалось!

2. Как это не оказалось! Ты же сам сказал: «Старенький дворник идёт домой, чтобы попить чай с мёдом».

1. А мёд- то медведь съел!

2. Да… Ну и воображение у тебя! Ты, верно, забыл, что осенью медведи укладываются в спячку.

1. Так я об этом и говорю: всё умирает, всё вянет, всё засыпает!

2. Но есть и свои плюсы! Например, осенью просыпается вдохновение. Одна такая осень подарила нам удивительный мир пушкинских сказок. И даже младший школьник знает, что это Болдинская осень.

1. Осенью засыпает нормальное лето, а просыпается ненормальное – бабье: и птицы уже улетели, и купаться нельзя, и на пляже не поваляешься!

2. Осенью открываются театральные сезоны. Любимые артисты возвращаются отдохнувшие и готовые порадовать нас, зрителей, новыми премьерами.

1. Осенью отовсюду возвращаются отдохнувшие учителя, которые так и норовят «порадовать» бедных детей контрольными или самостоятельными! В общем, настроение у меня самое что ни на есть осеннее – пасмурное! А кстати, даже многоуважаемый Александр Сергеевич Пушкин признавался : «Унылая пора…»

2. Что же ты замолчал, читай дальше, раз начал.

1. Унылая пора, прощай, моя краса, завяло всё в природе!

2. А ты уверен, что ничего не перепутал?

1. Уверен, кажется…

2. Тогда скажи, в чём ещё признавался великий русский поэт?

1. А дальше…а дальше я забыл!

2. Я так и думал. А на самом деле Александр Сергеевич, как и многие другие поэты, признавался в любви к осенней поре.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

2. На этой поэтической ноте разрешите вас поприветствовать. Здравствуйте, уважаемые ребята, гости!

1. Добрый день всем, кто пришёл на наш вечер, посвящённый золотому времени года.

2. Сегодня именно осень во всём своём великолепии будет находиться под нашим пристальным вниманием.

Звучит музыка Чайковского «Осень».
Выходят другие ведущие вечера, подходят к столикам.


  1. Наш вечер мы назвали «Наедине с осенью». Это название одной из книг замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского.

Портрет на экране.

  1. Тема осени звучит в произведениях многих писателей, поэтов. Художников, композиторов. Недаром пушкинская Болдинская осень стала символом наивысшего творческого расцвета, олицетворением поры лучших человеческих свершений.

На экране картины известных художников.
Выходит чтец, читает стихотворение и садится за средний столик.

Чтец: Осень… Это время природы особого света,

Неяркого солнца, нежнейшего зноя.

Оно называется бабье лето.

И в прелести спорит с самою весною.

Уже на лицо осторожно садится

Летучая лёгкая паутина…

Как звонко поют запоздалые птицы!

Как нежно и грозно пылают куртины!

(О. Берггольц)


  1. Пушкин, Тютчев, Пришвин, Левитан, Паустовский и многие другие ждали осени, как самого дорогого и мимолётного времени года. (читает) Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, омывала дождями зелень, рощи делались сквозными. Тёмные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и воздух. Он делался чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом…»

(К.Г. Паустовский)

Чтец:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё дл первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

(Ф.И. Тютчев)
На экране -портрет


  1. Осень – это удивительно прозрачный воздух, солнечный свет, иногда ярче летнего, но мягкий, ласкающий, не греющий; летающие, блестящие нити паутины, листопад, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающих к югу…


Чтец:

Я кликнул в поле. Глухое поле

Перекликалось со мной на воле.

А в выси мчались своей долиной

Полёт гусиный и журавлиный.

Там кто-то сильный, ударяя в бубны,

Раскинул свисты и голос трубный.

И кто-то светлый раздвинул тучи,

Чтоб треугольник принять летучий.

Кричали птицы к своим пустыням,

Прощаясь с летом, серея в синем…

(К. Бальмонт.)
Звучит песня в исполнении детей.
1.Вед. (читает) «Осень в этом году стояла сухая и тёплая. Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли» (К. Паустовский).
2.Вед. Птицы летели в воздухе и издавали такие звуки, как будто перекидывали друг другу хрустальные бусы. Это был красивый, мелодичный звук.

Ф-ма: крики журавлей.
1.Вед.(читает) «Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным жёлтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шёл снизу из окна и ярче всего освещал бревенчатый потолок. Странный свет, неяркий и неподвижный, был непохож на солнечный. Это светили осенние листья…От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницу книги на столе как будто покрыли слоем воска» (К. Паустовский)
2.Вед. (читает) «Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождём облетевшей листвы. Этот дождь шёл неделями…» (К. Паустовский).
1.Вед. Листья, опадая, создавали мягкий, душистый ковёр. Хорошо идти по такому ковру, шурша листьями, вдыхая пряный воздух, вглядываясь в прозрачные дали. Тишина, умиротворенность и в природе, и в душе…
Звучит песня «Листья жёлтые», стихи Я. Петерса.

Русский текст И. Шаферана. Муз. Р. Паулса.
2.Вед. Осень – такое время года, которое не оставляет никого равнодушным. Вот какие строки посвящали осени поэты и писатели.

Чтец: Осень веет тоской,

Осень веет разлукой.

(И. Бунин.)

Портрет

Чтец: Улыбается осень сквозь слёзы,

В небеса улетает мольба,

И за кружевом тонкой берёзы

Золотая запела труба.

(А. Блок.)

Портрет

1. Вед.: Осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы (К. Паустовский).
2.Вед.: Луна стояла над пустынными серебристо-туманными лугами…Осенняя печаль и красота (И. Бунин).
Чтец:

Ещё и солнце радует,

И синий воздух чист.

Но падает и падает

С деревьев мёртвый лист.

Ещё рябины алые

Всё ждут к себе девчат,

Но гуси запоздалые

«Прости-прощай кричат.

(М. Исаковский.)
Звучит песня «Отговорила роща золотая», стихи С.Есенина,

муз. Г.Пономаренко.
1.Вед.: Многие русские художники создавали картины об осени.
На экране – репродукции художников:

Ф. Васильев «Осенний день», «Осень. Болото в лесу».

В.Д. Поленов «Золотая осень», «Осень в Абрамцеве».

К.А. Коровин «Осень. Аллея в Жуковке».

М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею».

И.С. Остроухов «Золотая осень».

А. Пластов «Бабье лето».

К. Васильев «Осень» и другие.
2.Вед.: Но самым замечательным мастером осеннего пейзажа был Исаак Левитан. Во всех его картинах к речушкам и ольшаникам, бледному небу и лесным косогорам всегда примешивалась капля грусти. Осень на картинах Левитана разнообразна. Им были написаны около ста осенних пейзажей.
Демонстрируются картины И. Левитана.
1.Вед.: А как любил осень А.С. Пушкин! «Осень подходит, - писал Пушкин Плетнёву. – Это моё любимое время, здоровье моё обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настаёт».

Трижды в осеннее, любимое им, время посещал Пушкин село Болдино.

…Здесь день за днём перед глазами поэта развёртывалась картина долгой осени, со всеми её оттенками и переменами, от солнечной и ясной поры сентября до ноябрьской непогоды, с непролазной грязью, дождями и снегопадами.

В последние годы поэт не раз мечтал о спокойной и независимой жизни в Болдине, об отъезде в эту «обитель дальнюю трудов и чистых нег», но так и не смог осуществить своё желание…
Чтец:

Унылая пора! Очей очарованье.

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото одетые леса.
Чтец:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей:

Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,

Журча, ещё бежит за мельницу ручей…
Чтец:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял сентябрь уж у двора.
Чтец:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,

Из годовых времён я рад лишь ейодной…
1Вед.: А вот стихи Константина Бальмонта об осени.
Чтец:

«Сентябрь».

За утром преждевременно студёным

Июльский полдень в полдень сентября,

В лесах цветёт древесная заря

Рубиново-топазным перезвоном.

Обрызган охрой редкий изумруд.

Шафранные ковры затрепетали,

И лисьим мехом выкрасились дали.

Излом всех линий в сети веток крут.

«Туда! Туда! Ото всего, что тут!» -

Отчаливая, птицы прокричали.
Чтец:

«Северный венец».

Посмотри,

как простор углубился вблизи и вдали.

Закурчавился ветер, летит, налетает с размаха,

Улетают – с душой – далеко – за моря –

Журавли.

Разбросалась брусника.

Развесились гроздья рябины.
На экране – гроздья рябины. Музыка.
2Вед.: Прекрасно знал русскую природу Иван Сергеевич Тургенев. Вот как он описывает осень в лесу.
Чтец: «И как же хорош лес поздней осенью. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина. Тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями, сквозь обнажённые бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами, высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити висят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога… Вся жизнь развёртывается легко и быстро, как свиток. И ничего кругом ему не мешает – ни солнца нет, ни ветра, ни шума…»
Чтец:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеет

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

(И. Бунин.)
1Вед.: А кто-нибудь из вас смотрел внимательно на осеннее звёздное небо? Звёзды осенью такие яркие, крупные, такие низкие. И их так много, что кажется, между ними нет просвета, и только протяни руку – и дотронешься до звёзд. Осеннее звёздное небо даже пугает своей бездонностью и неземным, космическим дыханием.

Открылась бездна звёзд полна:

Звездам числа нет, бездне дна.

(М. Ломоносов.)

Чтец: «Мигают звёзды. Они сегодня особенно яркие, налитые, живые. Они выстраиваются в причудливые дороги, и, чем сильнее в них вглядываешься, их кажется больше и больше. Чудится что-то живое в их синем мерцании»

(Владимир Потанин).

Чтец:

Ты посмотри, какая в мире тишь,

Ночь обложила небо звёздной данью,

В такие вот часы сидишь и говоришь

Векам, истории и мирозданью.

(В. Маяковский.)
2Вед.: На звёзды похожи последние осенние цветы хризантемы. Они произошли от простой полевой ромашки. Теперь их несколько сот видов всевозможных оттенков. Один японский поэт так сказал: «Видели всё мои глаза и вернулись к вам, белые хризантемы».
Исполняется романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду»

В. Шумского.

На экране – хризантемы.
1Вед.: Этой грустной, лирической музыкальной нотой мы завершаем наш вечер «Наедине с осенью».
2Вед. Вы услышали много красивых поэтических слов об осени русских писателей и поэтов. А русская душа созвучна осени: и в той, и в другой много грусти и печали. Но как сказал А.С. Пушкин: «Печаль моя светла».
Чтение осенних сказок учащимися 5 и 6 классов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внеклассное мероприятие по литературе Литературно музыкальная iconВнеклассное мероприятие. Литературный вечер, посвящённый 210-летию...
Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий вечера, посвящённого жизни и творчеству Ф. И. Тютчева

Внеклассное мероприятие по литературе Литературно музыкальная iconВнеклассное мероприятие «Тропинка к храму» (литература +английский...
Дагестанский кадетский корпус (кадетская школа-интернат) имени генерал-полковника Трошева Г. Н

Внеклассное мероприятие по литературе Литературно музыкальная iconВнеклассное мероприятие по русской литературе «Пусть душа останется чиста»
Внеклассное мероприятие по русской литературе «Пусть душа останется чиста» (О жизни и творчестве Н. Рубцова)

Внеклассное мероприятие по литературе Литературно музыкальная iconВнеклассное мероприятие по литературе
Цели: прививать интерес к литературе и творчеству А. С. Пушкина, развивать творческие и артистические способности

Внеклассное мероприятие по литературе Литературно музыкальная iconВнеклассное мероприятие по русской литературе «Пушкин солнце русской...
Внеклассное мероприятие по русской литературе «Пушкин солнце русской поэзии, великий русский поэт»(5-9классы)

Внеклассное мероприятие по литературе Литературно музыкальная iconВнеклассное мероприятие «Сохраним родной язык»
Сегодня мы проводим мероприятие посвященное дню родных языков. 21 февраля признанный день родного языка по стране. Дагестан богат...

Внеклассное мероприятие по литературе Литературно музыкальная iconВнеклассное мероприятие по литературе Путешествие по пушкинским местам...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №77 г. Липецка

Внеклассное мероприятие по литературе Литературно музыкальная iconВнеклассное мероприятие по русской литературе в 9 классе «М. Ю. Лермонтов и Кавказ»
Образовательная познакомить учащихся с основными фактами биографии М. Ю. Лермонтова, связанными с Кавказом; проводить исследовательскую...

Внеклассное мероприятие по литературе Литературно музыкальная iconУрок внеклассного чтения по литературе в 5 классе
Особый интерес вызвала интеллектуальная игра по русскому языку в 10-11 классах «Своя игра». Урок по внеклассному чтению в 5 классе,...

Внеклассное мероприятие по литературе Литературно музыкальная iconВнеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов. Тема: «Лингвистический брейн-ринг»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции