Скачать 219.15 Kb.
|
МБОУ «Безыменская СОШ» Открытый урок литературы Класс 9 Учитель: Олейник Татьяна Васильевна МБОУ «Безыменская СОШ» Грайворонского района Белгородской области Тема: «Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина» Цели урока: Образовательные: создать условия для формирования у учащихся представления о художественном мире поэзии А.С. Пушкина; содействовать формированию единой картины внутреннего мира человека, его выражения чувств по отношению к другим; организовать деятельность учащихся по выявлению особенностей эстетики поэзии поэта в конкретных произведениях. Развивающие: использовать приемы педагогических технологий для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям уровня учащихся; способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения. Воспитательные: Воспитывать эстетическое отношение к поэзии А.С.Пушкина; создать условия для формирования культуры общеучебной деятельности; развивать чувство ответственности за продуктивную индивидуальную и совместную деятельность. Оборудование:
- рабочие тетради;
Учебник: учебник - хрестоматия. 9 класс. Коровина В.Я. и др. Тип урока: урок - размышление. Эпиграф: Любви все возрасты покорны, Её порывы благотворны… А.С. Пушкин Форма организации учебной деятельности: беседа с учащимися, выразительное чтение стихотворений Замечания к уроку: Учащиеся получили задание познакомиться со стихами поэта и биографическими материалами о нём. Урок строится как урок – размышление учителя и учеников, как обмен мнениями. Заранее готовятся романсы М.И. Глинки на слова Пушкина и чтение стихов. Учитель должен умело ввести их в урок, а ученики, обратившись к дополнительной литературе, вспоминают суждения критиков, некоторые факты биографии. Урок был проведён в 9 классе, поэтому в конспекте даны возможные ответы учащихся на вопросы, поставленные учителем. Примечание к слайдам. На экране - портреты Пушкина, друзей- лицеистов, портреты его возлюбленных и другие. Всего 17 слайдов. Ход урока. Ι. Вступительное слово учителя (IX класс) 1 слайд (портрет Пушкина и тема урока) Ребята, на уроке мы обратимся к некоторым страницам биографии Александра Сергеевича Пушкина, его лирическим произведениям, чтобы еще раз убедиться в непреходящей ценности творчества поэта, задуматься над вечными вопросами бытия; постараемся увидеть подкупающую искренность поэта, глубину и силу его чувств; желание радости, счастья, взаимной любви любимому человеку. "Пушкин умер в полном развитии своих сил и, бесспорно, унес с собою некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем", — писал в свое время Ф. М. Достоевский. Действительно, гений ушел, недоговорив миру всего, что мог сказать. Но и то, что было сказано, не всегда было понятно, потому что Пушкин опередил свой век "слишком надолго", как сказал один из критиков. Пророчески звучат слова Гоголя: "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа; это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет". Кто-то из критиков выразился даже парадоксально: Пушкин — самый неизвестный поэт. Не так уж это далеко от истины. Как и для Достоевского, для нас гений Пушкина, его поэзия остаются загадкой и тайной. ΙΙ. БеседаУчитель. Одна из главных тайн Пушкина заключается в том, что прошло уже более 200 лет после гибели поэта (а точнее в 2009 году 6 июня будет 210 лет со дня рождения), а интерес к его поэзии не только не ослабевает, а возрастает. И особенно в последние годы. - Вот почему это происходит? Как вы думаете? 2 слайд (портрет А. Передреева) Ученик. Мне кажется, что в наш век всеобщей бездуховности, пошлости и жестокости человеческая душа ищет себе защиты, опоры, поддержки и находит ее в поэзии Пушкина. В стихотворении нашего современника Анатолия Передреева я нашла много созвучного моим взглядам на это уникальное явление — поэзию Пушкина. Все беззащитнее душа В тисках расчетливого мира, Что сотворил себе кумира Из темной власти барыша. Все обнаженней его суть, Его продажная основа, Где стоит все чего-нибудь, Где ничего не стоит слово. И все дороже, все слышней В его бездушности преступной Огромный мир души твоей, Твой гордый голос неподкупный. Звучи, божественный глагол, В своем величье непреложный, Сквозь океан ревущих волн Всемирной пошлости безбожной... Ты светлым гением своим Возвысил душу человечью, И мир идет к тебе навстречу, Духовной жаждою томим! Мне кажется, что, именно "духовной жаждою" томимы, идем навстречу Пушкину и мы. Ученик. Пушкин пришел ко мне в раннем детстве веселым, лукавым и добрым сказочником. Проник в душу совсем незатейливыми, казалось бы, стихами и напевами. И осталось от этого на всю жизнь теплое воспоминание, как о ласковой материнской руке. Когда я стала старше и сама читала Пушкина, то начала замечать в прозрачной чистоте пушкинского стиха такую глубину мыслей и чувств, что у меня появилось желание разгадать их и понять гения. На память приходят строки: Вращается весь мир вкруг человека. Ужель один недвижный будет он? Какой диапазон мыслей! Здесь и человек, и вселенная — целый мир. Действительно, хочется, "следуя за мыслью гения", открыть новые миры, имя которым — Человек. Учитель. Я согласна с вами. Читая Пушкина, мы открываем для себя многое... целые миры. И в первую очередь, прекрасный мир человеческих чувств, таких, как любовь и дружба. - Какие лирические произведения Пушкина о дружбе и любви вас особенно поразили и взволновали? И почему? 3слайд (лицеисты) Ученик. Совсем недавно я прочитал совершенно необыкновенные, нежные строки: Была пора: наш праздник молодой Сиял, шумел и розами венчался, И с песнями бокалов звон мешался, И тесною сидели мы толпой. Тогда душой беспечные невежды, Мы жили все и легче и смелей, Мы пили все за здравие надеждыИ юности и всех ее затей. Они заставили меня задуматься... и вот над чем? А какую роль в нашей в жизни играет дружба? Нечего скрывать, что часто она бывает тусклой, серой, не приносящей ни радости, ни вдохновения. У поэта совсем другое... Вероятно, потому, что он умел дружить и друзья платили ему взаимностью. Мне же этому ещё; предстоит учиться. Когда я стану взрослым, я хочу вслед за поэтом произнести следующие строки: И признаюсь, мне во сто крат милееМладых повес счастливая семья, Где ум кипит, где в мыслях волен я, Где спорю вслух, где чувствую живее. Учитель. Кому посвятил поэт эти стихи? Ученик. Эти стихи посвящены друзьям-лицеистам, с которыми его связывала тесная дружба, Пушкин настолько многогранен, что невозможно представить его творчество без стихов о любви и дружбе. Они отличаются глубокой искренностью, богатством переживаний, гуманностью. "Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина", — писал Белинский. Общительный, умевший ценить людей Пушкин имел много друзей. Дружба для него была той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь. Друзей поэт приобрел в Лицее, который открылся 19 октября 1811 года. Среди лицеистов были, конечно, и мелкие завистники, выскочки и подлизы, которых никто не любил и не уважал, — их имена давно забыты. Но живут имена тех, кто вместе с Пушкиным образовал в Царском Селе, рядом с императорским дворцом, вольнолюбивую "лицейскую республику". Друзьями Пушкина становятся Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин. Учитель. Что же объединяло этих молодых людей? Ученик. Общность интересов и духовное родство. Учитель. Да, Пушкин без Лицея, без Дельвига, "Кюхли", Пущина... это немыслимо. 4 слайд (лицей) Ученик. 19 октября, Лицей — это и есть, прежде всего, образ полнокровной и, главное, одухотворенной юности. Здесь щедрость, щедрость богатства душевного. Здесь святая, чисто юношеская надежда, не надежда, вернее, а потребность отдать, а не взять, поделиться, а не утаить. Здесь и безоглядное озорство — от избытка сил. Здесь первичная прививка свободы и чести, совести и мужества. Здесь первоначальный запас идеалов и верность им... В конечном счете, культура, без которой нет чувства человеческого достоинства, нет "самостоянья" человека, без которой трудно или невозможно ориентироваться в этом мире, зато легко потерять себя в нем. Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. (На них основано от века, По воле Бога самого, Самостоянье человека, Залог величия его.) "Пушкин — это наше все", — сказал Достоевский. И дело не только в поэзии, в литературе, в русском языке: как Лицей Пушкину, так и Пушкин России задал духовные ориентиры. Ученик. Я думаю, что не случайно в одном из лучших своих стихотворений поэт пишет: "Друзья мои, прекрасен наш союз!" Дружбой освящены — иначе не скажешь — вся его жизнь и поэзия. Вероятно, никто из русских поэтов не воспел дружбу так, как Пушкин. Пушкин прожил "19 октября", можно сказать, сполна. У каждого человека, у каждого из нас, должно быть свое "19 октября", хоть на час, хоть на минуту... А без этого человек духовно беден. Есть какое-то чувство родства между пушкинскими лицеистами и нами, есть, несмотря на эпохи, разделяющие нас, есть, несмотря на суетность, заставляющую не узнавать самое родное. А иначе не стала бы случайная дата — 19 октября — близкой не только им, лицеистам, но и нам. Иначе не стал бы Пушкин нашим "вечным Лицеем". Учитель. Но всегда ли дружба была безмятежной и радостной для поэта? 5слайд (А. Раевский) Ученик. Никто из русских поэтов не сказал и о неверной дружбе столько горьких слов. Я об этом узнал, читая биографические очерки. Пушкина больно ранило предательство друзей. Так случилось с Александром Раевским. Пушкин в период южной ссылки тайно был влюблен в Елизавету Воронцову. Раевский оказался его соперником и разглашал в гостиных тайны, которые поэт поведал ему. Узнав о предательстве друга — "злобного гения", Пушкин порывает с ним все отношения и пишет стихи: Когда твой друг на глас твоих речей Ответствует язвительным молчаньем; Когда свою он от руки твоей, Как от змеи, отдернет с содроганьем; Как, на тебя взор острый пригвоздя, Качает он с презреньем головою, Не говори: "Он болен, он дитя, —Он мучится безумною тоскою"; Не говори: "Неблагодарен он; Он слаб и зол, он дружбы недостоин; Вся жизнь его какой-то тяжкий сон..." Ужель ты прав? Ужели ты спокоен? Ах, если так, он в прах готов упасть, Чтоб вымолить у друга примиренье. Но вот проходит год, и что же? Пушкин уже без всякой обиды справляется о здоровье Александра Раевского. А после восстания декабристов беспокоится о судьбе бывшего друга. Я прочитал в книге, что некоторых пушкинистов ставило в тупик такое отношение Пушкина к Раевскому: они не могли себе представить, чтобы к одному и тому же человеку были обращены и горькие обличительные стихи, и теплые слова участия. 6 слайд (портрет Пушкина) Учитель. В этом — весь Пушкин. Его ранимость и всепрощающее великодушие, которых так порой нам не хватает. Иногда кажется, что все в поэте противоречиво... - Но только ли в нем? Как вы думаете, человек целен или противоречив? Ученик. Я считаю, что человек по своей природе противоречив. Мы порой просто не замечаем всей сложности человеческих чувств и переживаний. Пушкин заставляет нас глубже заглянуть в самих себя. Когда я читал стихотворение "На холмах Грузии", не мог понять, как одновременно может быть и "грустно" и "легко". Казалось бы, чувства эти противоречивы. Я сделал для себя открытие: печаль может быть светлой, а уныние порой обходится без тревог и мучений. Это стихотворение — воспоминание о счастливых минутах жизни в период южной ссылки, окрашенное печалью уже сегодняшнего дня. 7 слайд (портрет М.Н.Раевской- Волконской) Ученик. Я тоже узнал, что это стихотворение было навеяно воспоминаниями. В годы южной ссылки поэт познакомился с семейством генерала Раевского. Его дочь, юная Мария Николаевна, обворожила Пушкина. "Мой друг, — писал он младшему брату, — счастливейшие минуты жизни моей провел я среди семейства почтенного Раевского!" Особенно радостными были для поэта часы, проведенные в обществе Марии Николаевны. Путешествуя с семейством Раевских по Северному Кавказу Крыму, Пушкин увлёкся пятнадцатилетней Марией, они подружились. С Раевской исследователи связывают цикл лирических стихотворений, поэму «Бахчисарайский фонтан». При создании «Полтавы» поэт думал о печальной судьбе Марии Николаевны и в посвящении обращался к ней. Много лет спустя Мария Николаевна, ставшая впоследствии женой декабриста Волконского, вспоминала о днях, проведенных с поэтом на юге: "Увидя море, мы бросились любоваться им. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шел за нами, я стала для забавы бегать за волной и вновь убегать от нее, когда она меня настигала..." Пушкин нашел эту картину такой красивой, что воспел ее в прелестных стихах: Я помню море пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою, С любовью лечь к ее ногам! Как я желал тогда с волнами Коснуться милых ног устами! Нет, никогда средь пыльных днейКипящей младости моей Я не желал с таким мученьем Лобзать уста младых Армид, Иль розы пламенных ланит, Иль перси, полные томленьем; Нет, никогда порыв страстей Так не терзал души моей! («Е. Онегин», гл.Ι строфа ΧΧΧΙΙΙ) Я прочитал в одной статье, что Мария Николаевна Раевская — это "утаенная любовь" поэта, необыкновенная по силе и влиянию на всю его жизнь. Пройдут годы, и Пушкин вновь окажется на Кавказе, посетит те места, где провел "счастливые минуты жизни". На него нахлынут воспоминания, еще острее ощутит он боль разлуки с дорогим человеком. Вот тогда и родятся эти строки: На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла, Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой… Унынья моего Никто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может. Итак, стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально. Учитель. Не случайно многие композиторы обращались к шедеврам пушкинской лирики. И вечная тема, так просто и глубоко раскрытая Пушкиным, нашла отражение в музыке. -Какие музыкальные произведения на стихи Пушкина вам известны? Ученики. («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне».) Учитель. Для вас, души моей царицы, Красавицы, для вас одних Времён минувших небылицы, В часы досугов золотых, Под шёпот старины болтливой, Рукою верной я писал... «Руслан и Людмила» - Кому же посвящал свои стихи А. С. Пушкин? Ученик. Я хочу ответить словами Марии Николаевны Раевской (Волконской), которая писала: «Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел». 8 слайд (портрет Софьи и Ольги Потоцких) 1. Так, например, он поэтически преобразил волнующую легенду о любви. В Петербурге в 1818-1820 гг. Пушкин встречался с юными сестрами Софьей и Ольгой Потоцкими. Юные Потоцкие провели детство своё на юге России. Они рассказали Пушкину легенду о печальной судьбе представительницы их знатного рода. Это предание о любви хана Керим-Гирея к похищенной княжне Потоцкой, о том, как Зарема, любившая хана, убила Марию. В сентябре 1820 г. на пути из Гурзуфа в Симферополь Пушкин посетил развалины ханского дворца в Бахчисарае со знаменитым «фонтаном слёз». Поэма «Бахчисарайский фонтан» создавалась под впечатлением петербургского рассказа: «Я прежде слыхал о старинном памятнике влюблённого хана. Киселёва (Потоцкая) поэтически описывала его, называя «фонтаном слёз». 9 слайд (Пушкин в Бахчисарайском дворце ) Этот поэтический образ запечатлен и в стихотворении «Фонтан любви...». ФОНТАНУ БАХЧИСАРАЙСКОГО ДВОРЦА. Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы. Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. Твоя серебряная пыль Меня кропит росою хладной: Ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль… Фонтан любви, фонтан печальный! И я твой мрамор вопрошал: Хвалу стране прочел я дальней; Но о Марии ты молчал... Светило бледное гарема! И здесь ужель забвенно ты? Или Мария и Зарема Одни счастливые мечты? Иль только сон воображенья В пустынной мгле нарисовал Свои минутные виденья, Души неясный идеал? 10 слайд (портрет А.П.Керн) Ученик. 2. За другой поэтической легендой о любви мы отправимся в Тригорское. Ранней весной 1819 г. в Петербурге у Олениных Пушкин познакомился с Анной Петровной Керн. А через 6 лет летом 1825 г. Анна Петровна неожиданно приехала в Тригорское к своей тётке Осиповой, куда приезжал и Пушкин, чтобы как-то скрасить своё пребывание в Михайловском. Эта встреча с Керн произвела на Пушкина ещё" большее впечатление, чем встреча у Олениных в Петербурге. В течение месяца они виделись почти каждый день. Именно в это время родилось знаменитое стихотворение: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах Шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял милые черты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни моиБез божества, без вдохновенья, Без слёз, без жизни, без любви! Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь. Мгновенье оказывается сильнее годов. Стихотворение увековечило имя А. П. Керн. Она же оставила свои «Воспоминания» о Пушкине, отличающиеся искренностью, безыскусностью, бережным и проникновенным отношением к поэту. Ученик. Мне всегда в стихах Пушкина слышалась музыка, мелодия, поэтому я не удивилась, что многие стихи (более ста) поэта положены на музыку. Одно из них — "Я помню чудное мгновенье", где уже невозможно отделить пушкинские стихи от музыки Михаила Глинки. Стихи, посвященные Анне Петровне Керн, легли в основу романса, посвященного дочери А. П. Керн — Екатерине, красотой которой был очарован композитор. Из одного шедевра родился второй. Неувядающая прелесть этого стихотворения в том, что Пушкин показал не эпизод частной биографии, а выразил чувство, волнующее всех и всегда: женщина — "гений чистой красоты". Вероятно, в этом тоже секрет пушкинской поэзии: дать возможность каждому из нас воспринимать все как личное, принадлежащее только одному человеку. (Можно прослушать романс "Я помню чудное мгновенье", если позволит время.) Ученик 3. Москва. Пушкин приехал для свидания с новым царём Николаем I. Радушно встречали поэта гостеприимные дома Римской-Корсаковой, Ушаковой, Урусовой. 11слайд (портрет Е. Ушаковой) На Арбате в Москве до сих пор стоит дом, который помнит приёмы Екатерины Ушаковой, на которых с большим удовольствием бывал Александр Сергеевич, увлечённый хозяйкой. По свидетельству современника, Екатерина Ушакова была в полном смысле красавица: блондинка с пепельными волосами, тёмно-голубыми глазами, роста среднего, густые волосы нависали до колен выражение лица очень умное. Она любила заниматься литературой. По словам младшей сестры Елизаветы, «Катюша ни о чём другом не может говорить, кроме как о Пушкине и его сочинениях».На увлечение поэта Ушакова ответила преданным и самоотверженным чувством. В альбом Ушаковой Пушкин написал такие стихотворения, как «В отдалении от вас…», «Когда я вижу пред собой…» и др. В доме всё напоминало о Пушкине: на столе лежали его сочинения и его слова. Когда бывало с старину, Являлся дух иль привиденье, То прогоняло сатану Простое это изреченье: «Аминь, аминь, рассыпься!» В наши дни Гораздо менее бесов и привидений; Бог ведает, куда девалися они Но ты, мой злой иль добрый гений, Когда я вижу пред собой Твой профиль, и глаза, и кудри золотые, Когда я слышу голос твой И речи резвые, живые, Я очарован, я горю И содрогаюсь пред тобою, И сердцу, полному мечтою, «Аминь, аминь, рассыпься!» говорю. Пушкин собирался соединить судьбу с Ушаковой, но, вспыхнувшee чувство к Олениной, а потом и знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой помешали этому, тем не менее Екатерина Николаевна любила поэта и замуж вышла только после его смерти. 12 слайд (портрет А.А. Олениной) Ученик. 4. Петербург. Он не так давно вернулся из ссылки. Все мужчины женщины старались оказывать ему внимание, которое всегда питают к гению... Анета тоже захотела уделить внимание знаменитому поэту: она подошла и выбрала его на один из танцев... Она подала ему руку, отвернув голову и улыбаясь, потому что это была честь, которой все завидовали. Зачем твой дивный карандаш Рисует мой арапский профиль? Рисуй Олениной черты. В жару сердечных вдохновений Лишь юности и красотыПоклонником быть должен гений. Пушкин увлёкся юной красавицей, сочинявшей музыку, стихи и обладавшей хорошим голосом. Анне Алексеевне Олениной Пушкин посвятил цикл лирических стихотворений: «Увы!», «Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне», «Её глаза». Она мила – скажу меж нами- Придворных витязей гроза, И можно с южными звездами Сравнить особенно стихами, Её черкесские глаза. Она владеет ими смело, Они горят огня живей; Но, сам признайся, то ли дело Глаза Олениной моей! Какой задумчивый в них гений И сколько детской простоты, И сколько томных выражений, И сколько неги и мечты!.. Потупит их с улыбкой Леля – В них скромных граций торжество; Поднимет – ангел Рафаэля Так созерцает божество. Он даже сватался к ней, однако этот брак не состоялся, так как против него была мать Олениной. По этому случаю, Пушкин говорил, что недаром же ему светила луна с левой стороны, когда приезжал он в Приютино. Так родилось стихотворение «Приметы». А стихотворение «Я вас любил» - это прощание с любовью. Это стихотворение поражает силой человеческого достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Здесь любовь - это светлая печаль расставания, в которой нет и намёка на чувство обманутого собственника: Я вас любил, любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем, Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил, безмолвно, безнадёжно, То робостью, то ревностью томим, Я вас любил так искренне так нежно, Как дай вам бог, любимой быть другим. А заканчивается стихотворение молитвой о женщине: «...дай вам Бог любимой быть другим...» Ученик. Меня поразило стихотворение "Я вас любил..." Сколько в нем поэзии, нежности, любви. Не сразу замечаешь, что оно о неразделенной любви. Неужели так можно писать... когда тебя не любят! Сколько благородства в чувстве поэта, ни капли эгоизма и зависти. Забота о любимой, которую он не хочет тревожить и печалить своими признаниями, но желает ей быть любимой другим так же, как он ее любит. Тайна пушкинской души не перестает удивлять Учитель. Я согласна с тобой. Любовь — это очень противоречивое чувство, поэтому одни в ней бывают мелкими и ничтожными, другие — великими и благородными. Стихи Пушкина о любви заставляют нас быть внимательнее к себе и другим, они как бы говорят нам: "Смотри, как можешь ты быть велик и прекрасен. Не опускайся до мелочей и пошлости. Твоя душа — это музыка. Так пусть же эта музыка несет всем счастье". Ребята, послушайте еще один романс Глинки на слова Пушкина — «Я вас любил …» Ученик. Пушкин — увлекающаяся натура, но мы никогда не встретим в его стихах пошлости, грубости, бестактности. Чем старше он становился, тем больше и чаще задумывался о семье, о доме, о детях. Ему хотелось покоя, тепла, участия, домашнего уюта. А жизнь становилась все сложнее, появилось много завистников и недоброжелателей. Но судьба была к нему благосклонна, в его жизнь вошла Наталья Николаевна Гончарова. 13 слайд (портрет Н.Н. Гончаровой) Зимою 1828-1829 года на одном из балов знаменитого танцмейстера Иогеля в Москве А.С. Пушкин встретил 16-летнюю Н.Н. Гончарову. Ученик. Я прочитала в книге Генриха Волкова "Мир Пушкина" о том, как поэт сватался к Наталье Николаевне Гончаровой. Ему не давали определенного ответа, но и не отказывали, не лишали надежды. Пушкин сомневался: сможет ли он обеспечить семью? А главное — будет ли он любим? Невеста так молода и красива. Поэт пишет ее матери письмо, до предела обнажая все, что терзает его душу накануне женитьбы. Письмо это так много говорит о самом Пушкине, что я хочу зачитать его. "Только привычка и длительная близость могли бы помочь мне заслужить расположение вашей дочери; я могу надеяться возбудить со временем ее привязанность, но ничем не могу ей понравиться; если она согласится отдать мне свою руку, я вижу в этом лишь доказательство спокойного безразличия ее сердца. Но, будучи всегда окружена восхищением, поклонением, соблазнами, надолго ли сохранит она это спокойствие? Ей станут говорить, что лишь несчастная судьба помешала ей заключить другой, более блестящий, более достойный её союз... Не будет ли она тогда смотреть на меня как на помеху, как на коварного похитителя? Не почувствует ли она ко мне отвращения? Бог мне свидетель, что я готов умереть за нее: но умереть для того, чтобы оставить ее блестящей вдовой, вольной на другой день выбрать себе нового мужа, — эта мысль для меня — ад". Учитель. Действительно, это документ бесподобный по искренности, по беспощадной трезвости в описании опасений поэта перед женитьбой. Можно только преклоняться перед мужеством этого человека, его благородством. Да нелегко было Пушкину получить у родных согласия. Мать не хотела выдать свою дочь за небогатого, неблагонадёжного человека. 14 слайд (свадьба Пушкина с Гончаровой) Ученик. И всё-таки 6 мая 1830 г. состоялась помолвка, а 18 февраля 1831 года - свадьба. Отношения между супругами установились сердечные и дружеские, поэт делился с ней творческими планами, писал ей письма. Письма мужа к жене (числом 78) проникнуты заботой о любимой женщине: Вначале успехи жены в светском обществе, литературных салонах радовали поэта. Все восторгались её красотой, элегантностью. Поэт писал о своей жене: «Она очень красива, и во всём облике есть что-mo поэтическое». 15 слайд (Пушкина с женой перед зеркалом) Пройдут годы, но чувства не утихнут, а станут глубже и сильнее. В 1831 году он напишет в письме: "Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу". Через три года после свадьбы: "Смотрелась ли ты в зеркало, уверилась ли ты, что с лицом твоим ничего нельзя сравнить?… А душу твою я люблю еще более твоего лица". Пройдет еще год после свадьбы: "Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастен". Он посвятил Наталье Николаевне стихотворение «Мадонна» (Звучит музыка Свиридова.) 16 слайд (портрет Н.Н. Гончаровой) Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моём, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель – Она с величием он с разумом в очах – Взирали кроткие во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. 17 слайд (портрет Пушкина) Учитель. Мы заканчиваем урок, но разговор о Пушкине,будет продолжен, потому что о чем бы поэт ни писал — о гении и злодействе, о смысле жизни и о человеке, о свободе и любви, о дружбе и природе, — он всегда пытался добраться до самой сути. Тайна безмерного обаяния его поэзии, вероятно, в том, что каждое мгновение жизни он переживал остро и возвышенно, ощущая себя причастным ко всему трагическому и прекрасному в мире. Он был велик в надеждах и заблуждениях, в любви к людям, к природе, к Родине. ...Ты светлым гением своим Возвысил душу человечью, И мир идет к тебе навстречу Духовной жаждою томим. Обратимся к эпиграфу урока: Любви все возрасты покорны, Её порывы благотворны… А.С. Пушкин
Тогда у нас остаётся время и я хотела бы, чтобы вы продолжили строки
Рефлексия Задание на дом. Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина по выбору учащихся на тему «Любви и дружбы» Литература 1. Басина М. Жизнь Пушкина: Документально-художественные повести. СПб Азбука. Пушкинский фонд, 1999. 2. Кузнецова А. Моя Мадонна. М., 1996. 3. Маранцман В. Изучение творчества Пушкина в школе. Библиотека учителя - словесника. М.: ГИЦ «Владос», 1999. 4. Интернет ресурсы |
![]() |
Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве» Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт сост. С. Б. Шадрина,... |
![]() |
Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве» Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт сост. С. Б. Шадрина,... |
![]() |
Урок Лирическая песня как жанр народной поэзии урок Лирическая песня.... Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:... |
![]() |
Урока: урок-закрепление Тема урока: «Books» «Учитель, скорее назовите эти пять книг!» воскликнул ученик. «Но чтобы понять, что это за книги, продолжил свой урок учитель, тебе... |
![]() |
Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий.... В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей |
![]() |
Урок литературы «Тропа к Пушкину» Учитель русского языка и литературы моу – средней общеобразовательной школы №6 г. Шарыпово Красноборова Елена Михайловна. Красноярский... |
![]() |
Урок-конференция Вельмякина Е. В., учитель русского языка и литературы моу «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №1» |
![]() |
Урок по роману «Капитанская дочка» Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:... |
![]() |
Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск |
![]() |
Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6... А. С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |