Рабочая программа по литературе в7 классе (базовый уровень) Пояснительная записка




Скачать 472.76 Kb.
Название Рабочая программа по литературе в7 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
страница 1/4
Дата публикации 13.10.2014
Размер 472.76 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Георгиевка



Рассмотрено

на заседании МО учителей русского языка и литературы

Руководитель МО, ____________/__________./

Протокол № ___ от « ___»

__________2014г.


Согласовано

Заместитель

директора по УВР ______/Ерёмина Т.М./ от « ____»__________2014г.

Утверждаю

Директор школы _________/Е.А.Пилецкая/

Приказ № _____________

от « ____»__________2014г.



Рабочая программа
учебного курса по литературе для 7 класса

_______2 часа в неделю (68 часа в год)
Учитель: Рамбердиева А.Б.

---- квалификационная категория

2014-2015 уч.год.

С.Георгиевка
Рабочая программа по литературе в7 классе (базовый уровень)

Пояснительная записка

Статус рабочей программы

Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897

  • Примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений.

  • Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2012..

  • Учебный план МБОУ СОШ с. Георгиевка муниципального района им. Лазо Хабаровского края.

Общая характеристика учебного предмета.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик, и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, примерной программой (автор-составитель Г.С.Меркин).

Курс литературы ориентирован на совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающего установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; воспитание у школьника активного отношения к действительности, к природе, ко всему окружающему миру, выявлению места художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Оба предмета формируют коммуникативные умения и навыки , лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла, историей и обществознанием.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество обучающихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Примерная программа по литературе основного общего образования отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов, так как по решению органов управления образованием и образовательного учреждения продолжительность учебного года изменена в пределах 34 учебных недель. Согласно учебному плану школы МБОУ СОШ с.Георгиевка на 2014-2015 учебный год предусматривается 68 учебных часа – из расчета 2 часа в неделю.

Рабочая программа содержит 7 разделов, включая тему «Литература 18,19,20 века»(59 ч); УНТ(4 ч.), «Древнерусская литература» (2ч), Из зарубежной литературы (2 ч). Из них-8 часов по развитию речи, 3 ч.вн\чтения

Формы уроков развития речи (презентации, эссе, творческие проекты, сочинения, сценарии и др.).

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Преподавание курса в каждом из классов основной школы строится по концентрическому принципу на хронологической основе. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Данная программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Цели обучения

Изучение литературы в образовательных учреждениях на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;

обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики.

Обоснование выбора УМК

Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по литературе издательства «Русское слово». Программа Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева В.А. предлагает для реализации задач литературного образования в 5—9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах

УМК широко используется в общеобразовательных учреждениях и включает в себя:

Программа:

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2012..

  • Учебник:

Г.С. Меркин, В.А.Чалмаев, С.А. Зинин. Литература. 7 класс. М.: Русское слово, 2012.

Материал учебника соответствует государственному минимуму содержание образования по литературе. Учебник входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования РФ для преподавания в школе.

Рабочая тетрадь:

Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин): в 2-х частях. - М.ЮОО «ТИД «Русское слово- РС», 2012

Пособия:

1.Литература: справочные материалы для школьника.-М.: 1994.

2.Ушакова О.Д. Мировая художественная культура: понятия и определения. Словарик школьника. – С-Петербург: Литера,2006.

3. Ушакова О.Д. поговорки, пословицы и крылатые выражения. Словарик школьника. – С-Петербург: Литера,2008.

4..Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия).-М., 1998 Аникина С.М., Золотарёва И.В.Поурочные разработки по литературе. 7 класс.-М.:ВАКО, 2002.

Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе. Практическая методика.- М.: Просвещение, 2007.

Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой объяснительный словарь.-М: Цитадель, 2008.

Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке. Книга для учителя.-М.: Просвещение, 2008.

Мультимедиа-энциклопедия.

Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы 7 класс. Методическое пособие. М.: «Русское слово», 2012.

Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение, 1971

Тумина Л.Е. сочини сказку. Творческие задания для учащихся. 5-7 кл.- Дрофа,

Содержание учебного материала

Введение

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Теория литературы: литературные роды.

Из устного народного творчества

Былины

«Святогор и Микула Селяниноеич», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности ( сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина ( эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорилисваты на копях будут »); лирические песни ( «Подушечка моя пуховая... »); лироэпические песни ( « Солдатская»), Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы: мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке » (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положении и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р.Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.
Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы - предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава » (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, троны и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое своеобразие - дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе в7 классе (базовый уровень) Пояснительная записка icon Рабочая программа по литературе в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по литературе в7 классе (базовый уровень) Пояснительная записка icon Рабочая программа по литературе в 11 классе составила учитель
...
Рабочая программа по литературе в7 классе (базовый уровень) Пояснительная записка icon Пояснительная записка рабочая программа по «Литературе» составлена...
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...
Рабочая программа по литературе в7 классе (базовый уровень) Пояснительная записка icon Рабочая учебная программа Литература (базовый уровень) 10 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...
Рабочая программа по литературе в7 классе (базовый уровень) Пояснительная записка icon Пояснительная записка рабочая программа по «Литературе» для 9 класса...
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...
Рабочая программа по литературе в7 классе (базовый уровень) Пояснительная записка icon Рабочая программа по литературе 8 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе составлено на основе программы по литературе (5-11 классы, базовый...
Рабочая программа по литературе в7 классе (базовый уровень) Пояснительная записка icon Рабочая программа по литературе 8 класс базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе в 8 классе соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по литературе в7 классе (базовый уровень) Пояснительная записка icon Рабочая программа по литературе 9 класс базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе в 9 классе соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по литературе в7 классе (базовый уровень) Пояснительная записка icon Рабочая программа по литературе в 9 классе базовый уровень
Настоящая программа по литературе для 9 класса является логическим продолжением курса 8 класса. Курс литературы синхронизирован с...
Рабочая программа по литературе в7 классе (базовый уровень) Пояснительная записка icon Рабочая программа по литературе (базовый уровень)
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции