Рабочая программа по предмету «Литература»




Скачать 287.34 Kb.
Название Рабочая программа по предмету «Литература»
Дата публикации 13.10.2014
Размер 287.34 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
1.Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования

2. Учебника для общеобразовательных учреждений (Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев «Литература. 7 класс». - Москва, «Русское слово», 2010.

3. Программы под редакцией Г.С. Меркина, Москва «Русское слово»,2011 год к учебнику «Литература. 7 класс» (авторы:Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев )

4. Базисного учебного плана школы на 2013-2014 учебный год

Общая характеристика учебного предмета

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности,а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Включенные в программу произведения русской и зарубежной литературы затрагивают изображение человека как важнейшую проблему литературы, а также особенности труда писателя, его позицию в раскрытии окружающей действительности.

Перед специальной школой для детей с ЗПР ставятся задачи обучения, заложенные в программах массовых школ. Цель изучения литературы в школе- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа курса литературы 7 класса – чтение и изучение отдельных доступных учащимся произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова иисторико-культурными фактами,необходимыми для понимания включенных в программу произведений, сопровождаемое практической работой над строго очерченным кругом знаний о художественной литературе.

Школа не является коррекционной, поэтому не весь учебный процесс направлен на развитие психических процессов учащихся: специфика обучения детей с ЗПР отражена в блоке коррекционных целей и задач (при необходимости они могут быть изменены)

Данная программа для классов с задержкой психологического развития составлена на основе программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А.) с учетом рекомендаций, опубликованных в журнале «Дефектология» (№ 6, 1996). Преподавание ведется по учебникам-хрестоматиям для общеобразовательных учреждений (автор-составитель Меркин Г. С.)

Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Повышенная истощаемость ЦНС и в связи с этим сниженная познавательная активность и работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память - все эти и другие особенности учащихся отрицательно влияют на успешность обучения и являются основной причиной их стойкой неуспеваемости в учебе.

В классах, в которых обучаются дети с задержкой психологического развития, стоят те же цели обучения, которые заложены в программах изучения литературы в 5—9 классах массовой общеобразовательной школы (Стандарт основного общего образования по литературе, 2004)).

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены тремя категориями: воспитательной, образовательной и коррекционно-развивающей.

Воспитательные задачи заключаются в формировании эстетического идеала, развитии эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входят формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

К коррекционно-развивающим задачам относятся:

- формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей, коррекция личностного развития ребенка;

- развитие и расширение знаний детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;

- совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

- уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства, переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем;

- развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;

- развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).

При адаптации программы основное внимание обращалось на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного или ознакомительного изучения.

Место предмета

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 68 часов (2 часа в неделю). В соответствие с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией Г.С.Меркина. На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 7 классе реализуется программа базового уровня

Изменения, внесенные в рабочую программу

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса.

В соответствии с текстами, представленными в учебном комплекте, исключена тема: «Н.С.Лесков. Повесть «Левша».

В курс литературы 7 класса включен региональный компонент ( 5 часов) :

-Духовные заветы Древней Руси. Жития Вологодских святых. «Житие Герасима Вологодского», «Житие Дмитрия Прилуцкого»

- К.Н.Батюшков. Путешествие в мир поэта. Жанр дружеского послания и воплощение его особенностей в стихотворении «Совет друзьям». Впечатления походной жизни в стихотворении «Разлука»

- В.А.Гиляровский. Особенности изображения человека в жанре очерка

-Человек и природа в произведениях вологодских авторов Любовь к малой родине. Н.М.Рубцов «Детство», «Далёкое», «Родная деревня». А.Я.Яшин «Не разучился ль…»

-В.И.Белов о современном состоянии русского языка в статье «Душа жива в слове».

2.Описание учебного курса

. Изучение курса реализуется через УМК: Учебник для общеобразовательных учреждений (Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев «Литература. 7 класс». - Москва, «Русское слово», 2010. Учебник Г.С.Меркина входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательныепрограммы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год .

В данном УМК для реализации задач литературного образования предлагается в 5-8 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10, 11 классах.

Авторам представляется основным понятием, раскрываемым в ходе изучения школьного предмета литература, историко-литературный процесс и его структурообразующие элементы: литературное направление, стиль писателя, стиль эпохи, народность, историзм, традиция, новаторство и др. Раскрытие данного понятия позволит научить ученика понимать прочитанное, а без понимания невозможно привить ребёнку любви к чтению.

В современных условиях господства аудиовизуальных средств передачи информации крайне важно воспитать читателя. Кроме всего прочего, чтение, как никакой вид интеллектуальной деятельности способствуют развитию воображения. Без развитого воображения невозможно представить себе  гражданина Российской Федерации, способного ответить на самый главный вызов эпох. Наше общество необходимо перевести в самое короткое время с консервативно-сырьевой на инновационную модель развития.

Красной нитью через все учебники литературы проходит несколько сюжетов. Это рассказ о взаимоотношениях писателей с самого раннего детства с книгой; факты личной жизни писателей сопрягаемые с изучаемыми текстами; краеведческий материал, ведь творчество всех писателей тесно связанно с их малой родиной; роль пространства родного дома в жизни и творчестве писателя.

Тексты, дидактические материалы подобраны таким образом, чтобы сформировать у учащихся эстетический вкус, нравственный идеал, читательской самостоятельности, навыки вдумчивого творческого чтения, речевые умения как письменные, так и устные. Таким образом, данный УМК позволяет учителю наиболее эффективным способом подготовить учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по литературе и побудить их читать и за пределами школьной программы, пронести любовь к чтению через всю жизнь, что крайне важно так как Россия страна традиционно «литературоцентричная».
Для учащихся с задержкой психического развития учебник доступен, так как в нём даются краткие литературоведческие и биографические сведения, тексты художественных произведений. Вопросы, предлагаемые после изученного раздела, сформулированы четко и доступно для понимания учащихся .

В тематическое планирование на каждый урок введены коррекционные упражнения, направленные на развитие ВПФ и развитие речи.

На уроках литературы решаются следующие коррекционные решаются следующие коррекционные задачи:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;

  • коррекция - развитие памяти;

  • коррекция - развитие внимания;

  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

  • развитие умения сравнивать, анализировать;

  • развитие умения выделять сходство и различие понятий;

  • умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

  • умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

  • формирование умения преодолевать трудности;

  • воспитание самостоятельности принятия решения;

  • формирование адекватности чувств;

  • формирование устойчивой и адекватной самооценки;

  • формирование умения анализировать свою деятельность;

  • воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция - развитие речи:

  • развитие фонематического восприятия;

  • коррекция нарушений устной и письменной речи;

  • коррекция монологической речи;

  • коррекция диалогической речи;



Формы организации образовательного процесса:

- уроки-лекции

- урок - практическая работа

- уроки с групповыми формами работы

- уроки взаимообучения учащихся

- уроки творчества

- уроки - конкурсы

- уроки - общения

- уроки - игры

- уроки - диалоги

Технологии, используемые в образовательном процессе

-технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

-технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

-технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

-технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.

-обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.

-личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

-технология индивидуализации обучения.

Виды и формы контроля

Формы контроля

-индивидуальный;

-групповой;

-фронтальный.

Виды контроля

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественно текста, характеристика литературного героя), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;

- итоговый: анализ стихотворения; письменный развернутый ответ на проблемный вопрос.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

- Составление планов и написание отзывов о произведениях.

- Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

-Решение тестовых заданий, построенных на основе пройденного материала.

3.Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- основные теоретико-литературные понятия;

Учащиеся должны уметь:

- работать с книгой

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

-поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

.

4.Содержание учебного курса

Введение

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Теория литературы: литературные роды.
Из устного народного творчества
Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в ■мине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и чи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отра-ениев былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (|пическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных Персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной Сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Русские народные песни

Обрядовая поэзия,лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы. Песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.
Из литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.
Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.
Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
И.С. ТУРГЕНЕВ

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калинин» (природный ум, трудолюбие, Смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к Героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в Прозе (углубление представлений).
Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашнийдень,часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Доля народная — основная тема произведенийпоэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе.Сказки:«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Л.Н.ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.




А.А.ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и

роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, ессоюзие).

Развитие речи: чтение наизусть.
Произведения русских поэтов XIX века о России

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...» Н.М. Языков. «Песня ». И.С.Никитин. «Русь».
А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Из литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А.И. КУПРИН

Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв I эпизод, составление плана ответа.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.
В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания Образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

Развитие речи: выразительное чтение.
С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

Развитие речи: составление тезисов.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.
В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

Теория литературы: способы создания характера.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.
Русские поэты XX века о России

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно... »

М.И. Цветаева. «Рябинурубили зорькою...»

Я.В. Смеляков. «История».

А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...»

А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»

А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».

А.Д.Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из зарубежной литературы

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь,так теперь...», «Люблю,но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.
Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок). Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок). А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения — по выбору. М.Ю. Лермонтов. «Родина».

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»

(отрывок).

А.А. Фет. Стихотворение — по выбору.

С.А. Есенин. Стихотворение — по выбору.

Из стихов о России поэтов XIX века. 1—2 стихотворения —

по выбору.

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»

А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»

5. Планируемые результаты

Планируемые результаты изучения учебного предмета

По окончании 7 класса учащиеся должны уметь:

1.Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

2.Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

3.Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

4.Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

5.Различать эпические и лирические произведения.

6.Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.

7.Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.

8.Составлять план собственного устного или письменного высказывания.

9.Уметь обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении.

10.Уметь выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения.

11.Уметь составлять простой и сложный планы изучаемого произведения.

12.Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

13.Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

14. Пользоваться справочным аппаратом учебника-хрестоматии и прочитанных книг.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Литература» icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной...
Рабочая программа по предмету «Литература» icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной...
Рабочая программа по предмету «Литература» icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Литература», разработанной коллективом авторов...
Рабочая программа по предмету «Литература» icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых классов. Рабочая программа разработана на основе примерной...
Рабочая программа по предмету «Литература» icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной...
Рабочая программа по предмету «Литература» icon Программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых...
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых классов. Рабочая программа разработана...
Рабочая программа по предмету «Литература» icon Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной...
Рабочая программа по предмету «Литература» icon Рабочая учебная программа по предмету «Литература» 7 класс
Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе следующих документов
Рабочая программа по предмету «Литература» icon Рабочая программа по литературе 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по предмету «Литература» icon Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста»
Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» предназначена для 10 класса. Рабочая программа...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции