Скачать 49.62 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мошокская средняя общеобразовательная школа» Владимирская область, Судогодский район. Исследовательская работа на областной конкурс по творчеству А.С. Пушкина «А.С. Пушкин – поэт - сказочник» Выполнил: обучающаяся 4 класса Калинина Елена.. Научный руководитель: учитель 4 класса Молева Алевтина Петровна. Контактный телефон: 8(235)56-1-86 Строчки стихов Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки, ведут тебя в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона. И белую Царевну Лебедь. И бойкого Балду. И чародея Черномора. И славного Руслана. Ты будешь идти по тропинкам стихов, как сказочный богатырь, расти день ото дня. А Пушкин будет с тобой всегда, всю жизнь. Вот перед нами отрывок из пушкинской сказки, где на первый взгляд, нет слов, требующих особого пояснения: Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: « Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе». Старик охотно, по первой просьбе, отпускает рыбку, отказывается от выкупа и дает ей доброе напутствие. Вероятно, ситуация сложилась бы по-другому, будь на его месте жадный и злой человек. А.С.Пушкин характеризует старика через выражение «ласковое слово». Любопытно выражение не просто уходи, иди, «отправляйся», а имеющее значение дарования воли, свободы, подчеркивающее широкий, бескорыстный жест старика. Но в сказке, как и в других произведениях Пушкина встречается кроме положительного героя - старика и отрицательный персонаж - старуха. Автор характеризует ее своей грубостью, жестокостью, жадностью. « На чем свет стоит мужа ругает, бьет и таскает за чупрун усердных слуг». Она не вызывает симпатии и восхищения даже будучи в богатом наряде. Тема старухи - тема зла. В основе сюжета « Сказки о рыбаке и рыбке « А. С. Пушкин применил цепочку ярких, неожиданных, быстро сменяющих друг друга событий: поимка рыбки, рассказ о ней, всплеск возмущения и неожиданности старухи, повторяющиеся просьбы о богатстве и власти для старухи, неожиданные и удивительные изменения, происходящие с ней. Каждое слово в сказке значимо и весомо. Персонажи обрисованы ярко и красочно. Вот как описывает портрет старухи автор: « На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка. Жемчуга огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах кранные сапожки». Поэт умеет лишь в нескольких словах передать душевное состояние старика. Он удивился, испугался, услышав, что рыбка заговорила. Испугался и взмолился, увидев столбовую дворянку. Доброта и совестливость старика выражены в таком высказывании: « По - нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась, Дорогою ценой откупалась: Откупалась чем только пожелаю. Не посмел я взять с неё выкуп; Так пустил её в синее море». Старик может быть насмешливым: « Что ты баба белены объелась». В речи старика богато представлены устойчивые обороты, общения народного языка: бог с тобою, барыня, сударыня, дворянка; чай, теперь твоя душенька довольна. Он в совершенстве владеет формами старинного речевого этикета; знает, как просить, как напутствовать, как приветствовать. Речь старухи выдает её корыстолюбие, неблагодарность, низость, сварливость. Она бранится страстно стремится к богатству, требует, и наконец, совсем вздурилась: « Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне- море, Чтоб служила мне рыбка золотая, И была б у меня на посылках». В « Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин применяет фольклорные истоки. Сохраняя свойственную фольклору традиционность, автор приобретает в сказке новые оттенки значений. Например, эпитет золотой. Золотые перстни на руках старухи блестят тяжелым блеском червонного золота, давят, подавляют силой богатства и власти. Для народной поэзии характерен постоянный повторяющийся эпитет. Пушкин применяет в этой сказке сочетание « разбитое корыто». Оно впервые появляется в финале сказке, но мы, читатели, подготовлены к нему предшествующими сочетаниями; которые были в начале сказки «корыто раскололось». Пушкин в « Сказке о рыбаке и рыбке» воссоздал истинно русский народный колорит и обогатил сюжет иным, более глубоким смыслом. Его старуха наказана не только за то, что она хочет быть дворянкой или царицей, но главным образом за то, что с каждым следующим превращением усиливается её деспотизм, всё безгласнее и покорнее делает она старика и слуг. Но как в народной, так и в пушкинской сказке справедливость торжествует, и вот « проклятая баба»; которая уже не хочет быть царицей, «хочет быть владычицей морскою» и «иметь золотую рыбку на посылках», снова сидит на пороге землянке, « а перед нею разбитое корыто». Величайший мастер стиха , А.С. Пушкин, умеет, не меняя стихотворного размера, придавать ему любой оттенок- грусти, радости, тревоги, смятения. Надо читать Пушкина тихо, задушевно, немного грустно, потому что всё, о чем говорится в начале сказки, грустно и печально, В « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» поэт говорит о скромности царевны. Она, как цветок « росла, росла, поднялась – и расцвела». Ей он противопоставляет царицу - мачеху, которая « черной зависти полна» и хочет погубить царевну. Здесь мы обращаем внимание на отношение героев сказки к своенравной царице. Царице, полной черной зависти, противопоставлены все: кроткая царевна, бедный царь, который тужит по дочери, королевич Елисей, отправляющийся в дорогу за молодой невестой, и даже Чернявка, которая отпустила царевну, обманув злую мачеху. Немногими словами поэт рассказывает о богатырях. Мы знаем, что они радушно приняли царевну, что их семеро «румяных усачей», что братья—богатыри дружны, веселы, смелы. Они «не перечат царевне», а она помогает им: « приберет и приготовит». А каким нам представляется Елисей ? Он настойчиво продолжает путь, хоть никто не отвечает ему, где искать царевну. Мне нравится Елисей своей любовью к царевне. Пушкин показывает, как растет его тревога, когда он спрашивает о царевне: в первый раз он обратился к солнцу, за месяцем « с мольбой погнался, в третий раз « к ветру кинулся, взывая» Но вот царевна оживает и они пускаются в путь. В этой сказке, как и в других побеждает добро, побеждает царевна, которая была доброй, кроткой, трудолюбивой, скромной, заботливой. Эта сказка предупреждает - нельзя быть жестоким, гневным и зависливым. Пушкинская сказка сходна с народными сказками. В сказках Пушкина такие же концовки, а иногда и зачины, как в народной. В Пушкинской, как и в народной сказке, побеждает добро, справедливость. Использованная литература:
|
![]() | Вопрос: о чьём Могучем даре говорит поэт? Как Тверской бульвар (Москва) связан с именем Пушкина? | ![]() | Пушкина можно зачислить в профессиональные историки наряду с Карамзиным. Он первый и, в сущности, единственный у нас феномен: поэт-историк.... |
![]() | ![]() | Пушкина, которой посвящены эти строки. 15. Русский поэт, откликнувшийся на гибель поэта стихотворением «На смерть поэта». 17. Учебное... | |
![]() | Творческая работа на конкурс, посвящённый 210-летию со дня рождения а. С. Пушкина в номинации | ![]() | Оборудование: конторка, свеча, перо, лист бумаги, портрет А. С. Пушкина, проектор, компьютер |
![]() | А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой... | ![]() | С каждым десятилетием всё дальше от нас пушкинская эпоха, а великий поэт всё более приближается к нам, как добрый наставник, учитель... |
![]() | Москва — умер 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург — русский поэт, драматург и прозаик. Александр Сергеевич Пушкин имеет... | ![]() | Сегодня мы проведём урок литературы, используя проектную деятельность по творчеству А. С. Пушкину |
Поиск на сайте Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции   |