Скачать 73.52 Kb.
|
Федорова В. А. Учитель русского языка и литературы КОММЕНТАРИИ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 класс (2011 – 2012 уч.г.) Билет № 7
Вопрос № 1: Тема любви и образ возлюбленной в лирике А. С. Пушкина.
Целая галерея женских образов проходит в поэзии Пушкина, оставляя на страницах его «дневника» свой таинственный след. Они приходили и уходили, эти прекрасные музы, покоряя поэта своей красотой и грацией, тонкостью ума и обаянием. Донжуанский список Пушкина — список имен женщин, которыми увлекался А.С. Пушкин и с которыми был близок, в хронологическом порядке. Пушкин сам составил его в 1829 году в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой. В списки встречается имя «Анна» — скорее всего Анна Оленина. Анна Оленина, по мужу Андро (1808—1888) — фрейлина, в 1829 г. Пушкин к ней сватался, но получил отказ . К ней обращено знаменитое «Я вас любил».
Любовь в лирике Пушкина — это способность подняться над мелким и случайным. Высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания с гениальной простотой и глубиной переданы в стихотворении «Я вас любил...» (1829). Это стихотворение написано столь просто, что кажется, так может написать каждый. И в то же время это образец поэтического совершенства. Стихотворение построено на простом и вечно новом признании: «Я вас любил*. Оно повторяется три раза, но каждый раз в новом контексте, с новой интонацией. Это переживание лирического героя, и драматическая история любви, и способность подняться над своей болью ради счастья любимой женщины. Загадочность этих стихов — в их полной безыскусности, обнаженной простоте и в то же время невероятной емкости и глубине эмоционального содержания. Поражает бескорыстие любовного чувства, искреннее желание не просто счастья не любящей автора женщине, но новой, счастливой любви для нее. Практически все слова употреблены поэтом в своем прямом значении, единственное исключение — глагол «угасла» по отношению к любви, и то эта метафоричность не выглядит каким-то выразительным приемом. Огромную роль играет трехкратное повторение словосочетания «Я вас любил», а также параллели и повторы однократных конструкций: безмолвно — безнадежно, то робостью — то ревностью, так искренно — так нежно. Эти повторы создают энергию и одновременно элегическую наполненность поэтического монолога, который заканчивается гениальной пушкинской находкой — исповедь сменяется страстным и прощальным пожеланием: ...Как дай вам Бог любимой быть другим. Кстати, словосочетание «дай вам Бог» часто используется в контексте прощения. Гармоничной и музыкальной делает эту элегию и пятистопный ямб, и точные, простые рифмы, и отсутствие переносов, совпадение синтаксической структуры словосочетаний и предложений со стихотворной строкой. И конечно, совершенно чарующе обыгран любящий и печальный звук «л» в последнем четверостишии (и другие сонорные — «р» и «н»).
Пушкин оказал огромное влияние на развитие русской музыки. Более 1000 композиторов (включая современников поэта) неоднократно обращались к его творчеству. Около 500 сочинений великого поэта (поэзия, проза, драмы) легли в основу более 3000 музыкальных произведений. На стихи Пушкина написано свыше 2000 романсов, в том числе романс «Я вас любил». В 1840 году появился романс Даргомыжского. В начале века появился сборник «Собрание русских песен на слова А. Пушкина». В сборник включён романс на стихотворение Пушкина «Я вас любил…», написанный композитором-любителем Феофилом Матвеевичем Толстым (1810-1881). Одним из самых знаменитых стал романс на музыку композитора начала века Бориса Шереметьева.
Вопрос № 2: Сатирические сказки М. Е. Салтыкова – Щедрина.
М.Е.Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, по матери – купеческому сословию. После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков становится чиновником военного ведомства, но служба его мало интересует. В 1847г. в печати появляются его первые литературные произведения – «Противоречия» и «Запутанное дел». Но всерьез о Салтыкове, как о писателе, заговорили только в 1856 г., когда он начал публикацию «Губернских очерков».
Салтыков – Щедрин автор знаменитых сатирических «Сказок», начатом в 1869г. Сказки явились своеобразным итогом идейно-творческих исканий сатирика. В ту пору из-за существования строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. И все же с помощью сказок «для детей изрядного возраста» Щедрин смог донести до людей резкую критику существующего порядка. 3. Художественные особенности:1) автор использовал гротеск, гиперболу и антитезу.2) эзопов язык.3) использование фольклорных элементов:- традиционных зачинов; - числительных с нечисловым значением; - типичных присказок; - постоянных эпитетов и обычных фольклорных инверсий; - заимствованных из фольклора собственных имен, свойственных народной поэзии синонимических сочетаний - многочисленных пословиц и поговорок и т. д. 4. Анализ сказки В сказке "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Щедрин по "щучьему велению, по моему хотению" переносит генералов на необитаемый остров, - чтобы с особой наглядностью показать их никчемность, паразитизм, полную зависимость от тех кого они эксплуатируют. Наивность генералов фантастична. "Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? -- сказал один генерал"..Очутившись на необитаемом острове, в ночных рубашках и с орденами на шее генералы впервые в жизни сталкиваются с действительностью. "- Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? - сказал один генерал. - Да, - отвечал другой генерал, - признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!" Приемами остроумной сказочной фантастики Щедрин показывает, что источником не только материального благополучия, но и так называемой дворянской культуры является труд мужика. Генералы -паразиты, привыкшие жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки голодных диких зверей. "Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их". Участь заброшенных на необитаемый остров генералов была бы печальной, если бы они вовремя не вспомнили о том что где то поблизости непременнно должен быть мужик " мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает! Мысль эта до того ободрила генералов, что они вскочили как встрепанные и пустились отыскивать мужика". С большой симпатией рисует Щедрин этого полного сил, ума и изобретательности мужика. ".Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: "Не дать ли и тунеядцу частичку?"" Он способен к любому делу, но не одно восхищение автора и читателей вызывает этот персонаж. В то же время Щедрин заставляет задуматься над тем почему же мужик беспрекословно не жалеючи сил, работает на тунеядцев-генералов? Вместе с Салтыковым-Щедриным мы печалимся о горькой судьбе народа, вынужденного взваливать на свои плечи заботу о дармоедах-помещиках, лодырях и бездельниках, способных лишь помыкать другими, заставлять работать на себя. В " Сказках" Салтыков воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, свои горькие раздумья над судьбами угнетенных масс, свои глубокие симпатии к трудовому человечеству и свои светлые надежды на силу народную. Вопрос № 3 : Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Интересно сопоставление Печорина с Максимом Максимычем. Этот старый штабс-капитан — человек честный и добрый, его суждения несут отпечаток жизненного опыта и здравого смысла. Он привязан к Печорину, глубоко переживает его холодность при неожиданной встрече. Искренность и непосредственность Максима Максимыча оттеняют по контрасту вежливое безразличие Печорина. Но в то же время очевидно, что Максиму Максимычу, живущему обыденными житейскими заботами, совершенно не понятен мир Печорина, и это если не оправдывает, то как-то объясняет нежелание Печорина отобедать с ним и рассказать ему о своей жизни в Петербурге. Природа дала Печорину глубокий, острый ум и отзывчивое сердце. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам. Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? А виновато общество, виноваты социальные условия, в которых живет герой. Печорин сам не раз говорил о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми. Потому и оказался Печорин чужим Максиму Максимычу. 1 Для анализа можно также взять ст. «Я встретил вас…» и проанализировать его 2 Чтение наизусть считается обязательным элементом. Можно сначала прочитать стихотворение, а после проанализировать его. |
Дмитрий Сергеевич Хмельницкий Нацистская пропаганда против СССР.... «Д. Хмельницкий. Нацистская пропаганда против СССР. Материалы и комментарии. 1941—1945»: Центрполиграф; Москва; 2010 |
Реферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина» Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В. Г. Белинского, задумался над фразой: «Татьяна –... |
||
Нужно подготовить ответы к экзаменационным вопросам. Объём ответа... Предмет и задачи истории педагогики как учебного курса. Хронология истории педагогики |
Исторические корни волшебной сказки Все комментарии к первой и второй работе находятся в конце второй работы(т е здесь) |
||
Список литературы на лето для 9 класса Рекомендации: читать разные по жанру книги, чтобы чтение было разнообразным, обязательно записывать прочитанное в Дневник чтения,... |
Комментарии к образовательной программе мбоу дод «дюц» Моу дод «дюц» г. Петровска (далее по тексту «Учреждение»), в реализации услуг дополнительного образования детей, в соответствии с... |
||
Сергей Вячеславович Перевезенцев Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения Данная книга содержит изучаемые в высших учебных заведениях произведения философов средневековья и эпохи Возрождения от Тертуллиана... |
Перевод с китайского и комментарии Александр Николаевич Игнатович Мы вполне имеем право считать это сочинение одной из величайших и наиболее влиятельных книг в мире. Ее влияние от Тибета до Японии,... |
||
Наталия Михайлова о прочитанной книге о писательском творчестве Пришвина, переполненные удивительным чувством особенной, умной любви и интересом ко всему случающемуся. Выписала несколько отрывков,... |
Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных... Недзвецкий В. А. Комментарии// Гончаров И. А. Собр соч.: В 8 т. М., 1980. Т. С. 510–521. Далее тексты Гончарова цитируются по данному... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |