Институт филологии и искусств кафедра истории русской литературы




Скачать 1.68 Mb.
Название Институт филологии и искусств кафедра истории русской литературы
страница 1/10
Дата публикации 12.10.2014
Размер 1.68 Mb.
Тип Учебно-методическое пособие
literature-edu.ru > Литература > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Х1-ХХ ВВ.(ГЕНЕЗИС, ЖАНРЫ, ПОЭТИКА)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К ДИСЦИПЛИНЕ ПО ВЫБОРУ

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ - к.ф.н.,доцент КАРПЕЕВА Т.А.

КАЗАНЬ 2013
УДК-82-94

Учебно-методическое пособие к дисциплине по выбору «Художественно-документальные жанры русской литературы Х1-ХХ вв.(Генезис,жанры,поэтика).-КФУ – 2013.- с 93.

Пособие содержит основные темы лекций, развернутые планы практических занятий по жанрам документальной литературы, расширенный список источников, библиографию, контрольные вопросы-задания.Студенческие исследовательские работы в качестве приложения являются наглядным материалом для критического анализа на практических занятиях.

Автор-составитель – Т.А.Карпеева,канд.филол.наук, доцент
Рецензенты -Л.Е.Бушканец, канд.филол.наук.доцентi

Т.В.Сорокина, канд.филол.наук,доцент(КазГУКИ)

«Если эпохе недостает свидетельств современников, гибнет наиболее сокровенное, никаким иным жанром незаменимое, ни в какой иной форме, не выразимая истина пережитого», - отмечали участники дискуссии на страницах журнала «Вопросы литературы». О значении дневников, писем, мемуаров в познании ушедшей эпохи, её общественной и литературной жизни, а также в изучении жизни и творчества общественных деятелей, писателей, поэтов, художников, чей внутренний мир не менее важен для прочтения эпохи, свидетельствуют периодически дискуссии по проблемам истории и теории документальных жанров, которые занимают равноправное место в ряду с другими литературными жанрами. Признано, что их художественная ценность определяется не только объективной стороной «non-fiction», но и субъективным фактором – личностью автора как «эго-текст».

Проблематика дисциплины по выбору соотносится с основными историко-литературными курсами (по семестрам), в которых, в силу сокращенного количества часов, темы «Биография писателя», «Образ автора и образ героя в произведении», «Творческая лаборатория писателя» и др. остаются для самостоятельного изучения.

В то же время проблема и темы дисциплины соотнесены с программой школьного изучения литературы в IX - XI классах, где в учебниках представлены разделы «Жизненный и творческий путь писателя, поэта», «Творческая история создания произведения», «Автобиографическая основа произведений».

Студенты исследуют документальные источники, значимые при изучении художественной литературы: мемуары, дневники, письма, научные и художественные биографии, раскрывающие личность писателя и поэта, их мироощущение, творческую лабораторию, обусловленные как объективными (историческая эпоха), так и субъективными факторами (семья, воспитание, образование, события в жизни).

Овладев методикой литературоведческого анализа данных текстов с целью выявления их источниковедческого и эстетического потенциала, студенты разрабатывают методические приемы использования документальных жанров в практике школьного преподавания литературы.

На вводной лекции освещается общая проблематика дисциплины, которая в последующем дифференцируется по основным методологически значимым темам (см. тематический план лекций). Затем студенты исследуют выбранные темы. На практических занятиях каждый студент представляет часть материала на обсуждение аудитории. Студенты, успешно защитившие работы по выбранной теме, продолжают в ходе лекций знакомиться с теоретико-литературным аспектом проблемы. При желании работа над темой может быть продолжена и завершена исследованием в форме выпускного квалификационного сочинения.

В результате освоения дисциплины студенты должны знать жанровое и тематическое своеобразие документальных источников, специфику художественного построения текста. Уметь выявлять своеобразие роли автора (речевой портрет в разных видах текста), характер авторских отступлений; определять основные принципы отбора жизненного материала (в соотношении «общего» и «частного»); анализировать и раскрывать своеобразие литературного портрета. Владеть навыками определения индивидуальных особенностей стиля текста в соотношении с художественным методом писателя или поэта, приемами выявления эстетического потенциала документа.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
1. Вводная. Проблемы изучения художественно документальных жанров в современном литературоведении.

2. Биографизм и автобиографизм в древнерусской литературе: летописи, поучения, моления, жития, хождения.

3. Русская мемуаристика 18 века: проблематика, принципы отбора жизненного материала, роль автора.

4. Дневник как документ и литературная форма.

5. Письма: источниковедческий и эстетический потенциал эпистолярного жанра.

6. Жанровое своеобразие мемуарно-автобиографической прозы Х1Х-ХХ1 вв.

7. Мемуары – «последняя грань в области романа» (В.Г. Белинский): источниковедческий и эстетический потенциал.

8. Литературный портрет как жанр мемуарно-биографической прозы.

9. Проблема образа автора в мемуарной литературе.

10.Соотношение биографического и литературно-критического плана художественной биографии.

11. Авторская позиция в биографическом повествовании.



ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема №1. Дневники как документ и литературная форма
1. Определение жанра «дневник», его разновидности.

2. Специфика художественного времени и пространства в дневнике.

3. Соотношение в дневнике «общего» (как летопись эпохи) и «частного» (как форма самопознания).

4. Принципы отбора жизненного материала.

5. Образ человека в дневнике.

6. Художественно-эстетический потенциал документа.

7. Дневник в художественной прозе.
Источники:

  1. Д.И.Фонвизин. «Записки первого путешественника»

  2. А.Н.Радищев. «Дневник одной недели»

  3. Е.Р.Дашкова. «Записки»

  4. А.С.Пушкин. «Лицейский дневник», «Кишиневский дневник».

  5. В.А.Жуковский. «Дневники».

  6. Н.Г.Чернышевский. «Дневники».

  7. И.С.Тургенев. «Дневник лишнего человека».

  8. М.А.Башкирцева. «Дневники».

  9. В.Г.Короленко. «Дневники».

  10. Л.Н.Толстой. «История одной недели», «Дневники».

  11. А.Блок. «Дневники».

  12. Г.Кузнецовой. «Дневники».

  13. И.Бунин. «Дневники».

  14. В.Н.Бунина-Муромцева.«Дневники».

  15. З.Гиппиус. «Дневники» («Серый блокнот»).

  16. М.Пришвин. «Дневники».

  17. -К.Чуковский. «Дневники».

  18. Ю.Олеша. «Дневники».

  19. Ю.Нагибин. Дневниковые книжки.


Дополнительные источники:

1. [Афанасий Никитин] Хожение за три моря Афанасия Никитина. 1466-1472 гг. М.-Л. 1948.

2. [Ахматова А.] о ней: Иванов Вяч. Вс. Встречи с Ахматовой // Знамя. 1989. № 6; Найман Анатолий. Рассказы об Анне Ахматовой. М. 2002.

3. Башкирцева Мария. Дневник. [1874-1884] М., 2000.

4. Белый Андрей. Дневник явлений природы. Запись неуравновешенности в природе (конец авг. 1926 – май 1928) // РГАЛИ. Ф. 53. Оп. 1. Ед. хр. 99; его же: На рубеже двух столетий. М. 1989; его же: Собрание сочинений. Воспоминания о Блоке. М. 1995; о нем: Андрей Белый в воспоминаниях современников. Т.1. М. 1980; Бугаева Кладвия. Воспоминания об Андрее Белом // Две любви, две судьбы. Воспоминания о Блоке и Белом. М. 2000.

5. Бениславская Г.А. Дневник (Фрагменты) [1917-1926], в кн.: Дневник. Воспоминания. Письма к Сергею Есенину. СПб. 2001.

6. Блок А.А. Из записных книжек. 1901-1919, в кн.: Записные книжки. М. 2000; Дневник. [1911-1921; Юношеский дневник: 1901-1902; более ранние, 1898-1900 гг. сожжены] М. 1989; о нем: Гришунин А.А. Исповедь правдивой души (там же); Бекетова М.А. Александр Блок. Биографический очерк. [1922] Л. 1930; Александр Блок. Новые материалы и исследования. Кн. 4. М. 1987.

7. Брюсов Валерий. Дневники. 1891-1910. М. 1927; о нем: Богомолов Н.А. Дневники в русской культуре начала ХХ века, в кн.: Русская литература первой трети ХХ века. Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, 1999.

8. Кузнецова Г. Грасский дневник. Вашингтон, 1967; Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина; Беседы с памятью. М. 1989; ее же: Дневник // Устами Буниных. Дневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны и другие материалы. В 3-х томах. Т.II. Frankfurt am Main, 1981.

9. Вересаев В.В. Записки врача. М. 1986.

10. Волошин М.А. Автобиографическая проза. Дневники. М. 1991.

11. Гинзбург Л.Я. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. [1920-1980] СПб. 2002; или: «Записные книжки. Новое собрание». М. 1999 (или: http://uni-persona.srcc.msu.su/content.htm); о ней: Александр Кушнер. Прямой разговор о жизни (предисловие к книге) (http://www.srcc.msu.su/uni-persona/ginzburg.htm).

12. Гиппиус З.Н. Из дневников. Черновые тетради (1917-1919), в кн.: Ничего не боюсь. М. 2004.

13. Гумилев Николай. Записки кавалериста [1914-1915] // Записки очевидца: Воспоминания, дневники. М. 1991.

14. Дельвиг А.И., барон. Мои воспоминания. Т.I. М. 1912.

15. Державин Г.Р. Записки. 1743-1813. Полный текст. М. 2000.

16. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1873; Дневник писателя. 1876 // Собрание сочинений в 15 тт. Т.12, 13. СПб., 1994; его же: Записные книжки. М. 2000.

17. [Достоевский Ф.М.] о нем: Достоевская А.Г. Воспоминания. М. 1981; ее же: Дневник 1867 г. Кн. II. М. 1993; Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского. М. 1981.

18. Егоров О.Г. Дневники русских писателей XIX века. Исследование [Ч.1]. М. 2002; его же: Русский литературный дневник XIX века. История и теория жанра. [Ч.2] М. 2003.

19. Жуковский В.А. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1804-1833 // Полное собрание сочинений и писем (в 20 томах). Т.13. М. 2004.

20. Керн (Маркова-Виноградская) А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка. [1820, 1861] М. 1989.

21. Ковалевская С.В. Воспоминания детства и автобиографические очерки [1860-е-1880-е гг.]. . 1998.

22. Лихачев Д.С. Воспоминания. Избранное. СПб. 1997.

23. [Мандельштам О.] Мандельштам Н.Я. Воспоминания. М. 1999.

24. Одоевцева Ирина. На берегах Сены. На берегах Невы, в кн.: Избранное. М. 1998.

25. Платонов А.П. Записные книжки. [1921-1944] М. 2000 (или http://uni-persona.srcc.msu.su).

26. Пришвин М. Дневники. [Книга первая] 1914-1917. М. 1991; [Книга вторая] 1918-1919. М. 1994; [Книга третья] 1920-1922. М. 1995; [Книга четвертая] 1923-1925. М. 1999; [Книга пятая] 1926-1927. М. 2003; [Книга шестая] 1928-1929. М. 2004 (или: http://www.srcc.msu.su/uni-persona/prishvin.htm).

27. Пришвин М. Дневник за 1930 год // Записки очевидца: Воспоминания, дневники. М. 1991, с. 609-683.

28. [Пришвин М.М.] Варламов Алексей. Пришвин. М. 2003; или его же: Пришвин – гений жизни… // Октябрь. 2002. № 2.

29. Пушкин А.С. Дневник. Автобиографическая проза // ПСС в 9 тт. Т.6. М. 1954.

30. Смирнова-Россет А.О. Воспоминания. Письма. М. 1990; или ее же: Записки, Дневник, Воспоминания, Письма. М. 1929.

31. Сухотина-Толстая Т.Л. Дневник. [1878-1909] М. 1987; ее же: Воспоминания. М. 1981.

32. Твардовский А.Т. «Я в свою ходил атаку…» Дневники. Письма. 1941-1945. М. 2005.

33. Толстая С.А. Дневники в 2 тт. Т.1. 1862-1900; Т.2. 1901-1910. Ежедневник. М. 1978.

34. Толстой Л.Н. Дневник // ПСС. Т. 41-58. М. 1932-1957.

35.Тургенев А.И. Хроника русского. Дневник. 1825-1826. М.-Л. 1964.

36. Тургенев И.С. Литературные и житейские воспоминания // ПСС в 12 тт. Т.12. СПб. 1898.

37. Цветаева Марина. Вольный проезд [1924] // Собрание соч. в 7 тт. Т.4. М. 1994.

38. Цветаева Марина. Воспоминания современников. Дневниковая проза. М. 1994.

39. Цветаева Марина. Неизданное. Записные книжки в 2 т. Т.1 [1913-1919]. М. 2000; Т.2 [1919-1939]. М. 2001.

40. [Цветаева М.И.] Эфрон Ариадна. Марина Цветаева. Воспоминания дочери. Письма. Калининград, 2000.

41. Чехов А.П. Сочинения в 18 тт. Т.17. М. 1980; о нем: Паперный З. Записные книжки Чехова. М. 1976; Коншина Е.Н. Записные книжки // Из архива А.П.Чехова. Публикации. М. 1960.

42. Чернышевский Н.Г. Дневники [1848-1853] // ПСС в 16 тт. Т.1. М. 1939.

43. Шаламов В.Т. Воспоминания, записные книжки. [1920-1979] М. 2001 (или: http://www.srcc.msu.su/uni-persona/content.htm); его же: Из записных книжек [1971] // Шаламовский сборник. II. М. 1997.

44. Эфрон Георгий. Дневники. Т.1-2 [1940-1943]. М. 2004; его же: Письма. М. 2002
Литература

1. Богомолов Н.А. Дневники в русской культуре нач. XX в.//Тыняновский сб. -4-е Тынян. чт. - Рига. - 1990.

2. Гречаная Е.П. Адресат женских дневников к.ХVШ-нач. XIX вв. и процесс писем//Вопросы филологии. - 2001. - №3 (9)

3. Егоров 0.т\ Дневники русских писателей XIX в. Исследование. - М.: Наука. – 2002.; Русский литературный дневник XIX в. История и теория жанра.- М., 2003.

4. Ермасенко СИ. Эволюция самовыражения в дневнике 1/3 XIX в.//Проблемы стиля и жанра в русской литературе XIX в. - Екатеринбург. - 1994.

5. Ерохина Т.И. Функции дневника в культуре русского символизма//Синтез документального и художественного в литературе и искусстве.- выпуск 3 – Казань: ЮНИВЕРСУМ 2011.-С 64-69.

6. Лежен Ф. Женский дневник как форма самосознания//Вопросы филологии. -2001.-№3(9).

7. Манн Ю. К спорам о художественном документе//Новый мир, - 1968. №8.

8. Михеев М. Дневник как эго-текст (Россия XIX – XX) – М: Водолей. – 2007 -264с.

9. Паперно И. «Если бы можно было рассказать себе»: дневники Л.Н.Толстого -Интернет - Версия для печати. (15326).// Новое литературное обозрение.-№61 – 2003 №3.- С.309-310.

10. Пивоварова Л.М. Дневник как литературная форма. - Уч. записки КГУ. -Т. 142. кн. 2. - Казань: КГУ. - 2007.

11. Поляк Д.М. Жанр дневника и проблемы его типологии. - Автореферат диссертации на соискании уч.ст. к.ф.н. - Алма-Ата. - 2004.

12. Тарасов Б.Н. Дневники Л.Н.Толстого//Литература в щколе. - 1997. №1.

12. Федотова В.В. Фрагментарность в дневниковой прозе И.А.Бунина // Ученые записки КГУ. Серия Гуманитарные науки.-Т.151.-кн.3-2009.-С.83-90; Поэтика дневниковой прозы И.А. Бунина. –Автореферат дис…. уч. степ. к.ф.н..-Казань 2010.-С.18.


Примерные темы рефератов
1. Автобиографизм и диалогизм как структурные принципы «Дневника писателя» Ф.М.Достоевского.

2. Дневник З.Гиппиус как летопись эпохи.

3. Дневник И.А.Бунина как творческая лаборатория.

4. Образ автора в дневниках А.Блока.

5. Мемуарный компонент в дневниках И.А. Бунина.

6. Функции дневника в культуре русского символизма.

7. Дневник М.Пришвина как «литературное подполье».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Институт филологии и искусств кафедра истории русской литературы icon Педагогическая практика относится к разделу «Практика и научно-исследовательская работа» (М. 3)
«Новейшая русская литература» и адресована студентам II курса (третий семестр). Практика проводится кафедрой истории русской литературы...
Институт филологии и искусств кафедра истории русской литературы icon Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский...
Курс «История русской литературы ХХ века (2 часть)» охватывает период с 1920-х годов до конца 1990-х годов
Институт филологии и искусств кафедра истории русской литературы icon Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский...
Курс «История русской литературы ХХ века (2 часть)» охватывает период с 1920-х годов до конца 1990-х годов
Институт филологии и искусств кафедра истории русской литературы icon Государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Воспитательный потенциал курса литературы связан с особой возможностью формировать систему нравственных ценностей, углублять интеллектуальную,...
Институт филологии и искусств кафедра истории русской литературы icon Учебной дисциплины «Прикладные аспекты специализированной области...
В центре внимания компаративистские исследования, раскрывающие специфику восприятия за рубежом выдающихся произведений русской литературы,...
Институт филологии и искусств кафедра истории русской литературы icon Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе
Общее понятие об истории русской литературы Основные этапы развития русской литературы: древнерусская, литература
Институт филологии и искусств кафедра истории русской литературы icon Алексей Гладкий Необходимо широкое разностороннее образование
А. Ю. Алексеевым) я узнал, что кафедра классической филологии резко сокращает набор студентов и фактически находится под угрозой...
Институт филологии и искусств кафедра истории русской литературы icon Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.)
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...
Институт филологии и искусств кафедра истории русской литературы icon Гбоу впо города Москвы мгпу институт гуманитарных наук Кафедра прикладной...
Контрастивная лингвистика: определение. Объект и предмет контрастивной лингвистики. Теоретическая и практическая контрастивная лингвистика:...
Институт филологии и искусств кафедра истории русской литературы icon Кафедра романской филологии и методики преподавания французского

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции