© МОУ Чухломская средняя
общеобразовательная школа имени А.А. Яковлева
_____________________________________________________________________________
Конспект урока
Тема
|
«России первая любовь» (по произведениям И.Пущина «Записки о Пушкине», М.Цветаевой «Мой Пушкин»)
|
Класс
|
Учебник
|
Программа
|
8
|
Учебник-хрестоматия в 2-х частях, авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв и др.
|
Программа под редакцией В.Я.Коровиной
М. «Просвещение»,2005
|
Урок №
|
Разработал
|
1
(по теме)
|
Меньшикова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы
|
|
Планирование
|
авторское
|
Цели урока
|
-
выявить глубину восприятия самостоятельно прочитанных произведений;
-
пробудить интерес к литературе о Пушкине;
-
показать силу творческого воздействия личности поэта.
|
Применяемые технологии
|
Microsoft Power Point
|
Применяемые формы работы
|
Слово учителя, сообщения учащихся, чтение наизусть, заочная экскурсия, беседа
|
|
План урока
|
Время
|
1.
|
Работа над «Записками о Пушкине» И. Пущина.
|
10 мин.
|
2.
|
Заочная экскурсия в Царскосельский лицей
|
4 мин.
|
3.
|
Работа над очерком М.Цветаевой «Мой Пушкин».
|
7мин.
|
4.
|
Слово о читателях.
|
2 мин.
|
5.
|
Знакомство с людьми, испытавшими на себе творческое влияние поэта:
|
|
а) рассказ о Наде Рушевой и её рисунках, напоминающих пушкинскую графику;
|
5мин.
|
б) слово о С.С.Гейченко;
|
2мин.
|
в) заочная экскурсия в Михайловский заповедник;
|
5 мин.
|
г) слово об Андрее Дементьеве.
|
3 мин.
|
6.
|
Домашнее задание (по выбору)
-
Сочинение-миниатюра «Мой Пушкин»
-
Сочинение-рассуждение «В чём, по-вашему, бессмертие поэта?»
|
2 мин.
|
Уж таковы
у творчества законы,
И Пушкин,
высоко стоящий над Москвой,
Нет,
не один,
Его сегодня миллионы –
У каждого
он свой,
Неповторимо свой. .
Н. Доризо
Ход урока
|
Пункт плана №1 Работа над «Записками о Пушкине» И. Пущина.
|
Работа учителя
|
№ слайда
|
Работа учащихся
|
Объявление темы, цели, плана урока.
Работа с эпиграфом.
Задачи обращения к литературе о Пушкине.
|
№1-4
|
|
Рассказ о Лицее, об отношении Пушкина и его друзей к своей «школе», о значении лицейского периода в жизни поэта.
Пушкин и Пущин.
Пущин и Костромской край.
|
№5
|
|
Беседа по прочитанному.
|
№6
|
-
Что запомнилось Пущину в Пушкине?
-
Что запомнилось из описания открытия Лицея?
-
А что запомнилось вам из устройства Лицея и распорядка жизни в нём?
-
Что показалось вам интересным и полезным и вы хотели бы увидеть это в нашей школе?
-
Какие трудности в Лицее были у Пушкина? Почему они возникли? Смог ли Пушкин преодолеть их?
|
№7
|
-
Как и при каких обстоятельствах был замечен дар Пушкина? Как относились к его дару учителя?
|
№8
|
-
Почему будущие декабристы не пожелали ввести Пушкина в тайное общество?
-
Как для себя решил вопрос Пущин о том, прав ли он и его друзья, не пожелавшие ввести Пушкина в тайное общество?
|
№9
|
-
Какими были отношения лицеистов после окончания Лицея?
|
Пункт плана №2 Заочная экскурсия в Царскосельский лицей
|
|
№10-12
|
Заочная экскурсия в Царскосельский лицей, подготовленная учащимся.
|
Пункт плана №3 Работа над очерком М.Цветаевой «Мой Пушкин».
|
Рассказ о М.Цветаевой.
|
№13
|
Обмен впечатлениями от прочитанного:
-
Каким настроением проникнута работа Цветаевой о Пушкине?
-
Каково первое впечатление Марины от Пушкина?
-
Чей голос услышали вы: взрослого или ребёнка?
-
Мерилом чего стал для Марины «памятник Пушкина»?
-
Что особенно поразило вас в этой книге?
|
Пункт плана №4 Слово о читателях.
|
Слово о читателях.
Иногда можно услышать:
« Не понравился писатель, не заинтересовал поэт…» А может, причина в нас самих? Хорошие ли мы читатели?
|
|
-
Какие вам нравится книги: понятные или не очень?
-
Вы всегда стараетесь понять прочитанное, дойти до его сути
-
О чём говорят произведения поэта.
|
Пункт плана №5 Знакомство с людьми, испытавшими на себе творческое влияние поэта.
|
Пушкин жив для нас. Он продолжает и сейчас питать нас своей творческой энергией. Каждый человек, впустивший в своё сердце поэта, сам становится человеком творческим. Не обязательно писать стихи, можно вдохновенно строить дома, создавать одежду, придумывать новые игрушки, писать интересные школьные учебники. Важно всё делать с любовью, сердечно. Очень хочется познакомить вас с такими людьми. Они разные.
|
|
|
Надя Рушева. Судьба её счастливая и трагичная. 6 марта 1969 года, когда Наде исполнилось 17 лет, жизнь её казалось, только начинающаяся, оборвалась… кровоизлияние в мозг. Осталось 10 тысяч рисунков, и в них – Надя, её интересы мысли, чувства…
Надя любила литературу. Об этом говорят её рисунки.
Особое место в творчестве Н. Рушевой занимает Пушкиниана, начатая ею в 7 лет с рисунков к «Сказке о царе Салтане».
Старейший пушкинист А.И.Гессен вспоминал: « …Я дал ей две свои первые главы книги о Пушкине…Через месяц мы снова встретились. В её папке лежало более 70 рисунков. Откуда такое ясновидящее проникновение в дух и настроение Пушкина и его эпохи?..»
|
№4
|
-
Какое чувство вызывают у вас эти рисунки?
|
Слово о С.С.Гейченко
|
№15
|
|
Заочная экскурсия в Михайловский заповедник.
Звук: упр.61(отрывок из произведения К.Паустовского). Е.И.Никитина «Русская речь 8-9класс»
М. «Просвещение»1995
|
№16-23
|
|
Слово о А.Дементьеве.
|
№24
|
Чтение наизусть стихотворения А.Дементьева «А мне приснился сон…»
|
|
№24
|
В чём, по-вашему, бессмертие поэта?
|
Пункт плана №6 Домашнее задание
|
|
№25
|
Домашнее задание (по выбору)
-
миниатюра «Мой Пушкин»
-
Сочинение-рассуждение «В чём, по-вашему, бессмертие поэта?»
|
Литература
|
-
«Записки о Пушкине» И.И.Пущин. М, «Детская литература»,1969
-
«Избранное» М.И.Цветаева. М, «Просвещение»1989
-
СD – диск: Мультимедиа энциклопедия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»
-
«Русская речь.8-9 класс» Е.И.Никитина. М, «Просвещение»,1995
-
«Уроки литературы в 8 классе» под редакцией Е.А.Евлампиевой. Чебоксары,1998
-
Журнал «Литература в школе» №8-1998, №5-2000
-
Журнал «Русский язык и литература в учебных заведениях УССР» №9-1991
|
Урок отмечен поощрительным призом на областном конкурсе мультимедийных проектов в номинации «Урок с использованием ИКТ».
|