Внеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых компетенций будущего педагога




Скачать 135.84 Kb.
Название Внеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых компетенций будущего педагога
Дата публикации 11.10.2014
Размер 135.84 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы

Павлова Л. Н.

Внеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых компетенций будущего педагога

Работая со студентами колледжа, которые выбрали себе профессию педагога, невольно задумываешься о том, как сохранить идеалы и любовь к ближнему, веру в себя, в свои таланты и возможности, как развить художественные способности, воспитать эстетически развитого человека?

Известно, что истинное изучение литературы невозможно без одновременного воспитания чувства прекрасного, чувства наслаждения художественным произведением. Познавательная функция литературы неотделима от эстетической. Поэтому одной из удачных форм развития художественно - эстетических способностей будущих педагогов в Саткинском педагогическом колледже стала внеаудиторная работа по литературе. Внеаудиторная работа предоставляет студентам возможность показать своё лицо, свою индивидуальность, раскрыть свои творческие способности. Строгие рамки урока регламентированы временем и программой. Условия проведения внеучебной работы отличаются от регламентации урока. Во внеаудиторной работе главными оказываются раскованность, доверие, доброжелательность, добровольность. Такие условия порождают желание общаться, инициативность в самостоятельной работе, желание углубить свои знания.

Будущего специалиста как творческую личность можно сформировать только в соответствующей творческой среде. Такой творческой средой для многих учащихся колледжа стала литературная гостиная.

Литературная гостиная существует в колледже уже несколько лет. Её задачами являются:

  1. расширение возможностей самовыражения личности студента с учётом его индивидуальных особенностей;

  2. привлечение к работе гостиной студентов с различным уровнем способностей и развития;

  3. формирование профессионально - значимых качеств будущего педагога;

  4. создание условий для гармоничного развития личности.

Возможно ли формирование гармоничной личности на базе какого-то конкретного увлечения? Исследование этого вопроса показывает, что структура личности приобретает гармоничность не на основе «соразмерного» развития всех её сторон, а в результате максимального развития тех способностей человека, которые создают доминирующую направленность его личности.

Многосторонность личности плодотворна лишь на основе развития конкретных увлечений человека. Конечным «продуктом» воспитательного процесса являются сформированные Литературной гостиной качества.

Очень важно не только возбудить интерес к литературе, но и выявить и развивать у учащихся способности к таким видам искусства, как театр, музыка, живопись, которые тесно связаны с художественным словом. Кроме того, участие в различных мероприятиях, проводимых в Литературной гостиной, закрепляет такие человеческие качества, как ответственность, любознательность, целеустремлённость, развивает устную и письменную речь, то есть повышает общую культуру человека, без чего немыслим ни один настоящий специалист.

Необходимыми условиями воспитательного воздействия на участников Литературной гостиной является изучение и учёт интересов, потребностей, ценностных ориентации, реальных мотивов их включения во внеучебную деятельность. Какова их установка на цель деятельности? Исследование ценностных ориентации учащихся (анкетирование, беседа) позволило выявить преобладающие типы мотивации.

1 тип - познавательный. В неё включаются учащиеся, ориентированные на познавание. Для них главным является стремление углубить свои знания по литературе, возможность проявить свои умения, поделиться ими с другими.

2 тип - коммуникативный. В него входят члены гостиной, которые руководствуются, прежде всего, желанием общаться с однокурсниками, знакомыми. Для них важно бывать с людьми, связанными общими увлечениями, расширять круг знакомых, встречаться с интересными людьми.

3 типрекреативный. Участники этого типа стремятся, прежде всего, отдохнуть, рассеяться, поднять настроение, ощутить приятные переживания, возбуждения.

4 тип - творческий. В него входят участники, ориентированные на эстетическое освоение мира, приобщение к прекрасному. Их привлекает возможность проявить свои творческие способности.

Наиболее многочисленной оказалась группа участников, имеющих коммуникативную направленность. Для них немаловажное значение имеют и познавательные мотивы.

Второе место по численности заняли участники, чьи интересы связаны с приобщением к прекрасному, стремлением проявить свои творческие способности. Важным для них является желание узнать новое, углубить свои знания по литературе, общаться со своим сверстниками и интересными людьми.

Несколько меньше оказалось участников, ориентированных в первую очередь на познание. Мотивы познавательной ориентации у них дополняются коммуникативными мотивами. Во внеучебной деятельности эти участники руководствуются не только стремлением расширить и углубить свои знания, но и проявить их, поделиться с другими своим мнением, умениями.

Самой многочисленной группой оказались участники, для которых внеучебная деятельность выполняет, прежде всего, рекреативную функцию. Они ориентированы на эмоциональную разрядку, отдых. Рекреативные мотивы этой группы дополняются коммуникативными. Они также стремятся узнать новое, приобщиться к прекрасному, общаться с друзьями.

Знание преобладающих мотивов внеучебной деятельности и типов участников гостиной позволяют скорректировать общий план работы и воспитательную деятельность в соответствии с конкретными особенностями каждого её участника.

План работы Литературной гостиной составляется с учётом интересов студентов, их желания обсудить ту или иную проблему. Для этого в начале года проводится анкетирование участников.

Первым мероприятием в нашей гостиной был спектакль. Учащиеся заинтересовались «Маленькими трагедиями» А.С.Пушкина. В наших . условиях учащиеся лишены возможности часто бывать в настоящем театре ( в г.Сатка нет профессионального театра ), но им хотелось почувствовать атмосферу театра: игру актёров, «запах кулис» и т.д.

Премьере предшествовала большая подготовительная работа. Были прочитаны и проанализированы все «Маленькие трагедии». Свой выбор студенты остановили на трагедии «Моцарт и Сальери». Были изучены история создания; легенда, положенная А.С.Пушкиным в основу произведения; был собран интересный материал о жизни и творчестве Моцарта, Сальери, Глюка, Гайдна. Учащиеся прослушали «Реквием»
Моцарта, оперу Н.А.Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», написанную по Пушкинскому тексту, рассмотрели иллюстрации А.С.Пушкина к «Маленьким трагедиям» и картину М.Врубеля «Моцарт и Сальери». Была изучена эпоха, костюм того времени. Наконец, были утверждены на роль актёры, и начались репетиции. Вначале была не столько игра, сколько декламация. Но постепенно актёры «вживались» в роль. Осваивалась и техника выразительного чтения, и такие средства выразительности, как мимика, жест, пластика, умение свободно, естественно двигаться по сцене. Для будущего педагога научиться пользоваться этими средствами очень важно. Ведь самые глубокие чувства и мысли педагога, не подкреплённые речевой выразительностью, не будут восприняты воспитанниками.

Перед спектаклем учащиеся оформили сцену, написали пригласительные билеты, программу спектакля. Первый успех окрылил юных актёров и привлёк в гостиную много новых участников.

Формы проведения литературной гостиной разнообразны. Это не только спектакль, но и, конечно, литературно-музыкальная композиция. Это литературный монтаж, соединяющий в одно смысловое и художественное единство стихи, факты биографии, фрагменты дневников, писем, воспоминания современников. Главная цель литературно-музыкальной композиции - высветить личность художника, чтобы лучше и глубже понять его творчество. Музыка замыкает рассказ в эмоциональную рамку, «оттеняет» строки стихов.

Основу композиции составляет тщательно разработанный монтаж из литературных и музыкальных произведений, эмоционального комментария, писем, дневниковых записей. Подготовка к литературно-музыкальной композиции требует много времени и сил: надо подобрать литературу, выбрать фрагменты, скомпоновать отобранный материал так, чтобы он не распадался на части. Подготовка такой композиции увлекает студентов. Ведь одно дело - получить готовый текст, добросовестно выучить и воспроизвести его, и совсем другое - соучаствовать в творчестве: искать материал, отбирать самое ценное, приобщаясь таким

образом к внутреннему миру поэта.

При подготовке композиции можно выделить среди учащихся 4 группы:

  1. авторская;

  2. чтецы;

  3. ведущие;

  4. оформители.

Конечно, деление по группам условное. Даже если студенческие попытки скомпоновать материал не совсем удачны и приходится корректировать их, то предварительная работа, атмосфера поиска, увлечённость, желание приобщить к своим находкам других обеспечивает успех литературно-музыкальной композиции. Подобная работа способствует развитию режиссёрских навыков студентов, даёт возможность будущему педагогу побыть в роли организатора творческого процесса, развивает художественно-образное мышление, фантазию, воображение, умение общаться, выступать на публике.

Запоминающейся стала композиция «А музы не молчали», в которой звучали стихи поэтов - фронтовиков, песни военных лет.

Тема Великой Отечественной войны занимает в гостиной особое место. Интересным было заседание гостиной, в которой звучали авторские стихи о Великой Отечественной войне. Это своеобразное поэтическое осмысление того, что произошло 6^4гет назад. В авторских стихах история
страны понята через историю своей семьи. Вот такими строками студентка I курса Аня Ильдеров а заканчивает своё стихотворение, посвященное бабушке - участнице войны, которую ей увидеть уже не привелось.

«Ты выжила, вернулась с поля боя, И связь времён не прервалась. Дочь родилась, вернулось счастье, забылось горе. И, наконец, я, внучка бабушкина, родилась».

Лирическими, нежными, задушевными были заседания гостиной, посвященные любви, дружбе, нравственности. Это литературный альманах «Я вас любил» (о поэзии Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, А.А.Фета, А.Н.Майкова), литературно-музыкальная композиция «Три грации в жизни и поэзии А.С.Пушкина», посвященная Анне Алексеевне Олениной, Анне Петровне Керн и Наталье Николаевне Пушкиной.

Обстановка непринуждённости, раскованности, дружелюбия обязательна на репетициях гостиной. Тогда выступление превращаются в настоящий праздник. Горят свечи, звучит музыка, студенты выразительно читают стихи.

Ещё одна форма - конкурсы выразительного чтения, которые имеют профессиональную направленность. Например, конкурс чтецов «Литературная стихотворная сказка». Учащиеся готовили для выступления полюбившиеся отрывки из сказок А.С.Пушкина, П.Ершова, К.Чуковского, С.Я.Маршака. Заранее были определены критерии оценки выступления участников конкурса. Строгое жюри оценивало выступления, учитывая владение техникой речи (дыхание, голос, дикция, соблюдение орфоэпических норм), интонацией (громкость, паузы, темпо-ритм, мелодика, эмоциональный фон, тембр), неязыковыми средствами выразительности (жест, мимика, поза).

Интересны и познавательны заседания литературной гостиной, на которых происходит защита рефератов. Реферат активизирует самостоятельную работу студентов, формирует навыки оценочной деятельности, требует развитой монологической речи. Интересна прошла защита рефератов: «Театр А.Островского» (Аня Кожевникова), «Жизнь

великого писателя» (о жизни и творчестве Л.Н.Толстого. Марина Фазлыева), целый ряд рефератов, посвященных А.С.Пушкину («Пушкин в Царскосельском лицее», «Пушкин и декабристы», «Пушкинские места в Михайловском», «Пушкин в Москве», «Пушкин в Петербурге», «Пушкин на чёрной речке (дуэль и смерть поэта)».

Каждая встреча в гостиной по-своему хороша. Много требуется усилий, выдумки, энергии, чтобы не повториться, найти изюминку.

Постепенно в состав гостиной влились новые участники, расширилась тематика вечеров. Учащееся заинтересовались жизнью и творчеством испанского поэта Федерико Гарсий Лорки.

Участники Литературной гостиной собираются на встречу один раз в неделю, по вторникам, но перед выступлением заседания бывают два или три раза в неделю.

Расширился возрастной состав её участников. Сейчас в гостиной принимают участие студенты всех курсов. Это сделало Литературную гостиную более жизнеспособной. У многих участников свои, твёрдо установившиеся вкусы и любимые занятия, но все они находят дело по душе.

Особенно активны первокурсники. После интересной встречи в Литературной гостиной они с удовольствием приходят на её заседания. Их привлекает «момент ненасилия», возможность показать свои способности, заявить о себе, попробовать свои силы. А также возможность выхода в любое время, в любой момент. Некоторые уходят, но те, кто остаётся, становятся активными участниками гостиной. Причём Степень своего участия они определяют сами. При подготовке вечеров, композиций (чем больше их кажущаяся непринужденность, тем выше уровень подготовки) не нужно никого уговаривать подготовить какой-то фрагмент программы. После показа Литературной гостиной обязателен анализ работы, оценка деятельности её участников.

В ходе работы гостиной возник организационный вопрос: как выбрать оптимальное число участников встречи в Литературной гостиной? В колледже, к сожалению, небольшой зал. На опыте пришли к выводу, что при очень большой аудитории практически невозможно сделать всех сидящих и стоящих в зале активными слушателями и участниками встречи.

Наиболее приемлемый вариант, когда их число не превышает ста человек, т.е. четыре группы. В Литературной гостиной около тридцати постоянных членов, но на каждой встрече из них присутствуют только 15-20 человек, остальные - это новые лица, привлечённые конкретной темой или просто пришедшие посмотреть, что это такое - Литературная гостиная в колледже.

За время работы Литературной гостиной её участники подружились и не представляют себя без тесного общения с друзьями.

Формирующее взаимодействие участников гостиной обнаруживается в их нерегламентированных контактах, способствующих выработке навыков общения, норм повседневной этики; в ходе подготовки мероприятия, когда появляется потребность во взаимопомощи, взаимном контроле за исполнением порученного дела; в совместном обсуждении плана работы.

Большинство участников отмечают в своих анкетах, что, с тех пор как они стали заниматься в Литературной гостиной, их жизнь стала более насыщенной, разнообразной. Внеаудиторная деятельность влияет и на характер учащихся. Наблюдения показывают, что они легче сходятся с незнакомыми людьми, стали внимательнее к окружающим, увереннее в себе, уравновешеннее в общении, менее замкнутыми, более общительными.

80 % опрошенных считают, что участие в Литературной гостиной помогает их профессиональному становлению, помогают освоить педагогическую технику, т.е. необходимые каждому педагогу- воспитателю умения. По мнению опрошенных, умения педагогической техники успешно развиваются во внеучебной деятельности.

Щуркова Н.Е. выделяет четыре группы умений педагогической техники, над которыми работают участники Литературной гостиной в ходе подготовки выступлений:

1) Речевые (вербальные): голос, дикция, интонация, темпоритм, словарный запас, выразительность, правильность речи, эмоциональность.

  1. Невербальные: мимика, пластика, жестикуляция, движения.

  2. Социально-перцептивные: восприятие, внимание, наблюдательность, воображение, понимание, профессионально-педагогическое мышление.

4) Управление эмоциональным состоянием: снятие панического
напряжения, саморегуляция, релаксация и аутотренинг, рефлексия,

-создание состояние катарсиса, творческого самочувствия, умение выбрать стиль и тон, скрывать отрицательные чувства.

Наблюдения за несколько лет работы показали, что в учебной деятельности участники Литературной гостиной имеют положительную динамику. Все постоянные участники Литературной гостиной успевают по всем предметам, не имеют академических задолженностей, по предметам литературы, детской литературы, выразительного чтения
успевают на «4» и «5». Активны и творчески на практике. Отзывы руководителей практически свидетельствуют о том, что умения и навыки, полученные во внеучебной деятельности они переносят в профессиональную деятельность. Занятия, проводимые на практике этими студентами, проходят интересно, с выдумкой, творчески. Они уверенно чувствуют себя, доброжелательны к детям, умело используют полученные навыки выразительного чтения, декламации, театральной деятельности. Их речь яркая, убедительная, эмоциональная.

Результаты воспитательной работы ввиду отсроченности во времени невозможно зафиксировать точно и сразу. Но наблюдая за студентами эмпирически, в разных ситуациях, можно прийти к следующим выводам:

1. учащиеся внимательны друг к другу и к окружающим людям;

2. у них развито чувство ответственности за порученное дело, на них можно положиться;

  1. они уверенно, комфортно чувствуют себя в колледже;

  2. они умеют продуктивно занять себя в свободное время;

  3. у них появляется чувство собственной значимости.


С постоянными участниками Литературной гостиной была проведена анкета, в которой предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. С какой целью Вы пришли в Литературную гостиную?

  2. Каковы Ваши отношения с её участниками?

  3. Что Вам дало участие во внеучебной деятельности?

4. Какие чувства Вы испытываете при подготовке к проведению
мероприятий в Литературной гостиной?

  1. Какие изменения Вы хотели бы внести в её работу?

  2. Оправдались ли Ваши ожидания?

Вот некоторые выдержки из анкет:

«Я люблю литературу и сама пишу стихи. В гостиной меня привлекают наши поэтические композиции. Я узнаю много нового. Мне нравится выразительно читать стихи».

«На первом курсе я чувствовала себя неуверенно в группе, в колледже. Всё для меня было новым. Участие в работе Литературной гостиной дало мне уверенность в своих силах. Я никогда не забуду постановку спектакля «Моцарт и Сальери» по трагедии А.С.Пушкина, потому что я исполняла роль Моцарта».

«Для меня участие в гостиной имеет большое значение, потому что я чувствую себя полезной».

«Мои ожидания оправдались. Я нашла здесь интересных друзей».

«Литературная гостиная помогла развить во мне артистические качества, что, я думаю, пригодится мне в моей будущей профессии. Ведь воспитатель в детском саду, как и учитель в школе, прежде всего -артист».

Анализ анкет студентов показывает, что они придают большое значение внеучебной работе по литературе, что их привлекают эмоциональные, дружеские, партнёрские отношения в гостиной, а также большинство участников (особенно старших курсов) осознают важность приобретённых навыков в своей будущей профессиональной деятельности.

Оценивая работу Литературной гостиной можно говорить о литературно-творческом развитии студентов. Непосредственное творчество учащихся - это авторские стихи, сочинения - миниатюры, рассказы, новеллы, очерки. Лучшие работы печатаются в студенческой газете «Тин-фишка»

Но не следует понимать литературное творчество слишком узко. Творчество студентов - это не только сочинения стихов и рассказов.

Вся их работа в Литературной гостиной - это творчество. Выготский Л.С. писал: «Творчество на деле существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-то новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых компетенций будущего педагога icon Информационные ресурсы библиотеки как средство формирования ключевых компетенций специалистов
Библиотека является именно тем структурным подразделением учебного заведения, от успешной работы которого во многом зависит формирование...
Внеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых компетенций будущего педагога icon «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования...
«О реализации опытно-экспериментальной работы педагогов школы в 2011-2012 учебном году по направлению «Проектно-исследовательская...
Внеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых компетенций будущего педагога icon Элективный курс как средство формирования межкультурной компетенции
Теоретико-практические аспекты формирования медиатора культур как элемент личностно-ориентированного обучения
Внеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых компетенций будущего педагога icon «О реализации опытно-экспериментальной работы педагогов школы в 2011-2012...
Тлеющих мыслей других людей находить свою собственную. (М. М. Пришвин). И как должно быть трудно ученику в современном учебном процессе...
Внеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых компетенций будущего педагога icon Конспект урока по литературе для учащихся 10 класса Тема: «Сравнительная...
Тема: Использование икт на уроках и во внеурочной деятельности для развития ключевых компетенций у обучающихся
Внеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых компетенций будущего педагога icon Реферат «Самообразование педагога как средство повышения его профессиональной компетентности»
Теоретические основы самообразования педагогов в рамках компетентностного подхода 4
Внеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых компетенций будущего педагога icon Тема: Создание благоприятных условий для развития у детей 6-7 лет...
Ционном потенциале, целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие ребёнка на основе формирования...
Внеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых компетенций будущего педагога icon Санжиева Зэбзэма Жамсаевна
Музейная педагогика как основа духовно-нравственного воспитания и формирования личностных компетенций
Внеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых компетенций будущего педагога icon Инновационный проект «Школьный Музей ХХI века» Авторы проекта
Формирование ключевых социальных компетенций учащихся через проектирование единого воспитательного пространства школы средствами...
Внеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых компетенций будущего педагога icon Рабочая программа дисциплины (модуля)
Цель: вооружить будущего педагога знаниями по основам метеорологии и климатологии; показать закономерности распределения метеорологических...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции