Скачать 290.68 Kb.
|
ПИСЬМО – ЗНАК ЛЮБВИ Урок по литературе в 9 классе МОУ «Абрамовская основная общеобразовательная школа» Тема: ПИСЬМО – ЗНАК ЛЮБВИ (анализ лирического стихотворения) Цели: знакомство с любовной лирикой русской поэзии, основанной на сюжете, связанном с эпистолярным жанром; обучение анализу лирического стихотворения на примере стихотворений – писем как знаку любви; развитие умения видеть тему и идею лирического произведения развивать навыки групповой работы Задачи: воспитывать доброе отношение к миру эмоций, чувств человека, душевных переживаний; воспитание любовью гармонически развитой личности, способной не только сопереживать, но и учиться любви и состраданию. Оборудование: ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку; раздаточные материалы с лирикой поэтов, планом анализа лирического стихотворения; со стихотворными размерами; тетради по литературе с анализом лирики ( как индивидуальная домашняя работа) Пускай скудеет в жилах кровь, Но не скудеет в сердце нежность... Ф.М.Тютчев ХОД УРОКА
СЛОВАРЬ РЕМИНИСЦЕНЦИЯ – книжн. 1. Смутное воспоминание. 2. Отголосок, отражение влияния чьего-н. творчества в художественном произведении. Заимствование сюжетных, образных, ритмических ходов из другого произведения, как своего, так и чужого. Как правило, этот приём используется сознательно, в расчёте на память и ассоциативное восприятие читателя. РЕНЕГАТ – (лат.) – полит. Лицо, отступившее от своих прежних убеждений и вставшее на сторону противника. СТРОФИЧНОСТЬ – ( Строфа – др.-греч.: сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой. Обычно строфы состоят из 4 строк, соединённых определённой рифмовкой: смежная(парная) строфа, перекрёстная, кольцевая (опоясывающая)) АСТРОФИЧНОСТЬ – не разделённая на части строфа МАЗОХИЗМ – в переносном смысле – упорное желание растравлять собственные обиды, душевную боль и другие неприятные ощущения. Наша тема урока: письмо – знак любви. О любви как всепоглощающем и главном чувстве человека говорили многие… Любовь может быть огромным счастьем и бесконечным страданием… В лирике она нашла своего избранника, своего кумира. Ведь зачастую любовные чувства, любовные откровения передаются именно поэзией, песней, романсом, что созвучно душе человека. И в лирике любовь имеет разные нюансы: это любовь-страдание, любовь-умиление, любовь-вражда, любовь-поединок… В этой душевной борьбе письмо – один из способов раскрытия этого прекрасного чувства.
Основная наша задача – проанализировать лирику, связанную с эпистолярным жанром по такой тематике, как прощание с письмом. Прощание с письмом – это прощание с любовью. А любовь имеет конкретный адресат. Поэтому без фактов биографии поэта невозможно полностью понять смысл лирических миниатюр, посвящённых определённому лицу. Как же поэты раскрывают это чувство в своей лирике? Кому зачастую посвящают свои послания или о ком вспоминают и с кем разговаривают? Рассмотрим на примерах лирики поэтов: А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова, А.А.Фета, К.М.Фофанова – и судьбы их адресатов. Композиция лирических произведений у каждого поэта особенная, но можно выделить три основных способа развития сюжета: 1. сопоставление; 2. развитие одного центрального образа; 3. логическое рассуждение
а) Выступление 1 учащегося: чтение лирики наизусть и анализ содержания лирического стихотворения; б) Выступление 2 учащегося: анализ художественных особенностей лирики (худ.тропы, морфология, синтаксис, строфа, размер…) Прощай, письмо любви, прощай! Она велела... Как долго медлил я, как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал: гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет... Минуту!.. вспыхнули... пылают... легкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит... О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди... б) БЕСЕДА С КЛАССОМ ПОСЛЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ: - Какие вопросы возникают? - Кто же является лирическим героем? - Каков способ развития сюжета? (Развитие одного образа – образа сожжённого письма) - Каков финал? (Останься век со мной…) - О чём он говорит? - По своей воле лирический герой сжигает письма? (Вынужден, покоряется…) - Какова же лексика? Язык? (Лексика высокая: ни одного просторечного слова, страдания возвышенные, не терпящие прозы…) - Какие художественные тропы используются? Цель их использования? - Какова морфология? (обилие глаголов движения – горения письма …) - Каков синтаксис? (экспрессивный: обилие восклицательных предложений, многоточие раздумья, недосказанности, размышлений и колебаний, дважды обращение к письму как к живому существу ) ВЫВОД: 1.Способ развития сюжета – развитие одного образа: образа сожжённого письма 2. Лексика высокая: какая-то религиозная ситуация, воспринимающая сожжение как ритуал 3. Пунктуация экспрессивная: многоточие, восклицательные знаки, обрывающаяся строка 4. Обилие эпитетов… Цель: расстаётся с письмом, но не с любовью. Вынужден покориться, хотя душа борется с неизбежным…
а) Выступление 1 учащегося: чтение лирики наизусть и анализ содержания лирического стихотворения; б) Выступление 2 учащегося: анализ художественных особенностей лирики (худ.тропы, морфология, синтаксис, строфа, размер…) Она сидела на полу И груду писем разбирала, И, как остывшую золу, Брала их в руки и бросала. Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело... О, сколько жизни было тут, Невозвратимо пережитой! О, сколько горестных минут, Любви и радости убитой!.. Стоял я молча в стороне И пасть готов был на колени,- И страшно грустно стало мне, Как от присущей милой тени. б) БЕСЕДА С КЛАССОМ ПОСЛЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ: - Скажите, сколько лирических героев в этом стихотворении? ( В стихотворении два героя - мужчина и женщина.) - Но меняется ли, в отличие от А.С.Пушкина, угол зрения и в чём состоит это изменение? (Лирическая героиня – она – во главе лирической миниатюры.) - Какова же роль лирического героя? Что он видит? Как реагирует? (Он видит любимую, перебирающую знаки любви, и ощущает свою вину) - Есть ли тут явный образ сожжённого письма? (Нет, но он появляется) - Каков способ развития сюжета? (Сопоставление чувств двух героев, среди которых один выступает в роли «жертвы» любви, а другой чувствует свою вину и бесконечно страдает) - Почему письма сравниваются с золой? Что символизирует "остывшая" зола? (Действительно, остывшая зола - результат действия огня. Когда была любовь - был огонь, страсть, когда любовь прошла - остался прах, зола.) - Какое душевное состояние женщины показывает нам автор? (Сложное, смешанное, печаль о навсегда ушедшем чувстве.) - Какое чувство вызывает у лирического героя картина, которую он наблюдает? - Какие эпитеты помогают передать это чувство? (Остывший, брошенный, страшно грустно, невозвратимо пережитой…) - Какие ещё художественные тропы передают настроение боли и тоски? - Сравнения: как остывшую золу… как души смотрят с высоты на ими брошенное тело.. как от присущей милой тени…) - Олицетворения: любви и радости убитой… ВЫВОД:
а) Выступление 1 учащегося: чтение лирики наизусть и анализ содержания лирического стихотворения; б) Выступление 2 учащегося: анализ художественных особенностей лирики (худ.тропы, морфология, синтаксис, строфа, размер…) О письма женщины, нам милой! От вас восторгам нет числа, Но в будущем душе унылой Готовите вы больше зла. Когда погаснет пламя страсти Или послушаетесь вы Благоразумья строгой власти И чувству скажете: увы! Отдайте ей ее посланья Иль не читайте их потом, А то нет хуже наказанья, Чем задним горевать числом. Начнешь с усмешкою ленивой, Как бред невинный и пустой, А кончишь злобою ревнивой Или мучительной тоской... О ты, чьих писем много, много В моем портфеле берегу! Подчас на них гляжу я строго, Но бросить в печку не могу. Пускай мне время доказало, Что правды в них и проку мало, Как в праздном лепете детей. Но и теперь они мне милы - Поблекшие цветы с могилы Погибшей юности моей! - Чем отличается эта миниатюра от предыдущих? - Каков способ развития сюжета? (Логическое рассуждение – герой прогнозирует ситуацию) - Каковы его прогнозы? (безрадостные, пессимистичные..) - Почему? О чём это говорит? (живёт умом, рассудком, а не сердцем) - Что советует его рассудок? - Обратите внимание на строфику 2-х предыдущих и на эту. (А.С.П. – астрофичность – кусок чувств, не разделённый на части, потому что некогда рассуждать, сердце трепещет и не подвластно разуму… Ф.И.Т. – строфическое – 4 четверостишья, в каждом из которых новые штрихи. Чувства одного героя переходят или оттеняются чувствами другого…) - А у Некрасова? ( две части, несоразмерные, неоднородные) - О чём первая часть, бо'льшая по объёму? (герой прогнозирует ситуацию, предполагает, что будет…) - Какова лексика этой части? Эпитеты? Олицетворения? (просторечная: «задним числом», «бред пустой», «злоба ревнивая», «тоска мучит») (Показ борьбы в душе героя, но в подчинении рассудку) - 2-я часть? Что необычного? Что изумляет? (Появляются чувства, сердечная рана от утраченной любви…) - Что побеждает? (Ответить трудно, но если обратить внимание на лексику, то можно заметить слова-эпитеты: «поблекшие цветы», «погибшей юности») По-моему звучит ирония, усмешка автора над собой… б) БЕСЕДА С КЛАССОМ: сопоставительный анализ строфики лирики А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева и А.Н.Некрасова
Н.А. НЕКРАСОВ:
Вывод: живёт рассудком, но не сердцем
а) Выступление 1 учащегося: чтение лирики наизусть и анализ содержания лирического стихотворения; б) Выступление 2 учащегося: анализ художественных особенностей лирики (худ.тропы, морфология, синтаксис, строфа, размер…) Перебирая вновь украдкой Все письма нежные твои, Я окрылен был местью сладкой И упоен тоской любви. Я говорил небесным высям: “Сотрите бурей и грозой Слепые знаки этих писем, Так чудно лгавших предо мной”. Я говорил свечам горящим: “Пожрите их своим огнем,- И пусть не лжет мне в настоящем Раз обманувшее в былом. Развейте их налетом шумным”,- Я буйно ветры умолял, Но сам я в бешенстве безумном Их уничтожить не дерзал. Так жаждет зла и разрушенья Былым святыням ренегат В час малодушного моленья, Тоской и трепетом объят. 18 января 1886 б) БЕСЕДА С КЛАССОМ: - С кем перекликается? В чём? (Перекличка с Некрасовым: логическое рассуждение…) - Какие чувства испытывает герой?( Герой испытывает острую боль, которая проявляется в наслаждении. В каком-то мазохизме чувств: растравляет душу и наслаждается давно пережитым) - Как раскрывается в лексики? (Раскрывается в психологическом параллелизме, что свойственно народной поэзии) - Что побеждает: разум или чувства?( Побеждают чувства) - Чем восходит к Пушкину?( Восходит к Пушкину моленьем, тоскою и трепетом, к ритуалу церковного обряда - Какое слово разрушает ощущение обряда?( «РЕГЕНАТ» (отступник)– политическая лексика, создаёт стилистический диссонанс)
а) Выступление 1 учащегося: чтение лирики наизусть и анализ содержания лирического стихотворения; б) Выступление 2 учащегося: анализ художественных особенностей лирики (худ.тропы, морфология, синтаксис, строфа, размер…) Давно забытые, под легким слоем пыли, Черты заветные, вы вновь передо мной И в час душевных мук мгновенно воскресили Всё, что давно-давно, утрачено душой. Горя огнем стыда, опять встречают взоры Одну доверчивость, надежду и любовь, И задушевных слов поблекшие узоры От сердца моего к ланитам гонят кровь. Я вами осужден, свидетели немые Весны души моей и сумрачной зимы. Вы те же светлые, святые, молодые, Как в тот ужасный час, когда прощались мы. А я доверился предательскому звуку,- Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!- Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку, Я осудил себя на вечную разлуку И с холодом в груди пустился в дальний путь. Зачем же с прежнею улыбкой умиленья Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза? Души не воскресит и голос всепрощенья, Не смоет этих строк и жгучая слеза б) БЕСЕДА С КЛАССОМ:
Вывод: Герою напомнили старые письма прежнюю любовь, которую он небрежно отверг. За это предательство любви он испытывает чувство стыда. Называя то время «сумрачной зимой», он вынес неутешительный урок: «Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!» |
Перечень учебников моу «Шимшургинская основная общеобразовательная школа» Перечень учебников моу «Шимшургинская основная общеобразовательная школа» на 2013-2014 учебный год |
Моу «Новоашировская основная общеобразовательная школа» Матвеевского... Моу «Новоашировская основная общеобразовательная школа» Матвеевского района Оренбургской области |
||
Список педагогического состава моу «Шимшургинская основная общеобразовательная школа» 2013-2014 Список педагогического состава моу «Шимшургинская основная общеобразовательная школа» (2013-2014 уч г.) |
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... «Основная общеобразовательная школа» д. Захарвань, утверждённой приказом директора школы «Об утверждении Программы развития муниципального... |
||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Заместитель директора по ур моу «Красноярская основная общеобразовательная школа» |
Расписание организованной образовательной деятельности дошкольной... |
||
Расписание организованной образовательной деятельности дошкольной... |
Урок-конференция Вельмякина Е. В., учитель русского языка и литературы моу «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №1» |
||
Доклад директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения... Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Красноозернеская основная общеобразовательная школа» создано в целях организации... |
Доклад директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения... Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Красноозернеская основная общеобразовательная школа» создано в целях организации... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |