Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для




Скачать 497.48 Kb.
Название Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для
страница 1/5
Дата публикации 13.10.2014
Размер 497.48 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Пояснительная записка

Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008).

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей задач:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Для реализации задач литературного образования в 11 классе осуществлён вариант «линейного» рассмотрения историко-литературного материала.

Изменения, внесенные в программу: рабочая программа соответствует авторской, изменения отсутствуют.

Используемый учебно-методический комплект:

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А.Чалмаев, 2008)

  2. 1. Зинин С.А. Сахаров В.И. Литература 11 класс. Учебник в 2 частях. – М.: ТИД «Русское слов – РС», 2009.

  3. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. 11 класс: Тематическое планирование к учебнику В.И.Сахарова и С.А.Зинина. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение литературы в 11 классе 102 часа (3 часа в неделю). Планированием предусмотрены 2 классных контрольных сочинений, 5 домашних.
Формы организации учебного процесса

Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс, а также синтетический (комбинированный) урок, урок - творческий практикум, урок-игра и др. В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

В 11 классе происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии. В программе основной корпус теоретико – литературных сведений представлен рубрикой «Основные понятия»

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

– исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Методы и приемы обучения:

  • Рассказ о писателе (сообщение учителя и учащихся).

  • Работа с текстом: чтение (ознакомительное, изучающее, выборочное).

  • Беседа по изученному материалу, анализ, сопоставление, оценка героев.

  • Пересказ (подробный, выборочный, творческий); заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана, аннотации, целенаправленные выписки; отзыв, рецензия; комментирование эпизода; приёмы РКМЧП).

  • Виды работ, связанные с переходом в другие знаковые системы (составление схем, таблиц).

  • Составление авторского текста в различных жанрах (подготовка своей словарной статьи, рассказа, отзыва, написание анализа (стихотворения, характеристики героя), творческих работ в жанре былины, оды, стихотворения, сатирической сказки); устное словесное рисование, составление диафильма, киносценария, инсценирование.

  • Наблюдение за речью товарища, выразительное рассказывание, чтение, чтение по ролям с интонационной характеристикой персонажей, разыгрывание сюжетных ситуаций.

  • Рисование героев, создание иллюстраций.

Методы и приёмы, формирующие умение создавать связный текст на литературную тему:

  • регулярное проведение аудиторных сочинений на литературную тему;

  • письменное обоснование выставленной учителем отметки с указанием сильных и слабых сторон ученической работы;

  • реализация установки на доработку и переработку учеником текста сочинения по замечаниям учителя;

  • проведение специальных уроков по обучению написанию сочинения;

  • проведение на завершающем этапе изучения монографической темы уроков обобщающего типа, нацеленных на подготовку к сочинению;

  • систематическое включение в процесс обучения письменных заданий небольшого объема, требующих ответа на проблемный вопрос, сопоставлений тех или иных литературных явлений, интерпретации текста или его фрагмента;

  • анализ готовых (опубликованных или ученических) сочинений с точки зрения их сильных и слабых сторон;

  • последовательное формирование навыка тезирования, составления разного вида планов

  • При изучении художественных произведений по данной Рабочей программе предполагается использовать текущий и итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально, так и индивидуально.



Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/ понимать

- образную природу словесного искусства

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути писателей; изученные теоретико – литературные понятия;

уметь

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств;

Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.

Календарно-тематическое планирование уроков




Дата

Тема урока


Теория литературы

ЦОР

Примечание

План

Факт




1.

3.09.




Введение. Сложность и самобытность русской литературы 20 века.




Аудиоучебник





2.

5.09.




Обзор русской литературы первой половины 20-го века




Аудиоучебник




3.

7.09.




И.А.Бунин. Философская и психологическая насыщен-ность бунинской лирики.

Приемы словесной живописи

Презентация, учебный фильм




4.

10.09.




«Антоновские яблоки». Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний.

Лирическая проза







5.

12.09.




«Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации.










6.

14.09.




Философские проблемы произведения










7.

17.09.




«Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.





Аудио

книга





8.

19.09




Максим Горький. «Макар Чудра». Романтизм Горького.

Романтизм Горького

Художественный фильм




9.

21.09




Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека.

Тема свободы, романтический герой








10.

24.09




Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев»

Тема протеста героя одиночки







11.

26.09




«На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна.

Символическая деталь

Завершить творческую работу




12.

28.09




«Спор героев о правде и мечте».

Домашнее сочинение по пьесе.









13.

1.10




А.И.Куприн. «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека

Очерковая проза

Презентация




14.

3.10.




«Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества.

Романтизированная проза

Анализ повести по плану




15.

5.10.




«Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви.










16.

8.10.




Л.Н.Андреев. Бездны человеческой души в повести «Иуда Искариот»










17.

10.10




Своеобразие андреевского стиля. «Жизнь Василия Фивейского»










18.

12.10




Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор)




Урок-презентация




19.

15.10




Истоки русского символизма. Художественные открытия, поиски новых форм.










20.

17.10




В. Брюсов. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики поэта.

Звукообраз

Аудио-запись, презентация




21.

19.10




К. Бальмонт. «Солнечность» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям

Принцип символизации в поэзии

Аудиозапись, презентация




22.

22.10




И. Ф. Анненский. Внутренний драматизм и исповедальность лирики.

Жанр«трилистника»

Аудио-запись, презентация




23.

24.10




А. Белый. Тема родины, боль и тревоги за судьбу России.

Музыкаль-ность стиха

Аудиозапись, презентация




24.

26.10




Истоки русского акмеизма. Утверждение красоты земной жизни.

Неоромантизм


Презентация




25.

29.10




Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов.

Лирический герой-маска

Аудио-запись




26.

31.10




Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос, проблематика.

Абсолютиза-ция «самови-того» слова

Презентация




27.

12.11




И. Северянин. Взволнованность,иронич-ность и оригинальность творчества

эгофутуризм

Аудио-запись, презентация




28.

14.11




В. Хлебников. Творчество поэта и его» программное» значение для поэтов-кубофутуристов.

Кубофуту

ризм







29.

16.11




А.А.Блок. Жизнь и судьба поэта.




Презента-ция




30.

19.11




Романтический образ «влюбленной души»

Циклизация лирики

Аудио-запись




31.

21.11




Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром».

Реминисцен-ция







32.

23.11




Стихи о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен».

аллюзия

Аудио-запись




33.

26.11




Особенности образного языка Блока, роль символов.

символ







34.

28.11




Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови».










35.

30.11




Образ Христа и христи-анские мотивы в поэме. Споры по значению финала.

Домашнее сочинение.




Учебная презентация




36.

3.12




А. А. Ахматова. Психологическая глубина и яркость любовной лирики.

Исповедаль-ность лирического произведения

Учебный фильм-презентация




37.

5.12




Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории.










38.

7.12




Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике.

микроцикл







39.

10.12




«Реквием». Монументаль-ность, трагическая мощь поэмы.




Аудио-запись




40.

12.12




М. Цветаева. Поэзия как лирический дневник эпохи.




Урок-презентация




41.

14.12




Исповедальность поэзии как отличительная черта поэзии М. Цветаевой.

Поэтический темперамент







42.

17.12




Тема Родины, «собирание» России. Поэт и мир.

Дискретность стиха







43.

19.12




Развитие традиций отечественной сатиры.

Сатирический образ

Урок-презентация



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для icon Рабочая программа по литературе 9 класс
Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для icon Рабочая программа по литературе 8 класс
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для icon Рабочая программа Ивановой Елены Владимировны
Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для icon Пояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для icon Пояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для icon Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для icon Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 10 класса...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для icon Программа по литературе для 6 класса. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для icon Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для V класса...
Изменения,внесённые в авторскую учебную программу и их обосновании. В авторской программе по литературе для 5-9 классов рассчитана...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для icon Рабочая программа по литературе Класс
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции