№
|
Раздел программы, его содержание. Тема урока.
|
Кол.
часов.
|
Дата
Пл./факт.
|
Цели раздела.
|
Требования к уровню знаний обучающихся.
|
Компетенции.
|
Система отслеживания результатов.
|
1.
|
Русская литература XIX века и русская действительность становления реализма.
А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики.
|
1
|
|
Основные мотивы лирики. Утверждение общественной миссии и ответственности поэта. Тема необратимости течения времени. Философские раздумья о смысле жизни.
|
Знать основные мотивы лирики Пушкина.
Делать анализ лирического произведения, выразительно читать стихи.
Владеть понятиями: лирический герой, изобразительно – выразительные средства языка.
|
Создание связного текста (устного) на темы: «Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина», «Любовь и дружба в поэзии А.С.Пушкина».
Создание письменного текста (анализ стихотворения А.С.Пушкина ).
Самостоятельно познакомиться с творчеством поэтов пушкинской поры: Е.А.Баратынского, А.А.Дельвига, Н.М.Языкова.
|
Тест № 1.
|
2.
|
А.С.Пушкин «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…»
|
1
|
|
|
А.С.Пушкин «Подражания Корану (IX «И путник усталый на Бога роптал…»).
|
|
|
3
|
А.С.Пушкин «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…», «Пора, мой друг, пора…».
|
1
|
|
4
|
А.С.Пушкин «Деревня», «Вольность».
|
1
|
|
|
А.С.Пушкин «Поэт»,
«Из Пиндемонти».
|
|
|
5
|
А.С.Пушкин «Медный всадник». Проблема власти.
|
1
|
|
|
«Медный всадник». Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Композиция поэмы.
|
|
|
6
|
Трагедия «Борис Годунов». Проблема народа и власти в трагедии.
|
1
|
|
7
|
Развитие реализма в творчестве А.С.Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.
|
1
|
|
8
|
М.Ю.Лермонтов.
М.Ю.Лермонтов «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Своеобразие художественного мира.
|
1
|
|
Основные мотивы лирики: чувство одиночества, философские осмысления трагического бытия человека в окружающем мире, пафос вольности, любовь к родине.
|
Знать основные мотивы лирики Лермонтова.
Уметь анализировать стихотворения.
Видеть и определять роль изобразительно-выразительных средств языка.
|
Создание связного устного текста на темы: «Своеобразие художественного мира Лермонтова».
Создание письменного текста (анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова).
|
|
|
М.Ю.Лермонтов «Как часто пестрою толпою окружен…».
|
|
|
9
|
М.Ю.Лермонтов «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»).
|
1
|
|
|
М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…», «И скучно и грустно…». Мотив одиночества.
|
|
|
10
|
М.Ю.Лермонтов «Нищий», «Мой демон».
|
1
|
|
|
Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
|
|
|
11
|
Н.В.Гоголь. Литература середины XIX века – «Эпоха Гоголя». Гуманистическая направленность повести.
Н.В.Гоголь «Шинель», «Петербургские повести».
|
1
|
|
Судьба «маленького человека» в джунглях города. Сатира на страницах трагической повести
|
Уметь определить роль повести в судьбах русской литературы.
|
Самостоятельно познакомиться с повестью «Невский проспект».
|
Тест № 2.
|
12
|
Судьба «маленького человека» в джунглях города. Сатира на страницах трагической повести.
|
1
|
|
13
|
А.Н.Островский.
А.Н.Островский. Жизнь и творчество драматурга.
|
1
|
|
Показать неравный и острый конфликт Катерины в ее столкновении с «темным царством».
Внутренний конфликт героини.
Роль религиозности в духовном мире героини.
Тема греха, возмездия и покаяния.
Смысл названия и символика пьесы.
Обличение самодурства и невежества.
|
Уметь выразительно читать по ролям.
Знать и определять противоборствующие силы конфликта, уметь составить план критической статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве».
|
Участие в дискуссии на тему: «Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах».
Создание связного письменного текста по теме сочинения.
|
Тест № 3.
Домашнее
сочинение №1
|
|
«Гроза». Семейный и социальный конфликты в драме.
|
|
|
14
|
«Гроза». Неравный и острый конфликт Катерины в ее столкновении с «темным царством».
|
1
|
|
15
|
Роль религиозности в духовном мире Катерины. Тема греха, возмездия и покаяния.
|
1
|
|
|
Смысл названия пьесы «Гроза» и ее символика.
|
|
|
16
|
«Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба.
|
1
|
|
|
Драматургическое мастерство Островского. Современные постановки его пьес.
|
|
|
17
|
Н.А.Добролюбов о пьесе Островского «Гроза» в статье «Луч света в темном царстве».
|
1
|
|
18
|
И.А.Гончаров «Обломов».
И.А.Гончаров. Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
|
|
|
Показать сущность характера героя, его мироощущение, судьба. Главные линии романа: Обломов и Захар, Обломов и Штольц, Обломов и Ольга Ильинская. Особенности композиции романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера в художественном мире романа.
|
Знать понятие «обломовщина».
Составить план критической статьи Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина».
|
Создание связного устного текста на тему: Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении.
|
Тест № 4.
|
|
Роман «Обломов». История создания. Особенности композиции. Сущность характера героя.
|
|
|
19.
|
Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении.
|
|
|
|
Обломов и Захар. Обломов и Штольц.
|
|
|
20.
|
Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета.
|
|
|
21
|
«Обломовщина». Образ Обломова в ряду образов мировой литературы.
|
|
|
22
|
И.С.Тургенев.
И.С.Тургенев «Отцы и дети». Очерк жизни и творчества. Творческая история романа.
|
10
|
|
Показать остроту и искренность писателя в оценке нового и значительного в русском обществе. Конфликт «отцов и детей». Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества.
|
Уметь определить основной конфликт романа, видеть философские позиции героев и автора.
Знать роль И.С.Тургенева в развитии русского романа.
Владеть диалогической формой речи.
|
Дискуссия на тему: «Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества».
Создание связного письменного текста по теме сочинения.
|
Сочинение классное №2.
|
23
|
Базаров в системе действующих лиц. Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества.
|
|
|
24
|
«Отцы» в романе. Их нравственные и социальные позиции.
|
|
|
25
|
«Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство).
|
|
|
|
Смысл финала романа «Отцы и дети».
|
|
|
26
|
Философские позиции героев романа и автора. Полемика вокруг романа.
|
|
|
27-28.
|
Классное сочинение по творчеству И.С.Тургенева.
|
|
|
29.
|
Ф.И.Тютчев.
Ф.И.Тютчев – поэт философ. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «…Умом Россию не понять».
|
3
|
|
Показать художественное своеобразие и ритмическое богатство стихов поэта.
|
Уметь выразительно читать стихотворения, определять ритмическое богатство стиха, его философское значение.
|
Создание письменного текста (анализ произведения).
Оценка эстетической значимости творчества поэта.
|
Тест № 5.
|
30.
|
Ф.И.Тютчев. Любовная лирика. «О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «К.Б.».
|
|
|
31.
|
Ф.И.Тютчев. Тема родины. «Эти бедные селенья…», «День и ночь».
|
|
|
32.
|
А.А.Фет.
А.А.Фет. Картины природы и оттенки чувств человека в стихах. «Это утро, радость эта…2, «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь».
|
2
|
|
Показать сочетание удивительной точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств человека.
Фет – поэт, умеющий «ловить неуловимое».
|
Уметь выразительно читать стихотворения, определять поэтические тропы, ритм стиха, видеть «полутона» фетовского стиха.
Анализ стихотворения по выбору.
|
Самостоятельно познакомиться с стихотворениями поэта (по указанию учителя).
|
Тест № 6.
|
33.
|
Фет и теория «чистого искусства». Стихотворения «На железной дороге», «Поэтам», «Заря прощается с землею…», «Облаком волнистым…».
|
|
|
34.
|
А.К.Толстой.
А.К.Толстой «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре». Краткий обзор жизни и творчества.
|
3
|
|
Познакомить с жизнью и творчеством писателя, показать своеобразие художественного мира А.К.Толстого; удивительно чуткий мир лирического героя Толстого.
|
Уметь выразительно читать стихотворения, делать их анализ.
|
|
|
35.
|
Ведущие темы лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…».
|
|
|
|
Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого.
|
|
|
36.
|
Н.А.Некрасов.
Н.А.Некрасов. Поэт «мести и печали». «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия», «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О Муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…».
|
12
|
|
Показать гражданственность лирики поэта, обостренную правдивость и драматизм изображения жизни народа.
Познакомить с историей создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Сюжет поэмы, ее фольклорная основа, смысл названия. Многообразие народных типов, сатирические образы помещиков.
Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.
|
Знать основные факты жизни и творчества поэта.
Давать оценку изученным лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей.
Уметь объяснять связь произведения со временем его написания.
Определять многообразие народных типов в поэме.
|
Участие в дискуссии на тему: «Проблема счастья и смысла жизни в поэме».
Создание устных текстов: «Судьба Матрены Тимофеевны», «Город и деревня в лирике Некрасова».
|
Сочинение №3.
|
37.
|
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания. Смысл названия.
|
|
|
38.
|
Сюжет поэмы. Мастерство изображения жизни России.
|
|
|
39.
|
Многообразие народных типов в галерее героев поэмы.
|
|
|
40.
|
«Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов.
|
|
|
|
Сатирические образы помещиков.
|
|
|
41.
|
Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны. Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.
|
|
|
42-43.
|
Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.
|
|
|
44.
|
К.Хетагуров.
К.Хетагуров. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа, женской судьбы.
|
2
|
|
Обратить внимание на близость его творчества к творчеству Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, женской судьбы.
|
Знать, что такое стихотворный перевод, специфику художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
|
|
|
45.
|
Поэзия К.Хетагурова и фольклор. Близость его творчества к творчеству Некрасова.
|
|
|
46.
|
Н.С.Лесков.
Н.С.Лесков. Краткая справка о жизни и творчестве писателя. «Тупейный художник».
|
5
|
|
Познакомить с творчеством писателя – мастера описания русского быта. Понятие «национальный характер». Образ Ивана Флягина –героя правдоискателя. Близость к народной речи и активное словотворчество.
|
Закрепление понятия «индивидуальный стиль писателя».
Владеть монологической формой устной речи.
Знать понятие «национальный характер».
|
Создать устный текст «Сказ в творчестве Лескова».
|
Тест №7.
|
47.
|
«Очарованный странник». Смысл странствий героя повести.
|
|
|
|
«Очарованный странник». Особенности сюжета повести.
|
|
|
48.
|
Иван Флягин – один из героев – правдоискателей.
|
|
|
|
Былинные мотивы – в повести «Очарованный странник».
|
|
|
49.
|
М.Е.Салтыков – Щедрин.
М.Е.Салтыков – Щедрин. Очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя.
|
5
|
|
Познакомить с очерком жизни и творчества, жизненной позицией писателя. Провести обзор произведения по темам: «Градоначальники и народ», «Терпение и бесправие народа».
|
Знать основные произведения писателя, уметь определять тему, идею произведения.
Закрепление понятия «индивидуальный стиль писателя».
Знать термины: сарказм, эзопов язык, гротеск.
|
Самостоятельно познакомиться со сказками писателя (по указанию учителя).
|
|
50.
|
«История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев».
|
|
|
51.
|
Тема народа и власти. Терпеливость и бесправие народа.
|
|
|
|
Органчик и Угрюм–Бурчеев.
|
|
|
52.
|
Смысл финала «Истории…». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях писателя.
|
|
|
53.
|
Ф.М.Достоевский.
Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях.
|
12
|
|
Познакомить с очерком жизни и творчества, основными мотивами произведения, показать глубину постановки нравственных проблем.
Достоевский – философ. Поиски «человека в человеке». Объяснить понятия: «психологизм», «полифонизм», «полемическая направленность», «детективный сюжет».
|
Знать основные факторы жизни и творчества.
Уметь определять нравственные проблемы романа, знать социальные и философские истоки бунта героя, смысл его теории.
Знать роль «двойников» в романе.
Владеть монологической и диалогической речью.
|
Дискуссия на тему: «Причина поражения Раскольникова».
Создание письменного текста по теме сочинения.
|
Сочинение
№ 4.
|
54.
|
«Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем.
|
|
|
55.
|
Система образов романа. Раскольников.
|
|
|
|
Социальные и философские истоки бунта героя романа.
|
|
|
56.
|
Смысл его теории и причина поражения Раскольникова.
|
|
|
57.
|
Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов).
|
|
|
58.
|
Образы «униженных и оскорбленных». Сонечка Мармеладова.
|
|
|
59.
|
Мрачный облик Петербурга в романе. Роль эпилога.
|
|
|
|
Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире.
|
|
|
60-61.
|
Сочинение по творчеству Ф.М.Достоевского.
|
|
|
62.
|
Л.Н.Толстой.
Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности.
|
26
|
|
Изучить жизненный и творческий путь писателя.
Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности, военный опыт.Познакомить с понятием роман – эпопея, своеобразием композиции, особенностями психологизма и «диалектики» души. Показать главную мысль романа – «мысль народную». Богатый внутренний мир героев, их поиски смысла жизни. Толстой – историк. Исторические личности на страницах романа. Противопоставление Кутузова и Наполеона.
|
Знать основные факты биографии и творчества Толстого.
Определять композицию романа, его психологизм, исторические основы.
Знать судьбу главных героев «мира» и «войны».
Понимать философию автора, его оценку исторических событий и исторических героев.
Владеть монологической и диалогической речью.
Уметь из огромного сюжетного полотна выбирать отдельные факты и детали в доказательство замысла писателя.
Иметь свою точку зрения, уметь ее отстаивать, аргументировать и дискутировать.
Теория литературы: «роман – эпопея», «диалектика души», «история на страницах художественного произведения», «внутренний монолог как прием психологической характеристики героя».
|
Создание устных текстов на темы:
« Мой любимый герой в романе «Война и мир»»;
«Война 1812 года – отечественная война»;
«Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы».
Дискуссия на тему: «Кутузов и Наполеон».
Письменный текст по теме сочинения.
|
Сочинение
№ 5.
|
63.
|
Военный опыт писателя. Участие в обороне Севастополя. «Севастопольские рассказы».
|
|
|
64.
|
«Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа – эпопеи. Художественные особенности.
|
|
|
65.
|
Система образов в романе и нравственная концепция Толстого.
|
|
|
66.
|
Герои романа – эпопеи в поисках смысла жизни. Андрей Болконский.
|
|
|
|
Пьер Безухов и Андрей Болконский.
|
|
|
67.
|
Наташа Ростова и княжна Марья Болконская. Судьбы любимых героинь Толстого.
|
|
|
68.
|
Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл резкого противопоставления этих героев.
|
|
|
69.
|
Картины войны в романе. Бородинское сражение.
|
|
|
|
Партизанское движение и его герои в романе.
|
|
|
70.
|
«Роевая» жизнь крестьянства в романе «Война и мир».
|
|
|
|
Значение образа Платона Каратаева.
|
|
|
71.
|
Психологизм прозы Толстого.
|
|
|
|
Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»).
|
|
|
72.
|
Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя.
|
|
|
73.
|
Антитеза как центральный композиционный прием в романе.
|
|
|
74
|
Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе.
|
|
|
75.
|
Лев Толстой – классик и самобытный философ. Интерес к Толстому в современном мире.
|
|
|
76.
|
Роман – эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии.
|
|
|
77-78
|
Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.
|
|
|
79.
|
А.П.Чехов.
А.П.Чехов. Обзор жизни и творчества. Мастерство писателя.
|
15
|
|
Познакомиться с биографией А.П.Чехова (Таганрог – родина Чехова). Общая характеристика творчества. Дать понятие «чеховский стиль» («мелочи жизни», внимание к детали, «философская глубина», «комический эффект»). Чехов – драматург. Показать ослабленность внешнего действия и внутренние психологические конфликты, роль подтекста и ремарок. Основа конфликта пьесы, образ сада.
|
Знать основные этапы жизни и творчества писателя.
Общая характеристика рассказов.
Уметь определять своеобразие чеховского психологизма и комический эффект.
Уметь выразительно читать по ролям.
Знать, что такое лирическая комедия.
Своеобразие стиля Чехова.
|
Самостоятельное прочтение рассказов А.П.Чехова (по указанию учителя).
Письменный текст по теме сочинения.
Устные высказывания на темы: «Проблема ответственности человека за свою судьбу», «Тема «маленького человека» в рассказах А.П.Чехова».
|
Сочинение
№ 6.
|
80.
|
А.П.Чехов «Студент».
|
|
|
81
|
А.П.Чехов «Дом с мезонином».
|
|
|
82.
|
А.П.Чехов «Ионыч»
|
|
|
83.
|
А.П.Чехов «Степь».
|
|
|
84.
|
А.П.Чехов «Палата № 6».
|
|
|
85.
|
А.П.Чехов «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы.
|
|
|
86-87.
|
Герои пьесы и их судьба. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта.
|
|
|
88.
|
Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани.
|
|
|
89.
|
Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс).
|
|
|
90.
|
Сценическая судьба пьес Чехова на сценах России и мира. Новаторство Чехова – драматурга.
|
|
|
91.
|
Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
|
|
|
92-93.
|
Сочинение по творчеству А.П.Чехова.
|
|
|
94.
|
Зарубежная литература XIX века.
Г.де.Мопассан «Ожерелье». Раздумья автора о несправедливости мира.
|
5
|
|
Основные тенденции в развитии зарубежной литературы XIX века. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества характерных для эпохи писателей.
|
Знать определения: «социально-психологическая драма», «психологизм». Содержание произведений зарубежных писателей.
|
Самостоятельное знакомство с произведениями В.Гюго «Собор Парижской богоматери», Э.По «Золотой жук», О. де Бальзака «Гобсек».
|
|
95.
|
«Ожерелье». Мечты героев и их неосуществимость.
|
|
|
96.
|
Г.Ибсен «Кукольный дом». Образ героини.
|
|
|
97.
|
Г.Ибсен «Кукольный дом». Вопрос о правах женщины.
|
|
|
98.
|
А.Рембо «Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм.
|
|
|
99-102
|
Подведение итогов.
XIX век – век русской классики.
Тематика и проблематика русской классики.
Судьба реализма и итоги века.
|
4
|
|
Подвести итоги курса. Устроить диспут и конференцию по изученным произведениям.
|
Уметь делать выводы, обобщения, высказывать свое мнение.
Знать основные темы русской литературы XIX века.
Разбираться в проблемах изученных произведений.
|
Диалог и дискуссия на темы: «Тематика и проблематика русской классики».
|
Тест № 8.
|