Пояснительная записка «рабочая программа по литературе для 7 класса»




Скачать 197.34 Kb.
Название Пояснительная записка «рабочая программа по литературе для 7 класса»
Дата публикации 13.10.2014
Размер 197.34 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Рабочая программа по литературе для 7 класса» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программе по литературе для 7 класса общеобразовательных учреждений 2004 года (авторы- составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев) и основана на базисном плане, который отводит на изучение литературы в 7 классе 70 часов.

В связи с тем, что литература- базисная учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, цель данного учебного курса – формирование духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире. Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

Формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно- творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историк - литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно- художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности культурном контексте с использованием понятий языка литературоведения. Выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно- сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико–литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно- значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся а также культурно- исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

В программе представлены также произведения мировой литературы, что обусловлено концепцией литературного образования. Программа строится на основе историко- литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития ( от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века).

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного ( фольклорного) текста к тому или

иному роду и жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Устные и письменные интерпретации художественного произведения.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно- тематического содержания произведения.

- Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий; уроки- путешествия, исследования, беседы, кино-уроки, проекты и т. д.

Практическая направленность обучения в 7 классе по программе Г.С.Меркина – изучение литературы как искусства слова. Конкретная учебная цель, охватывающая деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития,- обучение эстетическому анализу.

Учебная цель изучения литературы в 7 классе – обучение эстетическому анализу в различных аспектах. В программе не введено понятие «развитие связной речи учащихся». Речевое развитие – психологический процесс. На уроках идёт последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Руководство самостоятельным чтением осуществляется через систему «Уроков внеклассного чтения», списки для домашнего чтения находятся в разделе «Приложение».

Для работы на уроках используются тексты изучаемых произведений, привлекается учебник: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев «Литература 7 класс», М. «Русское слово» 2008 год.

Формы обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся, видео-урок.

1.Методы работы:

- словесные;

- наглядные.

- практические;

2. По уровню познавательной деятельности:

-Объяснительно- иллюстративный (беседа, сообщение);

-репродуктивный (анализ речевых единиц, их функционирования в речи, построение предложений по моделям и т. д.);

- проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации);

- эвристический ( продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ);

- исследовательский.

3. По функциям:

- методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ, иллюстрирование);

- методы закрепления изучаемого материала ( беседа, работа с учебником );

- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала ( выполнение аналитико-синтетических упражнений);

- методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование);

- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков (творческая, контрольная работа).

Программа рассчитана на 1 год и предусматривает одночасовые занятия 2 раза в неделю.

В целях нормализации учебной нагрузки (учащиеся переходят на новые образовательные Стандарты) по- иному распределён учебный материал

Основное содержание курса

Введение (1 час)

Литературные роды – жанры – жанровые образования.

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Из устного народного творчества.

Былины(4часа)

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей- разбойник» А.К.Толстой «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине ( по сравнению с волшебной сказкой, легендой, преданием).

Развитие речи: самостоятельное создание былины.

Внеклассное чтение: чтение и анализ былин « Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».

Русские народные песни (1час)

Обрядовая поэзия( «Девочки, колядки!..», «Наша масленица дорогая…», «Говорили- сваты на конях будут»); лирические песни ( «Подушечка моя пуховая…»); лиро-эпические песни( «Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра в обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Древнерусская литература (3часа)

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твёрдость духа, религиозность.

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементом сочинения.

Из литературы 18 века (9часов).

М.В.ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трёх штилях» (отрывки) Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В.Ломоносова).

Г.Р.ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р.Державина в сравнении со стихотворениями.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть

Д.И.ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и её проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Развитие речи: сочинение- рассуждение по комедии «Недоросль».

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление.

Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение; актёр и режиссёр, режиссёр и художник).

Из литературы 19 века.

А.С.ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» (Любви, надежды, тихой славы…»), « Во глубине сибирских руд…». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы - предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос в поэме. Своеобразие поэтического языка.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование – дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть.

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Родина», « Песня про царя Ивана Васильевича…». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни…» ( родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость, личность и власть); центральные персонажи повести и приёмы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный приём; приём контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: Рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, рецензия.

Н.В.ГОГОЛЬ

Н.В.Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича Авторское отношение к героям и событиям.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.

Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В.Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).

Развитие речи: подготовка к домашнему сочинению. Создание словесного портрета.

И.С.ТУРГЕНЕВ

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» ( природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворения в прозе (углубление представлений).

Внеклассное чтение: И.С.Тургенев «Первая любовь»

Н.А.НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, в часу шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» (« Княгиня Трубецкая»). Доля народная – основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А.Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений; судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: н.А.Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия в имение поэта «Карабиха».

М.Е.САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», « Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки; Труд, власть, справедливость; приёмы создания образа помещика. Позиция писателя.

Развитие речи: различные виды пересказа ; письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Внеклассное чтение: кино-урок по сказке М.Е.Салтыкова – Щедрина «Премудрый пескарь».

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов ( развитие представлений).

Развитие речи: подбор материала для ответа по плану, составление цитатного плана, устное рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Н.С.ЛЕСКОВ

Краткие сведения о биографии поэта. «Леков – писатель будущего». «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения. Изображение русского характера.

Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве.

А.А.ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые, красота земли; стихотворение – медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Развитие речи: чтение наизусть.

А.П.ЧЕХОВ

Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя. Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений). Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Внеклассное чтение: «Вечер юмора» совместно с детской библиотекой. Произведения русских поэтов о России: А.С.Пушкин «Два чувства дивно близки нам…», Н.М.Языков «Песня», И.С.Никитин «Русь», А.А.Ахматова «Мне голос был. Он звал утешно…», М.И.Цветаева «Рябину рубили зорькою…», Я.В.Смеляков «История», А.Д.Дементьев «Волга» и др. Развитие речи: развёрнутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение наизусть стихотворений.

Из литературы 20 века (22часа)

М.ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа « Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической повести и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной приём раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и её роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой – романтик, приём контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

И.А.БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение – основные проблемы рассказа; образы – персонажи; образ природы, образ животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно – выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.

Внеклассное чтение: И.А.Бунин «Цифры». Тема, идея, проблемы.

А.И.КУПРИН

Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ, диалог в рассказе.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

Развитие речи: создание рецензии на самостоятельно прочитанный рассказ А.И.Бунина «Алес».

Внеклассное чтение: «Что есть доброта?» Урок – дискуссия по произведениям И.А.Бунина и А.И.Куприна.

В.В.МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приёмы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора,; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

Развитие речи: выразительное чтение.

С.А.ЕСЕНИН

Стихотворения: «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ – пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис.

Краеведение: литературно – краеведческая экскурсия « По есенинским местам».

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

И.С.ШМЕЛЁВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарём.

М.М.ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

Развитие речи: составление тезисов.

К.Г.ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», « Первое знакомство», «Леса», « Луга», «Бескорыстие» - по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Развитие речи: изложение с элементом рассуждения.

Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).

Н.А.ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться…». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.

А.Т.ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями…» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни…». Поэма «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память – основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная совместно с библиотекой «Никто не забыт, ничто не забыто» (стихи и песни о войне).

Б.Л.ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат №». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия нравственной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: различные виды комментированного эпизода.

В.М.ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М.Шукшина. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

Теория литературы: способы создания характера.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей,

Связь с другими искусствами: деятельность В.М.Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссёр, актёр).

Из зарубежной литературы(3часа)

У.ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь, - так теперь…», «Люблю, - но реже говорю об этом…». Темы и мотивы. « Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У.Шекспира.

Теория литературы: форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Р.БЁРНС

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», 2Джон Ячменное Зерно» - по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.

Р.Л.Стивенсон

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Линия», «Самолёт», «Самолёт и планета», сказка «Маленький принц» - по выбору. Добро, справедливость мужество, порядочность, честь, в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза ( развитие представлений), правда и вымысел.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

-Художественная литература как искусство слова.

-Художественный образ. Художественное время и пространство.

-Содержание и форма. Поэтика.

-Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

-Основные факты жизни и творчества русских писателей19-20веков.

-Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: новелла, повесть, рассказ, сказ, поэма, баллада, песня, лирическое стихотворение, драма.

-Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Лирический герой. Система образов.

-Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь.

-Деталь. Символ.

-Психологизм, Народность. Историзм

-Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

-Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

-Гипербола. Аллегория.

-Стиль.

-Проза и поэзия. Система стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная и дополнительная литература для учителя

1.Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Литература 7 класс. - М. «Русское слово»,2008г.

2.Б.И.Турьяновская, Е.В. Комисарова, Л.А. Холодкова. Литература в 7 классе.Урок за уроком. М. «Русское слово», 2000г.

3.И.В.Золотарёва.Поурочные разработки по литературе 7 класс. – М.: « Вако», 2002г.

4. Тесты. Литература 5 -9 классы. Учебно-методическое пособие для учителя. –М.: Дрофа, 1997г.

5. Методические пособия, критические статьи в книгах по методике литературы, в журналах и газете «Первое сентября» (литература).

6.Видеофильмы.

Основная и дополнительная литература для учащихся.

1.Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Литература. 7 класс. – М.: «Русское слово», 2008г.

2.Энциклопедия для детей. Аванта + Русская литература том 9, часть 1. – М: Аванта, 2000г.

Муниципальное образовательное учреждение

Ростовская гимназия им. А.Л. Кекина

Города Ростова Ярославской области

Рассмотрена Утверждена

Заседание МО Приказ по гимназии №

Протокол № от «__»__________2009г.

от « __»________г.____2009

Рабочая программа

по литературе

для 7 класса основного общего образования

Учителя русского языка и литературы

Недодаева Светлана Борисовна,

Навальная Ольга Николаевна,

Романова Людмила Анисимовна

г. Ростов, 2009г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка «рабочая программа по литературе для 7 класса» icon Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева...
Пояснительная записка «рабочая программа по литературе для 7 класса» icon Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для...
Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11...
Пояснительная записка «рабочая программа по литературе для 7 класса» icon Программа по литературе для 6 класса. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка «рабочая программа по литературе для 7 класса» icon Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для...
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 2-е изд....
Пояснительная записка «рабочая программа по литературе для 7 класса» icon Рабочая программа по литературе для 10 класса пояснительная записка
Настоящий тематический план рассчитан на изучение литературы на базовом уровне и составлен на основе Государственного стандарта общего...
Пояснительная записка «рабочая программа по литературе для 7 класса» icon Рабочая программа по литературе в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка «рабочая программа по литературе для 7 класса» icon Рабочая программа по литературе 9 класс (102 часа) пояснительная записка
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литературе для 9 класса, рекомендованной...
Пояснительная записка «рабочая программа по литературе для 7 класса» icon Пояснительная записка рабочая программа по литературе для обучающихся...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...
Пояснительная записка «рабочая программа по литературе для 7 класса» icon Пояснительная записка Данная программа по литературе для обучающихся...
Государственного стандарта основного общего образования по литературе и Обязательного минимума содержания основных образовательных...
Пояснительная записка «рабочая программа по литературе для 7 класса» icon Пояснительная записка. Об учебной программе рабочая программа по...
В. Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2008 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции