Рабочая программа по литературе в 5 классе 2013-2014 учебный год




Скачать 223.02 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе в 5 классе 2013-2014 учебный год
страница1/3
Дата публикации13.10.2014
Размер223.02 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3


Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 1273

с углубленным изучением английского языка


«Согласовано»

Руководитель МО Микушонов О.В.

Протокол № 8_

от «27» августа 2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР ГБОУ СОШ 1273 Абидова И.В.

«3» сентября 2013г.


«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ 1273 Заблудина С.Г.

Приказ № ___

от «__» сентября 2013_г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе в 5 классе


2013-2014 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа

Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразнауки № 1897от 17 декабря 2010 г), программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого и учебника Литература 5 класс в 4 ч. Снежневская М.А., Хренова О.М., Кац Э.Э. / Под ред. Беленького Г.И. Л Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; норма оценок по предмету; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 5 класса рассчитана на 3 часа в неделю.
Раздел II. Основное содержание
V класс

(105 часов)

Введение. Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

I

Устное народное творчество

Понятие об УНТ. Сказители и собиратели произведений УНТ (с повторением ранее изученного).

Сказки

Для чтения и изучения:

«Бой на Калиновом мосту», «Белая уточка», «Каша из топора», «Кот и Лиса».

Сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Сказка как жанр фольклора.

Для самостоятельного чтения:

Сборники РНС, «Гора самоцветов», сказки народов мира.

Малые жанры фольклора

Для чтения и изучения:

Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.
Для самостоятельного чтения:

Сборники загадок, пословиц и поговорок. «Черный конь скачет в огонь». Русские загадки /Сост. В. Аникин; Б. Шергин. «Незабудки», «Пословицы в рассказах»; «При солнышке тепло, при матери добро».

Народный кукольный театр

Для чтения и изучения:

«Петрушка Уксусов»

Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Мифы и легенды

Для чтения и бесед:

Мифы Древней Греции

О происхождении мира и богов. «Олимп», «Аполлон и Музы», «Пигмалион». Подвиги Геракла.

Славянские мифы и легенды.

Легенды русского народа: «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Никитушка Ломов».

Миф и легенда как жанры фольклора.

Для самостоятельного чтения:

Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

II

Мотивы фольклора в литературе

А.С.Пушкин. Сказка в жизни поэта.

Для чтения и изучения:

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Руслан и Людмила» (фрагменты).

Сказочные образы и мотивы в произведениях. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, рифма, интонация.

Для самостоятельного чтения:

Сказки А.С.Пушкина и В.А.Жуковского.
Х.К.Андерсен. Великий сказочник.

Для чтения и бесед:

«Снежная королева». Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Литературная сказка.

Для самостоятельного чтения:

Сказки Ш. Перро, Х.К.Андерсена, Л.Кэрролла (по выбору учащихся).

П.П.Бажов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Каменный цветок». Воплощение в сказе народных представлений о любви, добре и справедливости. Реальное и фантастическое в сказе, своеобразие его языка.

Для самостоятельного чтения:

«Горный мастер», «Синюшкин колодец», «Хрупкая веточка», «Малахитовая шкатулка» (по выбору уч-ся).

Для чтения и бесед:

А. Платонов. «Неизвестный цветок» (сказка-быль), «Волшебное кольцо.

С.Я.Маршак. Поэт, переводчик и автор сказок-пьес.

Для чтения и изучения:

«Двенадцать месяцев». Мотивы УНТ в пьесе-сказке. Осмеяние легкомыслия, эгоизма, жадности; утверждение человечности, верности слову, доброго отношения к миру. Роль двенадцати месяцев в судьбе падчерицы.

Особенности пьесы-сказки как драматического произведения. Литературная сказка.

Для самостоятельного чтения (по выбору уч-ся):

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»; А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»; В.Ф.Одоевский «Город в табакерке»; А.М.Волков «Волшебник Изумрудного города»; В.Г.Губарев «Королевство кривых зеркал»; Л.И. Лагин «Старик Хоттабыч» и др.

III

Из литературы XIX века

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

И. А. Крылов. Великий русский баснописец. Краткий рассказ о баснописце.

Для чтения и изучения:

«Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Демьянова уха». Близость басни к УНТ. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность. Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория.

Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Для чтения в классе:

«Лжец», «Любопытный», «Две бочки», «Свинья под дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух» и др. (по выбору учителя).

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Тема Бородина и Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения:

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Образность языка, звукопись. Тема и идея стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

А. В. Кольцов. Судьба поэта как отражение судьбы народной. Краткий рассказ о поэте.

Для чтения и изучения:

«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Удаль и красота героя. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.

И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Аннибалова клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения:

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению и унижению людей. Рассказ как повествование о жизни в эпоху крепостного права. Нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью. Духовные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. Эпитет. Сравнение.

Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. О детстве по,эта о его дружбе с крестьянскими детьми.

Для чтения и изучения:

Стихотворение «Крестьянские дети». Особенности построения стихотворения: сочетание разных временных планов, повествование с многоголосием и авторскими отступлениями. Выражение раздумий автора о судьбе народа, его напутствие детям. Темные и светлые стороны жизни крестьянских детей. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Для чтения и бесед:

Н.А.Некрасов «Школьник».

Стихи о родной природе

Ф.И. Тютчев Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения:

«Есть в осени первоначальной»; «Чародейкою зимой…» музыка стиха. Изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение).

Для чтения в классе:

Ф.И.Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится…», «В небе тают облака». А.А.Фет «Ласточки пропали…», «Скрип шагов вдоль улиц белых…». А.Н. Майков «Ласточки»; «Весна («Уходи, зима седая!»)», «Весна! Выставляется первая рама…», «Осень» (отрывок по выбору учителя). Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения:

«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Жизнь горцев и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет. Герой произведения.

В.М.Гаршин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Сигнал». Драматизм событий в рассказе. Причина разного отношения героев (Семен, Василий) к жизни. Нравственное превосходство Семена. Раскаяние Василия, признание своей роковой ошибки.

Рассказ как литературный жанр.

IV

Из литературы ХХ века

Л.Н.Андреев. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Кусака». Призыв к доброте и состраданию. Роль пейзажа в рассказе.

О рассказе как литературном жанре.

Для чтения и бесед:

«Петька на даче», «Ангелочек» (по выбору учителя).

А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Белый пудель». Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага против эгоизма и своеволия (Сережа, Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

Для чтения и бесед:

А.И.Куприн «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи» (по выбору учителя); Д.Лондон «Сказание о Кише». Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

А.Н.Толстой. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Детство Никиты» (избранные главы). Автобиографические мотивы повести. Ее лиризм и юмор.

Родная земля

К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Мещерская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк.

Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…»

Для самостоятельного чтения:

В.В.Бианки. «Лесная газета на каждый год»; К.Г.Паустовский. Рассказы (в изд. для детей), сб. «Летние дни»; М.М.Пришвин. Сб. рассказов «Ярик», «Лесной хозяин»; «Родные поэты» (сб. стихотворений); Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных» (по выбору уч-ся).

Стихи о Великой Отечественной войне

Для чтения в классе (по выбору):

А. Твардовский. «Рассказ танкиста», «Со слов старушки»; К.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете»; Н.Рыленков. «Бой шел всю ночь»; Я.Смеляков. «Судья». А.Ахматова. «Мужество».

Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения: «Тихое утро». Разница в жизненном опыте мальчиков. Внешняя грубоватость и доброе сердце Яшки; уже не мальчик, еще не взрослый (самообладание в минуты смертельной опасности и «рев» после перенесенного страха). Как понимать заглавие рассказа. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.

Для чтения и бесед:В.А.Солоухин. «Мститель»;

Е.И.Носов. «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась» и др. рассказы (по выбору учителя).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе в 5 классе 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературе, 9класс на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по литературе в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида разработана с учетом нормативных...

Рабочая программа по литературе в 5 классе 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по технологии в 5 классе на 2013-2014 учебный год
Данная рабочая программа по технологии рассчитана на изучение предмета в 5 классе на общеобразовательном уровне в объеме 68 часов...

Рабочая программа по литературе в 5 классе 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по технологии в 6 классе на 2013-2014 учебный год
Данная рабочая программа по технологии рассчитана на изучение предмета в 6 классе на общеобразовательном уровне в объеме 68 часов...

Рабочая программа по литературе в 5 классе 2013-2014 учебный год iconАннотация к рабочей программе по литературе за курс среднего общего образования Учебный предмет
Рабочая программа по литературе для 10-12 классов на 2013-2014 учебный год составлена на основе

Рабочая программа по литературе в 5 классе 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка рабочая программа по немецкому языку в 11 классе...
...

Рабочая программа по литературе в 5 классе 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературе в 5 а классе на 2013 2014учебный год
Данная рабочая программа по литературе предназначена для учащихся 5а класса мобу сош №74 и рассчитана на 2013/2014учебный год

Рабочая программа по литературе в 5 классе 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию...
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе

Рабочая программа по литературе в 5 классе 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературе на 2012 2013 учебный год
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Программы по литературе 5-11-й классы. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е....

Рабочая программа по литературе в 5 классе 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературе на 2012 2013 учебный год
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Программы по литературе 5-11-й классы. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е....

Рабочая программа по литературе в 5 классе 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Восточненская средняя общеобразовательная школа»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции