«Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ стихотворений \"Пророк\" А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова)»




Скачать 150.44 Kb.
Название «Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ стихотворений \"Пророк\" А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова)»
Дата публикации 11.10.2014
Размер 150.44 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Технологическая карта учебного занятия " Тема пророчества в русской литературе 19 века на примере сравнительного анализа стихотворений «Пророк» А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Некрасова" ( преподавателя русского языка и литературы ГБОУ СПО ФК№ 35 Алексеевой Т.Г.)

Цели:
1. В процессе коллективной работы, путем сопоставления одноименных стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова и Некрасова, выявить, в чем особенность использования христианских мотивов в творчестве Н.А. Некрасова
2. Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять стихотворные тексты, логически мыслить, высказываться на литературную тему, применять ранее полученные знания в новой, незнакомой ситуации проблемного характера.
3. Нравственное и духовное воспитание с привлечением памятников мировой культуры (поэзия, Библия, живопись).
Оборудование: на каждой парте – карточки-информаторы, таблицы для сравнительного анализа, стихотворения: "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова;

Оформление доски:
Тема: «Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова)»
Ход занятия


  1. Организация занятия 1мин.

Здравствуйте. Садитесь.

Сегодня тема нашего занятия


Слайд 1


  1. Подготовительный этап 1мин.



На предыдущих уроках мы с вами рассматривали темы и мотивы Н.А. Некрасова.




Слайд 2 Учитель:

Давайте вспомним и перечислим их.

(Студенты называют и проверяют по слайду)





Слайд 3

Сам Некрасов говорил о том, что то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть.

Именно поэтому автор с такой любовью и таким уважением относится к народу.

Отсюда и высказывание Николая Алексеевича о том, что он лиру посвятил народу своему.


  1. Основной этап Учитель:

Работа с эпиграфами к уроку

3мин.

Дома вы читали 3 стихотворения с названием «Пророк» и, возможно, заметили в произведениях мотив религиозности.

Данная тема в творчестве Некрасова одна из самых неизученных.

По мнению Н. Скатова, со стихотворения «Влас» (1855г), рассмотренного на предыдущем уроке, глубоко в творчество Некрасова входит религиозность, даже намека на которую нет ни в одном из предшествующих произведений , созданных за все предыдущие годы.


Слайд 4

Н. Скатов пишет: «Становление Некрасова – "религиозного" поэта прямо связано с его становлением как поэта народного и национального. У Некрасова нет "чистой" религии. У него она скорее обозначение народных или даже национальных черт: подвижничества, самоотвержения, способности к высокому страданию» (обращение к эпиграфу 2 и комментарий учителя)


Слайд 5

Другой современный исследователь творчества Некрасова – Н. Мостовская утверждает: «Темы покаяния, искупительной жертвы, подвижничества, храма, ведущие в творчестве поэта, – приметы подлинной духовности и, по сути, краеугольные камни христианского православия, евангельского и народного христианства» (обращение к эпиграфу 3, комментарий учителя, запись эпиграфа студентами в тетрадях)


Учитель: Сложность проблемы состоит в том, что Некрасов не был глубоко верующим человеком, в его творчестве переплетаются революционные идеи и связанные с ними чувства и библейские, евангельские мотивы.
– В каких произведениях Некрасова, рассмотренных нами ранее, присутствуют библейские мотивы? ("Влас", "Похороны", "Зеленый Шум", "Памяти Добролюбова", "Сеятелям".)
Учитель: Тема нашего урока "Три "Пророка". Сегодня мы должны будем сопоставить стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, имеющие одинаковое название – "Пророк".


Слайд 6 Учитель:

Предъявление проблемного задания

1мин.

Мы выясним, что общего у всех трех авторов в представлении о том кто такой пророк и какова его миссия? В чем отличие, в чем особенность использования христианских мотивов в стихотворении "Пророк" Некрасова? Результаты работы будем заносить в таблицу (заполняется на доске по ходу занятия).





Критерии сравнения

А. С. Пушкин


М. Ю. Лермонтов


Н. А. Некрасов


1. Кто выступает в качестве пророка?

Поэт

Поэт

Идеальный общественный деятель

2. От чьего лица ведётся повествование?

От лица пророка

От лица пророка

От лица лирического героя

3. Миссия пророка

“Глаголом жги сердца людей”

Разоблачение “злобы и порока” и поучение в любви и истине.

Напомнить людям о Боге делом, своей крестной жертвой

4. Лексический строй

Использование церковно-славянизмов, архаизмов, что придает стихотворению торжественность.

Использование современной лексики.

Лишено торжественности.

Использование современной лексики.

Лишено торжественности



Работа с таблицей на протяжении занятия (её заполнение).

Чтение произведений, филологический анализ текста и работа с карточками-информаторами (включает в себя самостоятельную работу с текстом) 34мин.

Учитель: Ребята! Давайте вспомним, кто такие пророки?
Студент: Пророк – это человек, наделенный сверхъестественным даром – предвидеть и предсказывать события, явления и предостерегать людей от ошибок.
Учитель: Как вы думаете, какова задача пророка?
Студент: Наставлять людей на путь истинный.


Слайд 7 Учитель:

Пушкин открыл тему пророчества в 19 веке, и в 1826 году из-под его пера появляется стихотворение «Пророк». Прочтите его.

Один студент читает наизусть стихотворение А.С. Пушкина.
Учитель: Кто выступает в качестве пророка в стихотворении Пушкина?

Студенты: Поэт.


Слайд 8 Учитель:

Продолжает тему пророчества Лермонтов и в 1841 году пишет свое произведение с таким же названием. Прочтите его.


Один студент читает наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова.
Учитель: Кто выступает в качестве пророка в стихотворениях Лермонтова?

Студенты: Поэт.


Слайд 9 Учитель:

Давайте эти результаты запишем в таблицу, которая лежит у вас на партах.



Учитель: Схожи ли сюжеты стихотворений Пушкина и Лермонтова? Что лежит в их основе?

Чтобы ответить на эти вопросы, воспользуйтесь карточками №1 и №2. лежащими на ваших партах.

Работа с группой.

Карточка-информатор к анализу стихотворений «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Пророк
Чтобы наставить еврейский народ в истинной вере, Бог часто ему посылал своих пророков. Главной задачей пророков было указать людям на их религиозные и нравственные нарушения и восстановить благочестие.
С веками установился среди евреев и образ истинного пророка в противовес лжепророкам: истинный пророк отличался совершенным бескорыстием, послушанием Богу, бесстрашным исполнением своего долга, глубоким смирением и любовью к людям, строгостью к себе и чистотой жизни.
Из «Книги пророка Исаии» (Глава 6)
1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.

2 Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

3 И взывали они друг к другу, и говорили: ''Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!''

4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.

5 И сказал я: ''Горе мне! Погиб я! Ибо человек с нечистыми устами, - глаза мои видели Царя, Господа Саваофа''.

6 Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника.

7 И коснулся уст моих, и сказал: ''Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен''.

8 И услышал я голос Господа, говорящего: ''Кого мне послать? И кто пойдет для нас?'' И я сказал: ''Вот я, пошли меня''.

9 И сказал Он: ''Пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите.

10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб я исцелил их''.


Из «Книги Пророка Иеремии» (гл. 1: 4 - 10)

4 И было ко мне слово Господне:

5 Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я осветил тебя: пророком для народа поставил тебя.

6 А я сказал: ''О, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод''.

7 Но Господь сказал мне: ''Не говори: ''Я молод'', ибо ко всем, к кому пошлю я тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь''.

8 ''Не бойся их; ибо я с тобою, чтоб избавлять тебя'', - сказал Господь.

9 И простер Господь руку свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: Вот, Я вложил слова Мои в уста твои.

10 Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтоб искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать.

Из «Евангелия от Марка» (Глава 13: 11)
«…не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый».
Из «Книги Пророка Иеремии» (Гл. 19: 14-15; 20: 7-8)
14 И пришел Иеремия с Тофета, куда Господь посылал его пророчествовать, и стал на дворе дома Господня и сказал всему народу:

15 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу на город сей и на все города его бедствие, которое изрек на него, потому что они – жестоковыйны и не слушают слов Моих.
7 Ты влек меня, Господи, - и я увлечен; Ты сильнее меня – и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною.

8 Ибо лишь только начну говорить я, - кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние.
Из «Плача Иеремии (Глава 4: 11 – 13)
11 Совершил Господь гнев Свой, излил ярость гнева Своего и зажег на Слоне огонь, который пожрал основание его.

12 Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы враг и неприятель вошел во врата Иерусалима.

13 Все это – за грехи лжепророков его, за беззаконие священников его, которые среди него проливали кровь праведников.

Самостоятельная работа студентов (прочитать строки стихов и карточки, соотнести их).
Студенты: У Пушкина – становление пророка. В основу положена книга пророка Исайи (2,6,7,8,9 стихи книги).
Студенты: У Лермонтова – описана жизнь поэта, ставшего пророком. В основу положена книга пророка Иеремии (4,7,8,9,13). У Лермонтова сюжет трагический, т.е. непонимание пророка теми, кому он хотел служить.
Учитель: Как создают образ поэта-пророка Пушкин и Лермонтов?
Студенты: Пушкинский пророк преображается духовно, он торжественный. У Лермонтова есть портрет пророка, его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Он суров.
Учитель: Что открылось поэту-пророку в стихотворении Пушкина и Лермонтова? Какова его миссия?
Студенты: В стихотворении Пушкина открывается гармония мира. Пророк готов к встрече с людьми, готов «глаголом жечь сердца людей». В стихотворении Лермонтова пророк увидел «страницы злобы и порока», он не принят людьми, он ими изгнан.
Результаты записываются в таблицу.


Слайд 10 Учитель:

Один студент читает стихотворение

Давайте посмотрим, кто выполняет миссию Пророка в стихотворении Некрасова. Прочитайте его.

Наизусть.


Слайд 11 Учитель:

Подумайте, почему это стихотворение имеет посвящение, а в некоторых изданиях выступает как заголовок « Н.Г. Чернышевскому»?



Студенты: Миссию пророка выполняет идеальный общественный деятель. Идеалом для автора стал Н.Г. Чернышевский, имеющий активную гражданскую позицию. Времена уже переменились, поэтому актуальны слова: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" ("Поэт и гражданин").
Запишите в таблицу, кто выступает в качестве пророка в стихотворении Некрасова.

(работа с таблицей)

Учитель: Сам факт отражения в стихотворении мыслей Некрасова о Чернышевском сомнения не вызывает. Исследователи творчества Некрасова отмечают обобщенность, типичность образа некрасовского пророка, приложенного к любому человеку 70-х г. ХIХ века, соединившему в себе революционный демократический идеал с очарованием нравственной чистоты и красоты.


Слайд 12 Учитель:

Одним из таких людей является Николай Добролюбов - современник Некрасова.


Учитель: От чьего лица ведется повествование в каждом из стихотворений?
Студенты: В стихотворениях Пушкина и Лермонтова повествование ведется от лица пророка. У Некрасова – от лица лирического героя.
Сделайте записи в таблице(работа с таблицей).
Учитель: Сколько точек зрения выражено в стихотворении "Пророк" Некрасова?

Студенты: Три.

Учитель: Обратите внимание на прямую речь, кому она принадлежит? Найдите и прочитайте эти точки зрения (лирический герой, упрекающий, пророк)
Студенты: Помимо точки зрения самого лирического героя, в "Пророке" Некрасова точно (при помощи прямой речи) передаются взгляды неизвестного, упрекающего пророка ("Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!) и самого пророка ("Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других").

Некрасов в своем стихотворении показывает историю пророка не изнутри, а со стороны, делает ее объективной.
Учитель: Что общего у всех 3-х пророков в представлении о миссии пророка? В чем отличие? Чтобы легче было ответить на этот вопрос, обратите внимание на то, в чем состоит миссия пророка; кем она оценивается?
Сравнение трёх отрывков

по рядам (самостоятельная работа

студентов):




1-й ряд: Пушкин – последняя строфа, «глаголом жги»

2-й ряд: Лермонтов – первые две строфы, «страницы злобы и порока» «любовь и правда»

3-й ряд: Некрасов – последняя строфа, «жертва на кресте»



Учитель: Что мы можем сказать о пророке в 3-х стихотворениях? Кто он?
Студенты: У всех 3-х авторов пророк – посланник Бога, он не принадлежит себе с того момента, как проявил готовность к встрече с Всевышним. Этим его свободный выбор исчерпывается.
Учитель: Какова миссия пророка у Пушкина и Лермонтова?
Студенты: Миссия пророка у Пушкина и Лермонтова именно пророчествовать, т.е. «глаголом жечь сердца людей».
Учитель: Сравните последнюю строфу стихотворения Пушкина и цитату из Евангелия от Марка из карточки-информатора. Видны явные переклички? Дано ли пророку знать, о чем ему предстоит говорить? И почему? (Работа с карточками, прочитать).
Студенты: Нет, не дано, т.к. абсолютно его отречение от собственной воли. Неслучайно финальные строки "Пророка" Пушкина – прямая речь, слово Бога, который не раскрывает сути прорицаний своему посланнику, но повелевает: «Восстань... виждь и внемли... Исполнись волею моей... жги", что согласуется с каноническим текстом не Ветхого, а Нового Завета: "… не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте, но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый” (Мк,13;11 из карточки-информатора зачитывают студенты).
Учитель: Каков пророк Лермонтова, если оценивать его с точки зрения выражения своей воли? Какова его миссия?
Студенты: Пророк Лермонтова, самый "своевольный", сам поясняет содержание своих "глаголов" и выносит оценку совершаемому. При этом его миссия двояка, она сводится к исправлению рода людского – разоблачения "злобы и порока" и поучению в любви и истине, при этом он гоним людьми.
Учитель: Какова миссия некрасовского пророка? Кто дает оценку его судьбы ?
Студенты: В стихотворении Некрасова оценку судьбы пророка выносят люди – "упрекающий" и лирический герой, которому, в буквальном смысле, принадлежит последнее слово. Предназначение пророка на этот раз – «не провозглашать любви и правды чистые ученья» (Лермонтов), а напомнить погруженным в суету жизни «для себя» людям о Боге. Но сделать он должен иначе – не словом, а делом, своей крестной жертвой.
Учитель: Запишите результаты в таблицу.
Учитель: Обратимся к лексическому строю стихотворений Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Найдите в каждой строфе всех произведений слова, которые, на ваш взгляд, соотносятся с темой богоизбранности, предназначения, отречения от своего "я" т.е. слова, имеющие евангельский колорит.


Пушкин- 1-й ряд
Духовной жаждою томим

И внял я неба содроганье и горний ангелов полет

Восстань, пророк,…,т.е. последняя строфа



Лермонтов-2-й ряд
1 строфа: вечный судья дал всеведенье пророка

2 строфа: провозглашать я стал любви и правды чистые ученья

6 строфа: хотел уверить нас, что бог гласит его устами

Некрасов-3-й ряд
1 строфа: судьба жертвуя

2 строфа: нет помыслов мирских умереть за других

(в Евангелии «за други своя»)

3 строфа: судьба

4 строфа: распяли, час придет, он будет на кресте

О приближении некого часа в Евангелии постоянно напоминает ученикам Христос – послал бог Гнева и Печали (4 строфа).

Учитель: У кого из поэтов более чувствуется Евангельские мотивы?
Студенты: Пушкин открыл эту тему, а Лермонтов и Некрасов продолжили в преломлении к своему времени.
Учитель: Только что мы нашли в тексте стихотворения Некрасова слова, которые могут быть связаны с библейским текстом. Сравните, где ярче стилистически окрашены слова: в стихотворении Некрасова, Пушкина или Лермонтова?
Студенты: В стихотворении Некрасова они не столь ярко окрашены, как в произведениях Пушкина и Лермонтова. Речь о стилизации и намеренном подборе слов высокого стиля у Некрасова не идет.
Учитель: Запишите результаты в таблицу (студенты работают самостоятельно).



Слайд 13 Учитель:

Давайте проверим, у всех ли таблица заполнена. (коллективная проверка полученных результатов)


Учитель: Исследователи литературы 19 века установили, что в "Пророках" и Пушкина, и Лермонтова есть явные и скрытые отсылки к книгам Ветхого и Нового Завета – книгам Исайи, Иеремии. У Некрасова о пославшем пророка сказано: "Бог Гнева и Печали".

Когда в повествовании евангелистов Христос предстает гневающимся, печальным, говорит о себе как о Боге Гнева?

Найдите ответ в карточке-информаторе (Исайя 10 стих, Плач Иеремии 11-13).
Студенты вспоминают евангельские эпизоды.

Учитель: Найдите в стихотворении Некрасова те строки, которые могли бы вызвать "Гнев и Печаль" Христа (соотнести с эпитетами)?
Студенты: Эта точка зрения "Упрекающего", переданная как дословно, через прямую речь, так и косвенно: "Не скажет он, что жизнь его нужна, не скажет он, что гибель бесполезна" (оправдание собственного отступничества).
Обобщение изученного материала 3мин.
Учитель: Обратимся к последней строфе стихотворения Некрасова. Первоначально стихотворение было напечатано без нее (прочитать стихотворение без последней строфы).

В 1877 г. Некрасов дарит своему другу, знаменитому художнику, И.Н. Крамскому экземпляр "Последних песен", куда входит стихотворение "Пророк", и последняя строфа вписана поэтом от руки, причем последняя, шестнадцатая, строка случайно отрезана при переплете книги, отсюда и разночтения в изданиях.
- Что изменилось в стихотворении с включением последней строфы?

- О ком идет речь в первых двух строчках?

- С чьей судьбой соотносится судьба пророка?

- Почему?

- Исполнена ли миссия пророка, удалось ли ему "рабам земли напомнить" о Боге?
Студенты: Таким указанием является сама позиция лирического героя, резко отмежевывающегося от "Упрекающего", вступающего с ним в спор. Для лирического героя, который прочитывает судьбу пророка именно под знаком судьбы Христа, это напоминание уже свершилось.
Учитель: Последняя строфа, как и весь текст некрасовского "Пророка", созвучны полотну И.Н. Крамского "Христос в пустыне" (1872).


Слайд 14

Искусствовед И. Ненарокомова, отмечая несомненную близость произведений Некрасова и Крамского, подчеркивает: «Можно подумать, что поэт, создавая "Пророка", глядел на "Христа в пустыне". В этом полотне Крамской показал трагедию мыслящего человека своей эпохи.»


Учитель:

- Кому знакомо это полотно?

- Где находится?

- С каким сюжетом связано?
Студенты: В основу картины положена евангельская повесть о сорокадневном одиночестве Христа в пустыне. С образом Христа на полотне Крамского современники художника связывали представление о высокоодухотворенном человеке, готовом на жертвы во благо народа.

Перед Некрасовым стояла задача создания "святого" нового типа, жизненного образца, на который смогли бы ориентироваться люди новой формации. При формировании новой поэтической системы Некрасов обратился к уже существующим в русской культуре образам, заговорил на хорошо знакомом его читателям языке.
Учитель: Поэтому можно сделать вывод о том, что евангельская тема является сквозной в русской литературе.

- В каких произведениях, изученных нами ранее, встречаются евангельские мотивы? Назовите эпизоды.

Учащиеся: Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (эпизод о святом Евсевии), пьеса Н.А. Островского «Гроза».
Учитель: На следующих уроках мы будем изучать поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», где познакомимся с образом Гриши Добросклонова, чей облик перекликается с образом пророка.


Итог 1мин.

1. С какими произведениями работали сегодня на уроке?

2. Какая тема объединяет все 3 произведения?

3. Кто такие пророки?

4. Какова их миссия?


Слайд 15

Домашнее задание 1мин.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ стихотворений \\\"Пророк\\\" А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова)» icon Уроках литературы. Тема: Сравнительный анализ стихотворений
Формирование у обучающихся умений сравнения, обобщения, анализа стихотворений поэтов, выделение главного
«Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ стихотворений \\\"Пророк\\\" А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова)» icon Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина «К морю» иТютчева «Как хорошо ты, о море ночное »
Тема урока: Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина «К морю» и Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»
«Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ стихотворений \\\"Пророк\\\" А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова)» icon Мбоу «Гимназия №2» Урок литературы в 8 классе Учитель: Липина О....
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе
«Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ стихотворений \\\"Пророк\\\" А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова)» icon C опоставительный анализ стихотворений "Узник" А. С. Пушкина и "Пленный...
Продолжить работу по умению определять стихотворный размер, находить средства выразительности, объяснять их функцию в понимании идеи...
«Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ стихотворений \\\"Пророк\\\" А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова)» icon Стихотворения
Сравнительный анализ стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер» с точки зрения идейно-тематического содержания
«Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ стихотворений \\\"Пророк\\\" А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова)» icon Экзаменационные билеты по литературе в 11 классе. Билет №1
Тема поэта и поэзии в лирике а с пушкина ( на примере одного-двух стихотворений)
«Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ стихотворений \\\"Пророк\\\" А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова)» icon План урока по русской литературе. Тема
Восстановить сведения о личности и творчестве М. Ю. Лермонтова, полученные в прошлые годы
«Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ стихотворений \\\"Пророк\\\" А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова)» icon Зачет по литературе в 10-а классе (февраль 2013-2014 уч год)
Основные темы и проблемы русской литературы 19-го века Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе...
«Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ стихотворений \\\"Пророк\\\" А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова)» icon Благой Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах
Александр Сергеевич Пушкин — один из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе
«Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ стихотворений \\\"Пророк\\\" А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова)» icon Урок по русской литературе на тему «Встреча с поэмой «Мцыри» продолжается...
Наглядность: презентации с портретами М. Ю. Лермонтова, с иллюстрациями к поэме «Мцыри»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции