Организационный момент:
- Повернитесь к гостям, поздоровайтесь.
Возьмитесь за руки, повторите «про себя» за мной «Я знаю, я справлюсь, если мне будет трудно, мне помогут мои товарищи».
Проверка домашнего задания:
- прослушайте домашнюю работу своих соседей по парте
- кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?
- А кто считает, что ваш товарищ так хорошо подготовился, что его должен послушать весь класс?
Определение темы урока
Посмотрите на репродукцию картины Виктора Васнецова, вспомните её название, соотнесите его с одним из стихов домашнего задания. Определите тему урока.
(Там, в облаках, перед народом, через леса, через моря колдун несет богатыря)
(Тема урока – «богатыри»).
Актуализация изученного материала
Что вы можете сказать о богатырях?
(Это герои русских сказок, былин.)
Когда они проявили свои героические качества? (В воинских подвигах, защищая землю своего народа)
Вспомните произведения А. Пушкина, изучаемые ранее на классном и внеклассном чтении и определите героя нашего урока. Отметьте свой ответ карточкой с номером, (5)
Верно. Не случайно начало нашего урока – чтение стиха. «У Лукоморья».
[…]«У лукоморья» - это пролог- «мостик» к началу прекраснейшего произведения - сказке - поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила».
Поэма «Руслан и Людмила» соединила в себе воспоминания Пушкина о рассказах и сказках, рассказанных ему бабушкой Марией Алексеевной и няней Ариной Родионовной Матвеевой, впечатления от прочитанных им французских волшебных поэм и романов и образы собственной фантазии.
«Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма» - восклицал в восхищении поэт.
Писать поэму он начал в 1817 г., будучи воспитанником Царскосельского лицея. Появление поэмы «Руслан и Людмила» через 3 года в 1820 г. вызвало в России большой интерес. О Пушкине заговорили как о самом замечательном молодом писателе. Его новых произведений стали ждать с нетерпением. Восторженно встретил поэму друг Пушкина – знаменитый русский поэт Василий Андреевич Жуковский. Он подарил Пушкину свой портрет с собственноручной надписью «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила» 1820 марта 26.»
Пушкин смело ввел в стихи разговорную речь, сочетал в своем творчестве и литературный стиль. Это было впервые в литературе. И дерзость Пушкина вызвала у критиков бурные споры.
Сценка. Критики и Пушкин. А.Г. Гоголев, А.Ф. Воейков, Д. Зыков.
- Какая грубость! Мужицкая рифма портит изящный вкус поэмы! Поэма похожа на бородатого гостя в армяке и лаптях, который «втерся» в «Московское благородное собрание»
В.Г. Белинский: «Мы не можем понять, что за странная мысль овладела им и заставила тратить свой талант на эти цветы. Русская сказка имеет свой смысл, переделанная и приукрашенная она не имеет решительного никакого смысла
Тем не менее, за границей в Париже через год в литературной газете дан положительный отзыв о романтической поэме-сказке Пушкина, «бывшего воспитанника Царскосельского лицея, всего двадцати шести лет».
А через много лет Самуил Маршак сказал следующее: «Пушкинская сказка-поэма – прямая наследница сказки народной».[1]
Давайте и мы прикоснемся к творчеству замечательного поэта – поэме «Руслан и Людмила»
Дома во внеклассном чтении вы самостоятельно познакомились с текстом поэмы.
Викторина по содержанию произведения
Проведем небольшую викторину:
- Кто считает, что внимательно прочитал текст поэмы? За верные ответы вы будете получать жетоны
- Какой титул имел Руслан? (князь)
- Назовите имена соперников Руслана? (Рогдай, Фарлаф, Ратмир)
- С какой целью Руслан отправился в невиданное путешествие? (искать невесту – Людмилу)
- Кто похитил Людмилу первый раз? (Черномор)
- Кто похитил Людмилу во второй раз? (Фарлаф)
- Кто убил Руслана? (Фарлаф)
- Кто возвратил Руслана к жизни? (старец Финн)
- Как поступил Руслан с Фарлафом? (простил его)
- С кем сражался Руслан один на один? (с Рогдаем, с Головой, с Черномором)
- Какое из трех сражений было не совсем обычное? (с Головой)
- Кем была «Голова» до того как стать головой (братом Черномора)
Сегодня познакомился с отрывком о сражении Руслана с головой. Помогать мне будут победители викторины. В конце урока они подготовят сообщение по теме урока
Словарная работа
Сначала уточним значение некоторых устаревших слов-архаизмов, которые встретятся в тексте
Внимает – слушает внимательно
Бестрепетно - спокойно, бесстрашно
Озарясь – осветясь
Очи – глаза
Объяты (сном) – скованы сном
Мрачной (степью) – темной сумрачной
Диво – чудо
Копием – копьем
Вихорь - вихрь
Конь ретивый – резвый конь
Витязь – воин, отличающийся силой и доблестью
Браздами удержал коня – придержал коня поводьями
Прочь – вон
Истину – правду
Обратится – вернутся обратно, возвратиться
Что было мочи – изо всех сил
Главу – голову
Объятый страхом – испугавшись, в сильном страхе
Изнеможенный – обессиленный
Далече – подальше
Пока не заморил коня – пока конь не устал
Досаду в сердце кроя – не показал обиды
С подъятой грозною десницей – угрожающе подняв руку
В трепете веселом – в ожидании веселом
Внемлет он – слушает он
Моленьем усмиренный – успокоившись
Чтение отрывка учителем
Давайте мы мысленно отправимся вместе с Русланом и будем рядом с ним незримо, невидимо
Обмен впечатлениями о прочитанном.
Какой момент из отрывка произвел на вас самое сильно впечатление
Какие чувства вы испытываете к главным героям отрывка? Почему?
Кто является главными героями отрывка?
Физкультминутка
- Как вы думаете, почему отрывок назван «Бой Руслана с головой», а не «Бой головы с Русланом»?
(Руслан первым бой не начинал)
- Проследите по тексту диалог главных героев, отметьте слова героев на закладках простым карандашом
- Кто из героев более многословен?
- Что вы можете сказать о характере их разговора?
- К чему это привело?
Групповая работа
Расположите по порядку фразы, указывающие, как менялись действия и чувства главных героев
I – II группы
II- IV группы
Голова
Руслан
Голова насмехается
Голова возмущается
Голова пришла в ярость
Голова ослеплена успехом
Голова повержена
Знакомство с дивом
Руслан горд
Руслан сердит
Нет надежды на победу
Победа - жестокое намерение
Гнев умирает
- Докажите правильность этой последовательности. Прочитайте отрывки соответствующие каждому пункту плана.
- В чем причина поражения головы?
- Какой совет вы хотели бы дать герою?
- Ваши мысли может помочь выразить правильно выбранная пословица.
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Что посеешь, то и пожнешь.
Язык острее меча.
Глупый осудит, а умный рассудит.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Хотя осердился, да после смирился
Злость делу худой помощник.
Где смелость, там и победа.
Пословица – народная мудрость, истина, часто встречается в сказках. И этим поэма близка сказке.
- Найдите в отрывке пословицу. Как вы можете пояснить её смысл?
(Хоть лоб широк, да мозгу мало).
-Сопоставим состояние головы и Руслана в начале встречи
Руслан
Голова
Спокоен, горд
Насмешлива
В исходе битвы
Гнев умирает
Мольба о пощаде
-Нападает ли богатырь первым?
-Каким было его жестокое намерение? (Ей нос и уши отрубить)
-Почему Руслан не выполнил это намеренье? (Ему стало жаль поверженного и униженного врага. Правила чести воина не допускают этого)
В сундучке несколько предметов, принадлежащих богатырю. Подумайте, при помощи чего и как Руслан одолел противника?
Кто может показать, как он это сделал?
(Взяв копье и поразив язык.)
-Почему именно язык? (Язык – оружие головы).
-Почему великан – «Голова» не одержал победу над Русланом?
(«Голова» сильна только на словах. Она преувеличивает свои возможности).
Что таинственного и необычного вы увидели в этом произведении?
- Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. В чем заключается основная мысль, откройте тайну произведения?
(Богатырь не всегда велик ростом, очень важны ум и выдержка.
Предательство убивает силу)
В каких выражениях вы узнаете разговорную русскую речь?
(Пустая голова, еду, еду не свищу, а наеду - не спущу).
-Как Пушкин относится к своим героям?
-Мы не сказали еще о двух героях этой встречи. О каких? (конь, силы природы)
-Почему Пушкин говорит «Найду ли краски и слова?»
(Очень трудно описать необычную битву)
Расскажите о битве Руслана с головой постарайтесь употребить в своем рассказе эпитеты, разговорную речь, пословицы, повторы.
Итог урока
Что нового узнали вы о богатырях?
(Они не наказывает поверженных врагов; первыми не нападают; они спокойны, мудры и великодушны)
Предоставим слово редактору газеты «Мудрость урока», «Мы знакомимся с богатырями»
1.Любой богатырь должен быть: сильным, здоровым, умным, решительным, отважным, находчивым, бесстрашным, снисходительным, добросердечным, надежным, верным, преданным, великодушным.
2. Богатырь никогда …..
- не обидит беззащитного;
- не оставит слабого в беде;
- не сдастся без боя;
- не предаст;
- не подведет;
-не бросает слов на ветер;
Высшее назначение богатыря – охранять и защищать красоту, хрупкую и беззащитную, стоять на страже Родины.
Спасибо.
Много славных богатырей издревле защищали наше отечество. Много их полегло в битвах на бескрайних полях отчизны. Но народ наш помнит их, чтит, как помнит богатырей, победивших фашистов под Москвой 65 лет назад. Честь им и память.
-Но, подумайте, богатырей можно увидеть поименно и сейчас. Мы знаем, что их роль – защита Отечества. А сейчас нужны богатыри? Есть ли среди ваших знакомых настоящие богатыри? Присмотритесь друг к другу. Может и в нашем классе богатыри растут? Только пристальнее приглядитесь.
|
Дети встают за партами по 4 человека
Работа в парах постоянного состава
Включаю увертюру на фоне ответа ученика у доски
Открываю картину «Богатыри»
1. Старик.
2. Елисей
3. Гвидон
4. Балда
5. Руслан
6. Дадон
Ставлю на полку портрет А.Пушкина с высказыванием «Что за прелесть эти сказки!»
К доске выходят «критики» (В роли критиков - ученики, которые подготовились заранее)
«Критики» уходят
Портрет
С. Я.Маршака
Жетоны
(пояснить значение слова)Князь – предводитель войска, и правитель области в Древней Руси
Запомните это
Выявить участника викторины , набравшего большее количество жетонов.
На карточках,
которые лежат на каждой парте, слова и словосочетания из текста
На фоне чтения учитель включает фонограмму
Д.Маликова «Страх полета», в соответствующий момент разворачивает рисунок с изображением головы, прикрепленный к доске рулоном)
(пояснить)Диалог – разговор 2-х лиц
Дети работают в группах (нужно расставить фразы, расположенные на наборных полотнах в произвольном порядке)
На доске два плаката с пословицами
Работа групп
На столе сундучок с бутафорским «вооружением» воина
Дети берут копье и поражают язык.
Подготовка групп, выбор выступающего.
Выступление редактора
|