Уроках литературы. Тема: Сравнительный анализ стихотворений




Скачать 73.69 Kb.
НазваниеУроках литературы. Тема: Сравнительный анализ стихотворений
Дата публикации10.10.2014
Размер73.69 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Преподавание литературы.
Атаманова Оксана Михайловна,

преподаватель русского языка и литературы

ГБОУ СПО «БТЖТ» г. Белово


Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы.
Тема: Сравнительный анализ стихотворений

А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Пророк» .

Цели урока:

* Формирование у обучающихся умений сравнения, обобщения, анализа стихотворений поэтов, выделение главного

*развитие мышления, внимания, памяти, речи у обучающихся;

*воспитание интереса к литературе, культурному наследию мирового сообщества.

Задачи :

*отработать навыки сопоставительного анализа стихотворений;

*учить систематизировать, выделять главное, обобщать;

*овладевать художественными средствами языка.
ХОД УРОКА
«Восстань , пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей»

А.С.Пушкин




Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент

1.Формирование психологического настроя- пожелание успехов на учебном занятии, радостного общения друг с другом.

Гимнастика для глаз.

Обучающиеся поворачиваются друг к другу, улыбаются.

Проводят гимнастику для глаз под руководством преподавателя.



2.

Опрос обучающихся по заданному на дом материалу

Проверка домашнего задания.

А)Каждая группа получает задание.

Группы быстрее других выполнившие задания-получают дополнительное задание.

Б) Блиц-опрос или информ-дайджест ( на доске портрет М.Ю.Лермонтова) и вопросы о жизни и творчестве поэта.

Подведение итогов опроса.

Деление обучающихся на группы:1гр-дополняет схему известными сведениями;

Дополнить схему:

Русский поэт………века



В Лермонтове «выразился исторический ….. ……..»



………. ………. основные темы лирики Лермонтова



………. пронизывает все творчество Лермонтова и т.д.

2гр-расставляет в хронологической последовательности:

1 Вторая ссылка на Кавказ

2 Учеба в Школе гвардейских юнкеров

3 Детство и юность

4 Ссора и дуэль

5 Первая ссылка на Кавказ

6 Учеба в Московском университете

7 Возвращение в Петербург

И т.д. ( ребята зачеркивают цифры и подписывают нужную очередность).

3 гр-восстанавливает цитатную характеристику М.Ю.Лермонтова. Найти и зачеркнуть лишнее; объяснить- почему?

1.Нет, я не ………… ( Байрон, я другой)

2.Мне нужно действовать, я каждый день………..(бессмертным сделать бы желал)

3.Я не знаю ………. (языка лучше, чем у Лермонтова) и т.д.

Каждая группа выделяет по нескольку человек на биографов, журналистов, фотокорреспондентов. Журналисты задают вопросы, биографы отвечают, а фотокорреспонденты делают снимки.


3.

Изучение нового учебного материала

Постановка темы и цели урока. А)Тему урока обучающиеся сами определяют в строчке из букв ( на ватмане) .

Б) постановка цели урока

Преподаватель читает стихотворение «Пророк» А.С.Пушкина и

рассказывает историю написания в 1826 году стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина ( образ библейского пророка , поучающего и спасающего свой народ, служит для А.С.Пушкина примером. ( Это стихотворение Пушкин вез на встречу с царем Николаем I. Он уже знал о казни пяти декабристов, о ссылке в Сибирь своих друзей. Но свою участь он еще не знал. Вживаясь в образ пророка, Пушкин следом за Исайей, рассказывает нам, как обыкновенный человек превращается в пророка. Пророк не свои мысли доносит до людей, а то, что он услышал от бога. В стихотворении осуществляется прямая связь пушкинского и библейского пророков.

БИБЛИЯ: И послан бысть ко мне един от Серафимов…

И прикоснулся к устам моим и рече: се прекоснуся сие устам твоим, и … беззакония твоя, и грехи твоя очистит…..

ПУШКИН: Глаголом жги сердца людей! Сим..

И шестикрылый Серафим на перепутье мне явился..

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,…

Пушкин , сохраняя завораживающий торжественный стиль, создает величайший философский манифест. Здесь утверждается мысль самого Пушкина о жертвенном служении народу поэта-пророка. Верующие люди видят в образе поэта-пророка посредника между Богом и людьми.

Преподаватель предлагает проанализировать стихотворение.

Преподаватель предлагает фонозапись стихотворения М.Ю.Лермонтова «Пророк» .

Стихотворение написано в 1841 году и является откликом на пушкинское.

Преподаватель

предлагает ответить на вопросы(устно):

А) Почему М.Ю.Лермонтов назвал свое стихотворение «Пророк»?

Б) О чем это стихотворение?

В)Каков лермонтовский пророк?

Г)В чем главная мысль стихотворения?

Проводится физкультминутка (физические упражнения-движения руками, повороты головы, вращения плечами)

Обучающиеся, работая в парах, сами определяют тему урока, обращаясь и к эпиграфу урока.

Обучающиеся высказывают свое мнение о цели занятия, выражают свои пожелания: чему бы они хотели научиться на уроке, каким бы они хотели увидеть урок.

Вопросы обучающимся для анализа стихотворения :

  • Что вы скажете об этом стихотворении?

  • Определите основную тональность стихотворения? Какими способами она создается?

  • Проанализируйте лексику стихотворения? ( обилие архаизмов и старославянских слов; обилие глаголов в повелительном наклонении)

  • В чем особенность композиции стихотворения? Каковы его смысловые части?

Обучающиеся внимательно слушают стихотворение, обмениваются своими впечатлениями, работая в парах , и отвечают на вопросы.

(Это стихотворение о проблеме взаимоотношений пророка со всеми людьми).

Обучающиеся выполняют упражнения под руководством физорга группы.


4.

Закрепление учебного материала

Самостоятельная работа по схеме комплексного сравнительного анализа стихотворений «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

( проецируется схема на экран):

История создания стихотворения, информация об авторе → тема → проблема → идея → художественные приемы → композиция → основные образы → символика стихотворения → изобразительно-выразительные средства → синтаксис → лексика → размер → способ рифмовки


Письменное выполнение работы

Комплексный анализ стихотворения «Пророк»

Вопросы к анализу стихотворений

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

1.история создания стихотворения







2. тема







3.проблема и т.д.







Обучающиеся сдают рабочие тетради на проверку преподавателю.

5.

Задание на дом, подведение итогов урока и рефлексия

Преподаватель подводит итоги того, что сделано на уроке по данной теме.

Домашнее задание: 3 вида домашних заданий ( на выбор).

1-составить кроссворд по произведениям М.Ю.Лермонтова;

2-составить фоторепортаж о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

3.Составить визитную карточку на одного из изученных писателей ( чтобы обучающиеся могли его узнать).

Рефлексия. Преподаватель предлагает физкультминутку-массаж некоторых активных точек.

Преподаватель предлагает заполнить анкету( «как я работал на уроке…»)

Анкета

1.На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.Урок для меня показался коротким / длинным

4.За урок я не устал / устал

5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересно / не интересно

Урок заканчивается улыбкой преподавателя, шуткой или поучительным афоризмом.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

Обучающиеся указательным пальцем массируют активные точки.

Заполняют анкету., анализируют результаты собственной деятельности на уроке.


Преподаватель литературы – Атаманова О.М., 14 декабря 2012г

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках литературы. Тема: Сравнительный анализ стихотворений icon«Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ...
Технологическая карта учебного занятия " Тема пророчества в русской литературе 19 века на примере сравнительного анализа стихотворений...

Уроках литературы. Тема: Сравнительный анализ стихотворений iconСтихотворения
Сравнительный анализ стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер» с точки зрения идейно-тематического содержания

Уроках литературы. Тема: Сравнительный анализ стихотворений iconУрок литературы в 9 классе Тема урока: Анна Ахматова. Слово о поэте....
Методические приёмы: рассказ учителя; анализ стихотворений; лекция с элементами беседы; применение знаний по теории литературы; постановка...

Уроках литературы. Тема: Сравнительный анализ стихотворений iconКнига Ветхого Завета
Тема, которая меня заинтересовала, звучит так: «Псалтырь на уроках литературы». Разумеется, я не предлагаю подменять изучение классических...

Уроках литературы. Тема: Сравнительный анализ стихотворений iconСопоставительный анализ стихотворений Пушкина «К морю» иТютчева «Как хорошо ты, о море ночное »
Тема урока: Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина «К морю» и Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»

Уроках литературы. Тема: Сравнительный анализ стихотворений iconЗаседание мо : -анализ работы шмо учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год
«а» классе «Использование технологии критического мышления на уроках русского языка»; его анализ

Уроках литературы. Тема: Сравнительный анализ стихотворений iconУрок литературы 9 класс Тема: «Я вас любил…»
Оформление урока: презентация «Адресаты лирики А. С. Пушкина», распечатка стихотворений, фонограмма романса «Я помню чудное мгновенье»,...

Уроках литературы. Тема: Сравнительный анализ стихотворений iconПодход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека
Причем обучение должно вестись в определенной системе как на уроках русского языка, собственно уроках развития речи, так и на уроках...

Уроках литературы. Тема: Сравнительный анализ стихотворений iconУрок литературы в 6-м классе "Волхвы не боятся могучих владык " (уч. Л. Н. Дворцова)
Использование интерактивных методов обучения, которые включают в себя разные виды активности учащихся: моделирование, коммуникативный...

Уроках литературы. Тема: Сравнительный анализ стихотворений iconРабочая программа дисциплины «Гистология»
Сравнительный анализ стадий эмбрионального развития животных разных групп с эволюционных позиций

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции