Портретная галерея классиков русской литературы




Скачать 223.53 Kb.
Название Портретная галерея классиков русской литературы
Дата публикации 10.10.2014
Размер 223.53 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы






Муниципальное учреждение культуры

«Централизованная библиотечная система»

Автозаводского района

Информационно-библиографический отдел


«Лица дорогие нации»

Портретная галерея классиков русской литературы

(беседа)

Нижний Новгород

2009 г.

«Наша литература и искусство – это точно

двое близнецов неразлучных… Вспомните

Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Лермонтова,

Островского, Льва Толстого, - то же самое

настроение и мысль, что у них, то самое чувство

и глубокая национальность, та самая потребность

схватить и выразить тип и характер, те самые

виды и сцены лежат в основе и наших новых картин»

В.В. Стасов
В 19 и в начале 20 веков русскими художниками была создана галерея образов великих деятелей отечественной культуры - «лиц, дорогих нации», по крылатому выражению И. Репина. В этой галерее заметное место принадлежит портретам классиков русской литературы. 19 век славился своими портретами. И лучшими среди всех портретов были, как правило, изображения поэтов и писателей.

В эпоху расцвета литературы к ее представителям было обращено внимание всего общества. Писателей боготворили, считали голосом и совестью народа. Художники искали дружбы с ними, полагали за честь иметь возможность, как тогда говорили, «снять» портрет.

Лучшие образцы портретного искусства показывают глубину и значительность встречи великого писателя и крупного художника. Встреча мастера слова и мастера кисти всегда оставляла зримый результат: появлялся портрет писателя.

Многие писатели и поэты в свою очередь занимались живописью, рисунком: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, К.А. Батюшков. Чудесная атмосфера дружбы, взаимной увлеченности окружала писателей, поэтов и художников. Можно вспомнить дружбу Кипренского с поэтами пушкинской поры, сближение Гоголя и Иванова, духовное единение Ге и Толстого, близость мировоззрения Врубеля и Брюсова.

Общим любимцем поэтов и писателей пушкинской поры был художник О.А. Кипренский. Он был живописцем-романтиком, что сближало его с литераторами той поры. Перед своим отъездом в Италию в 1816 г. он создал портрет В.А.Жуковского. Художник задумал показать не только облик поэта, но и выразить свое понимание личности поэта-романтика.

На портрете бледное лицо Жуковского выступает из мрака ночного пейзажа, буйный вихрь растрепал волосы поэта, деревья тревожно плещут ветвями, плывут по сумрачному небу беспокойные облака. Задумчивый взор поэта устремлен вверх, он далек от земной прозы. Вдали угадываются очертания полуразрушенного старого замка. Кипренский в лице Жуковского показывает представителя романтизма философско-мечтательного направления. Портрет оказался удачным, что свидетельствовало о близости понимания искусства у Кипренского и Жуковского. Они оба любили необычайные эффекты в природе, возвышенные образы, мрачные краски.

Многие художники запечатлели образ Жуковского, но одним из самых удачных изображений поэта считается портрет работы Карла Брюллова.

Жуковский изображен у стола с книгами, в лице его и позе переданы глубина и сосредоточенность, доброта и мягкость его натуры. Поэт словно погружен в свои занятия и оторвался от дел, чтобы взглянуть на зрителя. Бытовая обстановка, показанная Брюлловым, передает равномерный темп жизни, посвященный труду.

В отличие от портрета кисти Кипренского, у Брюллова Жуковский представлен по-иному. В его образе господствуют умиротворенность, спокойствие. Романтический период «бури и натиска» прошел. Поэт задумчиво сидит в кресле, его фигура вырисовывается темным пятном, особое внимание обращено на голову и руки. Портрет нравился и самому поэту, он даже посвятил ему стихотворение «К портрету моему»:


Воспоминания и я – одно и тоже:

Я образ, я мечта;

Чем старее становлюсь, тем я

Кажусь моложе.

Интересна история создания портрета. Брюллов и его друзья решили освободить из крепостной неволи талантливого юношу, будущего великого украинского поэта Т. Шевченко. Помещик просил за Тараса две с половиной тысячи рублей, но таких денег у Брюллова не было. Жуковский устроил для царского двора лотерею, выставив в качестве приза свой портрет кисти Брюллова. Лотерейный билет выпал императрице Александре Федоровне, она заплатила тысячу рублей, а недостающие полторы тысячи добавили Жуковский и Брюллов.

А.С. Пушкин портретироваться не любил. Он писал: «Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности». Все же в 1827 г. были написаны два портрета великого поэта, ставшие впоследствии самыми известнейшими его изображениями. Друг Пушкина поэт А. Дельвиг захотел иметь его портрет и попросил Александра Сергеевича позировать лучшему мастеру того времени О. Кипренскому.

Замысел портрета Пушкина у Кипренского был иной, чем в портрете Жуковского. Кипренский хотел создать не романтическую аллегорию, а реальный образ поэта. Пушкин показан в модном сюртуке, в плаще, накинутом на плечо. Все внимание портретиста и зрителя обращено к голове Пушкина. На смуглом его лице читается вдохновение, взгляд глубок, но слегка рассеян. Руки Пушкина сложены на груди спокойно. Поэт будто внимает только ему одному слышимым голосам. Чтобы подчеркнуть момент творческого вдохновения, Дельвиг попросил мастера пририсовать бронзовую фигуру музы с лирой в руках. Струны лиры в руках музы словно вторят думам поэта и делают образ Пушкина возвышенным. Друзья поэта находили, что Пушкин получился у Кипренского «пасмурен», на лице поэта видны «печали жизни». Портрет Кипренского был признан лучшим из всех, созданных при жизни поэта. Правда, некоторые современники Пушкина считали портрет идеализированным, слишком льстивым. Сам же Пушкин очень ценил портрет, выполненный Кипренским:
Ты вновь создал, волшебник милый

Меня, питомца чистых муз, -

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит:

Оно гласит, что не увижу

Пристрастья важных аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.
Другой известный портрет Пушкина написал художник В.А. Тропинин в том же 1827 г. по заказу самого поэта и предназначался для его друга С.А Соболевского. На портрете Тропинина А.С. Пушкин в задумчивости. Поза его спокойна. Колорит полотна темный, выделено лишь лицо, желтизна лица оттенена белизной ворота рубашки – самым светлом пятном в картине. Глаза поэта устремлены вверх, мимо зрителя. Построение лица менее правильное, чем у Кипренского, но, наверное, ближе к действительности, к реальному облику Пушкина.

Тропинин в своем произведении стремится подчеркнуть в Пушкине все домашнее, будничное. Он показывает его в халате, как бы сидящим у стола с бумагами. Элементы обстановки характеризуют образ поэта более интимно, просто.

Тропинин и Кипренский представляют нам разного Пушкина. Действительно, Пушкин многолик. Он, как вспоминает его современник, «в одну минуту переходил от веселости и смеха к задумчивости и размышлению» и один портрет не мог передать разнообразия его внешности, богатства настроений и мимики. Оба портрета находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

В дни трагической гибели Пушкина Россия услышала голос двадцатидвухлетнего корнета лейб-гвардии гусарского полка М.Ю. Лермонтова, которому суждено было стать преемником великого поэта в русской литературе.

Его стихотворение «Смерть поэта» вызвало общественный отклик небывалой силы. Скорбные, гневные, обличительные стихи распространились по Петербургу. Царь спешно отдает приказ об отправке Лермонтова на Кавказ. Перед отъездом Лермонтова портретирует художник П.Е. Заболотский. Ко времени написания портрета Заболотский был уже известным художником. М.Ю. Лермонтов увлекался рисунком, живописью и Заболотский стал его учителем.

На портрете Лермонтов показан в парадной одежде лейб-гвардейского полка в красном ментике, расшитом золотыми шнурами и мехом. Лермонтов представлен на портрете спокойным, задумавшимся. Взгляд поэта направлен мимо зрителя, у него гордая, прямая осанка. Нарядный облик Лермонтова был вызван тем, что писался портрет по заказу его бабушки Е.А. Арсеньевой. Специфично название картины: «Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка». Художник мастерски написал парадную гусарскую форму. Но удалось ли Заболотскому передать сложную и одновременно тонкую душу поэта? Лермонтов на протяжении всей жизни скрывал свои душевные порывы. Неслучайно уже в юношеском стихотворении поэт писал о себе:

Я холоден и горд; и даже злым

Толпе кажуся; но ужель она

Проникнуть дерзко в сердце мне должна?

Зачем ей знать, что в нем заключено?

Огонь иль сумрак там – ей все равно

Работая над портретом Лермонтова, художник остался в рамках традиционной живописи, лишь в какой-то мере идеализировав внешность поэта. Портрет хранится в Третьяковской галерее.

Акварельный автопортрет, написанный Лермонтовым для В.А Лопухиной, в сравнении с портретом кисти Заболотского не такой яркий, парадный, но у него есть огромное преимущество. Никто кроме Лермонтова не мог знать того, что происходило в его душе. Свой портрет Лермонтов пишет как откровение, образ поэта приобретает психологическую глубину. Портрет предназначался для женщины, любовь к которой Лермонтов пронес через всю жизнь и был ей передан при их последней встрече. Фигура поэта занимает центральную часть портрета. У него задумчивое выражение лица, под четко очерченными бровями - глаза печальные, лишенные задорного блеска, глаза человека молодого, но уже так много повидавшего на своем веку. На лице затаенная дума. Поэт изобразил себя в бурке, накинутой на куртку с красным воротником и кавказскими газырями на груди. На заднем плане открывается бескрайнее голубое небо с плывущими по нему облаками, сливающимися с вершинами гор. Величественную панораму, на фоне которой изображен поэт, можно рассматривать как символ той стихии, где Лермонтов ощущает себя полностью свободным вдали от светского общества.

Художник Венецианов был близок ко многим замечательным деятелям русской культуры. Особенно симпатизировал Венецианов Гоголю. В тот момент, когда художник познакомился с Гоголем, тот задумывал повесть о Тарасе Бульбе. Художнику нравилась сочная и колоритная манера писателя, его изображение народного быта.

Памятником дружеских отношений Гоголя и Венецианова явился портрет 1834 г. По отзыву современников он довольно точно передавал облик Гоголя той поры, бодрого и оживленного. В те времена Гоголь тщательно следил за соей наружностью, любил пофрантить, что и отразилось в венециановском портрете. Венецианов заметно облагородил внешность Гоголя. Нос художник сделал не настолько длинным, выступающим вперед, как было в действительности. Необычна в портрете прическа писателя. Голову украшает легкомысленный кок взбитых волос. Портрет выполнен в технике литографии.

Несколько портретов Гоголя были написаны полупрофессионалом, полулюбителем Ф.А. Моллером в Италии.

Художник А. Иванов почти всю свою творческую жизнь прожил в Италии, где встретился с Гоголем. Гоголя и А. Иванова объединяла общая мысль о духовной миссии искусства. У них было много общего: время, в котором они жили, принадлежность к творческой интеллигенции, годы в Италии, когда они дружили, спорили об искусстве, о смысле человеческого бытия, о пути России. Ни А. Иванов, ни Гоголь не любили портретов, и все же художник пишет портрет писателя. Лицо Гоголя было задумано поместить среди персонажей «Явления Христа народу», но в процессе работы над полотном от образа Гоголя не осталось и следа, зато были созданы два портрета масляными красками, лучший из них хранится в Русском музее.

Иванов по сравнению с Моллером и Венециановым более проникновенно и любовно отнесся к своей работе. Гоголь представлен в простой, незамысловатой позе. Голова его находится почти в центре овала. В лице, показанном в выгодном для писателя повороте, так, что не видно длинного носа, привлекают зрителя большие, чуть влажные глаза. В них – задумчивость, легкая грусть. Теплый колорит еще более усиливает мягкость образа.

Если Венецианов показывает в своем портрете молодого и жизнерадостного автора «Тараса Бульбы», то к моменту написания портрета Ивановым у Гоголя уже наметился трагический душевный надлом. К этому времени Гоголь стал замышлять «Исповедь» и «Выбранные места из переписки с друзьями».

Создатель художественной галереи П.М. Третьяков задумал собрать для своей коллекции портреты выдающихся деятелей русской культуры. Он заказывает портреты писателей, музыкантов, актеров. Эту портретную галерею можно назвать своеобразным «музеем в музее», настолько цельным и неслучайным был выбор портретируемых и выбор художников, исполняющих заказы. К выполнению этого своего грандиозного замысла он привлек лучших художников-портретистов, среди которых особенно много работали по его заказам В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин. В одном из писем к Третьякову Репин метко определил значение его коллекции: «Портреты, находящиеся у Вас, представляют лиц дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью на пользу и процветание родной земли…».

Художник И.Н. Крамской по заказу П. Третьякова создал для его собрания целую галерею портретов писателей: Некрасова, Григоровича, Салтыкова-Щедрина, Гончарова, Полонского, Мельникова-Печерского, С. Аксакова, Л. Толстого. Но и сам художник удостоился самой высокой чести: его литературный портрет создал Л. Толстой в романе «Анна Каренина». Он был прототипом художника Михайлова.

Портрет Крамского был первым живописным изображением великого писателя и остается одним из лучших по глубине раскрытия его сложного и сильного характера. Толстой сидит на стуле, спокойно положив руки на коленях. Лицо умное, волевое с широким лбом, ясным, проницательным взглядом, сразу приковывает наше внимание. Во всем раскрывается удивительная цельность и ясность души, внутренняя чистота, сила характера. Он внешне как будто спокоен, но вместе с тем ощущается во всей фигуре писателя скрытое напряжение, большая жизненная сила. Проницательно, испытующе смотрят его глаза. Его взгляд словно проникает сквозь поверхность вещей, раскрывает их смысл, внутреннюю суть. Это взгляд аналитика, а его предмет – человеческая душа. Крамской сумел увидеть в Толстом самое главное. Он постиг великую способность гениального писателя познавать жизнь во всей ее сложности, раскрывать истинное существо за внешними чертами.

Толстой Крамского велик в своей простоте. Это – один из шедевров русской портретной живописи.

Дружба связывала двух художников – художника кисти И.Е. Репина и художника слова Л.Н. Толстого – в течение тридцати лет, до конца жизни писателя.

И.Е. Репин преклонялся перед гением Л. Толстого. Не только идеи, мысли, творчество писателя были дороги ему, но и каждая черточка внешнего облика вызывали у художника восхищение. Чувство любви к натуре помогало художнику увидеть в писателе самое главное, самое человечное. Доказательством этому служит репинский портрет Толстого, выполненный в 1887 г. На холсте величаво высится фигура Толстого. Широкая сизая борода и непокорные волосы обрамляют крепко скроенное с крупными чертами лицо. Одет писатель в просторную рубаху, подпоясанную крестьянским ремнем.

Лев Николаевич оторвался от книги, которая покоится на его коленях. Художник застал его в тот момент, когда он задумался, собирая свои мысли, рожденные книгой. Его серые глаза пристально глядят и проникают в самое существо человека. Мы словно присутствуем при рождении творческих замыслов и образов писателя. Этот портрет был приобретен П.М. Третьяковым.

За тридцатилетний период личного знакомства с Толстым Репин сделал десятки живописных и графических изображений писателя и даже вылепил и его бюст.

В 1884 г. художник Н.Н. Ге пишет портрет Толстого в его доме, когда тот работал над рукописью «В чем моя вера?» Художник стремился показать будни Толстого, работу гениального труда, ход его мысли. Ге стремится выделить голову писателя, показывает ее в потоке света, падающего сверху, обрисован могучий лоб, бугры мускулов над бровями, между ними - резкая складка. В его лице – переживание творчества. Ге трактует Толстого как учителя жизни, который делает свою работу. В портрете отсутствует полностью момент позирования, писатель так углубился в свою работу, что забыл о присутствии художника. В семье Толстого очень ценили это произведение. Для семьи Толстого Ге сделал авторское повторение портрета, оригинал выставлен в залах Третьяковской галереи.

Существует великое множество портретов И. С. Тургенева. Среди их авторов самые знаменитые русские художники: Репин, Перов, Маковский, Харламов и др. Но по единодушному признанию современников, ни одному из художников не удалось передать его облик. Его портреты не передают ни красоты и обаяния Тургенева, ни его аристократизма и породы. П.М. Третьяков заказал художнику В. Перову для своего собрания портрет И.С. Тургенева. Писатель изображен в профиль. Глаза, направление взгляда выражают состояние полного покоя, как и вся фигура Тургенева. Писатель выглядит на портрете сентиментально задумчивым, каким-то размягченным. Несоответствие созданного образа с действительным бросалось всем в глаза. И хотя Третьяков и купил у Перова портрет Тургенева, он остается неудовлетворенным и заказывает портрет писателя другому художнику – Репину.

Тургенев в репинском произведении представлен по-домашнему: в тужурке, укрыв ноги пледом, чтобы меньше мучила подагра. Портрет выдержан в темной гамме оливковых, зеленых и коричневых тонов. Благодаря этому выделяется голова с белыми, серебристыми волосами. Лицо вышло слишком темным, с каким-то неприятным красным оттенком. В портрете не видно ни тургеневского характера, ни хорошего колорита. А главное - в образе Тургенева нет интеллектуальности.

Современник Тургенева дает такое описание внешности писателя: «Лицо его было мне, конечно, хорошо известно по портретам, но и в нем меня поразила одна особенность, которой портреты не могли передать, а именно удивительно мягкое, как бы мечтательное выражение глаз». У Бориса Зайцева есть такие слова о Тургеневе: «Он неясно-поэтический туман, вздох, томление, петраркизм». Тургенев оказался удивительно неподатливым для русских художников.

Лучшим произведением Перова-портретиста стал портрет писателя Ф.М. Достоевского. Его портрет – образец понимания человека, его сложного внутреннего мира, его душевного настроя. Известны слова Достоевского: «Человек есть тайна. Ее надо разгадывать всю жизнь… я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Перов своими средствами живописца решает ту же задачу, разгадывает тайну – человека Достоевского.

Писатель сидит перед зрителем, сжав руки на коленях и опустив глаза. Его поза выражает некую отрешенность от зрителя, от мира. Достоевский изображен на портрете погруженным в глубокие размышления. Внимание живописца сосредоточено на передаче сложного духовного мира писателя. Портрет написан в скромных красках – коричневых и темно-серых. Только два светлых пятна выделены на темном фоне – голова и руки. Лицо и руки – два наиболее существенных момента в картине. Лицо писателя необычайно выразительно. В нем выделены характерные черты Достоевского: высокий лоб мыслителя, составляющий чуть ли не половину головы, ломаный контур скул, смотрящие исподлобья глаза. Некрасивое, оно одухотворено мыслью. Зритель видит огромный интеллект великого писателя, человека страдающего и ищущего. Руки, крепко сцепленные на коленях, как бы замыкают громадный внутренний мир, сосредоточенный в этой сидящей перед нами фигуре. Перов написал Достоевского думающего, уловив на портрете «минуту его творчества».

Большой творческой удачей Перова стал портрет А.Н. Островского. Это произведение было написано в период творческого расцвета драматурга, когда им были созданы «Лес» и «Бешеные деньги». Перов представляет Островского в отороченном мехом халате, в будничной обстановке. В портрете зрителя привлекают глаза и лоб. Флегматичность и медлительность, свойственные Островскому, Перов передает статичной позой его грузной фигуры, а также полными кистями рук, покоящимися на коленях. Однако его взгляд с затаенной искрой иронии и улыбки и несколько подавшийся вперед корпус выдают внутреннюю энергию. В своем портрете Перов мастерски передает оригинальность дарования Островского, его самобытность, глубоко национальный склад натуры писателя.

В 1877 г. Крамской по просьбе Третьякова пишет портрет Н.А. Некрасова. Некрасов в то время был смертельно болен, он доживал последние дни. Однако поэт продолжал работать лежа в постели, он писал «Последние песни». Больной Некрасов не мог много позировать художнику. Крамской работал по 10-15 минут в день.

На портрете Некрасов был изображен в простой позе, со сложенными руками на груди. Художник рисует поэта на полотне не таким измученным и ослабевшим, каким он был в действительности. И хотя портрет получился очень схожим, Крамской приступает к следующему. Он решил написать Некрасова таким, каким видел его каждый день. Больной поэт лежит на постели и пишет стихи. Крамской писать с натуры уже не мог. К этому времени Некрасов умер, и картина дописывалась после его смерти. В новом портрете «Некрасов в период «Последних песен» поэт полулежит, опираясь на подушки. В левой руке он держит листы бумаги, а правая поднята к лицу, слева – столик с многочисленными лекарствами. Над диваном портреты Добролюбова и А. Мицкевича, у изголовья виден бюст Белинского. Лицо поэта сосредоточено и несет печать творческих размышлений. Получился портрет-картина. Несмотря на то, что Крамской передал в портрете последние дни жизни поэта, не о болезни и смерти говорит этот портрет. Он утверждает силу творческой воли, бросающей мужественный вызов смерти.

Новой фигурой на литературном горизонте начала XX века был А.М. Горький. Окрашенные революционным романтизмом произведения Горького открывали новую эру в русской литературе. В 1899 г. Горького пишет Репин. Это был первый живописный портрет писателя.

К образу молодого писателя обратился такой крупный мастер портрета конца XIX – начала XX века, как В.А. Серов. Художник на полотне показывает Горького в сложном повороте, придающем его фигуре какую-то особую динамику. Горький изображен в активном действии, он словно спорит с кем-то. Одна рука прижата к груди, словно Горький, жестикулируя, что-то говорит зрителю, убеждая его. Горький одет в простую рубашку-косоворотку, брюки заправлены в сапоги. Почти черное пятно фигуры Горького выступает на светлом фоне, строгая гамма звучит мощно и выразительно.

Художник И. Бродский изобразил А.М. Горького на фоне бурного моря, как романтического «Буревестника».

Над воплощением образа М. Горького работали и земляки писателя – нижегородские художники. И первым из них был Н.Н. Симанский. Больше всех над образом великого земляка работали Л.А Хныгин и Ф.Ф. Кириллов. Горьковская тема занимала ведущее место в творчестве художников А.Г. Варламова, С.А. Балаболкина, В.И. Авериной. На картине Балаболкина «Горький на родине» писатель изображен на фоне великой русской реки Волги. Горький стоит, опершись правой рукой на ограду Откоса, и смотрит вдаль. Портрет А.М. Горького относится ко времени его последнего посещения родного города. Картина находится в музее А.М. Горького.

Мы познакомились с портретами классиков русской литературы: В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, Н.А. Островского, М. Горького, которые были написаны известными русскими художниками. Конечно же, это далеко не полный перечень писателей, увековеченных в ярких, волнующих полотнах.

Крамской писал: «…никакая книга, ни описание, ни что другое не может рассказать так цельно человеческой физиономии, как ее изображение».

Все портреты великих писателей отличает глубокое и правдивое раскрытие их внутренней жизни, достигаемое не только выражением лица портретируемого, но и его позой, психологически ёмким жестом. Многие из писателей показаны художниками за повседневной, творческой работой. Портретная живопись сохранила облик великих русских мастеров слова. В портретах писателей и поэтов изобразительное искусство встречается с литературой: следуя за мыслью великого человека, художник невольно заражается тем, что писатель стремится сказать людям. Портрет классика литературы помогает нам лучше понять его творчество, осмыслить все пережитое, передуманное и воплощенное в его художественных произведениях.

Н.А. Раевский в своей книге «Портреты заговорили» пишет: «Дорогой нам всем образ становится еще ближе и дороже, когда мы вплотную подходим к поэту и пытливо вглядываемся в его человеческие черты».

Попытаемся и мы вглядеться в лица великих русских писателей и поэтов, изображенных на портретах выдающихся художников.

«Где смотреть и что читать о портретах русских писателей»

(список литературы)
Гоголь Н.В.


  1. Н.В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах. – Л. : Гос. учебно-пед. изд-во

М-ва просвещения РСФСР, 1959. – 414 с.

  1. Турчин В.С. [Портреты Н.В. Гоголя] // Портреты русских писателей в русской живописи XIX века / В.С. Турчин . - М., 1970. – С. 30-36 : ил.

  2. Виноградов И. Явление картины – Гоголь и Александр Иванов // Наше наследие. – 2000. - № 54. – С. 110-125

  3. [Н.В. Гоголь. Гравюра Ф. Иордана по портрету Ф. Моллера] // Литература в школе. – 2002. - № 6. – С.[1с. обл.]

  4. [Н.В. Гоголь. Портрет работы Ф. Моллера] // Литература в школе. – 2004. - № 4. – С. [1 с. обл.]

  5. [А.А. Иванов. Н.В. Гоголь. 1841] // Уроки литературы. – 2007. - № 9. – С.[1с. обл.]

  6. [Ф. Моллер. Портрет Н.В. Гоголя. 1840] // Литература в школе. – 2009. - № 1. – С. [1с. обл.]


Горький А.М


  1. Гомберг-Вержбицкая Э. [Серов В. Портрет А. М. Горького] // Передвижники / Э. Гомберг-Вержбинская. – Л., 1970. – С. 224-225 : ил.

  2. Колоярский Г.Н. Образ А.М. Горького в творчестве горьковских художников // Записки краеведов. – Горький, 1979. – С. 143-148

  3. [Образ А.М. Горького в портрете В. Серова] // Беседы о живописи в школе. – М., 1966. – С. 112 : ил.

  4. Турчин В.С. [Портрет А.М. Горького кисти В. Серова] // Портреты русских писателей в русской живописи XIX века / В.С. Турчин.- М., 1970. – С. 90 : ил.

  5. [Борисов И.Ф. А.М. Горький в Самаре] // Литература в школе. – 2003. - № 7. – С. [4 с. обл.]

  6. [И.И. Бродский. Портрет А.М. Горького] // Литература в школе. – 2003. - № 7. – С. [1 с. обл.]

  7. [В.А. Серов. Портрет А.М. Горького. 1905. Фрагмент] // Литература в школе. -2006. - № 7. – C. [1с. обл.]

  8. [В.М. Ходасевич. Портрет А.М. Горького] // Литература в школе. – 2008. - № 7. – C. [1с. обл.]


Достоевский Ф.М.


  1. Безрукова Д. Современники. Достоевский. // Третьяков и история создания его галереи / Д. Безрукова. – М., 1970. – С. 34-35 : ил.

  2. Гомберг-Вержбинская Э [В. Перов. Портрет Ф.М. Достоевского] // Передвижники / Э. Гомберг-Вержбинская. – Л.,1970. – С. 27-28 : ил.

  3. Ф.М. Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах. – М. : Изд-во «Просвещение», 1972. – 448 с.

  4. [Портрет Ф.М. Достоевского художника В.Г. Перова] // Беседы о живописи в школе. – М., 1966. – С. 30 : ил.

  5. Прытков В.А. [Ф.М. Достоевский в портрете В. Перова] // Любимые русские художники / В.А. Прытков. – М., 1963.- С. 64-66 : ил.

  6. Сарабьянов Д Разум нации // Образы века. О русской живописи XIX столетия, её мастерах и их картинах / Д. Сарабьянов. – М., 1967. – С. 93-101 : ил.

  7. Турчин В.С. [Ф.М. Достоевский и его образ в портрете В. Перова] // Портреты русских писателей в русской живописи XIX века / В.С. Турчин. - М., 1970. - С. 58-59 : ил

  8. Колокольцев Е.Н. Портрет на уроках литературы // Уроки литературы. – 2006. - № 6. – С. 6-12

  9. Макарова Н.С. Искусство портрета в русской живописи // Литература в школе. – 1998. - № 3. – С. 148-157

  10. Фатхутдинова И.А. «Человек есть тайна…» О портрете Ф.М. Достоевского работы В.Г. Перова // Литература в школе. – 2007. - № 6. – С. 42-44


Жуковский А.В.
1. Леонтьева Г.К. [История написания портрета В.А. Жуковского К. Брюлловым] // Карл Брюллов / Г.К. Леонтьева. – Л., 1976. – С. 194-199 : ил.

2. Порудоминский В.И [К. Брюллов. Портрет В.А. Жуковского] // Первая Третьяковка / В.И. Порудоминский. - М., 1979. – С. 48-50 : ил.

  1. Турчин В.С. [Портреты В.А. Жуковского] // Портреты русских писателей в русской живописи XIX века / В.С. Турчин.- М., 1970. – С. 16-17 : ил.

  2. Колокольцев Е.Н. Портрет на уроках литературы // Уроки литературы. – 2006. - № 6. – С. 6-12

  3. Петровский Н. Неизвестный Жуковский // Эхо планеты. - 2000. – 18-24 авг. (№ 34). – С. 26-30


Лермонтов М.Ю.


  1. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова : материалы для выставки в школе и детской библиотеке. – М. : «Детская литература», 1984. – 17 c. : фотоил.

  2. Турчин В.С. [Портреты М.Ю. Лермонтова] // Портреты русских писателей в русской живописи XIX века / В.С. Турчин. - М., 1970. – С. 37-38

  3. [Н.Е. Заболоцкий. Портрет М.Ю. Лермонтова. 1837. Фрагмент] // Литература в школе. – 2004. - № 3. – С. [1с. обл.]

  4. Клюева Г.Ю. Портретный очерк с элементами эссе : [психологический портрет М.Ю. Лермонтова на основе его изображений] // Русская словесность. – 2007. – № 1. - С. 46-56

  5. Крылов В.И. Жанровые особенности литературных портретов М.Ю. Лермонтова в русской критике конца XIX – начала XX века : [статья сопровождается портретами поэта] // Литература в школе. – 2005. - № 8. – С. 11-15

  6. Марченко Н.А. Михаил Юрьевич Лермонтов : [о портретах поэта] // Уроки литературы. – 2004. - № 5. – С.1-4. – (Наша портретная галерея)

  7. [Портрет М.Ю. Лермонтова. Автолитография А.С. Пруцкого. 1941] // Литература в школе. – 2005. - № 3. – C. [2 с. обл.]


Некрасов Н.А.


  1. Безрукова Д.Современники. Некрасов // Третьяков и история создания его галереи / Д. Безрукова. – М., 1970. – С. 40-41

  2. [И.Н. Крамской. Некрасов в период последних песен] // Беседы о живописи в школе. – М., 1966. – С. 32 : ил.

  3. [И.Н. Крамской. Портрет Н.А. Некрасова] // Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века / Э.И. Голубева, А.А. Крестинский, Э.В. Кузнецова. – Л., 1960. – С. 32-33 : ил.

  4. Н.А. Некрасов в портретах и иллюстрациях : пособие для учителей средней школы. – Л. : Гос. учебно-пед. изд-во М-ва просвещения, 1950. – 196 с.

  5. Порудоминский В.И. Поэт побеждает смерть // Первая Третьяковка / В.И. Порудоминский.- М., 1979. – С. 81 : ил.

  6. Прытков В.А. [Н.А. Некрасов в портрете Крамского] // Любимые русские художники / В.А. Прытков. – М., 1963. – С. 98-99 : ил.

  7. Турчин В.С [Работа И. Крамского над портретом Н.А. Некрасова] // Портреты русских писателей в русской живописи XIX века / В.С. Турчин.- М., 1970. – С. 62-63 : ил.

  8. Колокольцев Е.Н. «Образы живые, действительные…» // Литература в школе. – 1997. - № 3. – С. 18-31

  9. Макарова Н.С. Искусство портрета в русской живописи // Литература в школе. – 1998. - № 3. – С. 148-157


Островский А.Н.


  1. Безрукова Д. Современники. Островский. // Третьяков и история создания его галереи / Д. Безрукова. – М., 1970. – С. 32-34 : ил.

  2. Волынский Л. [Портрет А.Н. Островского] // Лицо времени. Книга о русских художниках / Л. Волынский. – М.,1982. – С. 147 : ил.

  3. [Портрет А.Н. Островского] // Беседы о живописи в школе. – М. , 1966. – С. 20

  4. Турчин В.С. [Портрет А.Н. Островского] // Портреты русских писателей в русской живописи XIX века / В.С. Турчин.- М., 1970. – С. 57

  5. Макарова Н.С. Искусство портрета в русской живописи // Литература в школе. – 1998. - № 3. – С. 148-157, [1с. обл.]

  6. [В.Г. Перов. Портрет А.Н. Островского] // Литература в школе.- 2003. - № 8. – C.[1 с. обл.]

  7. [В.Г. Перов. Портрет писателя А.Н. Островского. 1871] // Литература в школе. – 2006. - № 9. – С. [1с. обл.]


Пушкин А.С.


  1. Амшинская А.М. [Создание портрета А. С. Пушкина Тропининым] // Тропинин / А.М. Амшинская . – М., 1976. – С. 96-99 : ил.

  2. Паустовский К. [О. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина] // Кипренский (Из повести «Орест Кипренский») / К. Паустовский. – М., 1985. – С. 49 : ил.

  3. Порудоминский В.И. [Портреты Пушкина в Третьяковской галерее] // Первая Третьяковка / В.И. Порудоминский. - М, 1979. – С. 34-36, 40-42

  4. Порудоминский В.И. [О портретах А.С. Пушкина] // Счастливые встречи / В.И. Порудоминский. – М., 1989. – С. 28-31 : ил.

  5. А.С. Пушкин в портретах : в 2 кн. / авт.-сост Е.В. Павлова. – М. : Советский художник, 1989.

  6. Пушкин в портретах и иллюстрациях : пособие для учителей средней школы. – Л. : Гос. учебно-пед. изд-во М-ва просвещения РСФСР, 1954. – 376 с.

  7. Турчин В.С. [Портреты А.С. Пушкина] // Портреты русских писателей в русской живописи XIX века / В.С. Турчин. - М., 1970. – С. 20-26 : ил.

  8. Грачева И.В. Поэт и художник. Пушкин и Брюллов // Литература в школе. – 1999. - № 2. – С. 11-18

  9. Макарова Н.С. Искусство портрета в русской живописи // Литература в школе. – 1998. - № 3. – С. 148-157

  10. [И.Е. Репин, К.А. Айвазовский. Пушкин у моря. «Прощай, свободная стихия»] // Литература в школе. – 2008. - № 5. – С. [2 с. обл.]

  11. [В.А. Тропинин. Пушкин. Фрагмент. 1827] // Литература в школе. – 2008. - № 5. – С. [1 с. обл.]


Толстой Л.Н.


  1. Безрукова Д Современники. Толстой // Третьяков и история создания его галереи / Д. Безрукова . – М., 1970. - С. 36-39

  2. Гомберг-Вержбинская Э. [И.Н. Крамской. Портрет Л.Н. Толстого] // Передвижники / Э. Гомберг-Вержбинская. – Л.,1970. – С. 30-32 : ил.

  3. [Портреты Л.Н. Толстого кисти Крамского и Репина] // Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века / Э.И. Голубева, А.А. Крестинский, Э.В. Кузнецова. – Л., 1960. – С. 31-32, 173-176 : ил

  4. Порудоминский В.И. [История создания портрета Л.Н. Толстого Крамским] // Первая Третьяковка / В.И. Порудоминский. - М.,1979. - С. 79-81 : ил.

  5. [И.Н. Крамской. Портрет Л.Н. Толстого] // Беседы о живописи в школе. – М., 1966. – С. 29-30 : ил.

6 Прытков В.А. [Л.Н. Толстой в изображении Крамского] // Любимые русские художники / В.А. Прытков. – М., 1963. – С. 93-95 : ил.

7. Сарабьянов Д. [И.Н. Крамской, Портрет Л.Н. Толстого] // Образы века. О русской живописи XIX столетия, её мастерах и их картинах / Д. Сарабьянов. – М., 1967. - С. 96-98 : ил.

  1. Турчин В.С. [О портретах Л.Н. Толстого] // Портреты русских писателей в русской живописи XIX века / В.С. Турчин. - М., 1970. – С. 60-66, 69-74 : ил.

9. [Н.Н. Ге. Портрет Л.Н. Толстого. 1884] // Уроки литературы. – 2006. - № 9. – С. [1 с. обл.]

10. Колокольцев Е.Н. «Образы живые, действительные…» // Литература в школе. – 1997. - № 3. – С. 18-31

11. Макарова Н.С. Искусство портрета в русской живописи // Литература в школе. – 1998. - № 3. – С. 148-157

12. Ненарокомова И. Первый портрет автора «Войны и мира». И.Н. Крамской и Л.Н. Толстой // Уроки литературы. – 2006. - № 6. – С. 1-3

13 [И.Е. Репин. Л.Н. Толстой в розовом кресле. 1909] // Уроки литературы. – 2007. - № 11. – C. [1с. обл.]

14. [И.Е. Репин. Лев Николаевич Толстой в яснополянском кабинете. 1887] // Литература в школе. – 2005. - № 9. – C. [2-я с. обл.]

  1. [И.Е. Репин. Портрет Л.Н. Толстого. 1887] // Литература в школе. – 2003. - № 3. – C. [1 с. обл.]

  2. [И.Е. Репин. Портрет Л.Н. Толстого. 1887] // Литература в школе. – 2008. - № 9. – C. [1 с. обл.]

  3. Федченко О.Н. «Великий Лев» : [экскурсия по портретной галерее Л.Н. Толстого для учащихся 8-11 кл.] // Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 7. – С. 69-73


Тургенев И.С.


  1. Турчин В.С. [О портретах И.С. Тургенева] // Портреты русских писателей в русской живописи XIX века / В.С. Турчин.- М., 1970. – С. 77-81

  2. Медынцева Г.Л. Иван Сергеевич Тургенев // Уроки литературы. – 2002. - № 5. – С. 5-8. – (Наша портретная галерея)

  3. [В.Г. Перов. Портрет И.С. Тургенева. Фрагмент] // Литература в школе. – 2002. - № 2. – C. [1 с. обл.]

  4. [В.Г. Перов. Портрет И.С. Тургенева. 1872] // Литература в школе. – 2007. - № 6. – C. [1 с. обл.]

  5. [ХарламовА.А. Портрет писателя И.С. Тургенева. 1875] // Литература в школе. – 2008. - № 10. – C. [1 с. обл.]

  6. Чурак Г. Портреты Тургенева в собрании Третьякова // Юный художник. – 2003. - № 2. – C. 18-21


Сост. : библиограф И.Ф. Першина

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Портретная галерея классиков русской литературы icon Санитарный день последняя пятница месяца
Проза и поэзия классиков русской и зарубежной литературы, фантастика, детективы и т п
Портретная галерея классиков русской литературы icon Тема Тема урока
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской...
Портретная галерея классиков русской литературы icon Кол час
Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века. Художественные открытия...
Портретная галерея классиков русской литературы icon Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому...
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты...
Портретная галерея классиков русской литературы icon Харьковская Городская Художественная Галерея
Муниципальная галерея представляет выставку керамики постоянного автора и хорошего друга галереи Жаннеты Соловьевой – Заслуженного...
Портретная галерея классиков русской литературы icon Аннотация к рабочей программе по Литературе
Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской...
Портретная галерея классиков русской литературы icon Третьяковская галерея, Эрмитаж, представители, народное творчество
В галерее находится живопись/maliarstvo/, скульптура/socha/ и графика 18-го и 19-го веков и произведения/diela/ современных художников....
Портретная галерея классиков русской литературы icon Рабочая программа
Значение русской литературы для духовного развития современного общества. Русская литература как часть мировой литературы. Периодизация...
Портретная галерея классиков русской литературы icon Ю. А. Федосюк что непонятно у классиков, или энциклопедия русского быта XIX века
«глубже постигать произведения классиков, оживив многие строки, потускневшие из за того, что содержащиеся в них понятия сданы в архив...
Портретная галерея классиков русской литературы icon Айн Рэнд Атлант расправил плечи. Книга 1 Атлант расправил плечи 1
Отечества, но и в сознании. Хотим мы того или нет, но для большинства из нас переориентация сознания становится залогом выживания....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции