Скачать 61.21 Kb.
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА «Русское слово» Составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ д.Чемоданово, Становлянского района, Липецкой области Польшакова Е.Н. Цели: формирование интереса к прошлому славян, приобщение учащихся к искусству слова, богатствам русской классической и современной литературы, развитие художественного восприятия, воображения, внимания, любви к слову как самоценному явлению отечественной культуры. Правила: участвуют 2 команды по 4 человека. Дается время на обдумывание вопросов и заданий – 1 минута. Кто быстрее ответит, получает 1 балл. Оборудование: чистые листы бумаги, карандаши, ручки, секундомер, таблички с названиями команд. Ход викторины. 1.Вступительное слово учителя (ведущего). Только люди обладают даром речи. С помощью слова люди общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает природу, мир, самого себя. Владимир Даль писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни...». Когда мы говорим «слово», то подразумеваем русский язык. А задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство- русский язык - досталось нам от прошедших веков. Ведь язык – основа основ духовной культуры, волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь веков, связь поколений. Давайте же с вами погрузимся в «века загадочно былые», в русское Средневековье, во времена Киевской, а позднее Московской Руси. 1 тур «История языка» Вопросы 1.Кем была составлена первая славянская азбука, и какое название она получила? 2.Как была использована кириллица русским языком? 3.Каково происхождение слов алфавит и азбука? 4.Чем можно доказать, что на Руси существовал культ грамотности в разных слоях населения? 5..Как назывались первые книги на Руси? 6.Откуда почерпнул Пушкин предание о смерти князя Олега ( «Песнь о вещем Олеге»)? 7. На каком языке написано «Слово о полку Игореве»? 8. Как была озаглавлена древнейшая русская летопись и кто ее автор? 9.Летописец утверждал, что славяне произошли от одного из сыновей Ноя. Какого? 10.Какую первопечатную книгу издал Иван Федоров в 1564 году? 11. Кем и когда был введен современный русский алфавит? 12.В каком году была проведена последняя реформа русского языка и орфографии? Ответы на вопросы 1 тура: 1.Братьями –славянами из г.Солуна Константином(в монашестве Кирилл) и Мефодием. Кириллица – на основе греческой азбуки(863-864 гг.). 2.Кирилловский алфавит был создан для старославянского языка и пришел на Русь в 988 году вместе с христианством. Он соответствовал фонетике русского языка настолько, что в последующее тысячелетие пришлось внести только две новые буквы. 3.Слова алфавит и азбука означают одно и то же. Слово алфавит составлено из названий двух букв греческого алфавита: альфа и вита. Слово азбука составлено по этому же образцу из названий первых букв русского алфавита; раньше буква а называлась аз, а буква бэ – буки. 4.Открытие берестяных грамот, написанных купцами, ремесленниками, крестьянами; традиции чтения вслух и переписывания текстов. 5. «Изборники», то есть сборники разных сочинений. 6.Из летописи «Повесть временных лет». Наступил Олег Вещий на череп своего коня, « и выкинувши змия изо лба, уклюнув в ногу»(912 г.). 7. «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке. 8. «Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть» 922 в.) Монах Нестор. 9.Иафета. 10. «Апостол» - книга апостольских посланий для богослужения. 11.Русский алфавит был введен Петром 1 в 1708 году. 12. Последняя реформа русского языка была проведена в 1918 году. Подведение итогов 1 тура. Слово учителя. Конечно, русский язык достоин любви и пристального изучения. Л.Н. Толстой говорил о русском языке: «Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего». В русском языке сложная грамматика, но он изумительно красив. Проверим ваши знания грамматики. 2 тур « Грамматический турнир» 1.Какой знак препинания впервые был введен Н.М. Карамзиным? 2.Как во времена М.В.Ломоносова называли восклицательный знак, скобки? 3.Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? 4.Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? 5. Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву п (или к). 6. Укажите существительное женского рода. Шофер, шампунь, вермишель, тюль, тополь, кафе. 7.За минуту запишите пять слов, в которых больше будет звуков, чем букв. 8. Какое местоимение не имеет именительного падежа? 9. Назовите слово, в котором три корня. 10.Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое употребляется в роли существительного? Ответы на «Грамматический турнир» 1.Тире. 2.Во времена М.В. Ломоносова восклицательный знак называли удивительным, скобки- вместительный. 3.Многоточие, тире, кавычки. 4.Буква Ё. 5.Например, буква к. Коля купил книгу Куприна. 6.Вермишель. 7.Например, юла, яма, юбка, яблоко, елка, еж. 8.Себя. 9.Например, грязеводолечебница. 10. Русский. Подведение итогов «Грамматического турнира» Слово учителя. В.Г.Белинский говорил: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий». И это, действительно, так. Россыпи мудрых пословиц, загадок, поговорок, сказок, былин изучаются фольклористами до сих пор и украшают нашу сегодняшнюю речь. Проверим, как вы знаете пословицы, поговорки, фразеологизмы, крылатые выражения. 3 тур. 1)Загадки на общеизвестные выражения, пословицы и поговорки. - ей все возрасты покорны ( любовь) ; - главное богатство, которое не купишь ни за какие деньги (здоровье); - знак согласия (молчание); - кому закон не писан (дураку); - предмет удивления барана (ворота); - его ноги кормят (волк) - он платит дважды (скупой) - ее нужно беречь смолоду (честь); - что дается человеку только раз (жизнь) ; - первый всегда комом (блин). 2) Крылатые выражения и цитаты. - «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин» - «Не хочу учиться, хочу жениться» (слова Митрофанушки из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»). -«Любви все возрасты покорны» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»). - «Я знаю только то, что я ничего не знаю» (афоризм, который любил повторять древнегреческий философ Сократ). - «Была без радости любовь, разлука будет без печали» (М.Ю.Лермонтов) -«Эврика» - греческое «я нашел» ( восклицание великого математика древности Архимеда. Употребляется как выражение радости при каком – либо открытии или появившейся мысли). Подведение итогов 3 тура. Слово учителя. Каждому из нас мила родная земля- земля, где он появился на свет. Потому что в родных местах и солнце ярче светит, и небо синее, и деревья зеленее и выше. Мы можем гордиться родной землей, ее культурным наследием. Как истинные патриоты своего родного края мы должны хорошо знать произведения писателей и поэтов своего края, поэтому следующий тур нашей викторины будет называться «Лингвистическое краеведение». В этом туре вы должны показать свои знания диалектной лексики, фонетических особенностей местного говора, языка произведений писателей и поэтов родного края. 4 тур. 1.Кто из выдающихся деятелей русской культуры, наших земляков, занимался этнографией? 2.Приведите примеры диалекта языка нашей местности. 3. Кто из писателей, наших земляков, стал первым лауреатом Нобелевской премии ? 4.Назовите имя и фамилию писателя, который родился и вырос в селе Хрущево Елецкого уезда? 5. Назовите фамилию писателя и название стихотворения, которое непосредственным образом связано с темой нашей викторины? 6.Как называлось село, в котором в начале 19 столетия находилось имение Ю.П.Лермонтова – отца великого русского поэта? Ответы на вопросы 4 тура. 1.Михаил Александрович Стахович. 2. Например, ходя, пойде и т.д. 3.И.А.Бунин в 1933 году стал первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию. 4.М.М.Пришвин. 5.И.А.Бунин, стихотворение «Слово», написанное в 1915 году. 6.Кропотово- Лермонтово. Подведение итогов 4 тура. Подведение итогов викторины. Отметить команду- победителя. Экспресс-опрос: Понравилась игра? Какие трудности возникли? Что бы еще внести в задания? Заключительное слово учителя. Обогащайте свой словарный запас, свою память, ибо только знание языка поможет вам в овладении многими науками. Если штурмуешь познания кручи, Выучи русский язык! Список использованной литературы. |
Затем в группах обсуждают и записывают в тетради ответы на вопросы: Ответы на тонкие вопросы Учащимся предлагается ряд высказываний, по поводу которых надо определить своё мнение |
«Вопросы разума ответы сердца. Как вернуть своей жизни осмысленность» «Вопросы разума — ответы сердца. Как вернуть своей жизни осмысленность»: ОАО "Издательская группа "Весь"; Санкт-Петербург; 2011 |
||
Ответы на экзаменационные вопросы по литературе для 9 класса Вопросы из вариантов I и II (общеобразовательная школа, 31 и 21 билет соответственно; "старые", "Вестник образования" №4 февраль... |
Ответы на экзаменационные вопросы по патофизиологии подготовили Шовхалов Рамзан и Муртазова Хеда |
||
Урок игра по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество» Г. Свиридова. В конце каждого тура есть возможность получить дополнительные баллы, отвечая на вопросы другой команды, если |
Аналитическое задание Изучив первоисточники (литературу для самостоятельного чтения), найти ответы на следующие вопросы |
||
Игорь Манн Маркетинг. А теперь вопросы! Скорее чувство сожаления. Нам становится жаль своего времени и времени того, кто задал этот вопрос: ведь мы все могли бы потратить... |
Конкурсе «Калейдоскоп». Условия конкурса Ответы на вопросы можно отправить как по электронной почте: gazeta@school94. ru или в традиционном виде в библиотеку школы |
||
Прежде всего Оглавление 4 Ответы на вопросы для сомневающихся 2 Как освободиться от офисного рабства, жить там, где хочется и стать «Новым Богачом» |
Викторина «Д. И. Менделеев и его периодическая система» Учащимся предлагается прочесть предложенные для блиц -турнира вопросы читателей журнала и найти на них ответы из предложенных |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |