Скачать 164.72 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ __________ _____________ 2008 г. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1/3 XIX ВЕКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001.65 Филология. Форма обучения – заочная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Авторы работы: ___________________________/Лагунова О. К./ «______»___________2008г. Рассмотрено на заседании кафедры русской литературы от «__»_____2008 г., протокол №____. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав. кафедрой _____________________________/Эртнер Е. Н. / «______»___________ 2008 г. Рассмотрено на заседании УМК Института филологии и журналистики 23 сентября 2008 г., протокол № 1. Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ИФиЖ __________________ /Рацен Т.Н./ «23» сентября 2008 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом _________________/Федорова С. А./ «_____»_____________ 2008 г. О.К. Лагунова. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1/3 ХIХ века. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001.65 Филология. Форма обучения – заочная. Тюмень, 2008. 11 стр. Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы лекций, планы семинарских занятий, тестовые задания итогового контроля по теоретической части курса, варианты индивидуальных заданий, варианты контрольных работ, рекомендуемая литература. Соответствует ГОС ВПО. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История русской литературы 1/3 ХХ века [электронный вариант] \ Режим доступа: http:www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к электронному изданию Учебно-методической комиссией института, факультета. Одобрено учебно-методической секцией Ученого совета ТюмГУ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Е.Н. Эртнер, доктор филол. наук, профессор кафедры русской литературы ТюмГУ © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008. © Лагунова , 2008
Цели и задачи дисциплины: Цель – освоение студентами материала курса русской литературы первой трети 19 в., его основных теоретических идей, ключевых понятий, художественных текстов, критических и литературоведческих работ. Задачи курса:
Место дисциплины в учебном процессе: Данная дисциплина является частью курса истории отечественной литературы, связана с теоретическими курсами «Введение в литературоведение», «Теория литературы», а также курсом «Методика преподавания литературы». Дидактические единицы: Возникновение и становление романтизма. «Золотой век» русской поэзии. А.С.Пушкин и поэты пушкинской плеяды. Движение декабристов и литература. Художественное своеобразие русского романтизма. М.Ю.Лермонтов. Литературная критика, ее роль в развитии литературы. «Натуральная школа» 1840-х гг. Литература в эпоху общественных реформ. Социальная заостренность, нравственные искания литературы второй половины XIX в. Расцвет реализма, поэтика реалистической литературы. Н.В.Гоголь. Требования ГОС ВПО: студент должен прочитать обозначенный программой объем текстов; овладеть навыками анализа художественного произведения; изучить необходимый круг научно-практической литературы о литературном процессе 19 века, о творчестве отдельных писателей; усвоить особенности таких художественных систем, как романтизм и реализм, уметь оперировать такими понятиями, как поэтика, жанр, тематика, проблематика, мотив, персонаж, хронотоп и т.д.; выучить наизусть произведения разных авторов; овладеть навыками сопоставительного анализа текстов. Количество учебных часов по дисциплине
3. Содержание ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙТема 1. Романтизм как художественная система. Истоки романтизма. «Открытие» романтизма. Особенности русского романтизма. Самоценная личность. Конфликт в романтических произведениях. Романтическая правда, иллюзия, ирония. Жанровая система русского романтизма. Троемирие. Неоднородность романтизма. Опорные понятия темы: художественная система, романтизм, герой, конфликт, самоценная личность, троемирие, романтическая правда, ирония, иллюзия. Тема 2. Драматургия в русской литературе 1/3 19 в. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. История создания, жанровое своеобразие. Сюжет. Конфликт. Чацкий в системе персонажей. Поэтика финала. Критика и современное литературоведение о комедии. Комедия на русской сцене. «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Пушкин о русской драме, о новой драматической системе. Замысел трагедии. Источники. Конфликт, структура. Сюжетно-композиционные особенности. «Судьба человеческая, судьба народная». Поэтика финала. Критика о трагедии. сценическое воплощение трагедии. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. «Маленькие трагедии» как цикл. Мотивы. «Грозные вопросы морали» (А. Ахматова) в трагедиях. «Бездна души» человека. Поэтика финала. Кино- теле – сценические версии «Маленьких трагедий». Опорные понятия темы: комедия, трагедия, конфликт, сюжет, цикл, мотив, историзм, система персонажей, диалог, ремарка, монолог. Тема 3. Проза А.С. Пушкина Пушкин о прозе. От «Арапа Петра Великого» к «Повестям Белкина». Роман в прозе «Дубровский». Сюжет. Конфликт. Система персонажей. Любовная интрига. Тема народа. Ситуации и мотивы. Поэтика философской прозы «Пиковая дама». Внешние и внутренние аспекты повествования. Реальное и фантастическое в повести. Новый тип повествования в «Капитанской дочке». Персонаж, повествователь, автор. Женские образы. Мотив испытания. Тема долга. Гринев в системе персонажей. Художественное время в романе. Поэтика портрета. Поэтика финала. Опорные понятия темы: роман, повесть, хронотоп, сюжет, портрет, структура повествования. Тема 4. Поэмы М.Ю. Лермонтова Поэма «Мцыри». Структура конфликта. Тема избранности. Герой и природа. Мотивировка разочарования. Мотив бегства. Тема «Возвращения в поэмах Баратынского и Лермонтова. Тема любви в «Исповеди» и «Мцыри». Оппозиция «свое» – «чужое». Образы «естественного хода» (ветер, птица). Образы родства. Символика числа. Функция естественной среды. Образы покоя и защиты. Тема узничества в поэмах Лермонтова. Мотив единения. Вечность и индивидуальная судьба. Поэтика контраста. «Поэма «Демон». Своеобразие конфликта. Тема гармонии. Мифологическая основа. Тема добра и зла. Своеобразие мотивировки отчуждения героя. «Бал» и «Наложница» Баратынского и «Демон» Лермонтова. «Демон» как завершающее звено романтической поэмы. Опорные понятия темы: поэма, конфликт, герой, отчуждение, тема, мотив. Тема 5. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя История создания. Мифофольклорная основа. Предисловие к первой и второй частям. Оппозиции «народное – столичное», «настоящее – прошлое». Диканька – Петербург. Тема черта. Система рассказчиков. Поэтика танца. Хронотоп. Тема праздника. Карнавальное начало. Поэтика финалов. «Вечера на хуторе близ Диканьки» как цикл. Опорные понятия темы: цикл, повесть, хронотоп, рассказчик. Тема 6. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» Замысел. История создания. «Мертвые души» как поэма. Сюжет. Образ дороги. Отношения «Я – Другой» как миромоделирующий фактор «Мертвых душ». Типология героя. Чичиков – «человек судьбы» и «человек случая». Пословицы и притчи. «Мертвые души» в современном литературоведении. Опорные понятия темы: поэма, типология, герой, сюжет. 4. Тематика СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙЗанятие 1. Тема: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина Вопросы для обсуждения:
Опорные понятия темы: онегинская строфа, автор, герой, роман в стихах, концепция личности. Задания для выполнения на семинарском занятии:
Литература
Занятие 2. Тема: Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Вопросы для обсуждения:
Опорные понятия темы: поэма, повесть, конфликт, философский смысл. Задания для выполнения на семинарском занятии:
Литература
Занятие 3. Тема: "Мертвые души" Гоголя. Вопросы для обсуждения:
Опорные понятия темы: поэма в прозе, хронотоп, система персонажей, предметно-вещный мир, автор, замысел, портрет, лирическое и эпическое. Задания для выполнения на семинарском занятии:
Литература
Занятие 4. Тема: Комедии Н.В. Гоголя. Вопросы для обсуждения:
а) своеобразие завязки; б) комедия характеров; в) Хлестаков и миражная интрига; г) образ города; д) поэтика финала. Опорные понятия темы: комедия, интрига, система персонажей, диалог, завязка, немая сцена, миражность. Задания для выполнения на семинарском занятии:
Литература
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВЗаучивание текстов наизусть:И.А. Крылов – 5 басен. В.А. Жуковский – 2 стихотворения. Поэты пушкинской поры – 5 стихотворений. А.С. Пушкин – 2 отрывка из поэм, 2 отрывка из «Евгения Онегина», 2 отрывка из сказок, 10 стихотворений. М.Ю. Лермонтов – 2 отрывка из поэм, 10 стихотворений. Задания для самостоятельной работы:
Контрольная работаСоставить кроссворд по одной из следующих тем:
Требования к содержанию и оформлению кроссворда:
Вопросы для самостоятельного изучения
6. Контрольные вопросы
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Комаров С.А., Лагунова О.К. История русской литературы ХVIII – первой трети ХIХ века. Рабочая программа и методические рекомендации для студентов ОДО и ОЗО филологического факультета специальностей «Журналистика» и «Филология». Изд-во ТюмГУ, 2006. 8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРАОсновная литература Кулешов В.И. История русской литературы 19 века: учебное пособие. М., 2005. Дополнительная литература Крупчанов Л.М. История русской литературной критики XIX века: учебное пособие. М., 2005. 9. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Студентам предлагается просмотреть и обсудить следующие «экранизации» изучаемых художественных произведений: «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Повести Белкина» А.С. Пушкина, «Мертвые души» и «Женитьба» Н.В. Гоголя. Лагунова О.К. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1/3 XIX ВЕКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001.65 Филология. Форма обучения – заочная |
Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса озо специальности... Н. Н. Горбачева. Комментирование художественного текста. Учебно-методический комплекс для студентов IV курса озо специальности 031001.... |
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация... |
||
Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделения... Учебно-методический комплекс предназначен для эффективной организации и обеспечения учебного процесса при подготовке специалистов... |
Учебно-методический комплекс санкт-Петербург 2010 министерство образования... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 220201. 65 управление и информатика в технических системах,... |
||
Учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета 030501. 65 Юриспруденция История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. Институт Иностранных Языков. Москва |
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «История античной культуры» (курс по выбору) «…» января 2009г |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Технологии и методики обучения литературе» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся на филологическом факультете по направлению 050300.... |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальность... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Учебно-методический комплекс институт системного анализа, автоматики и управления Программирование и основы алгоритмизации: учебно-методический комплекс / сост. С. А. Матюхин. Спб.: Изд-во сзту, 2008. 194с |
Учебно-методический комплекс по английскому языку для студентов 2-курса... Учебно-методический комплекс по английскому языку для студентов 2-курса лечебного, стоматологического и медико-педагогического факультетов... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |