Исследовательская работа «Вся жизнь один чудесный миг» (образ А. С. Пушкина в живописи) Рыжкова Елена Николаевна ученица 10 класса мбоу «Шаховская средняя общеобразовательная школа»




Скачать 121.37 Kb.
Название Исследовательская работа «Вся жизнь один чудесный миг» (образ А. С. Пушкина в живописи) Рыжкова Елена Николаевна ученица 10 класса мбоу «Шаховская средняя общеобразовательная школа»
Дата публикации 13.10.2014
Размер 121.37 Kb.
Тип Исследовательская работа
literature-edu.ru > Литература > Исследовательская работа
Управление образования администрации Прохоровского района

Белгородской области

Российская научная конференция

школьников «Открытие»

Номинация «Литературоведение».


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Вся жизнь - один чудесный миг»
(образ А.С. Пушкина в живописи)


Выполнила:

Рыжкова Елена Николаевна

ученица 10 класса

МБОУ «Шаховская средняя общеобразовательная школа»

Руководитель

Маматова Снежана Алексеевна

учитель русского языка и

литературы

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение

II. Основная часть

1. В.А. Тропинин «Пушкин»

2. О.А. Кипренский «Пушкин»

3. П.Ф. Соколов «Пушкин»

4. И.Л. Линёв «Пушкин»

5. А.А. Козлов «Пушкин в гробу»

6. Н.П. Ульянов «Пушкин с женой перед зеркалом

на придворном балу»

7. А.А. Наумов «Дуэль Пушкина с Дантесом»

8. П.Ф. Борель «Возвращение Пушкина с дуэли»

9. А.М. Волков «Дуэль»

10. П.П. Кончаловский «Пушкин в Михайловском»

III. Заключение

Список литературы

Приложение

I. Введение.
Следы исчезнут поколений,

Но жив поэт, бессмертный гений.

Ф. Глинка

А.С. Пушкин - самый любимый писатель. Его книги знают, читают и перечитывают. А стихи заучивают наизусть. «Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца», - говорил А. Твардовский.

Не одно поколение постигло ту простую истину, что русский человек неотделим от Пушкина во всей своей жизни, в мыслях, делах. Сохранить память о нем - наш долг, наша обязанность. «Писать о Пушкине - значит писать о целой русской литературе …» - сказал В.Г. Белинский. Действительно, Александр Сергеевич Пушкин - наследник всего нашего литературного прошлого и, по словам А.М. Горького, «начало всех начал» новой русской литературы. Он имел на литературу многостороннее и плодотворное влияние. В личности поэта, в самой его жизни, в небывалой стремительности творческого развития выразилась замечательная одаренность и могучая творческая сила породившего его великого народа.

Ещё при жизни поэта Н.В. Гоголь писал о нем: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский дух, русский характер …».

А.С. Пушкин - гениальный русский поэт и гениальный мастер жизни. Ему был дан необыкновенный дар быть счастливым даже в самых драматических обстоятельствах. Все было в жизни поэта: огорчения и трудности, и безумная усталость, и поиски смысла жизни, и любовь, и горькие разочарования … и всегда надежда.

Поэт пришел к нам из XIX века как современник, друг, советчик. Он и нам завещал, советовал:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Все мгновенье, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

И действительно, в поэзии Пушкина каждый сможет найти для себя или радость, или урок, или утешение.

Но все-таки неослабевающий интерес у читателей вызывает жизнь, прожитая поэтом.

Каким был Пушкин? Как его изображали русские художники?

Цель моей работы - проследить, каким видело, искало и находило «своего Пушкина» каждое новое поколение художников.

Задача: показать гениальную одаренность, внутреннюю силу и стремительность творческого развития поэта путем знакомства с известными портретами А. С. Пушкина, созданными русскими живописцами.

Биография поэта свидетельствует и о том, что он был гениален не только в творчестве, но и в линии жизненного поведения. Вот почему актуальность моей работы определяется прежде всего непреходящей историко-культурной значимостью личности А. С. Пушкина. Портреты позволяют судить о том, как выглядел Пушкин в тот или иной период жизни, каким он хотел казаться и каким увидели и запечатлели своего гениального современника профессиональные художники. Ценность работы состоит в ее причастности к искусствоведению, выступающему в своеобразном преломлении через биографию и творчество поэта.

В своем исследовании я использовала многие источники. Одним из них является книга Боголепова «Тропа к Пушкину», в которой рассматриваются актуальные вопросы по теме «Образ А. С. Пушкина в живописи».

II. Основная часть.
1. Василий Андреевич Тропинин написал портрет в 1827 году (приложение №1). В Москве, на квартире художника Пушкин каждый день позировал Тропинину. «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта»,- писал Н.А. Толстой. Тропининский портрет хорош оригинальной трактовкой внешности Пушкина, изображенного в домашней обстановке и в то же время в вдохновенной позе.

В искусствоведческой литературе часто встречается версия, что заказал портрет Тропинину близкий друг поэта Сергей Александрович Соболевский, который был недоволен приглаженными и припомаженными портретами Пушкина, какие тогда появлялись. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он просил Тропинина нарисовать ему Пушкина в домашнем халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки. Но из письма же самого С.А. Соболевского М.П. Погодину, опубликованного в 1952 году, стало известно: «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза и стоил он ему 350 рублей».

Каким увидел и показал Тропинин Пушкина? Самое основное, что отличает и выделяет созданный Тропининым образ из всей прижизненной иконографии поэта - это его большое человеческое достоинство и независимость, внутренняя уверенность и сила духа, не замкнутость в себе, а некая открытость, потенциальная готовность к действию. Только в изображении Тропинина Пушкин предстает общественным деятелем, гражданином, каким ощущал себя сам поэт, и это несмотря на домашний костюм, а может быть, и с его помощью. Именно Тропинин, выходец из народа, острее других почувствовал и сумел увековечить своей кистью народность гения русской поэзии.

2. Иную задачу поставил перед собой О.А. Кипренский в портрете Пушкина. Изображение прежде всего поэта, как «гения поэзии». Орест Адамович Кипренский написал портрет Пушкина в 1827 году (приложение №2) по заказу барона Антона Дельвига (лицейского товарища поэта).

Пушкин отозвался на этот портрет стихотворением «Кипренскому»:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз,-

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз,

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не унижу

Пристрастья важных аонид.

Так, Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.

Лицо поэта полно значительности, через плечо перекинут шотландский плед, который обычно носили поэты-романтики. За спиной Пушкина - фигурка музы, богини, покровительствующей искусству. Приведу любопытное свидетельство современника: «Кипренский очень удачно уловляет сходство: это качество - отличительная черта в портрете Пушкина, им недавно написанного: мастерское произведение! Гений поэта как будто бы одушевил художника; огонь вдохновения сам изобразился на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре светлый луч высоких творческих дум». М.В. Юзефович считал, что Пушкин на портрете «похож безукоризненно».

О поразительном сходстве портрета с моделью сразу дружно заговорили близкие и далекие знакомые поэта. Н.А. Муханов писал: «С Пушкина списал Кипренский портрет, необычайно похожий». Мне известно, что сам Пушкин был подчеркнуто невысокого мнения о своей наружности («мое арапское безобразие», «потомок негров безобразный»), но, возможно, в этой нарочитости была своего рода игра; во всяком случае, его автопортреты, разбросанные по рукописям, доказывают, что Пушкин был о внешности своей лучшего мнения, чем говорил вслух. Фон портрета - светло-коричневый, золотистый. Общий тон одежды - темный, и только две резкие белые полоски воротника рубашки выделяют самое светлое пятно на холсте, самое в нем главное - лицо. Наверное, трудно найти другой пример в русской живописи, где бы так полно и глубоко было передано вдохновение, внутреннее горение и «дум высокое стремленье» человека. Вскоре после смерти владельца портрета А.А. Дельвига в январе 1831 года Пушкин купил его у вдовы друга за тысячу рублей.

3. Акварельный портрет Пушкина работы Петра Федоровича Соколова (одни исследователи датируют 1830 г., другие - 1836 г.) (приложение № 3). На этом портрете Пушкину свойственны изящная легкость, естественность, аристократизм. Соколов изобразил Пушкина сидящим на стуле в его любимой позе со скрещенными на груди руками. На нем наглухо застегнутый коричневый сюртук и вишневый жилет. Фоном служит кружевная резьба спинки стула, вторящая своими мелкими завитками рисунку вьющихся волос поэта. Судя по прямой посадке, несколько напряженному повороту головы, нарядной одежде и новомодному стилю стула, портрет отражает светский облик поэта. Думаю, таким Пушкин мог выглядеть на вечерах в салонах и гостиных.

До сих пор осталось загадкой, когда, где, при каких обстоятельствах и по чьей инициативе был создан Соколовым портрет Пушкина. Выскажу предположение о том, что портрет был исполнен по заказу В.А. Жуковского и в его квартире. На это указывает записка поэта: «А завтра (в субботу) жду тебя непременно к себе часу во втором поутру. У меня будет живописец, и ты должен с полчаса посидеть под пыткой его живописной кисти».

4. Портрет Пушкина, написанный Иваном Логиновичем Линёвым в 1836 году (приложение № 4), иллюстрирует страшную хронику последнего года жизни поэта. Г. Барабтарло: «С темного мрачного фона смотрит бледный человек, очевидно страдавший хронической бессонницей (воспаленные веки), с сильно поредевшими волосами, уставший, измученный».

Образ поэта, созданный Линевым, резко выделяется из всех прижизненных изображений Пушкина. Это трагическая маска мертвенно-желтого лица: растерянность, поглощенность непоправимым горем. Глубокий и в то же время глухой оливково-черный фон, темно-коричневый сюртук, темные каштановые волосы, ненатурально желтое, как будто освещенное мерцающей свечой лицо. Увидел ли художник Пушкина в одну из самых горьких минут его жизни и предрек ему будущее? Или изобразил его, потрясенный случившимся, с натуры, но уже лежащим в гробу? Мы этого никогда не знаем.

5. А.А. Козлов «Пушкин в гробу» (приложение № 5). В.П. Бурнашев писал: «Мы нашли темно-фиолетовый бархатный гроб с телом Пушкина в полутемной комнате, освещенной только красноватым и мерцающим огнем от нескольких десятков восковых церковных свечей. Гроб стоял на катафалке в две ступеньки, обитом черным сукном с серебряными галунами. Лицо покойника было необыкновенно спокойно и очень серьезно, но нисколько не мрачно. Великолепные курчавые темные волосы были разметаны по атласной подушке».

6. Николай Павлович Ульянов написал несколько пушкинских работ. Самая известная - «Пушкин с женой на придворном балу» (1936 г.) (приложение № 6). Талантливый живописец изобразил трагическое одиночество поэта при помощи своеобразного приема: и Наталья Николаевна, и все люди на балу - не реальные лица, а просто отражения в зеркале. Пушкин же, «повернувший к нам от зеркала нервное, умное, гневное, страдающее лицо, - реальный, живой». На картине подчеркнут контраст между внешностью поэта и внешностью его жены.

«Пушкин в жизни» - так назвал большой цикл рисунков, акварелей и живописных композиций, посвященных поэту, Н.П. Ульянов. С пушкинской темой художник не расставался до самой смерти. «Всегда меня тянуло к Пушкину как к источнику сложного и радостного художественного волнения», - писал он позднее в заметке «Мой Пушкин».

В этой картине Пушкин является пленником «золотого зверинца» эпохи: на правую руку опирается его жена, на левой висит ее горностаевая накидка, впереди - зеркало, сзади - строй царедворцев на лестнице, ведущей во дворец. Пушкина заставили надеть придворный мундир, он должен терпеть обстрел враждебных взглядов. По мысли художника, «через минуту начнется восхождение по лестнице вверх, в анфиладу дворцовых зал. Эта лестница ведет Пушкина к Черной Речке, к месту его последней встречи с Дантесом». Картина построена на контрастном сопоставлении красных тонов и золота. Игрой светотени выделяется лицо поэта, написанное широкими фактурными мазками. Гнев, гордость, чувство собственного достоинства, ненависть выражает оно, самое реальное, самое живое среди манекенов, отраженных в зеркале.

7. А.А. Наумов «Дуэль Пушкина с Дантесом» (приложение № 7),

8. П.Ф. Борель «Возвращение Пушкина с дуэли» (приложение № 8), 9. А.М. Волков «Дуэль (приложение № 9)». Волков пользовался консультацией секунданта Пушкина К.К. Данзаса, возившего художника на место поединка. К сожалению, картина дошла до нас в грубой интерпретации репродукционной гравюры. Видно, холст Наумова написан грамотно и с чувством. Зимний пейзаж полон тревоги: алеющее сумеречное небо, кровавые следы на снегу, летят вспугнутые выстрелами птицы. Однако, я считаю, художник не сумел придать нужную значительность событию: трагедия сведена к мелодраме. Большое место в картине занимают сани в центре, справа от них - одиноко стоящий, с опущенной головой Дантес, слева - Пушкин, беспомощный, жалкий, поддерживаемый Данзасом и Д Аршиаком, с упреком смотрящими на убийцу.

10. П.П. Кончаловский «Пушкин в Михайловском» (приложение № 10).

Размер картины, масштаб фигуры, раскованность позы, почти полное отсутствие одежды (одна ночная рубашка, расстегнутая до пояса) воспринимаются нами одновременно как утверждение свободы творчества. Художник выбирает в образе Пушкина созвучные своему настроению светлые, мажорные тона. Вот почему его картина проникнута радостью бытия, душевного здоровья. А.Ф. Вельтман рассказывал: «Пушкин любил писать вечером и утром, сидя на диване с поджатыми ногами, совершенно еще не одетым, окруженным множеством лоскутков бумаги». Я отметила, что сверкающая белизной рубашка поэта, белые листки рукописей, стекло чернильницы, графина и стакана, свежевыпавший девственный снег за окном - все это зрительно укрепляет основной для художника признак Пушкина - белизну его души.

III. Заключение.
Занимаясь исследованием данной темы, я сделала вывод, что путь изменения трактовки образа Пушкина в советском изобразительном искусстве очень интересен. На первое десятилетие приходится мало портретов, но все они очень значительны. Образ поэта приподнят, обобщен, романтизирован. Это Пушкин в расцвете сил. В три следующих десятилетия - конец 1920-х - 1950-е годы - наблюдается известное снижение образа. Пушкина изображают в повседневной жизни, в различных ситуациях. В 1960-1980-е годы образ Пушкина становится поэтичнее, тоньше, лиричнее, а иногда - острее.

Усилия художников направлены на выявление внутреннего мира, душевного состояния поэта.

На мой взгляд, очень любопытно наблюдение А.А. Ахматовой над мнимой изменчивостью портретов:

Когда человек умирает,

Изменяются его портреты.

По-другому глаза глядят и губы

Улыбаются другой улыбкой.

Я заметила это, вернувшись

С похорон одного поэта.

И с тех пор проверяла часто

И моя догадка подтвердилась.

В самом деле, портреты остаются теми же, а меняется наше отношение к изображаемому человеку. В своей работе я попыталась показать, что так было и будет с портретами Пушкина, ибо каждое новое поколение ищет и открывает в его поэтическом гении то, что ему близко и дорого.

В заключение надо сказать, что рассмотрение и сравнение разных портретов Пушкина, выполненных различными мастерами в течение длительного времени, служит появлению сложного зрительного образа, который позволит достоверно представлять действительную внешность Пушкина в разные периоды его жизни и в то же время ощущать перспективу времени, отделяющего нас от него.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Басина М.Я. Там, где шумят Михайловские рощи. - Л., 1981.

  2. Боголепов П.К. Тропа к Пушкину.- М., 1984.

  3. Гессен А.И. Жизнь поэта.- М., 1990.

  4. Лотман Ю.М. А.С. Пушкин.- М., 1990.

  5. Пушкин в школе (Сост. В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 1978, с. 274-281.

  6. Пущин И.И. Записки о Пушкине.- М., 1980.

  7. Скатов Н.Н. Русский гений.- М., 1987.

  8. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники.- М., 1985.


В. А. Тропинин. Портрет Пушкина (приложение 1)



О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина (приложение 2)



П. Ф. Соколов Портрет Пушкина (приложение 3)



И. Л. Линев. Портрет Пушкина (приложение 4)




А. А. Козлов. Пушкин в гробу (приложение 5)


Н.П. Ульянов. Пушкин с женой на придворном балу (приложение 6)


А.А. Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом (приложение 7)



П.Ф. Борель. Возвращение Пушкина с дуэли (приложение 8)


А.М. Волков. Дуэль (приложение 9)


П.П. Кончаловский. Пушкин в Михайловском (приложение 10).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа «Вся жизнь один чудесный миг» (образ А. С. Пушкина в живописи) Рыжкова Елена Николаевна ученица 10 класса мбоу «Шаховская средняя общеобразовательная школа» icon Урок по литературе в 9 кл Тема «Любовная лирика А. С. Пушкина»
А. С. Пушкина, сборник «Выставка в школе. А. С. Пушкин», кн. М. Сергеева «вся жизнь – один чудесный миг», «Молодая гвардия»,1969г.,...
Исследовательская работа «Вся жизнь один чудесный миг» (образ А. С. Пушкина в живописи) Рыжкова Елена Николаевна ученица 10 класса мбоу «Шаховская средняя общеобразовательная школа» icon Пушкин и Оренбургский край ученица 8 класса Джумагазина Д
Моу «Приуральская средняя общеобразовательная школа Новоуральского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области»
Исследовательская работа «Вся жизнь один чудесный миг» (образ А. С. Пушкина в живописи) Рыжкова Елена Николаевна ученица 10 класса мбоу «Шаховская средняя общеобразовательная школа» icon Автор: Волкова Анна Дмитриевна, 13 лет, ученица 7 в класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №108 имени Ю. В. Андропова г моздока
Исследовательская работа «Вся жизнь один чудесный миг» (образ А. С. Пушкина в живописи) Рыжкова Елена Николаевна ученица 10 класса мбоу «Шаховская средняя общеобразовательная школа» icon Автор: Меликшаева Евгения Игоревна, 13 лет, ученица 7«В» класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №108 имени Ю. В. АндРопова г моздока
Исследовательская работа «Вся жизнь один чудесный миг» (образ А. С. Пушкина в живописи) Рыжкова Елена Николаевна ученица 10 класса мбоу «Шаховская средняя общеобразовательная школа» icon Исследовательская работа на тему: «Образ Наполеона в художественном мире Пушкина»
В моей работе анализируется роль, которую играет образ Наполеона в художественном мире Пушкина
Исследовательская работа «Вся жизнь один чудесный миг» (образ А. С. Пушкина в живописи) Рыжкова Елена Николаевна ученица 10 класса мбоу «Шаховская средняя общеобразовательная школа» icon Исследовательская работа по направлению Лингвострановедение Тема: Загадка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»
Исследовательская работа «Вся жизнь один чудесный миг» (образ А. С. Пушкина в живописи) Рыжкова Елена Николаевна ученица 10 класса мбоу «Шаховская средняя общеобразовательная школа» icon Публичный отчет мбоу «Супоневская средняя общеобразовательная школа...
Общая характеристика мбоу «Супоневская средняя общеобразовательная школа №2» Брянского района
Исследовательская работа «Вся жизнь один чудесный миг» (образ А. С. Пушкина в живописи) Рыжкова Елена Николаевна ученица 10 класса мбоу «Шаховская средняя общеобразовательная школа» icon Физико-математическая секция Проектно-исследовательская работа Жбанова Татьяна Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Локшинская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа «Вся жизнь один чудесный миг» (образ А. С. Пушкина в живописи) Рыжкова Елена Николаевна ученица 10 класса мбоу «Шаховская средняя общеобразовательная школа» icon Физико-математическая секция Проектно-исследовательская работа Архипова Татьяна Викторовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Локшинская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа «Вся жизнь один чудесный миг» (образ А. С. Пушкина в живописи) Рыжкова Елена Николаевна ученица 10 класса мбоу «Шаховская средняя общеобразовательная школа» icon Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №20» Зам дир по В. Р. Вагабова Шамияханум Хабибуллаевна
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и выполнению мероприятий гражданской...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции